НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Городищенского районного суда (Волгоградская область) от 06.07.2022 № 12-219/2022

Дело

УИД 34RS0012-01-2022-000911-50

Р Е Ш Е Н И Е

р.п. Городище Волгоградской области 06 июля 2022 года

Судья Городищенского районного суда Волгоградской области Гапоненко Е.А.,

с участием начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО1, действующей на основании доверенности,

заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области – заместителя старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Волгоградской области ФИО2,

рассмотрев жалобу ОАО «Российские железные дороги» на постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО3 от 12 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ в отношении ОАО «Российские железные дороги»,

у с т а н о в и л:

постановлением начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО3 от 12 апреля 2022 года ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

На указанное постановление ОАО «РЖД» подана жалоба в Городищенский районный суд Волгоградской области, в которой заявитель оспаривает законность и обоснованность данного постановления. В обоснование своей жалобы указывает, что в рамках реализации государственно программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановление Правительства Российской Федерации от 2012.2017 № 1596, ОАО «РЖД» реализует объект федерального значения , для строительства которого 03 апреля 2019 года между обществом и комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее – Облкомприроды) был заключен договор аренды лесного участка с кадастровым номером , площадью 2,6121 га с видом разрешенного использования «для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов». На момент заключения указанного договора действовали нормы статьи 63.1 Лесного кодекса РФ, обязывающие лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43-46 настоящего кодекса, обеспечить лесовосстановление и лесоразведение на площади, равной площади вырубленных насаждений, в том числе, при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.

По указанной причине, во исполнение требований действующего законодательства ОАО «РЖД» был разработан Проект освоение лесов на предоставленный лесной участок и приказом комитета от 07 июня 2019 года утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, на указанный Проект.

В 2020 году указанный лесной участок был переведен из категории «земель лесного фонда» в категорию «земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». На основании заявления Федерального агентства железнодорожного транспорта в соответствии с Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» в Единый государственный реестр недвижимости 28 октября 2020 года внесены сведения об изменении категории участка с кадастровым номером . В связи с указанными обстоятельствами договор аренды лесного участка от 03 апреля 2019 года был расторгнут сторонами 09 декабря 2020 года. Земельный участок с кадастровым номером категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» был предоставлен ОАО «РЖД» в аренду Территориальным управлением Росимущества в Волгоградской области по договору от 28 декабря 2020 года сроком на три года.

Перевод ОАО «РЖД» лесного участка в земли иных категорий был расценен надзорным органом, как основание для выполнения обществом обязанности по выполнению компенсационных мероприятий по лесовосстановлению в силу положений ч. 2 ст. 63.1 Лесного кодекса РФ и п.п. 6,11 Правил от 07.05.2019 № 566.

Считает, что указанные нормы обязательны для лиц, обратившихся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, но на земли определенного целевого назначения нормы, указанные Облкомприроды, не распространяются, в силу ч. 7 ст. 63.1 Лесного кодекса РФ.

Также указывает, что представителем ОАО «РЖД» на стадии рассмотрения административного дела надзорному органу 01 марта 2022 года были предоставлены пояснения, как доказательства того, что вышеуказанный перевод участка в иную категорию был осуществлен с целью обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так в силу Устава, одной из основных задач ОАО «РЖД» является выполнение перевозок для государственных нужд, в том числе для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства. Помимо грузовых и пассажирских перевозок железнодорожный транспорт используется для перевозок военной техники, личного состава и иных грузов, для осуществления масштабной передислокации вооруженных сил в кратчайшие сроки, что также необходимо в целях обороны и безопасности государства.

Таким образом, участок с кадастровым номером используется в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, и имеет целевое назначение, к которому не применимы нормы ст. 63.1 Лесного кодекса РФ.

Полагает, что вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.27 КоАП РФ, в связи с чем просит признать незаконным и отменить постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО3 от 12 апреля 2022 года в отношении ОАО «РЖД».

Представитель юридического лица, привлечённого к административной ответственности - ООО «РЖД» по доверенности ФИО4 в судебное заседания не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении жалобы в ее отсутствии, ввиду занятости в другом судебном заседании, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

В судебном заседании начальник отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО1, действующая на основании доверенности, заместитель начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области – заместитель старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Волгоградской области ФИО2, возражали против удовлетворения жалобы ОАО «РЖД», просили оставить постановление должностного лица без изменения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1, положения которой вступили в силу с 01.01.2019 года.

Согласно пункту 1 статьи 63.1 ЛК РФ лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения по ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются правила лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, а также правила лесного семеноводства.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется бездействием лица, которое не исполнило возложенные на него обязанности по лесовосстановлению, лесоразведению, уходу за лесами, а также правила лесного семеноводства.

Как следует из материалов дела, 03 апреля 2019 года между комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области и ОАО «РЖД» был заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов , с целью «Комплексная реконструкция станции им. Максима Горького Приволжской железной дороги», в соответствии с которым лесной участок имеет следующие характеристики: площадью 2,6121 га, с кадастровым номером , местоположение: , с видом разрешенного использования «для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов».

В дальнейшем, по заявлению ОАО «РЖД», арендуемый лесной участок с кадастровым номером , имеющем местоположение: , переведен из категории «земли лесного фонда» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» с видом разрешенного использования – «строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, размещение объектов лесного фонда» на площади 2,6121 га.

В соответствии с письмом Управления Росреестра по Волгоградской области от 29 марта 2022 года в Единый государственный реестр недвижимости от 28 октября 2020 года внесены сведения об изменении категории земельного участка с кадастровым номером в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на основании заявления Федерального агентства железнодорожного транспорта в соответствии с Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части упрощения размещения линейных объектов».

11 ноября 2020 года ОАО «РЖД» обратилось в комитет с заявлением о расторжении договора лесного участка от 03 апреля 2019 года в связи с изменением категории земель на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

В связи с чем, на основании соглашения от 09 декабря 2020 года договор аренды лесного участка от 03 апреля 2019 года был расторгнут сторонами.

В силу части 2 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ, лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2019 года № 566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (далее - Правила).

В пункте 6 Правил N 566 установлено, что лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади такого участка, не позднее чем через один год с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В пункте 11 Правил N 566 предусмотрено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ) направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, которое включает в себя следующую информацию: наименование - для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя; адрес (местонахождение) - для юридического лица, место жительства - для индивидуального предпринимателя; контактный телефон; идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет в налоговом органе; основной государственный регистрационный номер записи и дата ее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц - для юридического лица, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя; сведения о лесной декларации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений, или сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка; сведения о выбранных землях, на которых будут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению.

Так, письмами комитета от 09 апреля 2020 года и от 23 марта 2021 года в адрес ОАО «РЖД» направлялись запросы о необходимости разобраться в сложившейся ситуации и направить в адрес комитета в возможно короткие сроки, заявления о намерении исполнения Федерального закона № 212-ФЗ.

Однако, информация от общества на указанные запросы в адрес комитета не поступила, как и заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению.

В связи с переводом земель из одной категории в другую у общества возникла обязанность осуществить лесовосстановление на площади 2,6121 га, соразмерной площади переведенных земель, в течение года с момента изменения вида разрешенного использования земельного участка, то есть в срок до 27 октября 2021 года.

Таким образом, ОАО «РЖД» нарушены требования части 2 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ, пунктов 6, 11 Правил выполнения работ по выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2019 года № 566.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 06 декабря 2021 года, договором аренды лесного участка от 03 апреля 2019 года, соглашением о расторжении договора аренды от 09 декабря 2020 года и иными материалами дела об административном правонарушении.

При рассмотрении дела должностным лицом административного органа установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, на основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что начальник отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ООО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.27 КоАП РФ.

Доводы заявителя, о том, что данные земли переведены в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, что не требует согласно части 7 статьи 6.31 Лесного кодекса РФ проведения лесовосстановления на указанных землях, являются не состоятельными, поскольку в рассматриваемом случае, обязанность общества по соблюдению установленных требований лесного законодательства Российской Федерации следует из императивных требований закона.

Таким образом, доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса.

При таких данных, суд приходит к выводу, что оснований для отмены либо изменения постановления по делу об административном правонарушении от 12 апреля 2022 г. в отношении ОАО «РЖД», не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО3 от 12 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ в отношении ОАО «Российские железные дороги», – оставить без изменения, а жалобу ОАО «Российские железные дороги» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области.

Судья Е.А.Гапоненко