НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Грязинского городского суда (Липецкая область) от 02.04.2018 № 2А-642/2018Г

Дело № 2а-642/2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Грязинский городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Шегида Е.А.,

с участием административного истца Плачинта Андрея Васильевича,

представителя административного ответчика МИФНС № 1 по Липецкой области Трубкина М.И.,

при секретаре Севостьяновой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Плачинта Андрея Васильевича к МИФНС № 1 по Липецкой области о признании безнадежной к взысканию и подлежащей списанию недоимки по налогам и сборам,

УСТАНОВИЛ:

Плачинта А.В. обратился в суд с административным иском к МИФНС № 1 по Липецкой области, указав, что он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 2006 г. по 04.05.2017 г. Фактически предпринимательскую деятельность он не осуществлял, однако ему начислена задолженность по налогам и сборам. Полагает, что он должен быть освобожден от этой задолженности ввиду налоговой амнистии. Просит признать безнадежной к взысканию и подлежащей списанию недоимку налогоплательщика Плачинта Андрея Васильевича, ИНН 662300502200, по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 г., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 г., страховых взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.1.2017 г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховое пенсии, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии, страховых взносов в виде фиксированного платежа в Г1Ф РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 г., страховых взносы в виде фиксированного платежа в Г1Ф РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010г., а также задолженность по пеням и штрафам (включая штраф по НДФЛ), начисленным на вышеуказанную недоимку.

Административный истец Плачинта А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Трубкин М.И. в судебном заседании административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что сведения о недоимке, образовавшейся до 01.01.2017 г., переданы налоговому органу ПФ РФ, и они не располагают сведениями о мерах по предъявлению к налогоплательщику требований о погашении задолженности. В части задолженности, образовавшейся после 01.01.2017 г. такие меры налоговым органом были приняты.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В силу ч. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2) и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (п. 8).

На основании п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях, перечисленных в данной норме, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пп. 5).

Частью 2 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

Как следует из данной нормы, в 2018 г. предпринимателям будет прощена задолженность по налогам, которая образовалась у них на 01.012015 г. Кроме недоимки списаны будут также начисленные на ее сумму пени и штрафы. Списанию подлежат долги практически по любым налогам предпринимателя: НДФЛ, ЕНВД, УСН, транспортный налог, водный налог и т.д. Однако под амнистию не подпадают: налог на добычу полезных ископаемых, акцизы, налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ. В отношении этих налогов недоимка подлежит погашению в общеустановленном порядке. Безнадежными будут признаны только налоговые долги, которые образовались до 01.01.2015 г. Долги по налогам, начисленным в 2015 г. и позже, под амнистию не подпадают. Долги по налогам будут списаны не только действующим ИП, но и лицам, которые статус индивидуального предпринимателя утратили до даты принятия ФНС решения о признании этих долгов безнадежными.

В ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

До 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов были возложены на органы государственных внебюджетных фондов. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов был установлен Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". В соответствии с этим законом ИП обязаны были уплачивать страховые взносы на ОПС и на ОМС в фиксированном размере.

Так как информации о доходах плательщиков внебюджетные фонды не имели, Законом N 212-ФЗ было предусмотрено, что эти сведения должны были передавать в фонды налоговые органы (ч. 9 ст. 14 Закона N 212-ФЗ). Доход плательщика налоговые органы определяли на основании налоговых деклараций. Отсутствие таких деклараций, соответственно, влекло невозможность получения внебюджетными фондами информации о доходах предпринимателя, и, как следствие, приводило к невозможности осуществления необходимых контрольных мероприятий. Поэтому ч. 11 ст. 14 N 212-ФЗ было предусмотрено, что при отсутствии в информации, представленной налоговым органом, сведений о доходах ИП, фиксированные взносы рассчитываются в максимальном размере исходя не из одного размера МРОТ, а из его восьмикратного размера, т.е. по формуле: 8 МРОТ х 26% х 12.

Из ст. 11 Закона N 436-ФЗ следует, что фиксированные взносы, начисленные Пенсионным фондом предпринимателям (и др. лицам) на основании ч. 11 ст. 14 N 212-ФЗ исходя из восьмикратного размера МРОТ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию. То же самое касается соответствующей задолженности по пеням и штрафам.

На основании ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признавался календарный год. Соответственно, списанию подлежат долги предпринимателей, которые были начислены им Пенсионным фондом за 2016 года и более ранние периоды.

Амнистия по страховым взносам, так же как и налоговая амнистия, распространяет свое действие, в том числе, и на лиц, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя.

Судом установлено и подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ, что Плачинта Андрея Васильевича (ИНН 662300502200) был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 21.06.2006 г., прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения 25.04.2017 г.

По сведениям налогового органа за ним числится задолженность по уплате страховых взносов в сумме 135 034,24 руб., в том числе:

- Страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010 г. - 28 732,80 руб. и пеня - 18 579,80 руб.;

- Страховые взносы на ОПС в ПФ РФ (накопительная часть) за периоды до 01.01.2013 г. - 9 555,12 руб. и пеня - 6 285,17 руб.;

- Страховые взносы на ОПС в фиксированном размере до 01.01.2017 г. - 2 194,96 руб. и пеня - 8 051,61 руб.;

- Страховые взносы на ОПФ в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017 г. - 240,68 руб. и пеня - 7 495,2 руб.

- Страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2017г. -3 467,33 руб. и пеня - 9 291 руб.;

- Страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010 г. - 3 365,45 руб. и пеня - 4 646 руб.;

- Страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010 г. - 4 646 руб. и пеня - 1 682,91 руб.;

- Страховые взносы на ФОМС в фиксированном размере до 01.01.2017 г. - 21 114,59 руб. и пеня - 8 705,35 руб.;

- Страховые взносы на ФОМС в фиксированном размере с 01.01.2017 г. - 1 579,35 руб. и пеня - 47,22 руб.

24.01.2018 г. налоговым органом в адрес административного истца направлено требование № 342627 об уплате страховых взносов на ОПФ в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017 г. и прочие начисления за 2017 год в сумме 8 051,61 руб. и страховых взносов на ФОМС в фиксированном размере с 01.01.2017 г. и прочие начисления за 2017 год в сумме 1 579,35 руб., а всего в сумме 9 930,96 руб.

В отношении задолженности по страховым взносам, начисленным за период до 01.01.2017 г. налоговый орган не располагает сведениями о принимавшихся мерах по взысканию.

Поскольку в силу вышеприведенных норм законодательства безнадежными ко взысканию могут быть признаны только задолженности по страховым взносам, образовавшиеся в период, до 01.01.2017 г., в отношении задолженностей, образовавщихся в 2017 г. налоговым органом приняты меры по взысканию задолженности, то заявленные истцом требования подлежат удовлетворению частично.

В связи с этим подлежит признанию безнадежной к взысканию и подлежащей списанию недоимка по страховым взносам за период до 01.01.2017 г., а в остальной части в признания таковыми платежей за 2017 год в удовлетворении административного иска суд отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Плачинта Андрея Васильевича к МИФНС № 1 по Липецкой области о признании безнадежной к взысканию и подлежащей списанию недоимки по налогам и сборам удовлетворить частично.

Признать безнадежной к взысканию и подлежащей списанию недоимку налогоплательщика Плачинта Андрея Васильевича (ИНН 662300502200) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013г., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии, страховых взносов в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 г., страховых взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2010 г., а также задолженность по пеням и штрафам (включая штраф по НДФЛ), начисленным на вышеуказанную недоимку.

В удовлетворении административного искового заявления Плачинта Андрея Васильевича к МИФНС № 1 по Липецкой области в части признания безнадежной к взысканию и подлежащей списанию недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017г., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховое пенсии, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017г., а также задолженность по пеням и штрафам, начисленным на вышеуказанную недоимку отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд Липецкой области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Е.А. Шегида

Мотивированное решение

принято 09.04.2018 года.