НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Губахинского городского суда (Пермский край) от 21.06.2016 № 2А-798/2016

Дело № 2а-798-2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Губаха 21.06.2016 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.Н. Мельникова,

при секретаре А.Е. Захаровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора г.Губаха в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Губаха» о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ года недействующим,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Губаха в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации городского округа «Город Губаха» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия постановления окружной администрации от ДД.ММ.ГГГГ года «Об установлении размера платы для нанимателей жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Губахинского городского округа», указав, что данное постановление было опубликовано на официальном сайте администрации городского округа «Город Губаха» ДД.ММ.ГГГГ года и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года. Пунктом 1.1 постановления утверждена базовая ставка платы за пользование жилым помещением (плата за наем) в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за 1 кв.м. В соответствии с п. 5 Порядка расчета платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Губахинского городского округа, утвержденного п.1.2. Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, фактические платежи населения за наем жилого помещения определяются исходя из размера базовой ставки за наем жилого помещения с применением корректирующих коэффициентов. Пунктом 6 Порядка установлено, что базовая ставка платы за наем жилого помещения утверждается постановлением администрации городского округа «Город Губаха» ежегодно с учетом минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на очередной год и плановый период, установленного Правительством Пермского края, и /или показателя инфляции в регионе в соответствии с исходными условиями для формирования вариантов развития и основными показателями прогноза социально-экономического развития Пермского края на очередной год и плановый период, утвержденными губернатором Пермского края. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 18.11.2015 №989-п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2016-2018 годы, и внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 10 октября 2014 №1149-п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2015-2017 годы», минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2016 год установлен в размере <данные изъяты> руб. на 1 кв.м. Таким образом, в расчет ставки платы за пользование жилыми помещениями (плата за наем) включен минимальный размер взноса за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2016 год для собственников жилых помещений, что противоречит требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 1 статьи 154 ЖК РФ взнос за капитальный ремонт в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилого помещения по договору социального найма жилого помещения или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда не входит, так как капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Включая в базовую ставку платы за наем жилого помещения по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества, орган местного самоуправления фактически перекладывает свои обязанности как собственника по несению расходов на содержание муниципального имущества, на нанимателей жилых помещений, ущемляя их жилищные права. ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой города Губаха был принесен протест на постановление администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ года с требованием изменить нормативный правовой акт, привести его в соответствие с требованиями федерального законодательства. 21.03.2016 года на протест прокурора получен ответ администрации округа о подготовленных изменениях в постановление администрации округа от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ года из пункта 6 Порядка расчета платы за пользование жилым помещением (платы за найм) для нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Губахинского городского округа были исключены слова «муниципального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на очередной год и плановый период, установленного Правительством Пермского края, и/или», однако размер базовой ставки платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не был изменен и остался равным минимальному размеру взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края. Таким образом, указанные в протесте прокурора города от ДД.ММ.ГГГГ года нарушения федерального законодательства администрацией округа не устранены. Непрозрачность установления размера платы за найм приводит к нарушению прав нанимателей, возлагая на них обязанности муниципального образования по уплате взноса на капитальный ремонт, в то время как уплата взноса на капитальный ремонт установлена Жилищным кодексом РФ исключительно в отношении собственников помещений в многоквартирном доме.

В судебном заседании прокурор Москаленко Е.В. поддержала заявленные требования по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель администрации городского округа «Город Губаха» Иконников А.В. в судебном заседании административный иск не признал, мотивируя тем, что в тексте постановления администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ нигде не указывается, что данным нормативным правовым актом каким-либо образом регулируются отношения в области платы за капитальный ремонт. Возложение же обязанности по уплате капремонта очевидно подразумевает непосредственную оплату в Региональный Фонд либо на специализированный счет, чего в данном случае нормативным актом не установлено. Исходя из буквального толкования оспариваемого постановления усматривается, что органом местного самоуправления определен только размер платы за наем жилого помещения, без установления платы за капитальный ремонт. Базовая ставка определена ответчиком не произвольно, а в соответствии с действующими актами Российской Федерации, в частности, в соответствии с Методическими указаниями по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) муниципального и государственного жилищного фонда, утвержденных Приказом Министерства строительства РФ от 01.12.1996 года № 17-152 (далее Методические указания). В силу п.1.1, 1.2 Методических указаний плата за наем состоит в компенсации инвестиционных затрат собственника на строительство и реконструкцию жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договору найма. Определение базовой ставки за наем жилого помещения производится, исходя из определения отчислений на реновацию (полное восстановление) муниципального и государственного жилищного фонда и с учетом социально - экономической ситуации в муниципальном образовании. Таким образом, компенсация затрат на проведение капитального ремонта в размер платы за наем жилого помещения, установленный постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, не включена. Оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа местного самоуправления, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, оспариваемый акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ года из оспариваемого постановления исключено упоминание о минимальном взносе за капитальный ремонт. Следует также отметить, что, оспаривая действующий нормативный правовой акт органа местного самоуправления, прокурор не указывает, каким именно образом и на основании каких нормативных актов, по его мнению, должны быть определены размер базовой ставки и, соответственно размер платы за наем жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. То есть иск имеет признаки правовой неопределенности.

Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (ч.1). С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан (ч.3). Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч.6).

Статьей 213 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч.8). Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч.9)..

В части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ указано, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.6).

Статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (ч.1). Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан) (ч.2). Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (ч.6).

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ч.1). Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ч.2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (ч.3).

Частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 3) плату за коммунальные услуги. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

Согласно статье 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч.1). Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч.3). Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома (ч.4). Установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ч.5).

В части 1 статьи 39 Устава Губахинского городского округа (принят решением Губахинской городской Думы от 16.12.2013 года №147) указано, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 40 Устава в систему муниципальных правовых актов Губахинского городского округа входят постановления и распоряжения Администрации города Губаха.

Согласно части 1 статьи 45 Устава, глава Администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы, издает постановления Администрации города Губаха по вопросам местного значения.

Статьей 46 Устава определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию и вступают в силу с момента их официального опубликования, если иной срок не установлен принимаемым муниципальным правовым актом (ч.1). Официальным опубликованием правового акта городского округа является публикация его полного текста на русском языке в газете «Уральский шахтер» или в Официальном вестнике газеты «Уральский шахтер» и (или) на официальном сайте Губахинского городского округа (ч.2). Официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в течение 10 рабочих дней с даты их подписания (ч.4).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года администрацией городского округа «Город Губаха» принято постановление «Об установлении размера платы для нанимателей жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Губахинского городского округа», которое было опубликовано на официальном сайте Губахинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ года и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года. Пунктом 1.1 Постановления утверждена базовая ставка платы за пользование жилым помещением (плата за наем) в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за 1 кв.м. Пунктом 1.2 Постановления утвержден Порядок расчета платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Губахинского городского округа, в соответствии с пунктом 6 которого базовая ставка платы за наем жилого помещения утверждается постановлением администрации городского округа «Город Губаха» ежегодно с учетом минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на очередной год и плановый период, установленного Правительством Пермского края и /или показателя инфляции в регионе в соответствии с исходными условиями для формирования вариантов развития и основными показателями прогноза социально-экономического развития Пермского края на очередной год и плановый период, утвержденными губернатором Пермского края. По протесту прокурора г. Губаха администрацией городского округа «Город Губаха» из пункта 6 Порядка расчета платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Губахинского городского округа исключены слова «муниципального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на очередной год и плановый период, установленного Правительством Пермского края, и/или», однако базовая ставка платы за пользование жилым помещением (плата за наем) осталась прежней.

Это подтверждается кроме объяснений сторон, письменными доказательствами.

Постановлением администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ года «Об установлении размера платы для нанимателей жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Губахинского городского округа» с ДД.ММ.ГГГГ года утверждена базовая ставка платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за 1 кв.м площади жилого помещения в месяц, а также Порядок расчета платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Губахинского городского округа, в соответствии с пунктом 6 которого базовая ставка платы за наем жилого помещения утверждается постановлением администрации городского округа «Город Губаха» ежегодно с учетом минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на очередной год и плановый период, установленного Правительством Пермского края и /или показателя инфляции в регионе в соответствии с исходными условиями для формирования вариантов развития и основными показателями прогноза социально-экономического развития Пермского края на очередной год и плановый период, утвержденными губернатором Пермского края. В соответствии с пунктами 5 и 7 названного Порядка размер платы за наем устанавливается с применением корректирующих коэффициентов в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

В своем протесте на постановление администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ года «Об установлении размера платы для нанимателей жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Губахинского городского округа» прокурор г. Губаха потребовал изменить указанное постановление и привести его в соответствие с действующим федеральным законодательством.

Постановлением администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ года внесены изменения в постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ года : в пункте 6 Порядка расчета платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Губахинского городского округа исключены слова «муниципального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на очередной год и плановый период, установленного Правительством Пермского края, и/или».

Из совокупности исследованных доказательств следует, что оспариваемое постановление администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ года принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, установленных частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие (глава 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, статьи 39-46 Устава Губахинского городского округа). Данное постановление, вопреки доводам прокурора, не противоречит ч.1 ст. 154 ЖК РФ, поскольку из буквального толкования оспариваемого постановления (как в первоначальном, так и в измененном виде) следует, что органом местного самоуправления определен только размер платы за наем жилого помещения, без установления платы за капитальный ремонт. Тот факт, что установленный оспариваемым постановлением размер базовой ставки платы за пользование жилым помещением (платы за наем) равен минимальному размеру взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, утвержденному на 2016 год постановлением Правительства Пермского края от 18.11.2015 №989-п, сам по себе о незаконности оспариваемого постановления не свидетельствует.

Плата за наем установлена в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, как и предписано ч.3 ст.156 ЖК РФ; размер платы за наем устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома в соответствии с ч.4 ст.156 ЖК РФ. Каких-либо доказательств того, что установленный оспариваемым постановлением размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) вопреки требованиям ч.5 ст.156 ЖК РФ приводит к возникновению у нанимателей жилых помещений права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не представлено.

Таким образом, оспариваемое постановление соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; принято в соответствии с установленной процедурой органом, уполномоченным на принятие таких нормативных правовых актов; соответствует установленной для этих нормативно правовых актов форме и виду; опубликовано и введено в действие согласно установленным правилам. Установленный обжалуемым постановлением порядок определения размера платы за наем жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилого помещения муниципального жилищного фонда направлен на установление справедливого размера платы за жилое помещение и не может сам по себе расцениваться как нарушающий какие-либо права, свободы и законные интересы лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, поскольку доказательств завышения размера базовой ставки платы за наем прокурором не представлено.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска в силу п.2 ч.2 ст.215 КАС РФ следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать прокурору г.Губаха в удовлетворении административного иска о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия постановления администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ года «Об установлении размера платы для нанимателей жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда Губахинского городского округа».

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: