НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Горячеключевской городского суда (Краснодарский край) от 15.05.2020 № 2А-271/12020

К делу № 2а-271/12020

23RS0012-01-2020-000016-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Горячий Ключ 15 мая 2020 года

Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Дзигаря А.Л.,

при секретаре Левченко В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю к Колеснику Петру Николаевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю обратилась в суд с иском к Колеснику П.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 5 162,63 руб., мотивируя свои требования тем, что отделом государственного технического осмотра и регистрации транспортных средств ОГИБДД ОВД <адрес>), отделом гостехнадзора в адрес Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю представлены сведения о том, что налогоплательщик Колесник П.Н. является собственником транспортных средств:

- Автомобиль легковой №«...», VIN№«...», г/н <адрес>, год выпуска: 2000, дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ;

- Автомобиль легковой №«...», VIN№«...», г/н №«...», год выпуска: 2012, дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, на основании налогового уведомления, вручаемого налоговыми органами, уплачивают сумму налога не позднее сроков, указанных в решении представительного органа муниципального образования. Налоговым периодом в соответствии со ст. 260 НК РФ является календарный год. Налогоплательщики, указанные в п. 3 ст. 363 НК РФ уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Колеснику П. Н. были направлены налоговые уведомления, которые в установленный законом срок исполнены не были.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным днем уплаты налога в размере 1/300 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ. Сумма недоимки за 2016-2017 года составила 5 162,63 руб., из них: транспортный налог с физических лиц, в размере 5 076 руб., пеня в размере 86,63 руб. Поскольку на неоднократные обращения к ответчику о погашении образовавшейся задолженности Колесник П.Н. не реагирует, просит суд взыскать с Колесника П.Н. задолженность по обязательным платежам за 2016-2017 гг. в сумме 5 162,63 руб., из них: транспортный налог с физических лиц, в размере 5 076 руб., пеня в размере 86,63 руб..

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Заявленные требования поддерживает и настаивает на их удовлетворении в полном объёме.

Административный ответчик Колесник П.Н. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме в связи с тем, что в связи со вступлением в действие ст. 45.1 НК РФ, обязанность по уплате налогов и сборов отменяется, уплата производится в добровольном порядке.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав позицию ответчика, рассмотрев материалы дела, суд находит исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю к Колеснику П.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В силу ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В судебном заседании установлено, что административному ответчику принадлежат на праве собственности объекты налогообложения, указанные в налоговых уведомлениях, а именно: Колесник П.Н. являлся собственником транспортных средств – автомобиль легковой №«...», VIN№«...», г/н №«...», год выпуска: 2000, дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль легковой №«...», VIN №«...», г/н №«...», год выпуска: №«...», дата регистрации права: ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками-организациями.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ установлено, что уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 363Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Подпункт 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ определяет налоговую базу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

За административным ответчиком на сегодняшний день числится задолженность по транспортному налогу в размере 5 076 руб., пеня в размере 86,63 руб..

Согласно ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ№«...» – О, в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания; в связи с этим Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу или иная задолженность перед бюджетом; налоговый орган в таких ситуациях самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога. Наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, т.е. без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика, произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога; закрепляющие это полномочие положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлены на защиту прав не только государства или иного публично-правового образования, но и самого налогоплательщика, поскольку исключают дальнейшее начисление пеней, применение налоговых санкций и мер принудительного характера; в данном случае налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о принятом решении о зачете, при несогласии с которым налогоплательщик вправе оспорить его в вышестоящий орган или суд.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона Краснодарского края «О транспортном налоге на территории Краснодарского края» № 639-K3 от 26.11.2003г. налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, на основании налогового уведомления, вручаемого налоговыми органами, уплачивают сумму транспортного налога не позднее 1 октября календарного года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу ст. 48 НK РФ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№«...»-Ф3) в случае не исполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора. пени. В соответствии с п.2 указанной статьи, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

С ДД.ММ.ГГГГ вступила в действие статья 45.1 Налогового кодекса РФ, которая вводит понятие единого налогового платежа физических лиц.

Согласно положениям статьи 45.1 НК РФ, единый налоговый платеж физического лица — это денежные средства, которые гражданин добровольно перечисляет в бюджетную систему Российской Федерации с помощью одного платежного документа для уплаты налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов.

Срок уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц установлен как единая дата, в силу последних изменений это 1 декабря. Кроме того, физические лица получают единое налоговое уведомление о начисленных имущественных налогах по форме, утверждённой Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ -7-11/477 @.

В общем случае единый налоговый платеж физического лица перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства физического лица либо по месту пребывания, если отсутствует место жительства в России. При отсутствии у физического лица и того и другого платеж перечисляется по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих текущих платежей либо в счет уплаты недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням. Зачет осуществляется в счет предстоящих платежей последовательно начиная с меньшей суммы налога. В случае отсутствия недоимки по налогам, зачет осуществляется последовательно начиная с задолженности по пеням с меньшей суммой, а в случае отсутствия задолженности по пеням - начиная с задолженности по процентам с меньшей суммой.

По результатам проведенного зачета налоговый орган сообщает налогоплательщику (физическому лицу) о принятом решении - о зачете суммы единого налогового платежа физического лица - в течение пяти дней со дня наступления установленного срока уплаты соответствующих налогов.

С 2020 года в статью 45.1 НК РФ внесены изменения, в частности, перечень налогов, учитываемых в едином налоговом платеже, дополнен налогом на доходы физических лиц, уплачиваемым в случае представления налоговым агентом сведений о невозможности удержания НДФЛ.

Введение в Налоговый кодекс РФ статьи 45.1 не предполагает полный перевод уплаты имущественных налогов физических лиц и НДФЛ на добровольную основу.

Нормы Налогового кодекса РФ взаимосвязаны между собой. Первая часть НК РФ устанавливает общие понятия и требования, которые полностью применимы для второй части НК РФ.

Так, в главе 23 «Налог на доходы физических лиц», главе 28 «Транспортный налог», главе 31 «Земельный налог», главе 32 «Налог на имущество физических лиц» второй части НК РФ установлены обязанности по уплате налогов, их сроки уплаты и порядок исчисления. В вышеуказанных главах НК РФ отсутствуют условия о добровольной уплате налогов. А вновь введенная статья 45.1 НК РФ не отменяет действие второй части Налогового кодекса РФ по указанным налогам.

Таким образом, единый налоговый платеж позволяет упростить физлицам процедуру уплаты имущественных налогов, но никак не отменяет обязанность по уплате. А также ЕНП позволит исключить ситуации несвоевременной уплаты налогов в связи с опозданием доставки квитанций на момент наступления срока уплаты.

Иными словами, физическое лицо по всему своему имуществу может заплатить имущественные налоги одной суммой без заполнения реквизитов по каждому платежу. Использование единого налогового платежа значительно сократит время, затрачиваемое на оформление платежных документов, а также минимизирует ошибки граждан при заполнении нескольких платежных документов.

Административным истцом в обоснование заявленных требований предоставлен расчет суммы задолженности по пени, который проверен судом и признан правильным, изложенные в исковом заявлении доводы не опровергнуты и при рассмотрении дела, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с Колесника П.Н. задолженность по обязательным платежам и санкциям за 2016-2017 гг. в сумме 5 162,63 руб., из них: транспортный налог с физических лиц, в размере 5 076 руб., пеня в размере 86,63 руб.

Судом, с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, дана оценка всем предоставленным сторонами в материалы дела доказательствам, которые свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей подлежит уплате государственная пошлина в размере 4 % цены иска, но не менее 400 рублей.

В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым взыскать с административного ответчика государственную пошлину, от уплаты которой освобожден административный истец, в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 180, 289, 290 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю к Колеснику Петру Николаевичу о взыскании обязательных платежей и санкций, - удовлетворить.

Взыскать с Колесника Петра Николаевича задолженность по обязательным платежам и санкциям за 2016-2017 гг. в сумме 5 162,63 руб., из них: транспортный налог с физических лиц, в размере 5 076 руб., пеня в размере 86,63 руб..

Взыскать с Колесника Петра Николаевича государственную пошлину в размере 400 рублей в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий -