НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Городецкого городского суда (Нижегородская область) от 11.11.2021 № 2-1234/2021

Решение

Именем Российской Федерации

11 ноября 2021 г. г.Городец

Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Трухина А.П., при секретаре Соколовой Е.А., с участием представителя ответчика Хановой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Потатуева И. А. к ГУ МВД России по Нижегородской области и МО МВД России «Городецкий» об оспаривании служебного спора, взыскании доплаты и компенсации,

установил:

Потатуев И.А. обратился в суд с иском к МО МВД России «Городецкий» и ГУ МВД России по Нижегородской области. С учетом уточненных исковых требований просит суд обязать ответчиков оплатить ему работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени - более 30-часовую рабочую неделю в связи с вредными условиям труда за период с 08.05.2018 по 19.05.2021, произвести дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда за период с 08.05.2018 по 19.05.2021; обязать МО МВД России «Городецкий» привести табель учета рабочего времени в соответствии с учетом фактически отработанного времени (выполнения служебных обязанностей) - 12 часов за каждое дежурство с 09 часов 00 минут до 21 часа 00 минут в период с 08.05.2018 по 31.05.2019, 12 часов за каждое дежурство с 21 часа 00 минут до 09 часов 00 минут в период с 08.05.2018 по 31.05.2019; обязать МО МВД России «Городецкий» привести табель учета рабочего времени в соответствии с учетом фактически отработанного времени (выполнения служебных обязанностей) истцом - 24 часа за дежурство в период с 01.06.2019 года по 19.05.2021 года; обязать ответчиков произвести расчет отработанных Потатуевым И.А. часов с учетом исключенных из табеля учета рабочего времени: 1 (одного) часа за каждое дежурство с 09 часов 00 минут до 21 часа 00 минут и 1 (одного) часа за каждое дежурство с 21 часа 00 минут до 09 часов 00 минут и компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 08.05.2018 по 31.05.2019, оплатить Потатуеву И.А. компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 08.05.2018 по 31.05.2019; обязать ответчиков произвести расчет и оплатить Потатуеву И.А. компенсацию за выполнение служебных обязанностей в ночное время - исключенные из табеля учета рабочего времени 2 (два) часа за каждое дежурство с 21 часа 00 минут до 09 часов 00 минут часов в ночное время за период с 08.05.2018 по 31.05.2019; произвести расчет отработанных истцом часов с учетом исключенных из табеля учета рабочего времени 6 (шести) часов за каждое дежурство и компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 01.06.2019 по 18.05.2021, оплатить Потатуеву И.А. компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 01.06.2019 по 18.05.2021; произвести расчет и оплатить Потатуеву И.А. компенсацию за выполнение служебных обязанностей в ночное время - исключенные из табеля учета рабочего времени 2 (два) часа за каждое дежурство в ночное время за период с 01.06.2019 по 18.05.2021; взыскать с ГУ МВД России по Нижегородской области, Межмуниципального отдела МВД России «Городецкий» в пользу истца компенсацию за своевременное непредоставление дополнительных дней отдыха за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, за недоплату за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени - более 30-часовую рабочую неделю, дополнительную оплату труда в связи с вредными условиям труда, в размере 50 000 рублей.

В обоснование исковых требований Потатуев И.А. указал, что проходил службу в органах внутренних дел - ГУ МВД России по Нижегородской области, непосредственно в должности полицейского поста внутренней охраны спецчасти изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Городецкий» в период с *** по ***. Согласно выписке из приказа от **** л/с контракт с Потатуевым И.А. расторгнут, и он уволен со службы в органах внутренних дел по п.4 ч.2 ст.82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Последний день отпуска *** считается днем увольнения. Из должностной инструкции следует, что в должностные обязанности полицейского поста внутренней охраны спецчасти ИВС МО МВД России «Городецкий» входило, в том числе, при заступлении на пост проверить совместно с дежурным группы режима по ИВС, начальником ИВС состояние, исправность оборудования камер, нар, кроватей, окон, решеток, полов, потолков, стен, отопительных систем, сигнализации и освещения; принять подозреваемых и обвиняемых по счету, знать в лицо тех, за кем требуется усиленное наблюдение; осуществлять постоянный надзор за поведением подозреваемых и обвиняемых в камерах; проводить обыск подозреваемых и обвиняемых, их вещей, камер при приеме и сдаче дежурства. Учитывая специфику службы, при прохождении службы в период с *** по *** находился в непосредственном контакте с задержанными, больными туберкулезом. *** истец ознакомился с табелем учета рабочего времени ИВС МО МВД России «Городецкий» за период 2018-2021 года. В ходе ознакомления им был выявлен ряд нарушений Трудового Кодекса РФ, ФЗ от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ», Приказа Минздрава России № 225, Министра обороны России № 194, МВД России № 363, Минюста России № 126, Минобразования России № 2330, Минсельхоза России № 777, ФПС России № 292 от 30 мая 2003 года "Об утверждении Перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда", Приказа МВД РФ № 950 от 22.11.2005г. «Об утверждении правил внутреннего распорядка ИВС ПиО ОВД», ФЗ от 15.07.1995г. № ФЗ-103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Приказа МВД России от 10.02.2014 года № 83 «Об утверждении правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста». 11.05.2021 истец обратился с рапортом о служебном споре к начальнику МО МВД России «Городецкий» полковнику полиции А.К. Щелину с просьбой поручить ОРЛС МО МВД России «Городецкий» привести табель учета рабочего времени в соответствие с требованиями нормативно правовых актов, а переработку оплатить. 18.05.2021 года решением по служебному спору по рапорту постового ИВС МО МВД России «Городецкий» Потутаева И.А. от *** № 3/215206118392 в удовлетворении его требований было отказано. Решение получено истцом 19.05.2021. С данным решением истец не согласен, считает его незаконным, противоречащим действующему законодательству. Данные о том, что подозреваемые и обвиняемые (осужденные), содержащиеся в ИВС МО МВД России «Городецкий», являются носителями инфекционного заболевания "туберкулез легких" отражались в журнале учета лиц, содержащихся в ИВС, что подтверждается личными делами и медицинскими документами лиц, содержавшихся в ИВС в спорный период. Больные туберкулезом легких подозреваемые и обвиняемые за все время службы истца содержались в одной специально выделенной для них камере. Поскольку на рабочем месте Потатуева И.А. при прохождении службы в ИВС в спорный период в должности полицейского поста внутренней охраны спецчасти изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, имеется вредный производственный фактор, обусловленный наличием патогенных микроорганизмов III группы (возбудители инфекционных болезней), создающих опасность инфицирования туберкулезом, в числе лиц, содержащихся в ИВС, наличие зараженных туберкулезом и в активной форме, истец осуществлял с ними контактирование, подвергался в период службы опасности заражения, то он имеет право на 30-часовую рабочую неделю и доплату за прохождение службы во вредных условиях, связанных с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, за период выполнения работы во вредных условиях службы. Кроме того, учитывая данные табелей рабочего времени и фактически выплаченной оплаты труда, руководствуясь приведенными положениями законодательства РФ, ответчик не доплатил за работу сверхустановленной продолжительности служебного времени (более 30 часов). Ответчиком в табелях учета рабочего времени недостоверно отражены фактически отработанные истцом часы несения службы согласно постовым ведомостям. Из представленных ответчиком табелей учета рабочего времени следует, что ответчик незаконно исключил из служебного времени следующие часы: в период с 01.05.2018 года по 31.05.2018 года - 1 час в первые сутки (11 часов вместо 12 часов времени несения службы с 09 часов по 21 час) и 1 час в третьи сутки (8 часов вместо 9 часов времени несения службы с 00 часов по 09 часов), всего 2 часа; в период с 01.06.2019 года по 12.05.2021 года - 2 часа в первые сутки (13 часов вместо 15 часов времени несения службы с 09 часов по 24 часа) и 4 часа во вторые сутки (учтено 5 часов вместо 9 часов времени несения службы с 00 часов по 09 часов), всего 6 часов. Ответчик пояснил, что из табелей исключено время перерыва для приема пищи и отдыха. Письменно в справке от 05.07.2021 года пояснил, что 3-х сменный режим работы с предоставлением перерыва для приема пищи и отдыха общей продолжительности 6 часов в течение дежурной смены установлен в связи тем, что штатным расписанием МО МВД России «Городецкий», утвержденным приказом ГУ МВД России по Нижегородской области от 10.07.2013 № 625 (при этом обозначенное штатное расписание в суд не представлено). Вместе с тем, согласно ст. 54 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", режим служебного времени сотрудника органов внутренних дел, предусматривающий определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня, устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом. То есть режим служебного времени устанавливается не штатным расписанием, на которое ответчик сослался в своей справке. Ответчиком в суд предоставлены правила внутреннего служебного распорядка МО МВД РФ «Городецкий», являющие приложением 1 к приказу МО МВД России «Городецкий» от 29.03.2012 г. № 144 (далее - правила). Правилами пунктом 12 установлено, что для сотрудников, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства, начало и окончание служебного времени определяется графиками дежурства (сменности). Предоставление перерыва для приема пищи и отдыха общей продолжительности 6 часов в течение дежурной смены Правилами не предусмотрено для сотрудников, исполняющих обязанности по графику дежурства. Также Правилами не установлено конкретное время приема пищи и отдыха. Исключение ответчиком вышеуказанных часов из рабочего времени, по мнению истца, является незаконным. Работодатель обязан предоставлять работнику либо перерыв для питания и отдыха (ч. 1 ст. 108 ТК РФ) либо возможность для отдыха и приема пищи в рабочее время (ч. 3 ст. 108 ТК РФ). Пунктом 102 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных Приказом МВД России от 07.03.2006 № 140 установлено, что дежурному ИВС запрещается: сокращать число установленных табельных постов охраны или изменять их расстановку, за исключением случаев, вызванных неотложными мерами по пресечению побегов и иных чрезвычайных происшествий или особыми условиями; отлучаться из ИВС или освобождать от службы кого-либо из состава наряда, кроме случаев внезапного заболевания или невозможности выполнять обязанности по иным причинам при наличии разрешения начальника ИВС и соответствующей замены. Из приведенных нормативно-правовых актов следует, что истец, исполняющий должностные обязанности в должности полицейского поста внутренней охраны по графику дежурств, в течение дежурств не освобождался от непосредственного выполнения служебных обязанностей. Правила внутреннего служебного распорядка, приказы и иные распоряжения руководства не освобождали истца от исполнения должностных обязанностей во время дежурств. Соответственно, доводы ответчика о том, что в ИВС МО МВД России «Городецкий» имеется комната отдыха для сотрудников и одно спальное место, свидетельствуют о том, что работодатель исполнил обязанность по обеспечению работнику возможности отдыха и приема пищи в рабочее время, возникающую у него на основании ч.3 ст. 108 ТК РФ в случае отсутствия у работодателя условий для предоставления работнику такого времени, то есть отсутствия возможности для освобождения работника от исполнения трудовых обязанностей. При учете исключенных ответчиком часов из табеля учета рабочего времени и расчета заработной платы количество отработанных истцом часов будет сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также часы работы в ночное время, соответственно за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени ответчик в период работы истца должен был предоставить дополнительные дни отдыха, которые им предоставлены не были, соответственно с ответчика подлежит взысканию компенсация за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и компенсация за работу в ночное время. Учитывая, что ответчики длительное время при ведении учета рабочего времени в табелях учета рабочего времени и расчета заработной платы незаконно исключали из рабочего времени 2 часа работы в ночное время в период с 08.05.2018 по 31.05.2019, 4 часа из дневного времени и 2 часа из ночного времени в период с 01.06.2019 по 18.05.2021, не доплачивали компенсацию за работу в ночное время, не предоставляли дополнительные дни отдыха за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в том числе за работу более 30-часовую рабочую неделю, не оплачивали полагающиеся истцу доплаты за вредные условия труда, с ответчиков подлежит взысканию компенсация.

Истец Потатуев И.А. (его представитель) в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика МО МВД России «Городецкий» в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что нарушений в части ведения табелей учета служебного времени сотрудников ИВС МО МВД России «Городецкий» не допущено, оснований для установления указанным сотрудникам сокращенного служебного времени и доплаты не имеется. Считает несостоятельными доводы истца о том, что ему должны были устанавливаться 30-часовая рабочая неделя и доплата в размере 25 % должностного оклада за работу с опасными условиями труда. В случае удовлетворения исковых требований просит учитывать фактическое время (дни, смены) в которое Потатуев И.А. нес службу в ИВС при нахождении там лиц больных активной формой туберкулеза, с учетом срока давности обращения в суд за разрешением служебного спора. Относительно вопроса о предоставлении истцу перерывов для приема пищи и отдыха, приказами МВД России от 12.04.2013 года №200дсп, №140 дсп от 07.03.2006 г. установлено, что сотрудникам ИВС предоставляются перерывы для отдыха и приема пищи общей продолжительностью 6 часов, а не единый перерыв конкретной продолжительности. За весь период службы Потатуева В.А. в ИВС, он не обращался к руководству МО МВД России «Городецкий» с жалобами на нарушение порядка предоставления перерывов для приема пищи и отдыха. Требования Потатуева И.А. об оплате, предоставляемого ему в ходе несения службы времени отдыха, в связи с невозможностью выходить из помещения ИВС во время дежурства для использования времени отдыха, основаны на неверном толковании действующего законодательства о службе и без учета особого характера исполняемых им в период службы обязанностей в должности сотрудника ИВС. Полагает, что при ведении табелей учета служебного времени руководством ИВС МО МВД России «Городецкий» обоснованно исключены из служебного времени периоды отдыха истца, продолжительность которых определялась в зависимости от продолжительности дежурной смены. Считает также, что истцом пропущен срок обращения в суд за разрешением служебного спора, установленный Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части взыскания выплат, положенных, по мнению истца ему в период с 08.05.2018 по 19.05.2021. Требование о выплате истцу компенсации за задержку выплаты денежного довольствия за работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени представитель ответчика также считает необоснованным, поскольку таких выплат ему не начислялось.

Представитель ГУ МВД России по Нижегородской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Государственной инспекции труда Нижегородской области, привлеченного к участию в деле определением суда от 17.08.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, судом установлено, что истец Потатуев И.А. проходил службу в органах внутренних дел - ГУ МВД России по Нижегородской области, непосредственно в должности полицейского поста внутренней охраны спецчасти изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Городецкий» в период с 30.03.2009 по 28.06.2021. Согласно выписке из приказа от **** контракт с Потатуевым И.А. расторгнут, и он уволен со службы в органах внутренних дел по п.4 ч.2 ст.82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Последний день отпуска *** считается днем увольнения.

В силу ч. 17 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон N 247-ФЗ) федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат и надбавок, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты и надбавки. Указанные дополнительные выплаты и надбавки устанавливаются в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудниками задач.

В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон N 77-ФЗ) установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно участвующим в оказании больным туберкулезом противотуберкулезной помощи иным работникам федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам специальной оценки условий труда.

Этим же пунктом установлено, что продолжительность рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенный размер оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, а также работникам организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающим больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно абз. 2-5 ст. 1 Федерального закона N 77-ФЗ больным туберкулезом признается лицо с активной формой туберкулеза- туберкулез, признаки активности процесса которого установлены в результате проведения клинических, лабораторных, рентгенологических исследований. При этом, для третьих лиц риск (опасность) инфицирования микобактериями туберкулеза имеется лишь при контакте с лицами, больными заразной формой- активной формой туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" поручено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти утвердить перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда.

Такой Перечень утвержден 30.05.2003 совместным приказом Минздрава России N 225, Министра обороны России N 194, МВД России N 363, Минюста России N 126, Минобразования России N 2330, Минсельхоза России N 777, ФПС России N 292.

Пунктом 2 раздела 4 (п. 4.2) указанного Перечня (далее по тексту Перечень должностей) в числе должностей работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в учреждениях системы МВД России, поименована должность сотрудника органов внутренних дел, осуществляющего охрану, содержание и конвоирование больных туберкулезом в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых.

Перечень должностей был утвержден, в том числе, приказом МВД России как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, во исполнение постановления Правительства РФ от 25.12.2001 N 892, которое, в свою очередь, издано в целях реализации Федерального закона N 77-ФЗ, имеющего одинаковую юридическую силу с Федеральным законом N 342-ФЗ и Федеральным законом N 247-ФЗ. Перечень должностей является действующим нормативным актом, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 02.06.2003 за N 4618, приказ МВД РФ N 363 от 30.05.2003, которым в числе приказов других федеральных министерств и ведомств был утвержден указанный Перечень.

Федеральный закон N 77-ФЗ, как и принятые во исполнение данного закона постановление Правительства РФ от 25.12.2001 N 892 и Перечень должностей, являются специальными нормативными актами по отношению к Федеральному закону N 342-ФЗ и Федеральному закону N 247-ФЗ, поскольку касаются вопросов, не урегулированных названными Законами, а именно - предоставления компенсаций лицам, осуществляющим работу в условиях опасности инфицирования туберкулезом.

В пункте 2 раздела 4 (п.4.2) Перечня должностей предусмотрены изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых и другие подразделения, имеющие в своем составе специальные помещения (камеры, изоляторы, палаты) для больных туберкулезом.

В силу примечаний к разделу 4 Перечня должностей дополнительную оплату труда личному составу по пунктам 4.2, 4.3, 4.4 настоящего раздела необходимо определять ежемесячно приказом руководителя (начальника, командира) учреждения (подразделения) за фактическое время (дни, смены) работы сотрудника (работника, военнослужащего, лица из числа гражданского персонала) в условиях контактирования с больными туберкулезом при исполнении служебных обязанностей по согласованию с вышестоящим медицинским учреждением (подразделением) и центром Госсанэпиднадзора.

Согласно п. 3 Перечня должностей дополнительная оплата труда устанавливается работникам, предусмотренным настоящим Перечнем, учреждений (организаций) и структурных подразделений, осуществляющих оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом, в размере не менее чем 25 процентов должностного оклада (месячной тарифной ставки) в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".

На основании настоящего Перечня руководителем учреждения (организации) утверждается перечень сотрудников и работников учреждения, которым с учетом конкретных условий работы (лечение, проведение диагностических мероприятий, экспертизы, непосредственное обслуживание больных туберкулезом, контакт с больными туберкулезом и инфицированным микобактериями туберкулеза материалом, другие мероприятия) производится дополнительная оплата труда в размерах, предусмотренных в пункте 3 настоящих примечаний, в том числе и за каждый час работы в условиях, предусмотренных Перечнем (п. 4 Перечня должностей).

Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных положений право сотрудников органа внутренних дел, указанных в Перечне должностей, на сокращенную продолжительность служебного времени и доплату к должностному окладу возникает при условии их непосредственного участия в оказании противотуберкулезной помощи (контакте с больными туберкулезом), связанной с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, в учреждениях системы МВД и при наличии в составе учреждения (структурного подразделения) специальных помещений (камер, изоляторов, палат) для больных туберкулезом.

В этой связи, при разрешении требований Потатуева И.А. подлежат установлению следующие юридически значимые обстоятельства: наличие в составе ИВС, где проходил службу истец, специальных помещений (камер, изоляторов, палат) для больных туберкулезом; наличие вредных условий на рабочем месте истца, подтвержденные результатами специальной оценки условий труда; непосредственное осуществление истцом функций по охране, содержанию и конвоированию больных туберкулезом; фактически отработанное истцом время во вредных условиях труда; издание ответчиком приказов об определении дополнительной оплаты с указанием фактического времени работы сотрудника в условиях контактирования с больными туберкулезом.

Оценив в совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства, с целью установления юридически значимых обстоятельств по делу, суд приходит к следующему.

Согласно должностной инструкции полицейского поста внутренней охраны изолятора временного содержания МО МВД России «Городецкий» (л.д.69-70), в обязанности последнего входило, в том числе: при заступлении на пост проверить совместно с дежурным группы режима по ИВС, начальником ИВС состояние, исправность оборудования камер, нар, кроватей, окон, решеток, полов, потолков, стен, отопительных систем, сигнализации и освещения; принять подозреваемых и обвиняемых по счету, знать в лицо тех, за кем требуется усиленное наблюдение; осуществлять постоянный надзор за поведением подозреваемых и обвиняемых в камерах; проводить обыск подозреваемых и обвиняемых, их вещей, камер при приеме и сдаче дежурства. Следовательно, полицейский поста внутренней охраны изолятора временного содержания МО МВД России «Городецкий» в силу своих служебных обязанностей непосредственно (лично) контактирует с подозреваемыми и обвиняемыми находящимися в ИВС, в том числе больными туберкулезом.

Согласно сообщению врио.главного бухгалтера МО МВД Росси «Городецкий» (л.д.94), специальная оценка условий труда в МО МВД Росси «Городецкий» не проводилась. Лимиты бюджетных обязательств по указанной статье расходов не доводились.

Согласно представленных ФКУЗ «Медико-санитарная часть №52» ФСИН России по запросу суда сведений (л.д.107-112) из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России в Нижегородской области в МО МВД России «Городецкий» были этапированы лица с диагнозом туберкулез с бактериовыделением (открытой фомрой), в следующие периоды:

- в 2018 году, не этапировались;

-в 2019 году, этапировались 2 человека, время нахождения в ИВС: с 06.05.2019 по 08.05.2019, с 15.05.2019 по 17.05.2019, с 03.06.2019 по 05.06.2019, с 11.06.2019 по 14.06.2019, с 24.06.2019 по 26.06.2019, с 01.07.2019 по 05.07.2019, с 01.08.2019 по 01.08.2019, с 02.10.2019 по 04.10.2019, с 28.10.2019 по 01.11.2019, с 27.11.2019 по 29.11.2019, с 02.12.2019 по 04.12.2019, с 25.12.2019 по 27.12.2019;

- в 2020 году, не этапировались;

- в 2021 году этапировался 1 человек, время нахождения в ИВС: с 01.01.2021 по 13.01.2021, с 25.01.2021 по 27.01.2021, с 08.02.2021 по 10.02.2021, с 03.03.2021 по 05.03.2021, с 09.03.2021 по 12.03.2021, с 17.03.2021 по 19.03.2021.

Из ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России в период с 08.05.2018 по 19.05.2021 лица с открытой формой теберкулеза в МО МВД России «Городецкий» не этапировались (л.д.140).

Представитель ответчика в судебном заседании не отрицал, что лица, инфицированные туберкулезом в открытой форме, содержались в ИВС в спорный период в камерах, отдельно от остальных задержанных, но юридически (путем издания соответствующего локального нормативного акта) данные камеры в качестве помещений, специально отведенных для содержания туберкулезных больных, не закреплены.

Таким образом, суд полагает установленным в ходе рассмотрения дела наличие в ИВС МО МВД России «Городецкий» специальных помещений для содержания задержанных лиц, больных туберкулезом (в открытой форме), а также факт занятости истца в спорный период в опасных условиях при выполнении им должностных обязанностей по охране, содержанию и конвоированию больных туберкулезом, связанных с опасностью инфицирования туберкулезом, что в силу приведенных выше нормативных положений свидетельствует о наличии у истца права на получение спорной доплаты за фактически отработанное во вредных условиях время.

То обстоятельство, что ответчиком в спорный период не проведена специальная оценка условий труда, не утверждался перечень сотрудников и работников в соответствии с п. 4 примечаний к Перечню должностей, не велся учет фактического времени работы сотрудников ИВС в условиях контактирования с больными туберкулезом при исполнении служебных обязанностей, не издавались приказы о доплатах сотрудникам ИВС и закреплении конкретных камер в качестве помещений, специально отведенных для содержания туберкулезных больных, свидетельствует о нарушении ответчиком положений абз. 11 ч.2 ст.212 ТК РФ и Перечня должностей, и не может являться основанием для лишения истца права на получение спорной доплаты.

С доводами представителя ответчика о том, что Перечень должностей предусматривает спорную доплату только лицам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, в то время как сотрудники ИВС противотуберкулезную помощь не оказывают, суд согласиться не может. Данный довод основан на неверном толковании положений п. 4.2 Перечня должностей, который прямо предусматривает, что спорная доплата устанавливается, в том числе, сотрудникам органов внутренних дел, осуществляющим охрану, содержание и конвоирование больных туберкулезом в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых, специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке, имеющих в своем составе специальные помещения (камеры) для больных туберкулезом, наличие которых в ИВС МО МВД России «Городецкий» нашло свое подтверждение.

При установленных обстоятельствах, суд считает законными и обоснованными требования истца о взыскании с ответчика МО МВД России «Городецкий» доплаты в размере 25% должностного оклада и компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени - более 30-часовую рабочую неделю, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

При расчете доплаты и компенсации, подлежащих взысканию в пользу истца, суд учитывает, что согласно примечанию к разделу 4 Перечня должностей дополнительная оплата производится за фактическое (дни, смены) выполнение служебных обязанностей во вредных условиях.

Кроме того, суд учитывает, что согласно части 4 статьи 72 Федерального закона от 30.11.2011 №342- "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Денежная компенсация за работу во вредных условиях, за работу сверхустановленной продолжительности служебного времени является одним из видов денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел.

До мая 2021 года обеспечение денежным довольствием сотрудников ОВД осуществлялось в соответствии с приказом МВД России №65 от 31.01.2013 года «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников ОВД РФ» (далее-Порядок).

В соответствии с п. 1 Порядка, денежное довольствие сотрудников ОВД состоит из должностного оклада, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Пункт 4 порядка устанавливает, что выплата денежного довольствия за текущий месяц сотрудникам ОВД производится один раз в период с 20 по 25 число.

В период с мая 2018 года по май 2021 года истец получал денежное довольствие в установленные сроки, что им не оспаривалось. Ежемесячно получая в указанные периоды денежное довольствие, без учета доплат и компенсаций за работу во вредных условиях истец не мог не знать о нарушении своих прав. Таким образом, течение трехмесячного срока исковой давности для обжалования действий работодателя по невыплате соответствующих денежных компенсаций Потатуеву И.А., непосредственно связано с днем получения денежного довольствия истцом за конкретный месяц. Однако, за разрешением служебного спора истец впервые обратился только 11.05.2021 года.

При таких обстоятельствах, учитывая, что крайним числом выплаты денежного довольствия истцу являлось 25 число каждого месяца, суд полагает, что истцом пропущен срок обращения в суд за разрешением служебного спора относительно доплат и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда за периоды до февраля 2021 года.

При этом, суд учитывает, что истец имел реальную возможность своевременно, в установленный законом срок, обратиться к непосредственному руководителю и (или) в суд за защитой нарушенного права, однако данный срок пропустил. Доказательств наличия уважительных причин пропуска указанного срока истцом суду не представлено.

Согласно ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

С учетом изложенного, в пользу истца подлежит взысканию доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (25% от должностного оклада) за период февраль- май 2021 года.

В указанный период в ИВС МО МВД России «Городецкий» находилось одно лицо больное туберкулезом: с 08.02.2021 по 10.02.2021, с 03.03.2021 по 05.03.2021, с 09.03.2021 по 12.03.2021, с 17.03.2021 по 19.03.2021. Согласно табелей учета рабочего времени (л.д.38-46, 76), рабочие смены Потатуева И.А. совпадали с временем пребывания лица больного туберкулезом в названном периоде 08 и 10 февраля. При этом, 08 февраля истец находился на службе до 09 часов утра (с ночи), в то время как этап прибывает в ИВС только во второй половине дня. Таким образом, истец непосредственно контактировал с лицом больным туберкулезом один день, а именно 10.02.2021. Должностной оклад истца в данный период составлял 359,14 рублей в день, следовательно, размер доплаты за 1 день составил 89 рублей 78 копеек (359,14 х 25%).

Порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в спорный период времени был предусмотрен разделом IX Приказа МВД России от 31.01.2013 N 65.

Согласно пункту 56 Порядка, вместо дополнительных дней за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, сотруднику может быть выплачена денежная компенсация. Указанная компенсация выплачивается сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя. Размер денежной компенсации за каждый день выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12. В 2021 году оно составляло 30,4 (365 кал. дн. /12 мес).

При расчете размера компенсации Потатуеву И.А. за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, суд учитывает следующее.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для сотрудников ОВД установлена нормальная продолжительность служебного времени 40 рабочих часов в неделю, из расчета 8 рабочих часов в день (5 рабочих дней). При 30-часовой рабочей недели, рабочее время истца в день непосредственного контактирования с больными туберкулезом должно было составлять 6 часов, т.е. норма служебного времени уменьшается на 2 часа за каждый рабочий день.

Для сотрудников ИВС МО МВД России «Городецкий» установлен суммированный учет служебного времени, с учетным периодом- календарный квартал.

В связи с этим, при расчете компенсации, отраженная в табелях учета служебного времени ИВС МО МВД России «Городецкий» за 2021 год норма служебного времени Потатуева И.А. за конкретный квартал подлежит уменьшению пропорционально количеству дней контактирования с больными туберкулезом. Разница между фактически отработанным Потатуевым И.А. временем, указанным в табеле учета служебного времени, и уменьшенной нормой служебного времени при 30-часовой рабочей неделе, составляет количество часов, которые отработаны сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени.

В соответствии с пунктом 57 Порядка, расчет денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени осуществляется в днях.

В связи с этим общее число часов «переработки» Потатуева И.А. переводилось в дни.

Согласно табелей учета служебного времени (л.д. 38-46, 76) в 1 квартале 2021 года, норма рабочего времени Потатуева И.А. при 40-часовой рабочей неделе, составила 335 рабочих часов.

С учетом того, что в 1 квартале 2021 года Потатуев И.А. непосредственно контактировал с больными туберкулезом 5 дней (11.01.2021, 12.01.2021, 26.01.2021, 27.01.2021 и 10.02.2021) норма его рабочего времени уменьшилась на 10 часов (5 дней по 2 часа), и составила 325 часов (335-10).

Согласно табелей учета служебного времени, фактически, за 1 квартал 2021 года Потатуевым И.А. отработано 365 часов, то есть более установленной нормы.

Часы, отработанные Потатуевым И.А. сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени с учетом 40-часовой рабочей недели, учтены работодателем в табеле учета рабочего времени и спора об их компенсации в настоящем споре не заявлено.

Таким образом, количество часов, которые отработаны сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени при 30- часовой рабочей недели (в дни контактирования с больными туберкулезом) и не компенсированные ему работодателем, составляет 10 часов, или 1,25 дня (10/8).

Стоимость 1 дня службы Потатуева И.А. за 1 квартал 2021 года согласно данных ответчика составила 911,88 рублей (размер денежного довольствия/ на среднемесячное число календарных дней). Следовательно, за 1 квартал 2021 года размер подлежащей взысканию компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной сокращенной за работу с вредными и (или) опасными условиями труда продолжительности служебного времени составляет 1139 рублей 85 копеек (911,88 х 1,25).

Разрешая остальные требования Потатуева И.А., суд не находит оснований для их удовлетворения, по следующим мотивам.

В обоснование своих исковых требований истец указывает, что в МО МВД России «Городецкий» при ведении учета служебного времени необоснованно не включается в общую продолжительность дежурной смены, и соответственно не оплачивается, время, предоставляемое сотрудникам ИВС для приема пищи и отдыха. По мнению истца, расчет компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, должен производиться с учетом того, что всё время нахождения на службе в течении дежурной смены, необходимо считать рабочим.

С данным утверждением истца, суд согласиться не может, поскольку оно основано на неверной толковании норм законодательства.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.

Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 54 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ режим служебного времени сотрудника органов внутренних дел устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.

Режим служебного времени сотрудника органов внутренних дел должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня (часть 2 статьи 54 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Правила внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения утверждаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 3 статьи 54 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Частью 1 статьи 55 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определено, что время отдыха - время, в течение которого сотрудник органов внутренних дел свободен от выполнения служебных обязанностей.

В соответствии с пунктом 283 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65 продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.

Из приведенного выше правового регулирования следует, что для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации. При этом в период выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и приема пищи, в течение которого сотрудник освобожден от выполнения служебных обязанностей.

Порядок организации службы в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел устанавливается приказом МВД России №140 дсп от 07.03.2006г. «Об утверждении Наставления по служебной

деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» (далее-Наставление).

В соответствии с пунктом 68 Наставления, в период несения службы личному составу ИВС предоставляется перерыв продолжительностью до 1,5 часов для принятия пищи и отдыха. Из общей продолжительности служебного времени перерыв исключается. Время непрерывного несения службы сотрудникам ИВС, перерывы для приема пищи и отдыха устанавливаются той же продолжительности, что и для оперативного дежурного по органу внутренних дел.

В соответствии с приказом МВД России от 12.04.2013 года №200дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России» (выписка- л.д.49), продолжительность несения службы каждой дежурной смены составляет 24 часа. Во время дежурства сотрудникам поочередно предоставляются перерывы для принятия пищи и кратковременного отдыха общей продолжительностью каждому: при 3-сменном дежурстве - 6 часов. При этом запрещается оставлять в составе дежурной смены одного сотрудника.

В соответствии с приказом МО МВД России «Городецкий» от 16.05.2017 года №218 (л.д.71) полицейскому ИВС МО МВД России «Городецкий» установлен сменный режим работы.

В соответствии с пунктом 9 и 12 Правил служебного распорядка МО МВД России «Городецкий», утвержденных приказом МО МВД России «Городецкий» от 29.03.2012 года №144 (л.д.66-67), рабочий день в МО МВД России «Городецкий» начинается в 09 часов 00 минут. Для сотрудников, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства, начало и окончание служебного времени определяется графиками дежурства (сменности).

По сообщению ответчика (л.д.27), в соответствии со штатным расписанием МО МВД России «Городецкий», утвержденным приказом ГУ МВД России по Нижегородской области от 10.07.2013 №625, в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых предусмотрено семь должностей полицейского группы режима спецчасти и три должности дежурного группы режима спецчасти, в связи с чем для указанных сотрудников установлен 3-хсменный режим работы, с предоставлением перерыва для приема пищи и отдыха общей продолжительностью 6 часов в течение дежурной смены.

Судом установлено (подтверждается штатными расписаниями (л.д.74-76) и сторонами не оспаривалось, что 3-х сменный режим работы был установлен в ИВС МО МВД России «Городецкий» с 01.06.2019 года, до этого сотрудники ИВС несли службу в течение дежурной смены продолжительностью 12 часов. Соответственно, предоставлялось время перерыва для отдыха и приема пищи меньшей продолжительности.

По утверждению представителя ответчика, продолжительность каждого периода отдыха, которые в общей сложности составляют 6 часов, в течение дежурной смены определяется дежурным в зависимости от оперативной обстановки, которая обуславливается количеством лиц, содержащихся в ИВС, наличием требований следователя о выводе подозреваемого из камеры, наличием (отсутствием) часов приема передач для спецконтенгента в течении рабочей смены и др.. В течение указанных перерывов сотрудник фактически не выполняет должностные обязанности, несмотря на то, что находится в помещение ИВС МО МВД России «Городецкий».

Оценивая объяснения представителя ответчика суд не находит оснований сомневаться в их достоверности, поскольку они согласуются с другими установленными по делу обстоятельствами.

Так, судом установлено, что в ИВС МО МВД России «Городецкий» имеется специально оборудованная комната для отдыха и приема пищи, где находится кровать, холодильник, микроволновая печь, шкафы для одежды посуды и шкаф для вещей, стулья, два стола. Данный факт подтверждается, в том числе, представленными в дело фотоматериалами (л.д.72-73) и стороной истца в судебном заседании не оспаривался.

Факт предоставления возможности (периодов) для приема пищи и отдыха в течении дежурной смены истцом (его представителем) в судебном заседании также не оспаривался. С жалобами на нарушение порядка предоставления перерывов для приема пищи и отдыха к руководству МО МВД России «Городецкий» Потатуев В.А. не обращался.

Таким образом, судом установлено, что в течение смены, сотрудникам ИВС, в том числе истцу, предоставлялось время и возможность (условия) для отдыха и приема пищи, общей продолжительностью 6 часов в течении смены, во время которого истец освобождался от исполнения своих должностных обязанностей.

При таких обстоятельствах, у суда нет оснований полагать, что МО МВД России «Городецкий» нарушило порядок ведения табелей учета служебного времени, не включив в служебное время периоды для приема пищи и отдыха.

Ссылка истца в обоснование исковых требований на часть 3 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации является ошибочной, поскольку регулирование отношений, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе касающихся предоставления дополнительных гарантий и компенсаций сотрудникам, привлекаемым к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, с учетом их особого правового статуса осуществляется Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, в котором предусмотрены специальные нормы, устанавливающие порядок предоставления гарантий и компенсаций таким сотрудникам. Следовательно, в силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ нормы трудового законодательства к спорным отношениям не применяются (аналогичная правовая позиция изложенная в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.07.2016 N 32-КГ16-2).

Частью 2 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы", согласно которому особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Реализация указанных положений нашла отражение в Наставлении по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденном приказом МВД России №140 дсп от 07.03.2006г., в приказе МВД России от 12.04.2013 года №200дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России», которыми установлена возможность предоставления сотрудникам ИВС перерывов для отдыха и приема пищи общей продолжительностью 6 часов в течении дежурной смены при трехсменном графике несения службы.

Разрешая исковое требование о взыскании денежной компенсации за своевременное непредоставление дополнительных дней отдыха за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, за недоплату за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени - более 30-часовую рабочую неделю, дополнительную оплату труда в связи с вредными условиям труда, суд не находит оснований для его удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору, то есть начисленных, но не выплаченных работнику работодателем денежных сумм.

Судом установлено, что работодателем не выплачивались истцу доплаты и компенсации, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Вместе с тем, указанные доплаты и компенсации истцу не только не выплачивались, но и не начислялись, в связи с чем оснований для взыскания компенсации за задержку выплаты указанных (взысканных судом) сумм нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Потатуева И. А. удовлетворить частично.

Взыскать с МО МВД России «Городецкий» в пользу Потатуева И. А. компенсацию за работу сверх установленной продолжительности служебного времени (сокращенной до 30- часовой рабочей недели за работу с опасными условиями труда) в первом квартале 2021 года в сумме 1139 рублей 85 копеек, и доплату за работу с опасными условиями труда (25% от должностного оклада) в период: февраль- май 2021 года, в сумме 89 рублей 78 копеек, всего: 1229 (одну тысячу двести двадцать девять) рублей 63 копейки.

В удовлетворении остальной части исковых требований Потатуеву И. А. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд, через Городецкий городской суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Городецкого городского суда А.П.Трухин.

Мотивированное решение (в окончательной форме) изготовлено 18 ноября 2021 года.

Судья Городецкого городского суда А.П.Трухин.