Дело № 2а-692/2023
УИД № 59RS0017-01-2023-000701-97
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Губаха 27 июля 2023 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Брызгалова В.Д.,
при секретаре судебного заседания Лештаевой О.В.,
с участием помощника прокурора Гольчикова С.А.,
представителя административного ответчика Ким А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности, заинтересованное лицо: Управление строительства и ЖКХ Администрации Губахинского муниципального округа,
У С Т А Н О В И Л:
и.о. прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры Пермского края в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности организовать лесоустройство городских лесов Губахинского муниципального округа, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов Губахинского муниципального городского округа, создать городское лесничество с учетом присоединения городских лесов Гремячинска в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Заявленные требования мотивированы тем, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 4 Плана работы прокуратуры на I полугодие 2023 года проведена проверка исполнения лесного законодательства в деятельности администрации Губахинского муниципального округа, в ходе которой установлено, что администрацией Губахинского муниципального округа городское лесничество с учетом присоединения городских лесов Гремячинского городского округа не образовано, границы городских лесов не определены, мероприятия по лесоустройству городских лесов в полном объеме не проведены лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден. На кадастровый учет городские леса Гремячинска не поставлены в полном объеме, что требует от администрации Губахинского муниципального округа принятия мер по уточнению границ и внесению достоверных и полных сведений в ЕГРН и направления соответствующей, информации для включения в Лесной план Пермского края (объединенного городского лесничества муниципального округа). Меры, направленные на использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов не осуществляются. Неисполнение возложенных обязанностей может привести к нерациональному использованию лесных ресурсов, захламленности лесных участков, что создает угрозу санитарной и пожарной безопасности в лесах. Выявленные недостатки в деятельности администрации недопустимы, так как влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Отмеченные нарушения не способствуют укреплению состояния законности в указанной сфере. По результатам выявленных нарушений главе муниципального округа - главе администрации Губахинского муниципального округа внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений лесного законодательства. Представление рассмотрено, удовлетворено. Вместе с тем мероприятия по лесоустройству городских лесов не проведены, лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден, лесничество с учетом присоединения городских лесов Гремячинска не создано.
Помощник прокурора Гольчиков С.А. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, показав, что испрашиваемый срок для исполнения обязанностей установлен с учетом планирования бюджета на 2024 год.
Представитель административного ответчика Ким А.В. в судебном заседании административный иск не признала по доводам письменных возражений, дополнительно показав, что в настоящее время осталось провести кадастровые работы, которые не проведены в связи с отсутствием финансирования. Мероприятия, об исполнении которых указывает прокурор, проводятся в соответствии с разработанной дорожной картой.
Представитель заинтересованного лица - Управление строительства и ЖКХ Администрации Губахинского муниципального округа в судебное заседание не явился, представили письменный отзыв, согласно которого с заявленными требованиями не согласны. Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ создано лесничество на землях населенных пунктов Губахинского городского округа Пермского края, занятых городскими лесами. Сведения о границах Губахинского городского лесничества внесены в Единый государственный реестр недвижимости, реестровый № В 2022 году Пермским филиалом ФГБУ «РОСЛЕСИНФОРГ» проведены полевые и камеральные лесоустроительные работы по Губахинскому округу. На территории Гремячинского округа уточнены границы земельных участков, занятых городскими лесами, их местоположение по материалам лесоустройства 2000 года. Работы выполнялись Поволжским государственным лесоустроительным предприятием Пермская экспедиция. Общая площадь городских лесов составляет ________________ Га. Проведение кадастровых работ и постановка на учет земельных участков по Гремячинску планируется на 2023 год. Материалы лесоустройства по Гремячинску будут актуальны в 2024 году. Лесохозяйственный регламент Губахинского городского лесничества будет разработан в 2024-2025 годах. Положение об осуществлении муниципального лесного контроля разработан, находится в стадии согласования. При этом, разработана дорожная карта, которая согласована с департаментом лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному Округу. Работа по лесоустройству (Гремячинск) не может быть начата, первоначально должны быть выполнены комплексные кадастровые работы на земельных участках Гремячинска, занятых городскими лесами, постановка на государственный учет.
Заслушав, лиц участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 4 Плана работы прокуратуры на I полугодие 2023 года проведена проверка исполнения лесного законодательства в деятельности администрации Губахинского муниципального округа.
Проверкой установлено, что в нарушении норм вышеуказанного законодательства администрацией Губахинского муниципального округа городское лесничество с учетом присоединения городских лесов Гремячинского городского округа не образовано, границы городских лесов не определены, мероприятия по лесоустройству городских лесов в полном объеме не проведены, лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры в адрес главы муниципального округа - главы администрации Губахинского муниципального округа <ФИО>1 внесено представление об устранении нарушений требований лесного законодательства.
Из ответа главы муниципального округа - главы администрации Губахинского муниципального округа <ФИО>1 следует, что представление рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ. По итогам рассмотрения представления сообщено следующее. С целью предотвращения нарушений норм лесного законодательства Управлением строительства и ЖКХ Администрации разработан комплекс мер (дорожная карта) по созданию лесничества, расположенных на землях населенных пунктов и внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости. В перечне мероприятий, предусмотренных дорожной картой на 2023 год предусмотрено проведение комплексных кадастровых работ на земельных участках границ Гремячинска, занятых городскими лесами, постановка на государственный учет. После проведения кадастровых работ запланировано принятие решения о создании лесничества на землях населенных пунктов Гремячинска и установлению границ, затем проведение лесоустройства и после чего разработка и утверждение лесохозяйственного регламента. Дополнительно сообщено, что контроль за созданием лесничества на землях населенных пунктов, занятыми городскими лесами на территории Губахинского муниципального округа, по поручению Рослесхоза также осуществляет Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу. Актуализированная дорожная карта направлена в адрес Департамента, письмом от ДД.ММ.ГГГГ№. Соответственно вопрос по созданию лесничества не остается без должного внимания со стороны Администрации. Порядок осуществления муниципального лесного контроля планируется разработать к концу первого полугодия 2023 года.
Как следует из материалов дела, приказом Федерального Агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ на землях населенных пунктов Губахинского городского округа Пермского края, занятых городскими лесами, создано Губахинское городское лесничество площадью ________________ га, которым также установлены границы Губахинского городского лесничества. Сведения о границах Губахинского городского лесничества внесены в Единый государственный реестр недвижимости, реестровый №
Согласно проекту организации и ведения лесного хозяйства по городским лесам г. Гремячинска Пермской области по состоянию на 2000 год, выполненный Поволжским государственным лесоустроительным предприятием Пермская экспедиция, общая площадь городских лесов г. Гремячинска составляла ________________ Га.
В соответствии с Законом Пермского края от 22.03.2022 № 64-ПК «Об образовании нового муниципального образования Губахинский муниципальный округ Пермского края» (принят ЗС ПК 17.03.2022) Гремячинский городской округ и Губахинский городской округ Пермского края были объединены. Новое муниципальное образование, образованное путем проведения преобразования, наделено статусом муниципального округа. Губахинский муниципальный округ Пермского края считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона (с 03.04.2022).
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
Часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления и должностные лица соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) (статья 3 Лесного кодекса Российской Федерации).
Одним из основных принципов в области лесных отношений, закрепленных пунктами 1, 2, 5 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации, является устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
Согласно положениям статьи 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Пунктом 124 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее также - Минприроды России) от 5 августа 2022 г. № 510, установлено, что к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов в пределах одного муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного Кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 19);
принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов поселения, установлении и изменении их границ, а также осуществление разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов поселения; (п. 20.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 № 304-ФЗ);
осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов поселения (п. 20.2 введен Федеральным законом от 02.07.2021 № 304-ФЗ).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов.
В силу положений ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя следующие мероприятия: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по сохранению лесов.
Согласно ч. 1.1. ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, установлении и изменении их границ, а также осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов.
В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Лесоустройство проводится в соответствии с правилами, установленными лесоустроительной инструкцией, предусмотренной частью 10 статьи 19 настоящего Кодекса (ч.1 ст. 67.1).
В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления. Лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет.
Статьей 98 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальный лесной контроль осуществляется органами местного самоуправления в рамках полномочий в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса. Муниципальный лесной контроль может осуществляться муниципальными учреждениями, подведомственными органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов.
Таким образом, отсутствие лесохозяйственного регламента не позволяет надлежащим образом обеспечить охрану, защиту воспроизводство городских лесов, что исключает оперативное принятие мер по устранению аварийных ситуаций и лесных пожаров, а также ликвидации их последствий. Кроме того, может отрицательно отразиться как на санитарном их состоянии, так и привести к уменьшению площади городских лесов, увеличению незаконных рубок.
Кроме того, судом установлено, и не опровергнуто ответчиком, что с момента объединения Гремячинского и Губахинского городских округов и до настоящего времени, новые лесоустроительные работы с учетом присоединенных городских лесов Гремячинского городского округа, свидетельствующие об ином количестве лесов, администрацией Губахинского муниципального округа не проводились.
Субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по созданию лесничеств, лесоустройству и разработке лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является администрация. Поскольку со стороны администрации Губахинского муниципального округа Пермского края суду не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии исчерпывающих мер, направленных на организацию и осуществление органом местного самоуправления мероприятий по созданию лесничества с учетом присоединенных городских лесов Гремячинского городского округа, лесоустройству, разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов Губахинского муниципального округа, суд, руководствуясь положениями указанных выше нормативных правовых актов, приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления прокурора.
Судом также принимается во внимание, что отсутствие у органов местного самоуправления финансовой возможности для выполнения возложенных законом обязанностей не может являться основанием для освобождения от них.
Удовлетворяя исковые требования и разрешая вопрос о сроке возложения на ответчика обязанности устранения выявленных нарушений, суд считает предложенный истцом срок обоснованным.
Однако, в случае невозможности по объективным причинам исполнить судебное решение в установленный судом срок, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, ответчик не лишен возможности обращения в суд с соответствующим заявлением об отсрочке исполнения судебного акта, в порядке, предусмотренном ст. 358 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск и.о. прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Возложить на Администрацию Губахинского муниципального округа Пермского края обязанность организовать лесоустройство городских лесов Губахинского муниципального округа, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов Губахинского муниципального городского округа, создать городское лесничество с учетом присоединения городских лесов Гремячинска в срок до 31.12.2024.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 02.08.2023.
Председательствующий В.Д. Брызгалов