УИД 02RS0001-01-2021-004732-42 Дело № 2-1442/2021
Категория 2.148
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,
при секретаре Тыпаевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора к Яраскину А.В. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,
УСТАНОВИЛ:
Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском к Яраскину А.В. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в размере 394 235 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора с целью проверки информации, поступившей из прокуратуры Чемальского района о незаконной добыче общераспространенных полезных ископаемых (песка) ИП Яраскиным А.В. из песчаного карьера, расположенного в <данные изъяты> проведено рейдовое мероприятие. В ходе данного мероприятия выявлена незаконная добыча ответчиком песка в отсутствие лицензии, в отношении ИП Яраскина А.В. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении от 20.08.2020 г. Яраскин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу. По делу об административном правонарушении было установлено, что между главой администрации Узнезинского сельского поселения Б. и ИП Яраскиным А.В. заключены муниципальные контракты от 19.08.2019 г., от 11.10.2019 г. на отсыпку дорог песком в <адрес> и <адрес>, объем которого составил 740 куб.м. согласно актам сдачи-приемки работ от 12.09.2019 г., от 05.11.2019 г. Тем самым размер вреда, повлекшего утрату полезных ископаемых, самовольным пользованием недрами составил 394 235 рублей. 24 ноября 2020 года Яраскин А.В. прекратил предпринимательскую деятельность.
Определением суда от 30.06.2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Узнезинского сельского поселения Чемальского района.
Представитель Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. До судебного заседания от представителя истца Ошлакова А.С. поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с его нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске, однако в удовлетворении данного ходатайства судом было отказано.
Ответчик Яраскин А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его представитель Бабышев А.С. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения иска, указывая на недоказанность ущерба.
Представитель третьего лица администрации Узнезинского сельского поселения Чемальского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, заслушав участников процесса, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 19 августа 2019 года между сельской администрацией Узнезинского сельского поселения (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Яраскиным А.В. (исполнитель) заключен муниципальный контракт, по условиям которого исполнитель обязуется по заданию заказчика в срок с 19.08.2019 г. по 19.09.2019 г. выполнить работы по отсыпке дорог песком в <адрес> с объемами согласно приложению, а заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в соответствии с условиями контракта. Цена контракта составила 96 000 рублей (пункты 1.1, 2.1, 7.2).
Согласно приложению к данному муниципальному контракту «Объем на выполнение работ по отсыпке дорог» объем отсыпки дорог песком в <адрес> составляет 240 куб.м., цена 1 куб.м. 400 рублей. Сумма составила 96 000 рублей (240 куб.м. х 400 рублей).
12 сентября 2019 года главой сельской администрации Узнезинского сельского поселения Б. и индивидуальным предпринимателем Яраскиным А.В. подписан акт сдачи-приемки выполненных работ, согласно которому заказчиком приняты работы по отсыпке дорог песком в <адрес> объемом 240 куб.м.
11 октября 2019 года между сельской администрацией Узнезинского сельского поселения (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Яраскиным А.В. (исполнитель) заключен еще один муниципальный контракт, по условиям которого исполнитель обязуется по заданию заказчика в срок с 11.10.2019 г. по 05.11.2019 г. выполнить работы по отсыпке дорог песком в <адрес> и <адрес> с объемами согласно приложению, а заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в соответствии с условиями контракта. Цена контракта составила 200 000 рублей (пункты 1.1, 2.1, 7.2).
Согласно приложению к данному муниципальному контракту «Объем на выполнение работ по отсыпке дорог» объем отсыпки дорог песком в <адрес> и <адрес> составляет 500 куб.м., цена 1 куб.м. 400 рублей. Сумма составила 200 000 рублей (500 куб.м. х 400 рублей).
05 ноября 2019 года главой сельской администрации Узнезинского сельского поселения Б. и индивидуальным предпринимателем Яраскиным А.В. подписан акт сдачи-приемки выполненных работ, согласно которому заказчиком приняты работы по отсыпке дорог песком в <адрес> и <адрес> объемом 500 куб.м.
Таким образом, по двум муниципальным контрактам от 19.08.2019 г., от 11.10.2019 г. индивидуальным предпринимателем Яраскиным А.В. в 2019 году осуществлены работы по отсыпке дорог песком в <адрес> и <адрес> объемом 740 куб.м. (500 куб.м. + 240 куб.м.).
Как следует из материалов дела, ИП Яраскин А.В. для отсыпки дорог в <адрес> и <адрес> песок добывал на песчаном карьере, расположенном в <адрес>.
Прокуратурой Чемальского района Республики Алтай начальнику регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай направлено письмо от 13.05.2020 г. с информацией о незаконной добыче ИП Яраскиным А.В. песка из песчаного карьера, расположенного в <адрес>.
На основании поступившей информации из прокуратуры Чемальского района приказом врио руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 22.05.2020 г. № утверждено рейдовое задание, по результатам которого составлен Акт рейдового осмотра №, из которого следует, что осмотр песчаного карьера, расположенного в <адрес>, проведен 25 мая 2020 года. Карьер расположен в <адрес> в районе <адрес>, ориентировочные размеры которого составляют 50 м. х 30 м. На 25 мая 2020 года какие-либо работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песок) на данном карьере не производились, техника отсутствовала. При этом имеются следы добычи общераспространенных полезных ископаемых (песка).
Обстоятельства, изложенные в Акт рейдового осмотра № от 26.05.2020 г., также подтверждаются фототаблицей.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Согласно п. 1 ст. 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые. При этом формирование совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, относится к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся (п. 6.1 ст. 3 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»).
Согласно распоряжению Минприроды России и Правительства республики Алтай от 18.12.2008 г. № 49-р/696-р «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Республике Алтай» песок отнесен к общераспространенным полезным ископаемым.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» основаниями возникновения права пользования участками недр является, в том числе решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.
Положениями ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (п. 9 ст. 12 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»).
Согласно п. 1 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Таким образом, ИП Яраскин А.В. для добычи песка как общераспространенного полезного ископаемого в Республике Алтай на песчаном карьере, расположенном в <адрес>, должен был получить лицензию.
Как установлено судом, Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай лицензия на право пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых в <адрес> Республики Алтай не выдавалась, что подтверждается ответом данного министерства от 07.05.2020 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами является административным правонарушением.
В этой связи вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении от 20 августа 2020 года № ИП Яраскин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В силу положения ч. 4 ст. 61 ГПК РФ данное постановление по делу об административном правонарушении имеет преюдициальное значение по настоящему гражданскому делу.
Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В статье 49 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» определено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 51 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»).
В целях реализации указанных положений Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» Правительство Российской Федерации постановлением от 04.07.2013 г. № 564 утвердило Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (далее по тексту – Правила).
Согласно п. 2 Правил вредом в целях настоящих Правил признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Формула определения размера вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, учтенных государственным или территориальным балансом запасов полезных ископаемых, а также утрату полезных ископаемых, запасы которых не поставлены на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным (безлицензионным) пользованием недрами приведена в пункт 4 Правил.
В силу положения п. 3 Правил в рассматриваемом случае Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора верно расчет размера вреда производен самостоятельно (без привлечения федеральных государственных бюджетных учреждений на основании государственного задания или иных лиц, привлекаемых на основании Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), поскольку вред причинен участку недр местного значения.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 29 Обзора судебной практики № 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021 г., разъяснил, что нарушение разрешительного порядка пользования природными ресурсами, использование недр без передачи их в пользование в соответствии с требованиями закона и на определенных лицензией условиях является противоправным поведением, согласно ст. 51 Закона о недрах, и влечет обязанность возместить вред государству, размер которого определяется в соответствии с Правилами.
Поскольку судом установлено самовольное пользование недрами, что подтверждено также вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении, то суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о недоказанности размера ущерба суд во внимание не принимает, поскольку добыча Яраскиным А.В. песка объемом 740 куб.м. из песчаного карьера, расположенного в <адрес>, подтверждается муниципальными контрактами от 19.08.2019 г., от 11.10.2019 г., актами сдачи-приемки выполненных работ от 12.09.2019 г., от 05.11.2019, которые подписаны Яраскиным А.В. При проведении административного расследования у Яраскина А.В. и главы администрации Узнезинского сельского поселения Б. были отобраны объяснения, в которых они указали, что при отсыпке дорог в <адрес> и <адрес> по указанным муниципальным контрактам песок добывался на песчаном карьере, расположенном в <адрес>. Это означает, что песок не привозился с других карьеров, не приобретался на возмездной основе у лиц, имеющих лицензию. Таким образом, суд находит доказанным и установленным, что песок объемом 740 куб.м. противоправно добыт на песчаном карьере, расположенном в <адрес>.
На правильность определения размера вреда исходя из документально подтвержденного объема полезного ископаемого, извлеченного за период пользования недрами в отсутствие лицензии, по среднерыночной стоимости 1 куб. м. данного ископаемого указано Верховным Судом Российской Федерации в определении от 28.01.2021 г. № 310-ЭС20-15694.
В соответствии с ч. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ вред, причиненный окружающей среде, подлежит взысканию с ответчика в доход муниципального бюджета муниципального образования «Чемальский район».
В связи с тем, что Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора было освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском, с ответчика в доход местного бюджета в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7 142 рубля 35 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора к Яраскину А.В. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, удовлетворить.
Взыскать с Яраскина А.В. в доход муниципального бюджета муниципального образования «Чемальский район» вред, причиненный недрам как объекту охраны окружающей среды, в размере 394 235 рублей.
Взыскать с Яраскина А.В. в доход муниципального бюджета муниципального образования «Город Горно-Алтайск» государственную пошлину в размере 7 142 рубля 35 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья И.Н. Сумачаков
Решение в окончательной форме изготовлено 27 июля 2021 года