НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Городского суда г. Дагестанских Огней (Республика Дагестан) от 02.04.2019 № 2А-89/19

Дело № 2а-89/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дагестанские Огни 02 апреля 2019 г.

Городской суд г. Дагестанские Огни РД в составе:

председательствующего судьи Магамедова Ш.М.,

при секретаре Ахмедовой Э.А.,

с участием представителя административного истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Дагестан – Мусаева М.С., действующего на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Дагестан Яхьяева К.Р. к Гаджикурбанову Темирхану Алиевичу о взыскании недоимки по страховым взносам за 2017 год в размере 27 990 рублей,

установил:

Начальник МРИ ФНС России №4 по РД Яхьяев К.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Гаджикурбанова Т.А. недоимку по страховым взносам за 2017 год в размере 27 990 рублей, из которых страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, налог – 4 590 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ), налог – 23 400 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что Гаджикурбанов Т.А. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве адвоката и по настоящее время его статус адвоката не прекращен.

Адвокаты согласно п. 2 ст. 224 и 1 статьи 419 НК РФ признаются плательщиками страховых взносов.

Плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Налоговым кодексом РФ страховые взносы.

Согласно сведениям, содержащимся в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, за адвокатом Гаджикурбановым Т.А. числится задолженность на общую сумму 27 990 рублей.

Налоговым органом в отношении Гаджикурбанова Т.А. выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора страховых взносов, пени, штрафов, процентов. Однако до настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.

Начальник ИФНС России по РД обращался к мировому судье судебного участка <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Гаджикурбанова Т.А. задолженности по страховым взносам в размере 27 990 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании с Гаджикурбанова Т.А. задолженности по уплате страховых взносов в указанном размере.

Определением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен по заявлению Гаджикурбанова Т.А., в связи с чем ИФНС России по РД обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В письменных возражениях на административное исковое требование налоговой инспекции, представленных на предыдущем судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик адвокат Гаджикурбанов Т.А. указал, что он является военным пенсионером по линии МВД России и также занимается адвокатской деятельностью через адвокатский кабинет «Право». Как военный пенсионер получает государственную пенсию из Федерального бюджета и находится на государственном бесплатном медицинском обеспечении согласно Закону «О полиции». Тем самым считал, что военный пенсионер не выплачивает никаких страховых взносов, а адвокат в соответствии со ст. 419 НК РФ должен платить страховые взносы. Полагая, что имеются определенные противоречия в действующих нормативных актах НК РФ и Закона «О полиции», утверждал, что адвокат-военный пенсионер не должен уплачивать страховые взносы. Сослался на Определение Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель МРИ ФНС России Мусаев М.С. в судебном заседании поддержал административные исковые требования начальника налоговой инспекции и просил их удовлетворить. Пояснил что, несмотря на то, что Гаджикурбанов Т.А. является адвокатом и военным пенсионером, он обязан уплачивать страховые взносы. Положениями главы 34 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение адвокатов, являющихся пенсионерами, в том числе военными пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ (пункт 7 статьи 430 Кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

В этой связи учитывая, что за Гаджикурбановым имеется задолженность по уплате страховых взносов в размере, указанном в иске, которая им не погашена, просил суд удовлетворить административные исковые требования налоговой инспекции в полном объеме.

Административный ответчик Гаджикурбанов Т.А., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении судебного заседания не заявил и об уважительности причин своей неявки суду не сообщил.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца Мусаева М.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно положениям части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты признаются плательщиками страховых взносов.

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 года №250-ФЗ утратил силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". С 01.01.2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 второй части Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога в сроки, установленные законодательством налогах и сборах. Правила, предусмотренные статьей 45 НК РФ, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п.1 ст. 48 НК РФ).

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлен порядок и сроки уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа.

Судом установлено, следует из материалов административного дела и никем не оспорено, что с 01 июня 2015 года и по настоящее время Гаджикурбанов Т.А. является адвокатом и зарегистрирован в налоговом органе как адвокат. Кроме того, он же является также военным пенсионером.

Межрайонной ИФНС России № 4 по РД Гаджикурбанову Т.А. были исчислены страховые взносы за 2017 г.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в адрес Гаджикурбанова Т. направлено требование с предложением погасить образовавшуюся недоимку по страховым взносам.ДД.ММ.ГГГГ мировым судьи судебного участка N 21 <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с Гаджикурбанова Т.А. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 27 990 рублей, однако в связи с поступлением возражений от административного ответчика судебный приказ был отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных административным истцом письменных документов следует, что Гаджикурбанов Т.А., как адвокат, является плательщиком страховых взносов.

Доводы Гаджикурбанова Т., указанные в письменных возражениях и высказанные на предыдущем судебном заседании, о том, что возложение на него, как военного пенсионера, обязанности по уплате страховых взносов нарушает его конституционное право и действующее законодательство, основаны на неверном толковании норм материального права.

Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения (статья 39 Конституции РФ).

Действительно, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 г. N 223-О (на которое сослался в своих возражениях административный ответчик) признаны утрачивающими силу и не подлежащими применению, как не соответствующие Конституции Российской Федерации, взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат.

Однако, частью 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, введенной Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ, предусмотрено, что лица, указанные в статье 1 данного Закона, в том числе военнослужащие, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С 1 января 2010 г. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на адвокатов, в том числе военных пенсионеров, обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере и в порядке, установленные действующим законодательством.

Подпункт 2 пункта 1 статьи 6 данного Закона, закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включает в данный круг лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой - адвокатов, в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию и обязывают их уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, норма об освобождении адвокатов, являющихся военными пенсионерами, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, закрепленном в пункте 3 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 790, в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утратила силу с 1 января 2010 г. Обязанность зарегистрироваться в качестве страхователя и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование у административного ответчика возникла в связи с вступлением с 1 января 2010 г. в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что отнесение адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (Определения от 18 октября 2012 г. N 1948-О, от 23 апреля 2014 г. N 794-О, от 28 марта 2017 г. N 519-О).

Сохранение за отдельной категорией граждан, являющихся получателями пенсии по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, права на бесплатную медицинскую помощь является дополнительной социальной гарантией, предусмотренной для ограниченного круга лиц с учетом особых оснований увольнения со службы, и не может рассматриваться как исключающее указанных лиц в случае осуществления ими иной деятельности, в частности адвокатской, из системы обязательного медицинского страхования, распространяющейся на все работающее население.

При таких обстоятельствах суд считает, что возложение на военных пенсионеров, имеющих статус адвоката, обязанности по уплате страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования не нарушает их конституционные права.

Произведенный налоговым органом расчет страховых взносов соответствует нормам налогового законодательства. Установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания с налогоплательщика страховых взносов, в том числе - направления налогоплательщику налогового требования об уплате страховых взносов, административным истцом соблюден.

Поскольку положениями главы 34 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение адвокатов, являющегося военным пенсионером, от уплаты за себя страховых взносов, а Гаджикурбанов Т.А. является плательщиком страховых взносов, свою обязанность по уплате страховых взносов не выполнил после направления уведомления, а впоследствии и требования, с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по страховым взносам в размере 27 990 рублей, из которых страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период 2017 года, – 4 590 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетный период 2017 года – 23 400 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В связи с этим с административного ответчика подлежит взысканию сумма государственной пошлины, от уплаты которой административный истец был освобожден при подаче административного иска, в доход местного бюджета в размере 400 руб.

На основании изложенного и руководствуясь стст. 175-180 КАС РФ,

р е ш и л :

Административные исковые требования начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Дагестан Яхьяева К.Р. удовлетворить.

Взыскать с Гаджикурбанова Темирхана Алиевича недоимку по страховым взносам за 2017 год в размере 27 990 рублей, из которых страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период 2017 года, – 4 590 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетный период 2017 года – 23 400 рублей.

Взыскать с Гаджикурбанова Темирхана Алиевича в бюджет городского округа «город Дагестанские Огни» Республики Дагестан сумму государственной пошлины в размере 400 рублей.

Реквизиты для перечисления государственной пошлины:

Наименование получателя платежа: Управление Федерального Казначейства по РД МРИ ФНС России №4 по РД), ИНН – 0550004305; Номер счета получателя платежа 40101810600000010021; Наименование банка ГРКЦ НБ РД Банк России г. Махачкала БИК 048209001; Код бюджетной классификации – 18210803010011000110; ОКТМО 827 08 000.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через городской суд г. Дагестанские Огни в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 04 апреля 2019 г.

Судья Магамедов Ш.М.