дело № 2-1-711/2020
12RS0016-01-2019-001021-26
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 16 ноября 2020 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Мельникова С.Е., при секретаре судебных заседаний ФИО5,
с участием представителя истца ФИО6, адвоката Мингалевой О.В., представителя ответчика ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл» ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО6 к государственному казенному учреждению Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл» о признании права на получение мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО8 обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконными решения государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл» (далее ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г. Козьмодемьянске») от 25 февраля 2019 года № 2 об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения возраста трех лет, № 4 об отказе в предоставлении компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования; обязать ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г. Козьмодемьянске» назначить выплату указанных пособий и произвести указанные выплаты с момента обращения, т.е. с февраля 2019 года.
В обоснование иска указывает, что она обращалась с заявлениями о выплате ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет и компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования 16 февраля 2019 года, 9 апреля 2019 года и 19 апреля 2019 года и 2 августа 2019 года. Решениями ответчика от 25 февраля 2019 года, 18 апреля 2019 года и 23 апреля 2019 года было отказано в назначении выплат, в связи с предоставлением недостоверных, по мнению ответчика, данных.
Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 16 января 2020 года на ответчика возложена обязанность производить ежемесячную денежную выплату семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет и компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, со 02 августа 2019 года. Как указал суд, решения ответчика по заявлениям от 16 февраля 2019 года, принятые 25 февраля 2019 года, истцом не были обжалованы, и не являлись предметом судебного разбирательства. По этой причине суд обязал ответчика выплатить пособия с 02 августа 2019 года, то есть с момента последнего (повторного) обращения с заявлением о выплате пособий.
Поскольку основания, на которые ссылался ответчик в обоснование своих решений об отказе выплат пособий от 25 февраля 2019 года решением суда признаны незаконными, указанные решения ответчика подлежат отмене, выплата пособия при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет должна быть произведена с момента рождения ребенка, то есть с 08 февраля 2019 года.
В суд истец ФИО6 не явилась, направила своего представителя адвоката Мингалёву О.В., которая исковые требования поддержала, ссылаясь на отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении истице указанных мер социальной поддержки.
Представитель ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г. Козьмодемьянске» ФИО7 возражала против удовлетворения иска, по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Третье лицо Министерство социального развития Республики Марий Эл представителя в суд не направило, представили возражение на иск, в котором просили в удовлетворении исковых требований ФИО6 отказать.
На основании положений статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца и третьего лица.
Выслушав участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет утвержден постановлением Правительства Республики Марий Эл от 07 сентября 2012 года № 335 (далее Порядок № 335).
Право на получение ежемесячной денежной выплаты имеет один из родителей (усыновителей), одинокий родитель (усыновитель), являющийся гражданином Российской Федерации, среднедушевой доход семьи которого на дату обращения за предоставлением ежемесячной денежной выплаты ниже полуторного размера величины прожиточного минимума на душу населения, официально установленной в Республике Марий Эл (далее - заявитель).
Ежемесячная денежная выплата предоставляется заявителю, проживающему на территории Республики Марий Эл с третьим ребенком или последующими детьми (пункт 2 Порядка № 335 в редакции действующей до 17.05.2019).
В силу пункта 6 Порядка № 335 (в редакции действующей до 17.05.2019) для предоставления ежемесячной денежной выплаты заявитель обращается в государственное казенное учреждение Республики Марий Эл - центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе (районе) Республики Марий Эл по месту жительства с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты и представляет следующие документы:
а) копии паспортов либо иных документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
б) копии свидетельств о рождении (усыновлении) детей (в случае смерти предыдущего ребенка (детей) - копия свидетельства о смерти);
в) копия свидетельства об установлении отцовства в случае, если брак с отцом ребенка не зарегистрирован;
г) копия трудовой книжки о последнем месте работы - для граждан, являющихся временно безработными. В случае отсутствия у лица, имеющего право на предоставление ежемесячной денежной выплаты, трудовой книжки в заявлении о назначении ежемесячной денежной выплаты он заполняет графу о том, что нигде не работал и не работает по трудовому договору;
д) утратил силу;
е) документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи, полученных за шесть предыдущих месяцев перед обращением за предоставлением ежемесячной денежной выплаты;
ж) утратил силу;
з) копия свидетельства о браке или расторжении брака;
и) копия справки об установлении инвалидности, если лицу, обратившемуся с заявлением, и (или) членам его семьи установлена I или II группа инвалидности или категория "ребенок-инвалид" (в случае получения доходов от личного подсобного хозяйства).
Согласно пункту 12 Порядка № 335 принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты осуществляется центром социальной поддержки населения в течение 10 календарных дней со дня регистрации заявления о предоставлении ежемесячной денежной выплаты и приложенных к нему документов.
Основаниями для отказа центром социальной поддержки населения в предоставлении ежемесячной денежной выплаты являются:
представление заявителем недостоверных сведений;
отсутствие у заявителя на дату обращения права на предоставление ему ежемесячной денежной выплаты в соответствии с настоящим Порядком;
непредставление заявителем документов, предусмотренных пунктами 6 и 9 настоящего Порядка;
достижение ребенком возраста трех лет.
В соответствии с пунктом 14 Порядка № 335 предоставление ежемесячной денежной выплаты осуществляется со дня рождения третьего ребенка или последующих детей, если обращение за ней последовало не позднее трех месяцев со дня рождения третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет. При обращении за предоставлением ежемесячной денежной выплаты по истечении трех месяцев со дня рождения третьего ребенка или последующих детей она предоставляется с месяца, в котором последовало обращение за ежемесячной денежной выплатой.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2007 г. № 22 (в редакции до 17.05.2019) устанавливает порядок обращения за получением компенсации и выплаты гражданам компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее Порядок № 22), согласно пункту 4 которого право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации, находящейся на территории Республики Марий Эл, среднедушевой доход семьи которого ниже среднедушевого денежного дохода населения в Республике Марий Эл за январь - декабрь года, предшествующего году, в котором последовало обращение за компенсацией.
Для выплаты компенсации заявитель обращается одним из способов,предусмотренных абзацем девятнадцатым пункта 7 настоящего Порядка, в центр социальной поддержки населения в муниципальном образовании, на территории которого ребенок посещает образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного образования (пункт 5 Порядка № 22).
В соответствии с пунктом 7 Порядка № 22 (в редакции до 17.05.2019) для получения компенсации заявитель подает в центр социальной поддержки населения заявление на выплату компенсации, к которому прилагаются следующие документы:
копия платежного документа о внесенной заявителем родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования;
копия договора между образовательной организацией, реализующей образовательную программу дошкольного образования, и родителем (законным представителем), внесшим родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации;
копия заполненных страниц паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя (с предъявлением оригинала);
копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, на которого назначается компенсация (с предъявлением оригинала);
копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего и последующего ребенка (детей) (с предъявлением оригинала);
документы о заработной плате и (или) иных доходах заявителя и членов его семьи, полученных за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу обращения за компенсацией;
копия справки об установлении инвалидности, если заявителю и (или) членам его семьи установлена I или II группа инвалидности или категория "ребенок-инвалид" (в случае получения доходов от личного подсобного хозяйства, с предъявлением оригинала);
копия трудовой книжки (с предъявлением оригинала) - для лиц, не имеющих дохода за двенадцать предыдущих месяцев перед обращением за назначением компенсации;
копия свидетельства об установлении отцовства в случае, если брак с отцом ребенка не зарегистрирован (при наличии, с предъявлением оригинала);
копия свидетельства о браке или расторжении брака (с предъявлением оригинала);
согласие членов семьи заявителя на обработку их персональных данных.
При отсутствии у заявителя и членов его семьи трудовой книжки в заявлении на выплату компенсации он указывает сведения о том, что он и (или) член его семьи нигде не работал и не работает, не осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, не относится к лицам, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
В силу пункта 10 Порядка № 22 центр социальной поддержки населения в течение 10 календарных дней со дня регистрации заявления на выплату компенсации и прилагаемых к нему документов принимает решение о выплате или об отказе в выплате компенсации.
Заявителю, в отношении которого принято решение о выплате компенсации (далее - получатель), выплата компенсации производится, начиная с месяца, в котором заявитель обратился за компенсацией.
Судом установлено, что 16.02.2019 истец обратилась в ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г. Козьмодемьянске» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты семьям в связи рождением третьего ребенка в отношении ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При обращении с заявлением истец предоставила ответчику свою трудовую книжку, содержащую запись о ее трудоустройстве с ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Юнга» в должности главного бухгалтера, справку о нахождение в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая истице в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи рождением третьего ребенка ответчик в соответствии с пунктом 12 Порядка № 335 указал на недостоверность предоставленных ФИО6 сведений об ее трудоустройстве, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 не была трудоустроена в ООО «Юнга», что также подтверждалось ее трудовой книжкой представленной специалисту МФЦ ДД.ММ.ГГГГ при обращении за назначением социальной выплаты.
Между тем, согласно ответу налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ на запрос ответчика, сведения о доходах в отношении ФИО6 за 2018 год отсутствуют.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 03 июля 2019 г., было установлено, что истица приняла сама себя на работу в ООО «Юнга» с 01 июня 2018 г. в отсутствие экономической обоснованности этого.
Таким образом, доказательств получения истцом дохода в 2018 году от трудовой деятельности в ООО «Юнга» не имелось.
Доказательств наличия у истца и членов ее семьи иных источников дохода, который превышал бы размер, предполагавший право на получение пособия в связи рождением третьего ребенка ответчиком не представлено.
Таким образом, исходя из имеющихся доказательств, в спорный период у ФИО6 имелось право на получение выплаты, в связи с чем решение ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г. Козьмодемьянске» от 25 февраля 2019 года № 2 об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения возраста трех лет является незаконным, подлежит отмене с назначением ФИО6 ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения возраста трех лет со дня рождения ребенка, то есть с 08 февраля 2019 года.
Принимая решение № 4 от 25 февраля 2019 года об отказе истице в предоставлении компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, ответчик указал на не предоставление истцом копии трудовой книжки супруга заявителя.
При определении права на получение компенсации учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи производится в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2003г. N44 ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
В соответствии с действующим законодательством при обращении за мерами социальной поддержки граждане, в состав семьи которых входит ребенок, родители которого разведены либо на ребенка установлено отцовство, с заявлением на оформление дополнительной компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях, представляются документы, подтверждающие получение гражданами алиментов либо об их отсутствии.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ обращаясь с заявлением о предоставлении компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, истица предоставила договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования с МДОУ детский сад <данные изъяты> в отношении несовершеннолетней ФИО3
Родителями несовершеннолетней ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются истица и ФИО2, брак между которыми расторгнут на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Из объяснительной ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ на имя руководителя ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г. Козьмодемьянске» алименты на ребенка ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения от ФИО2, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица не получала, в добровольном порядке ФИО2 материальную помощь не оказывал.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Горномарийским отделом судебных приставов по Республике Марий Эл, исполнительный документ о взыскании алиментов в пользу взыскателя ФИО6 на содержание несовершеннолетних детей ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения на исполнении в Горномарийском РОСП отсутствует.
Учитывая отсутствие доказательств, что в спорный период среднедушевой доход семьи истицы превышал среднедушевой денежный доход населения в Республике Марий Эл за январь - декабрь года, предшествующего году, в котором последовало обращение за компенсацией, предоставление истицей всех необходимых документов предусмотренных пунктом 7 Порядка № 22, суд приходит к выводу, что у ответчика не имелось оснований для отказа истице в предоставлении компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в связи с чем, решение № 4 от 25 февраля 2019 года ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в г. Козьмодемьянске» является незаконным, подлежит отмене с назначением ФИО6 выплаты компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования с февраля 2019 года, то есть с месяца, в котором заявитель обратилась за компенсацией.
На основании части 1 статьи 98 ГПК РФ, учитывая удовлетворение и неимущественный характер исковых требований, ответчик возмещает понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО6 удовлетворить.
Признать решения государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл» от 25 февраля 2019 года № 2 об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения возраста трех лет, № 4 об отказе в выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования незаконными.
Обязать государственное казенное учреждение Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл» назначить и произвести ФИО6 ежемесячную денежную выплату семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения возраста трех лет с 08 февраля 2019 года, компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования с февраля 2019 года.
Взыскать с государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл» в пользу ФИО6 в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Мельников С.Е.
в окончательной форме решение принято 17 ноября 2020 года.