РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Городище 12 августа 2011 года
мотивированное решение
составлено: 17 августа 2011 года
Городищенский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Ефремкина В.М., при секретаре Варяткиной И.Н., с участием представителя истца Матвиенко А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области к Кленкову А.З. о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 5 по Пензенской области обратилась в суд с иском к Кленкову А.З. о взыскании штрафа. Иск мотивирован тем, что Кленков А.З. являлся индивидуальным предпринимателем в период с (дата) по (дата). В нарушение п.3 ст.346.32 НК РФ Кленков А.З. не представил в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговые декларации по Единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2008 года, 4 квартал 2008 года, 1 квартал 2009 года, 2 квартал 2009 года, 3 квартал 2009 года, 4 квартал 2009 года, 1 квартал 2010 года, 2 квартал 2010 года, 3 квартал 2010 года. Установленный срок представления декларации - не позднее 20 числа первого месяца следующего налогового периода, фактически налоговые декларации представлены (дата). Сумма налога, подлежащая уплате по представленным декларациям составила 0 рублей.В соответствии со ст.119 НК РФ выявленное нарушение налогового законодательства влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основании декларации, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не менее 1000 рублей. Решениями Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер) от (дата) Кленков А.З. был привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа по <данные изъяты> на общую сумму <данные изъяты>. В связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате налоговых платежей истцом ему были выставлены требования (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер) от (дата), которые до настоящего времени не исполнены. Межрайонная ИФНС России № 5 по Пензенской области просит взыскать с Кленкова А.З. сумму штрафа в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель истца Матвиенко А.Е. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснил следующее. Налоговый орган, привлекая Кленкова А.З. к налоговой ответственности, применял редакцию ст.119 НК РФ с учетом изменений, внесенных федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, вступившим в силу 02.09.2010, поскольку п.11 ст.10 указанного закона предусматривает, что налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, не завершенные до дня вступления в силу этого закона, проводятся в ранее действовавшем порядке, а проверки, начатые после 02.09.2010 проводятся в соответствии с новым порядком и новой редакцией ст.119 НК РФ. В соответствии со ст.88 НК РФ на основании представленных ответчиком (дата) налоговых деклараций в соответствии с новым порядком были проведены камеральные проверки. Исходя из диспозиции ст.119 НК РФ, объективная сторона этого налогового правонарушения выражается в том, что субъект не представляет в срок в налоговый орган налоговую декларацию, что означает либо ее предоставление по истечении установленного срока, либо не предоставление декларации вообще. Случаи, когда налогоплательщик не представил декларацию, выявляются в ходе выездной налоговой проверки, которая в отношении ответчика не проводилась. Моментом окончания совершения правонарушения, предусмотренного ст.119 НК РФ следует считать день его обнаружения, который определяется датой подачи декларации. Изложенный подход обусловлен тем, что размер штрафа исчисляется в зависимости от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации. До подачи налоговой декларации налогоплательщиком налоговый орган не имеет возможности провести в отношении него камеральную налоговую проверку и привлечь его к налоговой ответственности по ст.119 НК РФ.
Ответчик Кленков А.З., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Заслушав представителя истца, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Из копий налоговых деклараций Кленкова А.З. по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности от (дата) за 3 квартал 2008 года, 4 квартал 2008 года, 1 квартал 2009 года, 2 квартал 2009 года, 3 квартал 2009 года, 4 квартал 2009 года, 1 квартал 2010 года, 2 квартал 2010 года, 3 квартал 2010 года следует, что они были представлены в налоговый орган (дата), сумма налога, подлежащая уплате, по каждой из деклараций составила 0 руб.
Из копии акта камеральной налоговой проверки (номер) от (дата), копии решения Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (номер) от (дата) следует, что Кленков А.З. в нарушение п.3 ст.346.32 НК РФ не представил в установленный срок налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2008 года. Установленный срок подачи декларации - не позднее (дата). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 руб. Кленков А.З. был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст.119 НК РФ, в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
Из копии акта камеральной налоговой проверки (номер) от (дата), копии решения Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (номер) от (дата) следует, что Кленков А.З. в нарушение п.3 ст.346.32 НК РФ не представил в установленный срок налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2008 года. Установленный срок подачи декларации - не позднее (дата). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 руб. Кленков А.З. был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст.119 НК РФ, в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
Из копии акта камеральной налоговой проверки (номер) от (дата), копии решения Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (номер) от (дата) следует, что Кленков А.З. в нарушение п.3 ст.346.32 НК РФ не представил в установленный срок налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1 квартал 2009 года. Установленный срок подачи декларации - не позднее (дата). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 руб. Кленков А.З. был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст.119 НК РФ, в виде штрафа в размере <данные изъяты>
Из копии акта камеральной налоговой проверки (номер) от (дата), копии решения Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (номер) от (дата) следует, что Кленков А.З. в нарушение п.3 ст.346.32 НК РФ не представил в установленный срок налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2 квартал 2009 года. Установленный срок подачи декларации - не позднее (дата). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 руб. Кленков А.З. был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст.119 НК РФ, в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
Из копии акта камеральной налоговой проверки (номер) от (дата), копии решения Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (номер) от (дата) следует, что Кленков А.З. в нарушение п.3 ст.346.32 НК РФ не представил в установленный срок налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2009 года. Установленный срок подачи декларации - не позднее (дата). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 руб. Кленков А.З. был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст.119 НК РФ, в виде штрафа в размере <данные изъяты>
Из копии акта камеральной налоговой проверки (номер) от (дата), копии решения Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (номер) от (дата) следует, что Кленков А.З. в нарушение п.3 ст.346.32 НК РФ не представил в установленный срок налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2009 года. Установленный срок подачи декларации - не позднее (дата). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 руб. Кленков А.З. был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст.119 НК РФ, в виде штрафа в размере <данные изъяты>
Из копии акта камеральной налоговой проверки (номер) от (дата), копии решения Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (номер) от (дата) следует, что Кленков А.З. в нарушение п.3 ст.346.32 НК РФ не представил в установленный срок налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1 квартал 2010 года. Установленный срок подачи декларации - не позднее (дата). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 руб. Кленков А.З. был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст.119 НК РФ, в виде штрафа в размере <данные изъяты>
Из копии акта камеральной налоговой проверки (номер) от (дата), копии решения Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (номер) от (дата) следует, что Кленков А.З. в нарушение п.3 ст.346.32 НК РФ не представил в установленный срок налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2 квартал 2010 года. Установленный срок подачи декларации - не позднее 20.07.2010. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 руб. Кленков А.З. был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст.119 НК РФ, в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
Из копии акта камеральной налоговой проверки (номер) от (дата), копии решения Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (номер) от (дата) следует, что Кленков А.З. в нарушение п.3 ст.346.32 НК РФ не представил в установленный срок налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2010 года. Установленный срок подачи декларации - не позднее 20.10.2010. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 руб. ФИО1 был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст.119 НК РФ, в виде штрафа в размере <данные изъяты>
Из копий требований об уплате штрафа (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер) от (дата) следует, что Кленков А.З. не оплатил 9 штрафов по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности на общую сумму <данные изъяты>. Срок исполнения требований - до (дата).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от (дата) ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с (дата) по (дата).
В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании п.3 ст.346.32 НК РФ налогоплательщики по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности обязаны представлять налоговую декларацию по указанному налогу не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Статьей 346.30 НК РФ налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности признан квартал.
В соответствии с п.1 ст.119 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В соответствии с п.2 ст.119 НК РФ (в редакции федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ) непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
В соответствии со ст.119 НК РФ (в редакции федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
В силу ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора и штрафов.
Оценив представленные доказательства, суд считает установленным, что Кленков А.З. в нарушение п.3 ст.346.32 НК РФ в установленный законодательством о налогах и сборах срок не представил в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2008 года, 4 квартал 2008 года, 1 квартал 2009 года, 2 квартал 2009 года, 3 квартал 2009 года, 4 квартал 2009 года, 1 квартал 2010 года, 2 квартал 2010 года, 3 квартал 2010 года, что подтверждается копиями налоговых деклараций Кленкова А.З. от (дата) по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за соответствующие периоды, копиями актов камеральных налоговых проверок от (дата).
Из копий решений Межрайонной ИФНС России (номер) по (адрес) (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер) от (дата), копий требований об уплате штрафа (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер), (номер) от (дата) следует, что за ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных налоговым законодательством Кленков А.З. был 9 раз привлечен к налоговой ответственности по ст.119 НК РФ (в ред. Федерального закона от (дата) № 229-ФЗ) в виде штрафа в размере <данные изъяты> на общую сумму <данные изъяты>, которая до настоящего времени не уплачена.
Оценив законность решений Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области о привлечении ответчика к налоговой ответственности, суд приходит к выводу, что они не в полной мере соответствуют действующему законодательству.
Так, на основании ст.54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с п.2 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Статья 10 федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ, вступившего в силу с 02.09.2010, предусматривает, что налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля (в том числе связанные с налоговыми проверками), не завершенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (п.11). В случаях, если часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было установлено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяется ответственность, установленная частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Взыскание ранее примененных налоговых санкций за данное правонарушение со дня вступления в силу настоящего Федерального закона может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных за такое правонарушение частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) (п.13).
Этим же законом статья 119 НК РФ была изложена в новой редакции, изменившей как диспозицию правонарушения, так и санкцию за его совершение. Оценивая существо внесенных изменений, суд приходит к выводу, что ст.119 НК РФ в редакции федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ усиливает ответственность Кленкова А.З., поскольку за не предоставление «нулевой» декларации он мог быть подвергнут только минимальному штрафу, размер которого со 02.09.2010 увеличен со 100 рублей до 1000 рублей.
Привлекая Кленкова А.З. к налоговой ответственности, налоговый орган фактически исходил из того, что правонарушение, предусмотренное ст.119 НК РФ, является длящимся и оканчивается в момент предоставления налогоплательщиком налоговой декларации с нарушением установленного законом срока. Этот вывод, по мнению суда, не соответствует смыслу диспозиции данной нормы, поскольку невыполнение предусмотренной законом обязанности к определенному сроку окончено по истечении установленного срока для исполнения этой обязанности и длящимся правонарушением не является.
При таких обстоятельствах привлечение Кленкова А.З. к налоговой ответственности должно было осуществляться с учетом времени окончания каждого из правонарушений и даты вступления в силу федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ.
Ссылка представителя истца на п.11 ст.10 федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ судом отвергается, поскольку эта норма регулирует только порядок проведения и оформления результатов налоговых проверок. Новая формулировка диспозиции и санкции налогового правонарушения является материальной нормой и не относится к правовому регулированию порядка проведения и оформления результатов налоговых проверок. Такой вывод суда подтверждается также наличием в пункте 13 ст.10 федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ специальных положений о порядке применения и взыскания санкций за налоговые правонарушения в связи с внесенными в НК РФ изменениями.
Невозможность проведения камеральной налоговой проверки до подачи налогоплательщиком декларации, трудоемкость проведения выездной налоговой проверки, некорректность формулировок ст.119 НК РФ, влекущая сложность при исчислении размера штрафа при отсутствии информации о размере подлежащего уплате налога, сами по себе не могут изменить характер и существенные признаки объективной стороны налогового правонарушения, предусмотренного ст.119 НК РФ. Подобные сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства в силу п.7 ст.3 НК РФ должны толковаться в пользу налогоплательщика, и в любом случае не могут оправдывать отягощение его налоговой ответственности.
Таким образом, за не предоставление налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2010 года Кленков А.З. должен быть привлечен к налоговой ответственности по ст.119 НК РФ (в редакции федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) и подвергнут штрафу в размере 1000 рублей, поскольку срок предоставления указанной декларации истек уже после вступления в силу федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ.
За не предоставление налоговых деклараций за 1 и 2 кварталы 2010 года Кленков А.З. должен нести ответственности по п.1 ст.119 НК РФ (в редакции федерального закона от (дата) № 154-ФЗ), т.к. срок предоставления указанных деклараций истек до вступления в силу федерального закона от (дата) № 229-ФЗ, но до их фактического предоставления прошло менее 180 рабочих дней. Поскольку за указанные периоды размер подлежащего уплате Кленковым А.З. налога составил 0 рублей, на него должен быть наложен штраф в размере 100 рублей за каждую не предоставленную декларацию.
За не предоставление налоговых деклараций за 2008 и 2009 годы Кленков А.З. должен нести ответственность по п.2 ст.119 НК РФ (в редакции федерального закона от (дата) № 154-ФЗ), т.к. срок предоставления указанных деклараций истек до вступления в силу федерального закона от (дата) № 229-ФЗ, а фактически они были представлены позднее установленного срока более чем на 180 рабочих дней. Однако поскольку за указанные периоды размер подлежащего уплате Кленковым А.З. налога составил 0 рублей, минимальный размер штрафа в п.2 ст.119 НК РФ (в редакции федерального закона от (дата) № 154-ФЗ) не предусматривался, то сумма штрафа за каждую не предоставленную «нулевую» декларацию в указанные периоды равняется 0 рублей.
При таких обстоятельствах исковые требования Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области к Кленкову А.З. подлежат частичному удовлетворению на сумму в <данные изъяты>.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании ст.33336 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Поскольку судом требования истца признаны обоснованными на сумму <данные изъяты>, с ответчика Кленкова А.З. подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области к Кленкову А.З. удовлетворить частично.
Взыскать с Кленкова А.З. в пользу Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области штраф в размере <данные изъяты> по решению Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области от (дата) (номер) о привлечении к налоговой ответственности по ст.119 НК РФ (в редакции федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).
Взыскать с Кленкова А.З. в пользу Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области штраф в размере <данные изъяты> по решению Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области от (дата) (номер) о привлечении к налоговой ответственности по п.1 ст.119 НК РФ (в редакции федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).
Взыскать с Кленкова А.З. в пользу Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области штраф в размере <данные изъяты> по решению Межрайонной ИФНС России № 5 по Пензенской области от (дата) (номер) о привлечении к налоговой ответственности по п.1 ст.119 НК РФ (в редакции федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Кленкова А.З. государственную пошлину в бюджет муниципального района в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Городищенский районный суд Пензенской области в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Городищенского районного суда
Пензенской области В.М.Ефремкин