НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Городецкого городского суда (Нижегородская область) от 30.01.2024 № 2-1212/2023

Дело № 2-26/2024 (2-1212/2023) ~ М-836/2023 УИД 52RS0014-01-2023-001096-22 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Городец 30 января 2024 года

Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Ситниковой Н.К., при секретаре Шастовой О.Н. с участием истца Барышева А.Т. и его представителя адвоката Котуновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Барышева А. Т. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области об обязании включить в стаж для назначения пенсии периоды работы и произвести назначение страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Барышев А.Т. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области об обязании включить в стаж для назначения и перерасчета пенсии периоды работы с *** по *** в ТОО «.......», и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с *** с учетом подтвержденного стажа работы.

Определениями суда от 21 июня 2023 года, 21 сентября 2023 года, 7 ноября 2023 года, 27 декабря 2023 года приняты заявления Барышева А.Т. об уточнении иска.

Из заявлений Барышева А.Т. следует, что он является получателем пенсии по возрасту с ***. Пенсия была назначена в ......., в связи с особыми условиями труда по Списку №1., в соответствии со ст. 11 Закона о «Государственных пенсиях». Его общий трудовой стаж перед выходом на пенсию составил ***. Из них льготный стаж по списку * лет ***. Подтверждающими документами его трудового стажа являются: трудовая книжка от *** и уточняющие справки, подтверждающие льготный характер его трудовой деятельности. Для исчисления пенсии был учтен заработок за 12 последних месяцев работы. Он, будучи на пенсии продолжал трудиться. Работа носила непрерывный характер на одном предприятии. В *** года он обратился в райсобес с заявлением о перерасчете его пенсии из более высокого заработка. Для перерасчета пенсии был представлен заработок за 24 месяца работы, а именно: с *** по ***. Размер пенсии был пересчитан согласно представленной справке о заработке. В *** года, он, в связи со сменой места жительства и оформлением гражданства Российской Федерации обратился в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (далее ГУ УПФ по Городецкому району) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1ст. 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях». Для назначения пенсии он представил необходимые документы, а именно: паспорт, трудовую книжку, документы, подтверждающие его заработную плату. С *** ему была назначена страховая пенсия в минимальном размере. Он обратился в ГУ-УПФР по Городецкому району Нижегородской области с заявлением о несогласии с размером назначенной пенсии. Специалистами Отделения Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области был сделан запрос в Республику Казахстан для получения уточняющих справок с его прежнего места работы. В ответе Отделения Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области от **** указывается, что для подтверждения периодов его работы в ....... был направлен формуляр «Запрос» * от *** в АО «Единый накопительный пенсионный фонд» ........ В соответствии с письмом от **** компетентным органом государств - членов в ....... является АО «Единый накопительный пенсионный фонд». *** из Департамента Комитета труда и социальной защиты по ....... поступили документы: справка * от *** о периоде работы с *** по *** в ТОО «.......», справка * от *** о переименованиях предприятия, справка * от *** о заработной плате с *** года по *** год в ТОО «.......», которые не могут быть приняты к рассмотрению для перерасчета страховой пенсии по старости без официального ответа на формуляр «Запрос». Из АО «Единый накопительный пенсионный фонд» ответы на формуляры «Запрос», направленные территориальными органами ПФР в соответствии с Порядком взаимодействия в целях реализации пенсионных прав граждан, имеющих периоды работы до ***, не поступали. В настоящее время в соответствии с официальной справкой о назначенных пенсиях и социальных выплатах размер его страховой пенсии по старости, назначенной с ***, составляет * рубля * копеек. С установленными фиксированными выплатами страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» и повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 17 указанного Федерального закона составляет 15232 рубля 61 копейка. Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от **** «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлена компенсационная выплата в сумме 1200 рублей. Полагает, что причины отказа в перерасчете его пенсии по документам, представленным в ГУ - Управление Пенсионного Фонда по Городецкому району Нижегородской области в виду отсутствия официального ответа на формуляр «Запрос», является незаконным. В документах, представленных им, имеются ссылки на основании выдачи документов, подписи, печати, наименование предприятий. ....... входила в состав Союза Советских Социалистических республик. В *** году, когда он вышел на пенсию, действовал Закон «О государственных пенсиях» на всей территории Советского Союза. ....... является участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ***. В соответствии с Соглашением государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Согласно статьи 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до ***, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. В связи с этим полагает, что периоды его работы на территории ....... подтверждаются сведениями из трудовой книжки, документами пенсионного дела, поступившего из ......., ответами Департамента Комитета труда и социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по ......., выданной организацией ТОО «.......» от *** о работе с *** по *** на ....... монтажного управления треста «.......» при ....... полиметаллическом комбинате в должности слесаря - монтажника ....... участка, с *** по *** в Тресте ВЦМГО АК «.......» в должности матера ....... участка ДТХ «.......», со *** по *** в АО Трест «.......» в должности мастера на ....... участке *. Сведения о заработке за период с *** по *** подтверждаются справкой, выданной ТОО «Трест Востокцветметгазоочистка». В его случае не ставится вопрос об определении права на пенсию. Рассматривается вопрос о проверке трудового стажа, выработанного на территории бывшего Советского Союза, а именно на территории ........ Рассматривается вопрос о сохранении уже гарантированного ему объема прав на пенсионное обеспечение, что и предусматривалось положениями Соглашения Стран СНГ от *** «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». На день подачи им заявления о назначении страховой пенсии в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городецкому району действовало Соглашение от ***, которым не предусматривалось получение необходимой информации о стаже работы путем оформления формуляр «Запрос». В адрес Управления Пенсионного фонда по Городецкому району поступило пенсионное дело на имя Барышева А.Т. с указанием о выплате пенсии по прежнему месту жительства, а именно по ***. Следовательно, выплата пенсии по новому месту жительства с учетом поданного заявления в Управление Пенсионного фонда по Городецкому району должна производиться со следующего месяца. Управлением Пенсионного фонда по Городецкому району сделан запрос в Департамент социальной защиты и миграции МТСЗН РК по ....... для получения справок о проверке записей в трудовой книжке, а так же справки о заработной плате. В ответ на запрос были высланы документы, подтверждающие стаж работы в ТОО «.......», справка о переименовании организации и справка о заработной плате. Содержание справок является бесспорным и не опровергнуто иными документами, имеющимися в пенсионном деле, а именно: трудовой книжкой, справкой о стаже, справкой о заработной плате. С *** вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от ***, в котором отмечено, что компетентные органы государств-членов принимают документы содержащие сведения о стаже и (или) заработной плате, выданные в установленном порядке, за период до *** без направления формуляра «Запрос». Из этого следует, что действия уполномоченных органов и компетентных органов направлены на обеспечение реализации норм Соглашения трудящихся государств-членов Евразийского Экономического Союза при определении их права на пенсию, подтверждение трудового стажа, медицинское обследование и т.д. Как следует из текста Соглашения пенсионеры к данной категории граждан не относятся. Кроме того, выданные документы о стаже за период до *** (Соглашения стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения») принимаются без направления формуляра «Запрос». Он, Барышев А.Т., *** года рождения, не относится к категории трудящихся, с *** получает пенсию по возрасту. Его право на пенсию определено уполномоченным органом-Департаментом Комитета труда и социальной защиты по ....... подтвержден его стаж и заработная плата за период с *** по ***. Полагает, что данные документы должны быть учтены при исчислении размера его пенсии. Истец просит обязать ответчика включить в трудовой стаж для назначения пенсии по старости периоды работы: с *** по *** в ....... ремонтно-монтажном управлении треста «.......» в должности слесаря-монтажника ....... участка; с *** по *** в Тресте ВЦМГО АК «.......» в должности мастера ....... участка ДХТ «.......»; с *** по *** в АО Трест «.......» в должности мастера ....... участка *; обязать ответчика произвести назначение страховой пенсии по старости из заработной платы за период с *** по *** за период работы в Трест «.......» в должности мастера с ***.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования Барышева А.Т. поддержали, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердили, просили суд иск удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, не явился. Письменным заявлением ответчик просит рассмотреть гражданское дело без участия своего представителя.

Гражданское дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика.

Из письменного отзыва и объяснений представителя ответчика в предыдущих судебных заседаниях следует, что исковые требования ответчик не признает. Установление страховых пенсий на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", что закреплено положениями статьи 1 названного закона. При этом частями 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ предусмотрено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. В целях сохранения прав граждан государств - республик бывшего СССР Российской Федерацией заключены соглашения о пенсионном обеспечении, основанные на территориальном и пропорциональных принципах. К таким соглашениям относится Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Согласно ст. 1 данного соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. В силу ст. 6 Соглашения Стран СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. ***Барышев А.Т. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости. Рассмотрев представленные заявителем документы, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) назначило Барышеву А.Т. страховую пенсию по старости с ***. Пункт 2 ст. 11 Федерального закона от ***г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от *** N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от ***г. определено, что для установления права на пенсию, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать на себя необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992г.). Согласно ст. 11 Соглашения от 13 марта 1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. П. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Приказом Министерства труда России от 05 августа 2021 года № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее Правила № 546н). Согласно пункту 18 Правил № 546н территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащихся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в нем сведений; принимает меры по факту представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии или отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 546н. Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 68 Правил № 884н). Таким образом, периоды работы после распада СССР, согласно норм Соглашения, могут быть учтены в страховой (трудовой) стаж по результатам их подтверждения компетентным органом государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. С 01 *** года пенсионное обеспечение граждан, прибывших из ......., осуществляется в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. Реализация Соглашения ЕАЭС осуществляется в соответствии с Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов евразийского экономического союза и евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г., определяющим правила сотрудничества между компетентными органами государств - членов ЕАЭС. В целях реализации прав трудящихся компетентные органы государств -членов ЕАЭС обеспечивают взаимодействие путем обмена соответствующими формулярами согласно приложениям к названному Порядку, в том числе в целях подтверждения стажа работы на территории другого государства - члена ЕАЭС после 13 марта 1992 г., и, при необходимости, представления дополнительных документов и формуляров, подтверждающих стаж до 13 марта 1992 г. (пункты 9 и 10 порядка взаимодействия). Таким образом, ответственность за достоверность информации о подтвержденном стаже работы возложена на компетентные органы государств - членов ЕАЭС, которым, в частности, в Казахстане, является АО «Единый накопительный пенсионный фонд» ......., а способ подтверждения - на основании направления формуляра «Запрос» и ответа на него формуляром «О стаже работы». Согласно данным трудовой книжки трудовая деятельность Барышева А.Т. за периоды с *** по *** протекала на территории .......: с *** по *** - слесарь - монтажник, слесарь, мастер ....... участка при ....... полиметаллическом к-те; с *** по *** - мастер ....... участка ДХТ «.......» Треста БЦМГО АК «.......»; с *** по *** - мастер ....... участка АО Трест «.......». *** и *** Отделением ПФР был направлен формуляр - запрос в АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики ....... с целью подтверждения стажа Барышева А.Т. Ранее территориальным органом ПФР также были направлены аналогичные запросы ***, *** и *** в Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции МТСЗН РК по ........ В адрес Отделения ПФР *** поступили ответы № Б* от *** Государственного Архива ....... района Управления цифровизации и архивов ......., согласно которым документы (приказы по личному составу, ведомости по начислению заработной платы, личные карточки) по организациям «.......», ВЦМГО АК «.......», АО Треста «.......» в государственный архив не поступали. Ответом от *** Некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «.......» сообщило, что по имеющимся в базе данных сведениям, на Барышева А.Т., *** года рождения, перечислялись взносы за период с *** по ***. Иной информации Центральный филиал не имеет. *** Отделением ПФР также были получены справки о трудовой деятельности Барышева А.Т., выданные ТОО Трест «.......» от **** и от ****. Из АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики ....... ответы на формуляры «Запрос», направленные территориальным органом ПФР в соответствии с порядком взаимодействия в целях реализации пенсионных прав граждан, имеющих периоды работы до *** не поступили. Отделение СФР не может принять к рассмотрению полученные справки и произвести перерасчет пенсии на основании указанных документов, так как указанные организации не являются компетентными органами, полномочными подтверждать стаж работы в ........ Иных ответов от компетентных органов, подтверждающих соответствующие периоды трудовой деятельности Барышева А.Т., до настоящего времени в СФР не поступило. Дополнительно необходимо отметить, что п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ от *** «О страховых пенсиях» предусмотрено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявлений о перерасчете страховой пенсии по старости от Барышева А.Т. в территориальный орган СФР не поступало. Следовательно, произвести перерасчет страховой пенсии по старости с даты, указанной в исковом заявлении истцом, не представляется возможным. В соответствии с вышеизложенным, исковое заявление Барышева А.Т. о включении периодов работы в стаж произведении перерасчета размера страховой пенсии по старости является не обоснованным и не подлежащими удовлетворению.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста Т.М.А. пояснила, что работает ведущим специалистом экспертотдела контроля * ОКУП * ОСФР по Нижегородской области. Поступило заявление от Барышева А.Т., в связи с переездом из Республики ....... в РФ о назначении ему пенсии и просил запросить его пенсионное дело о назначении страховой пенсии по старости из Республики ........ По запросу поступило данное пенсионное дело и справка о том, что пенсия в ....... истцу выплачена по ***. Исследовав полученное пенсионное дело из Республики ......., где имеются документы о работе истца по Списку *, было принято решение назначить истцу досрочную страховую пенсию. Для назначения досрочной страховой пенсии согласно п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» для мужчин достаточно специального стажа не менее 10 лет, страхового стажа не менее 20 лет. Изучив материалы полученного пенсионного дела истца, пришли к выводу, что у истца имеется специальный стаж *** по Списку *, и страховой стаж на дату назначения пенсии составляет ***, что дает основание для назначения данного вида пенсии. В страховой стаж для досрочного назначения пенсии были включены периоды с *** по ***, подтверждённые документами, имеющимися в материалах пенсионного дела. Также имеет место служба истца в Армии с *** по ***. Следующий период зачтенный в стаж истца с *** по ***, потом идет уточняющая справка, подтверждающая характер работы по Списку *, т.е. с *** по *** и с *** по ***. Также имеется страховой стаж, с *** по ***, подтвержденный материалами пенсионного дела. Последующий, зачтенный пенсионным органом в стаж и подтвержденный документами (справка о работе, выдана Республикой .......) с *** по ***. Для подтверждения другого стажа, который был выработан также на территории Республики ......., был сделан запрос формуляров, ответ на который до настоящего времени не поступил. Точнее поступили сведения на эти формуляры, и снова был сделан запрос ***. На запрос формуляр, т.к. согласно Соглашению ЕАС от ***, вступившего в силу с ***, предусмотрено, что каждое государство – участник соглашения, предъявляет право на пенсию, исчисляет её размер исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии с законодательством с учетом положений названного Соглашения. При этом, согласно п.37 Порядка взаимодействия обмен информацией посредством обмена соответствующими формулярами, и который является Приложением к данному Порядку взаимодействия, при необходимости истребования дополнительной информации. Поступили сведения о стаже истца, но в деле отсутствовали сведения о заработке истца, были сведения о заработке за один год, на документе были оттиск печати, подпись, но не было оснований выдачи справки о зарплате. Такая же справка была по зарплате за *** г., тоже имела подписи, печати, но не содержала оснований выдачи справки о зарплате. Основанием выдачи справки могут быть лицевые счета по зарплате, расчетные ведомости по зарплате и другие документы, на основании которых выдается справка о заработной плате, поэтому принять её для назначения страховой пенсии не имелось возможности, и была назначена страховая пенсия по Списку * без учета заработной платы. Согласно вышеуказанного пункта Взаимодействия пенсионный орган запросил формуляры, т.е. сведения о заработной плате. Согласно Соглашению от ***, заработная плата учитывается либо по сведениям персонифицированного учета *** г., либо *** месяцев подряд, в состав которого может входить заработная плата за *** г. До настоящего времени поступил просто ответ без приложения формуляров, поэтому пенсионный орган принять к рассмотрению просто справку о зарплате, выданную Департаментом ....... не может, т.к. к рассмотрению следует принимать только формуляры о стаже работы, о заработной плате. Такого формуляра не поступило. Пенсионный орган вновь направил запрос *** дополнительно, в Комитет труда и социальной защиты Министерства социальной защиты Республики ......., той области в которой проходила работа истца. Обращает внимание, что пенсионным органом сделан расчет, где сосчитали какой размер пенсии был бы, если бы включили в стаж периоды до ***, т.к. конвертация пенсионных прав, согласно Закону № 173-ФЗ, производилась и производится на ***. Страховой стаж, остался прежним ***, потому, что других документов в распоряжении нет. Страховой стаж до 31 декабря, т.е. того периода, который не учли с *** по ***, по тому периоду работы, который мог бы быть учтен, при подтверждении данного стажа, и с *** по *** страховой стаж составил бы ***. При этом, после получения расчета, т.к. данные о заработной плате до настоящего времени не поступили, и брать ту зарплату данные о которой поступили, т.к. нет ответа на запрос формуляр, поэтому делается без заработной платы, т.е. 75% заработка – максимальный размер и валоризация 29% составляет, т.к. требуемый стаж минимальный – 20 лет, для полной конвертации – 40, т.е. у истца *** года. Размер пенсии получается, есть распечатка, готова была к судебному заседанию ***, на ***, с учетом бы этого стажа, который был бы включен при условии подтверждения, составил * руб., т.е. размер пенсии не изменится. В любом расчете пенсии имеется 2 элемента: рассчитывается из стажа и из заработка. Стаж страховой у Барышева А.Т. на момент назначения пенсии по законодательству РФ по приезду из Казахстана имелся страховой необходимый стаж, но сведений о зарплате нет. Поэтому размер пенсии не изменится.

Изучив письменные доводы сторон, изложенные в иске и возражениях, выслушав объяснения истца, представителей сторон, допросив специалиста, исследовав в совокупности письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от *** N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с ***.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от *** N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону).

В силу статьи 11 Федерального закона от *** N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (с *** - в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) (часть 1). Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от *** N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2).

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от *** N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 3 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В силу статьи 2 Федерального закона от *** N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон (часть 2). В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3). В случаях, предусмотренных данным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4).

Аналогичные положения были закреплены в статье 1 Федерального закона от *** N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

*** между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

В силу статьи 1 Соглашения от *** пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от *** определено, что при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до ***.

Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до *** Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.

Действие первого положения, касающегося учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государства - участника Соглашения, ограничивается только территориями государств - участников Соглашения. В качестве субъектов толкуемого Соглашения выступают как государства - участники Соглашения, так и государства - участники Содружества.

Из смысла пункта 2 статьи 6 Соглашения от ***, рассматриваемого в контексте с преамбулой и другими статьями Соглашения, вытекает, что правило пункта 2 действует в полном объеме только в отношении государств - участников Соглашения и их граждан. Временные рамки действия Соглашения для этих субъектов определены статьями 12 и 13, согласно которым Соглашение вступает в силу с момента его подписания каждым из государств-участников и действует до выхода государств из Соглашения путем письменного уведомления депозитария о его денонсации.

Указанное толкование пункта 2 статьи 6 Соглашения дано Экономическим судом СНГ N 01-1/6-04 от ***.

Учитывая изложенное, в целях определения права на страховую пенсию, устанавливаемую в Российской Федерации с учетом периодов работы в Казахстане после ***, необходимо: соотнести выполняемую работу на территории Республики Казахстан с условиями (критериями), установленными законодательством Российской Федерации для страховых пенсий, и подтвердить документально периоды этой работы; получить подтверждение компетентного органа иностранного государства о включении периодов работы в страховой стаж по законодательству Республики Казахстан.

Аналогичный порядок закреплен в пункте 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от *** N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российской Федерации из государств, ранее входивших в состав СССР", согласно которому при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от *** учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до ***, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от ***.

Кроме того, распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от *** N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ***, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ***, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после *** (после вступления в силу Федерального закона от *** N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от *** подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

С *** вступило в силу Соглашение ЕАЭС от *** (ратифицировано Российской Федерацией *** Федеральным законом N 354-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 названного Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.

Статьей 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений данного Соглашения (пункт 1).

В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2 статьи 7).

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона N 400-ФЗ, в части 1 которой указано на то, что установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи Федерального закона N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н (действовавшим до 01 января 2022 года) утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

С 01 января 2022 года действует Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный приказом Минтруда России от 04 августа 2021 года N 538н, в котором содержатся аналогичные положения.

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (действовавших в период спорных отношений).

Согласно пункту 22 указанных Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI указанных Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 указанных Правил N 884н).

С 01 января 2022 года действуют Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные приказом Минтруда России от 05 августа 2021 года N 546н, в которых содержатся аналогичные положения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Соглашения ЕАЭС при переселении трудящегося (члена семьи) с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в случае, если трудящимся (членом семьи) было реализовано право на пенсию до переселения, производится ее пересмотр (перерасчет) с применением статьи 12 настоящего Соглашения. При этом право на пенсию за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, не пересматривается.

В силу статьи 10 Соглашения ЕАЭС уполномоченные органы и компетентные органы взаимодействуют друг с другом (в том числе с использованием интегрированной информационной системы ЕАЭС) по вопросам, связанным с реализацией данного Соглашения, на безвозмездной основе. Компетентные органы представляют друг другу по запросу или по собственной инициативе необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения данного Соглашения, а также принимают меры по установлению этих обстоятельств. Компетентные органы информируют друг друга об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. Документы, необходимые для установления инвалидности, определения права на пенсию, назначения и выплаты пенсии, выданные в соответствии с законодательством одного государства-члена, признаются другим государством-членом без проведения установленных законодательством этого другого государства-члена процедур признания таких документов. Компетентные органы вправе запросить у трудящегося (члена семьи) нотариально заверенный перевод документов на государственный язык государства-члена, назначающего (выплачивающего) пенсию, а также в случае необходимости в целях верификации документов направлять соответствующие запросы либо использовать сведения, полученные путем обращения к информационным базам данных. Реализация данного Соглашения осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и Евразийской экономической комиссией по применению норм.

Статья 12 Соглашения ЕАЭС содержит переходные положения, в соответствии с данной статьей назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

В целях реализации статьи 10 Соглашения ЕАЭС решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее Порядок взаимодействия).

Названный Порядок взаимодействия определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза между собой, а также с Евразийской экономической комиссией в целях реализации норм Соглашения. Взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения. До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 данного Порядка взаимодействия, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.

Таким образом, в соответствии с переходными положениями, закрепленными в статье 12 Соглашения ЕАЭС, за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от ***. Соответственно при назначении страховой пенсии, право на указанный вид пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в .......) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ***, и имевших место за пределами Российской Федерации до *** (даты вступления в силу Федерального закона от *** N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с *** стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ***, за пределами Российской Федерации после *** (даты вступления в силу Федерального закона от *** N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

В судебном заседании установлено, что Барышев А.Т., *** года рождения, до *** года проживал в ......., с *** приобрел вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации, в *** году стал гражданином Российской Федерации и ему *** ГУ МВД России по Нижегородской области выдан паспорт *.

Барышеву А.Т. в ......., где он ранее проживал, *** была назначена льготная пенсия, в соответствии со Списком *, которая выплачивалась до ***.

Решением УПФР по Городецкому району (межрайонное) Нижегородской области от ***Барышеву А.Т. с *** назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.1ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" бессрочно в размере * руб., с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии. Продолжительность страхового стажа, учтенного при установлении страховой пенсии, составила ***.

Согласно справки ТОО «Трест «.......» .......* от ******Барышев А.Т. принят слесарем-монтажником 4 разряда ....... участок при ....... полиметаллическом к-те; приказ *-к от ***; *** - Квалифкомиссией присвоен пятый разряд слесаря-монтажника: приказ *-к от ***; *** - переведен слесарем по ремонту металлургического оборудования 5 разряда на участок * в основные цеха ....... полиметаллического комбината; записка о переводе * от ***; *** - в связи с переходом на новые условия оплаты труда и перетарификацией присвоена профессия слесарь-ремонтник 5 разряда с прежним местом работы; приказ *-к от ***; *** - переведен мастером этого же участка; приказ *-к от ***; *** - уволен по собственному желанию, согласно ст.32 КЗОТ РК; приказ *-к от *** Основание: архив отдела кадров - опись 4Л, дело 51, связка отсутствует, записки (приказы) о приеме, приказы по личному составу за *** гг. - документы городским архивом обработаны, хранятся на предприятии по адресу: *, .......; ***, - принят мастером на ....... участок *, приказ * от ***; *** - переведен сторожем участка *; приказ *-к от ***; *** - переведен слесарем-ремонтником 5 разряда участка *, приказ *-к от ***; *** - переведен сторожем участка *; приказ *-к от ***; *** - переведен слесарем-ремонтником 5 разряда на участок *-ОАО «.......»; записка о переводе * от ***; *** - переведен слесарем-ремонтником 7 разряда с прежним местом работы; приказ * от ***; *** - переведен мастером-бригадиром с прежним местом работы; приказ *-к от ***; *** - трудовой договор расторгнут по ст. 57 п.2 Трудового Кодекса Республики ....... (инициатива работника): приказ №; * от *** Основание: архив отдела кадров - фонд 358, опись 4Л, дело 63. связка отсутствует, записки (приказы) о приеме, приказы по личному составу за *** гг. - документы городским архивом обработаны, хранятся на предприятии по адресу: ........

В соответствии с частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Как следует из абзаца второго части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, одним из источников являют письменные доказательства.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не устанавливает ограничений в использовании при разрешении гражданских споров письменных доказательств.

По данным пенсионного (выплатного) дела ответчиком при назначении Барышеву А.Т. пенсии в страховой и льготный стаж истца были включены, в том числе, следующие периоды работы: с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***.

Согласно ответа Некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» * от *** на запрос ГУ ОПФ РФ по Нижегородской области, накопительная пенсионная система в ....... введена с *** согласно Закону Республики ....... «О пенсионном обеспечении в .......» * от ***. По имеющимся в базе данных сведениям, на Барышева А. Т., *** года рождения, перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с *** по ***. В базе данных отражается информация, содержащаяся в платежных поручениях, которыми производились перечисления обязательных пенсионных взносов. Поле «период» в платежных поручениях для перечисления обязательных пенсионных взносов, в связи с изменениями в платежной системе Республики Казахстан, было введено с июля 2006 года. Для уточнения информации по факту уплаты обязательных пенсионных взносов за указанный период необходимо обратиться на предприятие, производившее отчисления.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Учитывая указанные положения федерального законодательства Российской Федерации и международного права, а также, что некоторые периоды пенсионным органом включены в специальный и страховой стаж истца, ответчика следует обязать включить в страховой и льготный стаж истца следующие периоды: с *** по ***, с *** по *** и с *** по ***, поскольку эти периоды работы истца подтверждены самим работодателем истца в ....... и есть доказательства перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительную пенсионную систему в ........

Частью 3 статьи 36 Федерального закона от *** N 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от *** N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.

Положения статьи 30 Федерального закона от *** N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до *** пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от *** N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от *** N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до *** пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с *** - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный статьей 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (определения от *** N 696-О, от *** N 3181-О).

До вступления в силу Федерального закона от *** N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть до ***, правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от *** N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Федеральным законом от *** N 52-ФЗ часть первая статьи 100 Закона Российской Федерации от *** N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" была изложена в новой редакции, согласно которой в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно части первой статьи 102 Закона Российской Федерации от *** N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.

Среднемесячный заработок, определенный частями первой и второй статьи 102, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от *** N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями (часть 3 статьи 102 Закона Российской Федерации от *** N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации").

Среднемесячный заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 102 Закона Российской Федерации от *** N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации").

Действующий с *** порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от *** N 400-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от *** N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от *** N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от *** N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от *** N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от *** N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от *** N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от *** N 400-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от *** N 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от *** N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от *** N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Пунктом 22 Правил N 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Согласно материалам выплатного (пенсионного) дела Барышева А.Т. пенсионным органом – УПФР по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) *** направлен запрос в Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции МТСЗН РК по ....... с истребованием справок о стаже и заработной плате истца с *** по ***.

В ответ на этот запрос в ГУ Отделение пенсионного фонда РФ по Нижегородской области из ТОО «.......», через Республиканское государственное учреждение «Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции Республики ....... по .......», *** поступили справки, подтверждающие стаж работы, о переименовании предприятия и о заработной плате истца за период с *** года включительно. Справки подготовлены работодателем истца. Сомневаться в достоверности сведений указанных справок оснований нет.

Согласно письма ГУ Отделение пенсионного фонда РФ по Нижегородской области * от ***, адресованного Барышеву А.Т., пенсионным органом был направлен формуляр «Запрос» * от *** в АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики ........ По письму от **** компетентным органом государств-членов в ....... является АО «Единый накопительный пенсионный фонд». *** из Департамента Комитета труда и социальной защиты по ....... поступили документы: справка * от *** о периоде работы с *** по *** в ТОО «.......», справка * от *** о переименованиях предприятия, справка * от *** о заработной плате с *** годы в ТОО «Трест .......», которые не могут быть приняты к рассмотрению для перерасчета страховой пенсии по старости без официального ответа на формуляр «Запрос». Из АО «Единый накопительный пенсионный фонд» ответы на формуляры «Запрос», направленные территориальными органами ПФР не поступали.

Из указанного письма следует, что поступившие из Департамента Комитета труда и социальной защиты по ....... документы пенсионным органом не могут быть приняты для назначения (перерасчета) пенсии истца.

При этом суд исходит, что отсутствие ответа компетентного органа Республики ....... на запрос пенсионного органа по формуляру "Запрос" не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований при установленном факте работы истца на территории Республики Казахстан в спорные периоды в особых условиях. Факт работы истца на территории Республики Казахстан в спорные периоды в особых условиях подтвержден документами работодателя истца.

Требования истца об обязании ответчика о назначении пенсии с учетом сведений указанной справки о заработной плате подлежат удовлетворению частично, а именно с даты ***. До этой даты материалы пенсионного дела, поступившего из Республики ......., не содержали сведений о заработной плате истца за указанный период. Истцом сведения о заработной плате за указанный период в пенсионный орган при подаче заявления о назначении пенсии и позднее не были представлены. Эти сведения в выплатном (пенсионном) деле поступили после запроса пенсионного органа и гораздо позже назначения пенсии в 2020 году.

Иных требований истцом Барышевым А.Т. не заявлено, исковые требования судом разрешены с учетом положений ст.196 ГПК РФ.

На основании ст. 98 ГПК РФ, учитывая частичное удовлетворение иска, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Барышева А. Т. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области об обязании включить в стаж для назначения пенсии периоды работы и произвести назначение страховой пенсии по старости, удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ....... включить в трудовой стаж Барышева А. Т. для назначения пенсии по старости периоды работы: с *** по *** в ....... ремонтно-монтажном управлении треста «.......» в должности мастера ....... участка; с *** по *** в Тресте ВЦМГО АК «.......» в должности мастера ....... участка ДХТ «.......»; с *** по *** в АО Трест «.......» в должности мастера ....... участка *.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области произвести Барышеву А. Т. назначение страховой пенсии по старости из заработной платы за период с *** по *** за период работы в Трест «.......» в должности мастера с ***.

В удовлетворении исковых требований Барышева А. Т. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области об обязании включить в стаж для назначения и перерасчета пенсии периоды работы и произвести перерасчет страховой пенсии по старости в заявленном размере отказать.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области, расположенного по адресу: Нижегородская обл., г.Н.Новгород, пр.Ленина, д.35 (ИНН/КПП 5258012881/525801001, ОГРН 1025203030500) в пользу Барышева А. Т., *** года рождения, место рождения: ....... расходы по оплате госпошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.К. Ситникова

Мотивированное решение составлено 6 февраля 2024 года

Судья Н.К. Ситникова

Копия верна

Судья