Д. № 2а-456/2020
УИД № 89RS0013-01-2020-000781-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2020 года г. Губкинский ЯНАО
Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Скусинец Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Рузановой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Семибратченко Александру Станиславовичу о взыскании задолженности по налогу на имущество, транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – Инспекция) обратилась с иском к Семибратченко А.С. о взыскании задолженности по налогу на имущество в размере 29 рублей, пени в размере 13 копеек, задолженности по транспортному налогу в размере 24 368 рублей, пени в размере 109 рублей 25 копеек.
В обоснование исковых требований указано, что Семибратченко А.С. в спорный период являлся собственником следующего имущества: автомобиль Шевроле Тахо (...); квартира по адресу – (...)); иные строения по адресу – (...) За 2018 год Семибратченко А.С. начислены транспортный налог и налог на имущество, на которые в связи с неуплатой начислены пени. В соответствии с требованием № 34473 от 24 декабря 2019 года задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество, пени не были уплачены последним в установленный срок. Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 1 апреля 2020 года по заявлению административного истца судебный приказ отменен. В связи с указанным Инспекция просит взыскать с Семибратченко А.С. задолженность по налогу на имущество в размере 29 рублей, пени в размере 13 копеек, задолженность по транспортному налогу в размере 24 368 рублей, пени в размере 109 рублей 25 копеек.
Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил.
Административный ответчик Семибратченко А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представил. Направил отзыв, в соответствии с которым полагает, что в соответствии с Законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, освобожден от уплаты всех видов налогов.
Судебное заседание проведено в отсутствие не явившихся сторон в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Изучив представленные материалы, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 1 ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается указанным Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом, законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта.
Налогоплательщиками указанного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогооблажения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (ст.ст. 357, 358 Налогового кодекса РФ).
В силу положений статьи 362 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ).
Порядок уплаты транспортного налога, размер ставки налога установлены главой 28 НК РФ и Законом ЯНАО от 25 ноября 2002 года № 61-ЗАО «О ставках транспортного налога на территории ЯНАО».
В соответствии с п. 1 ст. 399 Налоговой кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками указанного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ (жилой дом, квартира, комната, иные здания, строения, сооружения, помещения и т.д.) (ст. 400, 401 Налогового кодекса РФ).
В зависимости от вида объекта налогообложения налоговая база определяется исходя из кадастровой, инвентаризационной стоимости данных объектов в отношении каждого объекта налогообложения за каждый налоговый период (календарный год) не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.ст. 402-405, 409 Налогового кодекса РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ).
Порядок и срок уплаты налога на имущество региональным законом не устанавливались.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Семибратченко А.С. в 2018 году являлся владельцем транспортного средства: автомобиль Шевроле Тахо (...). Также в 2018 году Семибратченко А.С. являлся собственником следующего имущества: квартира по адресу – (...); иные строения по адресу – (...)
Согласно ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № 35476683 от 10 июля 2019 года, содержащие сведения об объектах собственности – транспорта и имущества, исчисленных суммах налогах, в котором административному ответчику предложено уплатить налог за 2018 год в срок до 2 декабря 2019 года.
Отправление налогового уведомления по адресу административного ответчика подтверждается реестром заказных отправлений.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое согласно п. 1 ст. 70 НК РФ, должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога Семибратченко А.С. было направлено через личный кабинет налогоплательщика требование № 34473 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 24 декабря 2019 года, в соответствии с которым ответчику было предложено оплатить задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество, пени в срок до 27 января 2020 года.
Отправление налогового требования по адресу административного ответчика подтверждается скриншотом личного кабинета налогоплательщика.
Требование Инспекции административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после отмены судебного приказа в суд в порядке главы 32 КАС РФ.
Законодатель установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, а также положений главы 32 КАС РФ общий срок на обращение в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
В то же время, согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как видно из материалов дела, административный истец в марте 2020 года обратился к мировому судье судебного участка № 1 судебного района города окружного значения Губкинский с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с Семибратченко А.С. Судебный приказ был вынесен, но по заявлению должника отменен определением мирового судьи от 1 апреля 2020 года.
С учетом положений ст. 48 НК РФ срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа административным истцом не был нарушен.
Административный истец обратился в суд к ответчику с административным исковым заявлением 16 июня 2020 года - в установленный законом срок после отмены судебного приказа.
Административный ответчик Семибратченко А.С. считает, что поскольку является ликвидатором ЧАЭС, то он освобожден от уплаты всех видов налогов.
С данными доводами суд не согласен исходя из следующего.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 4 Закона ЯНАО от 25 ноября 2002 года № 61-ЗАО (в ред. от 26 ноября 2018 года) «О ставках транспортного налога на территории ЯНАО» от уплаты транспортного налога освобождаются физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Согласно пп. 1-1 указанной статьи, налогоплательщики, указанные в пунктах 11 - 14 части 1 названной статьи, освобождаются от уплаты транспортного налога в отношении одного легкового автомобиля с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно.
Как следует из материалов дела, Семибртченко А.С. является ликвидатором ЧАЭС. В собственности ответчика в спорный период находилось транспортное средство: автомобиль Шевроле Тахо г(...) – мощностью 324,9 л.с.
Статьями 14 и 356 НК РФ закреплено, что транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате только на территории субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных упомянутым Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии со статьей 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются названным Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При этом льготы по налогу, установленные п. 14 ч. 2 и пп. 1-1 ст. 4 Закона ЯНАО от 25 ноября 2002 года № 61-ЗАО (в ред. от 26 ноября 2018 года) «О ставках транспортного налога на территории ЯНАО» предоставляются только в отношении одной единицы транспортного средства с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно.
Учитывая, что региональный законодатель связывает предоставление налоговой льготы по транспортному налогу гражданам определенной категории, исходя из характеристик объекта налогообложения (транспортного средства), а принадлежащие Семибратченко А.С. автомобили имеют большую мощность, чем предельная мощность, определенная Законом ЯНАО № 61-ЗАО, суд полагает, что представленный административным истцом расчет размера пени по транспортному налогу является верным и обоснованным.
Кроме того, административным ответчиком не были представлены суду доказательства, оспаривающие факт регистрации на нем указанных выше транспортных средства и того обстоятельства, что он фактически ими не владел, доказательств фактического выбытия из его права владения и собственности данных транспортных средств в спорный период, в связи с этим с него не снимается обязанность по уплате пени по транспортному налогу.
Также Семибратченко А.С. не были представлены документы, дающие основание для уменьшения налоговой базы по налогу на имущество.
В соответствии со ст. 407 ГК РФ при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот: 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в пп. 14 п. 1 ст. 407 НК РФ; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в пп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ; 5) гараж или машино-место.
Согласно сведениям, представленным административным истцом, Семибратченко С.А. предоставлена льгота по налогу на имущество за 2015-2018 годы в отношении объекта налогообложения – квартира по адресу: (...).
В отношении имущества – (...)), административному ответчику начислены имущественный налог и пеня.
Доводы административного ответчика о том, что он освобожден от всех видов налогов в связи с тем, что является ликвидатором ЧАЭС, подлежат отклонению как необоснованные.
Как видно из материалов дела, ответчик уплату налога на имущество и транспортного налога, а также пени за 2018 год не произвел. Доказательств обратного суду не представлено.
С учетом изложенного суд полагает требования административного истца законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку административный ответчик является пенсионером, то в силу пп. 5 п. 2 ст. 333.36 НК РФ он освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Семибратченко Александру Станиславовичу – удовлетворить.
Взыскать с Семибратченко Александра Станиславовича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу задолженность по налогу на имущество в размере 29 рублей, пени в размере 13 копеек, задолженность по транспортному налогу в размере 24 368 рублей, пени в размере 109 рублей 25 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Губкинский районный суд ЯНАО.
Председательствующий: подпись Е.В. Скусинец
Решение в окончательной форме изготовлено 4 сентября 2020 года.
(...) |