дело № 2а-1-519/2020
12RS0016-01-2020-000950-45
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Козьмодемьянск 12 августа 2020 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебного заседания Зайковской И.А.,
с участием с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл Шерстянниковой Е.А.,
административного ответчика Башкирова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл к Башкирову Д.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу, пеней,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл (далее Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл) обратилась в суд с административным иском к Башкирову Д.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 г., пени по транспортному налогу, задолженности по налогу на имущество за 2018 г.г., пени по налогу на имущество, задолженности по земельному налогу за 2018 г. и пеней по земельному налогу. В обоснование заявленных требований указано, что ответчик владеет транспортным средством, объектами недвижимости и земельными участками, которые являются объектами налогообложения транспортным налогом, налогом на имущество физических лиц и земельным налогом. Налоговым органом ответчику начислен транспортный налог, налог на имущество и земельный налог за 2018 г., направлены налоговые уведомления. Поскольку эти и ранее начисленные налоги в установленные сроки не уплачены, за период просрочки начислены пени по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу, налогоплательщику направлены требования об уплате налогов и пеней. Ввиду неуплаты задолженности в добровольном порядке налоговый орган обратился за выдачей судебного приказа, который был выдан мировым судьей 10.02.2020, а затем отменен 21.02.2020 в связи с поступившими от должника возражениями. Наличие не погашенной задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пеней послужило поводом для обращения административного истца в суд с требованиями об уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов и сельских поселений, за 2018 г. в размере 196 руб., пеней по земельному налогу в размере 9 руб. 93 коп., налога на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 169 рублей, пеней по налогу на имущество физических лиц в размере 3 руб. 26 коп., транспортного налога за 2018 г. в размере 3250 руб., пеней по транспортному налогу в размере 618 руб. 44 коп., всего 4246 руб. 63 коп.
В суде представитель Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл Шестянникова Е.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Башкиров Д.А. с исковыми требованиями
согласился, размер взыскиваемой задолженности не оспаривал.
Выслушав участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, суд находит требования Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога предусмотрена законодательством о налогах и сборах - пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 45, 52, 80) налогоплательщик исчисляет сумму налога, декларирует и уплачивает её.
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно статье 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым в соответствии со статьей 360 НК РФ признается календарный год, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Таким образом, срок уплаты транспортного налога за 2018 г. истек 1 декабря 2019 г.
Судом установлено, что Башкиров Д.А. в 2018 году являлась собственником автомобиля <данные изъяты> 2001 года выпуска с мощностью двигателя 165 л.с. государственный регистрационный знак №.
На основании сведений, представленных в налоговый орган из ГИБДД, ответчику начислен транспортный налог за 2018 г. в сумме 8250 рублей.
В соответствии со статьей 85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе.
Судом установлено, что административный ответчик в 2018 г. является собственником 4-х земельных участков:
2-х земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» с кадастровыми номерами № по адресу: <адрес> и № по адресу: <адрес>,
2-х земельных участков, расположенных на территории сельских поселений МО «Красноволжское сельское поселение» и «Озеркинское сельское поселение» с кадастровыми номерами № по адресу: <адрес> и № по адресу: <адрес>.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается этим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 названного Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого Кодекса (пункт 1); кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2).
В силу положений пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Земельный налог на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» установлен решением Собрания депутатов муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» № 74 от 19 октября 2005 г. «Об установлении земельного налога».
Земельный налог на территории муниципального образования «Красноволжское сельское поселение» введен решением Собрания депутатов Красноволжского сельского поселения
Горномарийского района Республики Марий Эл «Об установлении земельного налога» от 19 ноября 2005 г. № 15 (в редакции от 11.07.2016 № 99).
Земельный налог на территории муниципального образования «Озеркинское сельское поселение» введен решением Собрания депутатов Озеркинского сельского поселения Горномарийского района Республики Марий Эл «Об установлении земельного налога» от 21 ноября 2005 г. № 16 (в редакции от 15.08.2016 № 108)
Согласно указанным решениям в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городском округе и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также дачного хозяйства установлена налоговая ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости, в отношении прочих земельных участков, за исключением земельных участков, не признанных объектом налогообложения и освобожденных от налога на землю в соответствии с НК РФ - 1,5 процента кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С учетом изложенных положений закона Башкирову Д.А. со сроком уплаты 02 декабря 2019 года за 2018 г. было произведено начисление земельного налога в сумме 196 руб.:
за земельный участок с кадастровым номером 12:17:0138001:27 86 руб. (35790 руб.*1,5%*6/12),
за земельный участок с кадастровым номером 12:17:0130001:66 41 руб. (28934 руб.*1,5%*6/12),
за земельный участок с кадастровым номером 12:02:0030801:707 13 руб. (4290 руб.*0,3%),
за земельный участок с кадастровым номером 12:02:0020201:31 56 руб. (189340 руб. *0,3%).
Кроме того, в собственности Башкирова Д.А. с 2011 г. имеется ? доли в праве собственности на квартиру площадью <данные изъяты> кв.м, расположена по адресу: <адрес>, два гаража, расположенных в <адрес>
С 01 января 2015 года порядок исчисления налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, к которому относятся в соответствии со статьей 401 НК РФ квартира.
В силу пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда налоговая база определяется, исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации в срок до 01 января 2020 года не принято решение об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На территории Республики Марий Эл налог на имущество физических лиц с 2017 года исчислялся, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) (пункт 4 статьи 406 НК РФ).Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (пункт 1 статьи 406 НК РФ).
Пунктом 2 решения Собрания депутатов муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» № 76 от 19 октября 2005 г. «Об установлении налога на имущество физических лиц» установлены следующие ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения: 0,1% - при стоимости имущество от 300 тыс. рублей, 0,3% - при стоимости от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, 0,5% - при стоимости имущества свыше 500 тыс. рублей.
Согласно пункту 8 статьи 408 НК РФ сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом коэффициента 0,4 – применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании в соответствии со статьей 403 НК РФ.
С учетом изложенных положений закона административному ответчику как владельцу доли в праве собственности на квартиру и двух гаражей произведено начисление налога на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 169 рублей, исходя из следующего расчета:
за квартиру 163 руб. (1075500 руб.*1/4*0,1%*0,4),
за гараж в ГК «<адрес>» - 3 руб. (16976 руб.*6/12*0,1%*0,4),
за гараж в ГК «<адрес>» - 3 руб. (12732 руб.*6/12*0,1%*0,4).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Административному ответчику Башкирову Д.А. как пользователю личного кабинета налогоплательщика налоговое уведомление №, содержащее расчет транспортного налога и земельного налога за 2018 г., срок их уплаты, направлено через личный кабинет.
Пункт 1 статьи 45 НК РФ закрепляет обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пени. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Ввиду неуплаты Башкировым Д.А. налогов в установленные законом сроки в личном кабинете налогоплательщика размещены
требование № от 23 декабря 2019 года о погашении недоимки по уплате транспортного налога за 2018 г. в сумме 8250 руб., пеней по транспортному налогу за 2018 г., начисленных за период с 03.12.2019 по 22.12.2019 в размере 35 руб. 27 коп., недоимки по уплате налога на имущество за 2018 г. в сумме 169 руб., пеней по налогу на имущество за 2018 г., начисленных за период с 03.12.2019 по 22.12.2019 в размере 0 руб. 73 коп., недоимки по уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельными участками в границах городского и сельских округов в сумме 196 руб., пеней по земельному налогу за 2018 г., начисленных за период с 03.12.2019 по 22.12.2019, в размере 0 руб. 85 коп. в срок до 24.01.2020;
требование № от 25.06.2019 об уплате пеней по транспортному налогу, начисленных на недоимку за 2016 г. за период с 29.08.2019 по 17.12.2018, в размере 207 руб. с учетом частичной оплаты в размере 17 руб. 31 коп., пеней по транспортному налогу, начисленных на недоимку за 2017 г. за период с 18.12.2018 по 24.06.2019, в размере 375 руб. 43 коп., пеней по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений, начисленных на недоимку за 2014 г. за период с 29.08.2018 по 24.06.2019 в размере 4 руб. 36 коп. с учетом частичной оплаты в размере 0 руб. 18 коп., пеней по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений, начисленных на недоимку за 2016 г. за период с 29.08.2018 по 17.12.2018 в размере 0 руб. 33 коп. с учетом частичной оплаты в размере 0 руб. 04 коп., пеней по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений, начисленных на недоимку за 2016 г. за период с 29.08.2018 по 24.06.2019 в размере 1 руб. 23 коп. с учетом частичной оплаты в размере 0 руб. 18 коп., пеней по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений, начисленных на недоимку за 2017 г. за период с 18.12.2018 по 24.06.2019 в размере 0 руб. 64 коп., пеней по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений, начисленных на недоимку за 2017 г. за период с 18.12.2018 по 24.06.2019 в размере 0 руб. 33 коп. с учетом частичной оплаты в размере 2 руб. 49 коп. в срок до 27.08.2019;
требование № от 26.06.2019 об уплате пеней по транспортному налогу, начисленных на недоимку за 2017 г. за 25.06.2019 в размере 0 руб. 74 коп., пеней по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов, начисленных на недоимку за 2014 г. и 2017 г. за 25.06.2019 в размере 0 руб. 04 коп., пеней по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений, начисленных на недоимку за 2017 г. за 25.06.2019 в размере 0 руб. 01 коп. в срок до 27.08.2019
Из материалов дела следует, что недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу за 2016 г. взыскана с Башкирова Д.А. судебным приказом мирового судьи судебного участка № Горномарийского судебного района Республики Марий Эл от 21 сентября 2018 г., а недоимка по транспортному налогу и земельному налогу за 2017 г. – судебным приказом того же мирового судьи от 29 марта 2019 г.
Согласно сведениям карточки расчета с бюджетом недоимка по земельному налогу за 2014 г. налогоплательщиком погашена.
По данным лицевого счета налогоплательщика 20 апреля 2020 г. в счет погашения недоимки по уплате транспортного налога уплачено 5000 руб., в остальной части задолженность по налогам и пеням не погашена.
Поскольку в добровольном порядке задолженность по налогам за 2018 г. и пеням ответчиком полностью не погашена, она подлежит взысканию в судебном порядке.
В силу положений статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Принимая во внимание, что общая сумма взыскиваемых налогов и пеней превысила 3000 рублей, начиная с 03 декабря 2019 года, обратившись к мировому судьей за выдачей судебного приказа 06 февраля 2020 г., налоговый орган не нарушил предусмотренный законом срок (до 03 июня 2020 г.).
Выданный 10 февраля 2020 г. мировым судьей приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, а также пеней в связи с поступившими от должника возражениями отменен определением мирового судьи от 21 февраля 2020 г.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В пределах указанного срока налоговый орган обратился в районный суд с исковым заявлением о взыскании, а именно 30 июня 2020 г.
Таким образом, срок обращения налогового органа в суд в данном случае не пропущен.
Принимая во внимание, что административным истцом соблюден предусмотренный законом срок обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по налогам, с Башкирова Д.А. как плательщика транспортного налога, земельного налога и налога на имущество подлежит взысканию недоимка по указанным налогам за 2018 г. в размере 3250 руб., 196 руб. и 169 рублей соответственно, а также пени, начисленные на недоимку по указанным налогам за 2014, 2016, 2017, 2018 г.г.: по транспортному налогу в размере 618 рублей 44 копеек, пеней по земельному налогу в размере 9 рублей 93 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3 рублей 26 копеек.
В силу части 1 статьи 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Исходя из размера исковых требований, которые были удовлетворены судом, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл удовлетворить.
Взыскать с Башкирова Д.А., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Марий Эл задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в размере 3250 рублей, задолженность по земельному налогу за 2018 г. в размере 196 рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 169 рублей, пени по транспортному налогу в размере 618 рублей 44 копеек, пени по земельному налогу в размере 9 рублей 93 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3 рублей 26 копеек, всего 4246 рублей 63 копейки.
Взыскать с Башкирова Д.А. доход федерального бюджета госпошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 13 августа 2020 г.