НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Грибановского районного суда (Воронежская область) от 21.03.2011 № 2-38

                                                                                    Грибановский районный суд Воронежской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Грибановский районный суд Воронежской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дело № 2-38/2011

с. Терновка 21 марта 2011 года 18 января 2011 года

Терновский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Шехерова В.Е.,

с участием прокурора Суздальцева Д.Н.,

ответчика Алехина Сергея Васильевича,

представителя третьих лиц Областного государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Воронежской области» и филиала Областного государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Терновского района Воронежской области Невзорова Юрия Алексеевича, доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Ждановой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Департамента труда и социального развития Воронежской области к Алехину Сергею Васильевичи об изменении с ДД.ММ.ГГГГ размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в связи с установлением третьей группы инвалидности на 2476 рублей 76 копеек и по встречному исковому заявлению к Алехина Сергея Васильевича к Департаменту труда и социального развития Воронежской области и Областному государственному учреждению «Управление социальной защиты населения Воронежской области» об изменении с ДД.ММ.ГГГГ размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в связи с установлением третьей группы инвалидности, на 4386 рублей 50 копеек,

УСТАНОВИЛ:

Алехин Сергей Васильевич с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в филиале ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» как инвалид вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. На основании решения Терновского районного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ Алехину С.В. как инвалиду 2 группы выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью исходя из базовой суммы 2500 рублей, установленной п. 15 ст. 14 Закона РФ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, проиндексированная по коэффициенту роста МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по индексу роста величины прожиточного минимума с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения по уровню инфляции. Рассчитанная таким образом указанным решением суда денежная компенсация в возмещение вреда здоровью Алехину С.В. с ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 7984 рубля 07 копеек, с последующей индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. С ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью Алехину Сергею Васильевичу выплачивается в размере 10966 рублей 24 копейки.

При очередном переосвидетельствовании в МСЭ Алехину Сергею Васильевичу с ДД.ММ.ГГГГ установлена 3 группа инвалидности бессрочно в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. В связи с изменением группы инвалидности, Департамент труда и социального развития Воронежской области на основании ч. 3 ст. 209 ГПК РФ обратился в суд с иском к Алехину Сергею Васильевичу об изменении размера денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленного решением Терновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, просит установить с ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 2476 рублей 76 копеек.

Свои исковые требования Департамент труда и социального развития Воронежской области обосновывает тем, что согласно Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в 1010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что выплата компенсаций и других выплат лицам, получившим право на их получение в 2010 году, производится в размерах, определенных настоящим Постановлением. Право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью как инвалиду 3 группы у Алехина С.В. возникло с ДД.ММ.ГГГГ, а согласно п. 14 приложения № к указанному Постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона) в 2010 году инвалидам 3 группы установлена в размере 2476 рублей 76 копеек (л.д. 2-4).

В своем заявлении представитель истца Рожков А.А. просит рассмотреть дело в его отсутствие, настаивает на удовлетворении исковых требований Департамента труда и социального развития Воронежской области (л.д. 21-22).

Представитель третьего лица - Роструда Анохин А.В. в своем отзыве просит исковые требования Департамента труда и социального развития Воронежской области удовлетворить полностью (л.д. 17-19).

Ответчик Алехин Сергей Васильевич иск не признал и обратился со встречным исковым заявлением к Департаменту труда и социального развития Воронежской области и к Областному государственному учреждению «Управление социальной защиты населения Воронежской области» об изменении размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в связи с установлением ему третьей группы инвалидности, просит обязать ответчиков с ДД.ММ.ГГГГ производить ему выплату в размере 4386 рублей 50 копеек, с последующей индексацией в установленном законом порядке, а также расходы на оплату услуг адвоката в сумме 4000 рублей.

Свои исковые требования Алехин С.В. обосновал чем, что принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в результате чего подвергся воздействию радиации и был признан инвалидом 2 группы, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в филиале ОГУ «УСЗН» Терновского района Воронежской области как инвалид ЧАЭС, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью выплачивалась ему по решению Терновского районного суда Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Сумма возмещения вреда здоровью, которую он получал в настоящее время, проиндексирована согласно решения суда от ДД.ММ.ГГГГ на основе роста величины прожиточного минимума по Воронежской области для категории «нетрудоспособное население», в соответствии с действующим в 2002-2004 годах законодательством. С ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью составил 10966 рублей 24 копейки.

При прохождении очередного освидетельствования МСЭ ему установлена третья группа инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2009 № от ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому в соответствии с частью 3 статьи 209 ГПК РФ он вправе требовать изменения размера ежемесячной денежной компенсация в возмещение вреда здоровью, так как изменились обстоятельства, влияющие на определение размера платежа. При этом механизм индексации размера ежемесячной денежной компенсация в возмещение вреда здоровью, установленный пунктом 15 части первой статьи 14 базового Закона для инвалида 3 группы 1000 рублей, должен быть таким же, как в решение Терновского районного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ, так как в соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Следовательно, пересмотр размера компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с изменением ему группы инвалидности, должен производиться с учетом ранее принятого решения от ДД.ММ.ГГГГ, а именно с применением в 2002-2004 годах коэффициентов роста прожиточного минимума по Воронежской области для категории «нетрудоспособное население», так утрата трудоспособности в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установлена ему еще в 1995 году, а в 2010 году ему изменена только группа инвалидности.

2002 год индексируется с коэффициентом - (687,75:579,50)=1,187, 2003 год с коэффициентом - (1114,25:687,75)=1,620, 2004 год с коэффициентом - (1416,50:1114,25)=1,271. Далее в 2005-2010 годах размер ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью подлежит индексации по уровню инфляции согласно постановлению Правительства РФ. Таким образом, размер компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с аварией на ЧАЭС по 3 группе инвалидности ему с ДД.ММ.ГГГГ должен составлять: 1000 руб. х 1,187 х 1,620 х 1,271 х 1,11 х 1,09 х 1,08 х 1,105 х 1,13 х 1,1 = 4386 рублей 50 копеек (л.д. 25-29).

Представитель ответчика по встречному исковому заявлению Алехина С.В. - Департамента труда и социального развития Воронежской области Рожков А.А. в своем заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, настаивает на удовлетворении исковых требований Департамента труда и социального развития Воронежской области к Алехину С.В., против встречного искового заявления Алехина С.В. возражает (37-38).

Представитель ответчика по встречному исковому заявлению Алехина С.В. - ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Невзоров Ю.А. исковые требования не признал и пояснил, что ежемесячна денежная компенсация в возмещение вреда здоровью Алехину С.В. как инвалиду 2 группы была назначена исходя из твердого размера, установленного ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ ему установлена 3 группа инвалидности, поэтому подлежит изменению и размер выплачиваемой ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из твердого размера, установленного для инвалида 3 группы. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в 1010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что выплата компенсаций и других выплат лицам, получившим право на их получение в 2010 году, производится в размерах, определенных настоящим Постановлением. В соответствии с п. 14 приложения № к указанному Постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона) в 2010 году инвалидам 3 группы установлен 2476 рублей 76 копеек. Требование Алехина С.В., что при индексации твердого размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда должна производиться с применением коэффициентов прожиточного минимума по Воронежской области, не основано на законе, так как согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом на очередной финансовый год, в порядке, определенном Правительством РФ. Довод Алехина о необходимости применения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П не может быть принят во внимание, поскольку касается механизма индексации сумм возмещения вреда, действовавшего до внесения федеральным законодательством изменений в правовое регулирование критериев индексации.

Представитель третьего лица - Роструда Анохин А.В.. в своем возражении на встречное исковое заявление Алехина С.В. по следующим основаниям.

Представитель третьего лица - Федеральной службы по труду и занятости А.В. Анохин в письменном возражении (л.д. 39-41) исковые требования Алехина С.В. не признал, просит рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований просит отказать по следующим основаниям.

Истцу при переосвидетельствования ДД.ММ.ГГГГ установлена 3 группа инвалидности, в связи с чем УСЗН обратилось в суд с иском о назначении Алехину СВ. ежемесячной компенсации, установленной действующим законодательством Российской Федерации для инвалидов 3 группы в размере 2 476,76 руб. Однако истец считает, что поскольку он получал возмещение вреда как инвалид 2 группы на основании судебного решения, то и сумма возмещения вреда, установленная с ДД.ММ.ГГГГ для инвалидов 3 группы в размере 1 000 руб. подлежит индексации по росту ВПМ в субъекте. Роструд не согласен с вышеназванным требованиями истца, поскольку они нарушают конституционный принцип справедливости, так как допускают неравный подход в вопросе исчисления сумм возмещения вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием, принцип равенства всех перед законом, который подразумевает отсутствие у любого индивида каких-либо привилегий перед другими, а также принцип соблюдения баланса частноправовых ипубличных интересов.

В исковом заявлении дается ссылка на определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Вместе с тем в п. 3.2 мотивировочной части названного определения указано, что «Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались,должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом, а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда РФ о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы. В силу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» выявленный Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовой смысл указанных норм является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике».

Алехину С.В. 3 группа инвалидности установлена при переосвидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ, ранее истцу выплаты сумм возмещения вреда как инвалиду 3 группы не полагались, в связи с чем невозможно произвести индексацию сумм возмещения вреда на коэффициенты ВПМ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за период до момента возникновения у истца права на их получение, поскольку это не соответствует требованиям действующего законодательства.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно указывал, что индексация сумм в возмещение вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации представляет собой конституционно-правовую меру временного характера - впредь до внесения федеральным законодателем изменений в правовое регулирование (определения от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №-O-O, от ДД.ММ.ГГГГ № и др.).

Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ и с момента вступления указанного закона в силу (ДД.ММ.ГГГГ) размеры выплат, установленные п. 15. ч.1. ст. 14 базового Закона ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Также необходимо указать, что ст. З Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ установлено, что размеры выплат, установленные в соответствии с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», индексируются с ДД.ММ.ГГГГ исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами о федеральном бюджете на 2002 и 2003 годы, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими постановлениями, начиная с 2004 года, ежегодно утверждает порядок индексации на соответствующий год установленных базовым Законом размеров компенсаций и иных выплат. Следовательно, со вступлением в силу вышеназванных нормативных правовых актов вопрос об индексации ежемесячной денежной компенсации на законодательном уровне урегулирован и у судов не имеется правовых оснований для индексации сумм возмещения вреда с 2002 по 2004 года по прожиточному минимуму.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 1 ГПК РФ «гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов».

Выслушав участников процесса, изучив материалы данного дела, обозрев материалы гражданского дела №, заслушав заключение прокурора, считаю, что требования Департамента труда и социального развития Воронежской области подлежат удовлетворению, а в удовлетворении встречного искового заявления Алехину С.В. следует отказать, по следующим основаниям.

В силу положения пункта 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», изложившего п. 25 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в новой редакции, согласно которой возмещение вреда гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, производится в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в первоначальной редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ), гражданам, получавшим до его введения в действие возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействие вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации её последствий, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10000 рублей.

В соответствие с ч. 3 ст. 209 ГПК РФ в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и срока платежей.

Согласно п. 2 ст. 1090 ГК РФ лицо, на которое возложена обязанность возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего, вправе потребовать соответствующего уменьшения размера возмещения вреда, если трудоспособность потерпевшего возросла по сравнению с той, которая была у него к моменту присуждения возмещения вреда.

Установлено, что с 1996 года Алехин С.В. через Терновский филиал ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» получал возмещение вреда здоровью в связи с аварией на Чернобыльской АЭС по п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Решением Терновского районного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» обязано с ДД.ММ.ГГГГ за счет федеральных средств, предусмотренных федеральным бюджетом на финансирование расходов, связанных с выплатой ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, выплачивать Алехину С.В. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 7984 рубля 07 копеек с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства (л.д. 7-10).

Из решения Терновского районного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Алехин С.В. являлся инвалидом 2 группы по причине увечья, связанного с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, и ему с 1996 года была назначена ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью, размер который с ДД.ММ.ГГГГ был установлен 2500 рублей Этим решением суда выплачиваемая Алехину С. В. ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в связи с аварией на ЧАЭС была проиндексирована на рост величины прожиточного минимума для пенсионеров по Воронежской области за 2002-2004 годы, коэффициенты инфляции за 2005-2007 годы. С ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в связи с аварией на ЧАЭС Алехину С. В. была установлена в размере 7984 рубля 07 копеек.

Впоследствии этот размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с аварией на ЧАЭС был ежегодно индексирован на коэффициенты инфляции и на ДД.ММ.ГГГГ составил у Алехина С.В. 10966 рублей 24 копейки.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) во исполнение Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", в абзаце 1 пункта 4 которого указано, что выплата денежной компенсации инвалидам производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение.

Пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в
возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным
воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ
по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи
заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера
в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей
кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской
Федерации случаях, - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи
заявления.

Согласно справки филиала бюро № ФГУ «ГБ МСЭ» по Воронежской области серии МСЭ -2009 № от ДД.ММ.ГГГГ Алехину С.В. с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно установлена 3 группа инвалидности по причине увечья, связанного с аварией на ЧАЭС. (л.д. 5).

Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ Алехину С.В. была установлена 3 групп инвалидности, т.е. произошло изменение группы, и до изменения группы ему как инвалиду 2 группы в связи с аварией на ЧАЭС была назначена ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда здоровью в связи с аварией на ЧАЭС в размере, предусмотренной ст. 1Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в первоначальной редакции, действовавшей до вступления в си, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ), т.е. в твердой денежной сумме, поэтому в связи с изменением группы инвалидности у Алехина С. В подлежит изменению и размер выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в связи с аварией на ЧАЭС, поскольку размер ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью в связи с аварией на ЧАЭС зависит от группы инвалидности.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшим воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определено, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальна защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законе "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», осуществить с ДД.ММ.ГГГГ индексацию с применением коэффициента 1,1 размеров ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшие воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской A3С согласно приложениям № и 2. Согласно п. 2 указанного Постановления Правительства РФ, выплата компенсаций и иных выплат, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, лицам, получившим право на их получение в 2010 году, производится в размерах, определенных настоящим Постановлением. Алехину С.В. 3 группа инвалидности установлена при переосвидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ, ранее истцу выплаты сумм возмещения вреда как инвалиду 3 группы не полагались, следовательно, право на их получение Алехин С..В. получил в 2010 году. В п. 14 приложения № к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой ст. 14 Закона) с ДД.ММ.ГГГГ составляет инвалидам 3 группы 2476 руб.76 коп.

Таким образом, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью в связи с аварией на ЧАЭС как инвалиду 3 группы с ДД.ММ.ГГГГ у Алехина С.В.. должен составлять 2476 рулей 76 копеек согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Доводы встречного искового заявления Алехина Сергея Васильевича о том, что при индексации денежной компенсации возмещения вреда здоровью в связи с изменением ему группы инвалидности за 2002-2004 годы необходимо применить индексы роста величины прожиточного минимума не основаны на законе, т.к. изменение группы инвалидности произошло в период действия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ, которым внесены изменения в статью 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", часть 3 которого изложена в следующей редакции: "размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ».

Приведенный Алехиным С.В. довод о необходимости применения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от ДД.ММ.ГГГГ "О минимальном размере оплаты труда" и от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", не может быть принят во внимание, поскольку касается механизма индексации сумм возмещения вреда, действовавшего до внесения федеральным законодателем изменений в правовое регулирование критериев индексации. Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от ДД.ММ.ГГГГ №-O, от ДД.ММ.ГГГГ №-O-O, от ДД.ММ.ГГГГ №-O-O, неоднократно указывал, что индексация сумм в возмещение вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, представляет собой конституционно-правовую меру временного характера впредь до внесения федеральным законодателем изменений в правовое регулирование.

Единый порядок индексации ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме исходя из уровня инфляции установлен статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и принятыми во исполнение указанного положения закона Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и последующими Постановлениями Правительства Российской Федерации об индексации в 2004-2010 годах ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью. Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате в соответствующий период. Следовательно, требование Алехина С.В. о необходимости индексации в ином порядке, назначенной ему с ДД.ММ.ГГГГ в твердой денежной сумме ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью не может быть удовлетворено, так как на момент его обращения с настоящим иском в суд законодателем был установлен единый порядок индексации указанной компенсации исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка индексации невозможно.

В силу ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью осуществляется из федерального бюджета и является расходными обязательствами РФ.

В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 25 ч. 1 настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда здоровью, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем З пункта 15 ч. 1 ст. 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно ч. З ст. 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Так как согласно Положения Департамент труда и социального развития является исполнительным органом государственной власти Воронежской области и обеспечивает реализацию единой государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания различных категорий граждан (л.д. 49-59), а ОГУ «Управление социальной защиты населения», которое назначает и выплачивает Алехину С.В. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, согласно Устава находится в ведомственной подчиненности Департамент труда и социального развития Воронежской области, который является его учредителем (л.д. 60), на основании вышеприведенных норм закона Департамент труда и социального развития Воронежской области вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.

Так как при подаче иска в суд Департамент труда и социального развития Воронежской области на основании подпункта 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, Алехин С.В. на основании подпункта 3 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ также освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, с учетом положений подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ и ч. 4 ст. 103 ГПК РФ, суд считает возможным не взыскивать государственную пошлину в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198, ч. 3 ст. 209 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Департамента труда и социального развития Воронежской области удовлетворить. Изменить Алехину Сергею Васильевичу размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в связи с установлением третьей группы инвалидности на с ДД.ММ.ГГГГ на 2476 рублей 76 копеек с последующей ежегодной индексацией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерацией.

В удовлетворении встречного искового заявления Алехину Сергею Васильевичу отказать.

Председательствующий п/п В.Е. Шехеров

Копия верна: Судья В.Е. Шехеров

Секретарь суда Н.Г. Заборовская