Дело № 2-295/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2019 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,
при секретаре Яндиковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бобылевой Н.Н. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости, взыскании недоначисленной и невыплаченной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Бобылева Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости, начиная с 01 сентября 2000 года по день обращения в суд, взыскании недоначисленной и невыплаченной пенсии. Исковые требования мотивированы тем, что Бобылева Н.Н. является получателем пенсии с 01 января 1979 года на основании ст. 10 Закона СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» <данные изъяты>. В 2000 году ей установлена <данные изъяты> группа инвалидности бессрочно, а в 2010 году получила удостоверение ветерана Великой Отечественной войны. Бобылевой Н.Н. должны были произвести расчет пенсии в соответствии с требованиями Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с увеличением ее размера. Истцу изначально неправильно установлен и неправильно рассчитан размер пенсии по состоянию на октябрь 2000 года, декабрь 2000 года с учетом того, что в материалах пенсионного дела имелись свидетельства о рождении <данные изъяты> детей, имелась справка о работе в годы Великой Отечественной войны, а именно неправильно был произведен расчет соотношения заработной платы по стране и заработной платы истца, который равен 103,50 : 163,96 = 0,631. Заработная плата истца всегда была одинакова по 103.50 рубля в месяц в течении 12 месяцев, однако Пенсионный фонд неправильно рассчитал среднемесячную заработную плату, которая стала составлять 86,25 рублей. Бобылева Н.Н. родила и воспитала <данные изъяты> детей. Не засчитаны в общий трудовой стаж периоды с 21.02.1951 г. до 28.04.1954 г. (всего 3 года 2 месяца и 8 дней). Согласно записям трудовой книжки истец не работала в период с 01.01.1950 г. по 28.04.1954 г., ухаживая за детьми. Не был засчитан период ухода за детьми З.О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, З.Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, З.В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Из документов пенсионного дела следует, что в расчет от ДД.ММ.ГГГГ этот период внесен в общий стаж (37 л. 2 м. 8 дн.). Ответчиком нарушен порядок льготного исчисления периодов, засчитываемых в трудовой стаж во время Великой отечественной войны в двойном размере. Так, Бобылева Н.Н. проработала с августа 1941 года по сентябрь 1947 года <данные изъяты>, в подтверждении чему истец 01.09.2000 г. предоставила в ПФР справку от 25.03.1960 г. В трудовой книжке истца № имеется запись о ее принятии на работу 01.01.1944 г. в <данные изъяты>. Уволена с <данные изъяты> в августе 1947 года. На момент принятия на работу по трудовой книжке истцу было полных 15 лет. Ответчик утверждает о том, что эта справка была предоставлена истцом в апреле 2010 года. Истец физически не могла предоставить справку в апреле 2010 года, так как является инвалидом <данные изъяты> группы с 05.12.2000 г., <данные изъяты>, не может ставить подпись. В пенсионном деле имеется расчет от 01.01.2010 г., в котором страховой стаж составляет 33 года 5 месяцев 13 дней, что соответствует подсчетам истца с учетом справки за годы труда во время войны. Имеющаяся в материалах пенсионного дела расписка-уведомление от 07.04.2010 г. об изменении условий назначения социальной пенсии поддельно. Бобылева Н.Н. не ставила подпись, заявление не писала. 09.04.2010 г. истцу выдано удостоверение ветерана ВОВ, тем самым государство признало, что истец работала в годы Великой Отечественной войны. Неправильно рассчитан стаж для установления пенсии, так как стаж для начисления пенсии истца должен составлять 15 лет как родившей <данные изъяты> и более детей. Следовательно, истцу неправильно установлен стажевой коэффициент, который должен быть равен не 7%, а 23% (за каждый дополнительный год 1%) при стаже 37 лет 2 месяца 8 дней, так как последней установлено требование к стажу не 20 лет, а 15 лет, не учтен период работы в годы ВОВ в двойном размере, не учтен стаж за детей. Районный коэффициент не применен, неправильно определен размер доплаты. Расчет необходимо производить по состоянию на 10.10.2000 г. или на декабрь 2000 г.
Протокольным определением суда от 11.02.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай.
В судебное заседание истец Бобылева Н.Н. не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом. Ее представители Демина М.Ф., Мальцев Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске Беспалова А.В., Пустовалова Е.А. исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении.
В судебном заседании представители третьего лица ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай Ибрагимова Т.П., Романюкова Е.В. полагали, что иск не подлежит удовлетворению.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Бобылева Н.Н. является получателем пенсии по старости в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске с 01 сентября 2000 года. До 01 сентября 2000 года истец являлась получателем пенсии по старости в Республике <данные изъяты>.
Республика <данные изъяты> в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств» является страной-участницей СНГ.
В соответствии со ст. 1 Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 7 данного Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
На 01 сентября 2000 года на территории Российской Федерации действовал Закон РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 340-1), по нормам которого пенсия Бобылевой Н.Н. была пересмотрена на основании документов, имеющихся в ее пенсионном деле.
В соответствии со ст. 16 Закона № 340-1 пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (ст.ст. 10, 11 и 12).
В соответствии со ст. 99 Закона № 340-1 пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (статья 3) исчисляется по установленным нормам из среднемесячного заработка.
Согласно ст. 102 Закона № 340-1 среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.
В этой связи в расчет пенсии истца правильно принята справка по заработной плате за 12 месяцев с 01.12.1977 г. по 30.11.1978 г., которая делится на 60 месяцев, а не на 12 месяцев, как полагает сторона истца, в связи с тем, что справка из 12 месяцев по заработной плате за период работы с 01.12.1977 г. по 30.11.1978 г. не является справкой по заработной плате непосредственно перед обращением за установлением пенсии.
С 01 сентября 2000 года пенсия Бобылевой Н.Н. была установлена без учета индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в соответствии со ст. 133 Закона № 340-1. При этом стаж для назначения пенсии определялся, начиная с 10.12.1947 г.
В соответствии с п. 122 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» среднемесячный фактический заработок для исчисления пенсии берется за 12 последних месяцев работы и определяется путем деления общей суммы заработка за это время на двенадцать. Таким образом, при назначении пенсии Бобылевой Н.Н. в 1979 году действовали нормы об исчислении среднемесячного заработка путем деления на 12 последних месяцев работы. В связи с этим, Бобылевой Н.Н. и была представлена справка о заработной плате за период с декабря 1977 г. по декабрь 1978 г.
Поскольку Бобылева Н.Н. выехала на постоянное место жительства на территорию Республики <данные изъяты>, выплата пенсии ей была прекращена. И при возвращении на территорию Российской Федерации применялись нормы ст. 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
При проведении перерасчета пенсии с 01 января 2001 года размер пенсии был установлен с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». При этом в силу прямого указания закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период. Таким образом, поскольку в силу положения ст. 102 Закона № 340-1 должна учитываться заработная плата за любые 60 месяцев, то и ИПК Бобылевой Н.Н. должен быть рассчитан исходя из заработной платы по имеющейся в материалах пенсионного дела справке за 12 месяцев, деленных на 60 месяцев. При этом общий стаж для назначения пенсии пенсионным органом не пересматривался. В этой связи оснований для определения ИПК путем деления заработка на 12 не имеется.
11 сентября 2006 года Бобылевой Н.Н. в пенсионный орган подано заявление о переводе на социальную пенсию по инвалидности <данные изъяты> группы.
С 01.10.2006 г. истцу была установлена социальная пенсия по инвалидности в соответствии со ст.ст. 11, 18 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон № 166-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 11 Закона № 166-ФЗ гражданам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 11 Закона № 166-ФЗ, устанавливается социальная пенсия по инвалидности.
Таким образом, наличие либо отсутствие стажа для социальной пенсии по инвалидности значения не имеет, поскольку размер такой пенсии определен ст. 18 Закона № 166-ФЗ.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
09 января 2018 года Бобылевой Н.Н. в пенсионный орган подано заявление о переводе на страховую пенсию по старости.
В соответствии с ч. 7 ст. 22 Закона № 400-ФЗ заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Закона № 400-ФЗ, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 Закона № 400-ФЗ, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 ст. 7 Закона № 400-ФЗ, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В соответствии с ч. 11 ст. 22 Закона № 400-ФЗ перевод с одного вида страховой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на страховую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой либо с другой пенсии на страховую пенсию.
В соответствии с названными нормами страховая пенсия по старости истцу была установлена с 01 февраля 2018 года. Размер пенсии Бобылевой Н.Н. составил 14 296,99 рублей с учетом замены периода работы на период ухода за 1 ребенком, поскольку на 09.01.2018 г. в пенсионном деле имелось только одно свидетельство о рождении ребенка.
12 февраля 2018 года Бобылева Н.Н. обратилась в ГУ – УПФР в г. Горно-Алтайске с заявлением о перерасчете пенсии с приложением свидетельств о рождении всех детей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии проводится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Как установлено судом, пенсионным органом первоначально допущена ошибка при расчете ИПК. В случае расчета ИПК в соответствии со ст. 1 Закона № 113-ФЗ размер пенсии Бобылевой Н.Н. с 01.01.2001 г. уменьшился по сравнению с назначенным размером с 01.09.2000 г., а в силу норм ст. 3 Закона № 113-ФЗ в тех случаях, когда размер пенсии, исчисленный в соответствии с настоящей статьей, не достигает размера, предусмотренного другими нормами Закона, пенсионер вправе выбрать исчисление пенсии без применения индивидуального коэффициента. Таким образом, с 01.01.2001 г. размер пенсии истца должен был составлять 614,92 рублей, а не 741,85 рубль (размер пенсии по состоянию на 01.01.2001 г., который Бобылевой Н.Н. был назначен и выплачивался).
В соответствии со ст. 10 Закона СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» (действовавшего при первоначальном установлении пенсии истцу на территории РСФСР) женщины, родившие пять или более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 15 лет, если они не имеют права на пенсию по старости в более раннем возрасте.
При этом согласно подп. «ж» п. 145 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» при назначении пенсии в соответствии со ст. 10 Закона СССР от 14.07.1956 г. предоставляется справка домоуправления, жилищно-эксплуатационной конторы или сельского Совета о том, что родитель или супруг умершего, занятый уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 8 лет, не работает. Данное обстоятельство подтверждается справкой от 28.11.1978 г. № 2-37, имеющейся в материалах пенсионного дела. Таким образом, предоставления копий свидетельств о рождении детей в 1978 году не требовалось. Отсутствие копий свидетельств о рождении детей подтверждается и заявлением Бобылевой Н.Н. от 13.03.1978 г.
В соответствии с п. «в» ст. 92 Закона № 340-1 в общий трудовой стаж включаются наравне с работой, указанной в статье 89 Закона № 340-1, в том числе, уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности. При этом в соответствии с п. 1.9 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190, время ухода неработающей матери за малолетними детьми устанавливается по документам, удостоверяющим рождение ребенка (свидетельство о рождении) и достижении ими 3-летнего возраста (выписки из паспорта, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов и другие). Поскольку до 12.02.2018 г. в материалах пенсионного дела отсутствовали свидетельства о рождении детей (при этом 12.02.2018 г. в пенсионный орган было представлено только 4 свидетельства о рождении, на 1 ребенка свидетельство о рождении в пенсионный орган представлено не было), следовательно, у пенсионного органа не имелось оснований для включения периодов ухода за детьми в подсчет стажа и применения положений п.п. «а» ст. 11 Закона № 340-1.
В соответствии с заявлением Бобылевой Н.Н. о перерасчете пенсии справка о работе в годы Великой Отечественной войны (далее – ВОВ) представлена истцом 07.04.2010 г. Иных сведений о предоставлении такой справки в материалах пенсионного дела не имеется. Указанная справка не предоставлялась и при первоначальном обращении за пенсией 13 марта 1979 года.
Показания свидетеля М. о том, что она в 2000 году относила все документы в пенсионный фонд, среди которых также имелось свидетельство о рождении 5-го ребенка и справка о работе в годы ВОВ, суд не может признать допустимым и достаточным доказательством по делу, поскольку такие документы в материалах пенсионного дела отсутствуют. Суду не предоставлена расписка или иной документ, подтверждающий принятие данных документов работником пенсионного органа. Кроме того, свидетель М. является дочерью Бобылевой Н.Н. и матерью представителя истца Мальцева Д.В., тем самым является заинтересованным в исходе дела лицом.
Таким образом, стороной истца не предоставлено суду доказательств, отвечающих требованиям допустимости, достаточности и относимости, предоставления в пенсионный фонд справки о работе в годы ВОВ в более ранний период, чем 07 апреля 2010 года.
Доводы стороны истца о том, что работниками пенсионного фонда из пенсионного дела Бобылевой Н.Н. умышленно изъяты некоторые документы для занижения ей размера пенсии, суд находит бездоказательными, поскольку судом исследован подлинник пенсионного дела, который по количеству листов соответствует объему данного дела, поступившему из Республики Узбекистан.
При расчете трудовой пенсии в апреле 2010 года с учетом указанной справки размер трудовой пенсии не достиг размера получаемой социальной пенсии, в связи с чем пенсионер остался получателем более выгодной социальной пенсии.
Периоды работы в годы ВОВ были учтены и могли быть учтены при подсчете страхового стажа только с 01.02.2018 г. на основании поданного заявления о переводе с одной пенсии на другую от 09.01.2018 г., поскольку до 01.02.2018 г. Бобылева Н.Н. являлась получателем социальной пенсии по инвалидности. При этом в подсчет страхового стажа был включен весь период по справке, то есть с 15.08.1941 г. по 15.09.1947 г. В соответствии с указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26.03.1993 г. № 1-28-У «Ответы на вопросы по применению закона РСФСР от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР» утратило силу в связи с изданием постановления Минтруда РФ от 04.06.1997 г. № 29. Если для назначения (перерасчета) пенсии представлены документы, подтверждающие работу в годы Великой Отечественной войны в возрасте 12 - 13 лет, то у органов социальной защиты населения нет оснований не принимать их во внимание, кроме тех случаев, когда представленные документы вызывают обоснованные сомнения в их достоверности, либо нарушен порядок их выдачи.
В то же время при отсутствии документов о работе в годы ВОВ и невозможности их получения этот период может быть установлен органами социальной защиты населения на основании показаний свидетелей. Учитывая исключительные обстоятельства военного времени, когда к работе в тылу повсеместно привлекались несовершеннолетние лица, свидетельскими показаниями может быть подтверждена работа с 12-13 лет, в том числе за время школьных каникул.
Период с 10.05.1945 г. по 15.09.1947 г. (послевоенное время) не подлежит включению в подсчет страхового стажа, поскольку в материалах пенсионного дела отсутствуют документы, подтверждающие факт работы истца в этот период. Так, в соответствии с представлением от 08.12.1978 г. Бобылева Н.Н. с 01.01.1944 г. уволена из <данные изъяты> по окончании сезонных работ, с 10.12.1947 г. принята в <данные изъяты> на основании приказа № от 10.12.1947 г. Тем самым отсутствует документальное подтверждение периода работы после Великой Отечественной войны с 10.05.1945 г. по 15.09.1947 г.
В соответствии с действовавшим при первоначальном назначении пенсии Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 03.08.1972 г. при отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности получения их ввиду полной ликвидации предприятия, учреждения, организации либо ввиду отсутствия архивных данных недостающий для назначения пенсии стаж устанавливается комиссиями по назначению пенсий на основании показаний двух или более свидетелей. При установлении стажа работы по свидетельским показаниям необходимо, чтобы один из свидетелей знал заявителя по совместной работе с ним на одном предприятии, в учреждении, организации или одной системе и подтвердил документами факт своей работы в период времени, когда работал совместно с заявителем. В отдельных исключительных случаях, когда документы не сохранились в связи с временной оккупацией неприятелем соответствующей части территории СССР в период Великой Отечественной войны, то стаж по свидетельским показаниям засчитывается за указанный период, когда свидетель не имеет документов по совместной работе с заявителем.
Согласно действовавших на дату назначения страховой пенсии (на 01.02.2018 г.) Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения (пункт 29). При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается период работы, начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, а также учитывается только тот период совместной работы, в который свидетель также достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Таким образом, в силу действующего законодательства в подсчет страхового стажа правильно включен период с 03.12.1942 г. по 09.05.1945 г. (военное время).
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, либо в порядке, установленном п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, либо в порядке, установленном п. 6 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.
С 01 февраля 2018 года (после подачи заявления о переводе с одной пенсии на другую) расчетный размер трудовой пенсии Бобылевой Н.Н. определялся в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ. В соответствии с указанной нормой Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
При этом в соответствии с ч. 7 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей.
Расчет пенсии Бобылевой Н.Н.: стажевый коэффициент 0,63 (28 лет – 20 лет требуемых для женщин = 8 лет, т.е. 0,55 за 20 лет + 0,08 за 8 лет сверх 20 лет = 0,63). Отношение заработков за 60 месяцев (по справке за 12 месяцев) составило 20,70 / 161,75 = 0,128. Расчетная пенсия = 0,63 х 0,128 х 1671 руб. = 134,75 руб. + повышение за работу не менее 6 месяцев в годы ВОВ 92,66 руб. (п. «ж» ст. 110 Закона от 20.11.1990 г. № 340-1 50% минимального размера пенсии по старости) = 227,41 руб., при этом расчетная пенсия не может менее 660 руб. Пенсионный капитал на 01.01.2002 = (660 руб. – 450 руб.) х 228 месяцев = 47 880,00 руб. С учетом индексации пенсионный капитал на 31.12.2014 г. составил 47 880,00 руб. х 5,6148 = 268837,43 руб.
Сумма валоризации на 31.12.2014: 268837,43 руб. х (10+28)% = 102158,22 руб. Пенсионный капитал с учетом валоризации на 31.12.2014 = 268837,43 руб. + 102158,22 руб. = 370 995,65 руб. Трудовая пенсия на 31.12.2014 г. = 370 995,65 руб. / 228 месяцев = 1 627,17 руб., при этом индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) = 1 627,17 руб. / 64,10 руб. (стоимость 1 ИПК на 31.12.2014 г.) = 25,385.
ИПК за периоды ухода за детьми, но не более чем за четырьмя детьми и не более 6 лет ухода в общей сложности (ч. 12 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ):
2.7: уход за детьми до полутора лет (коэфф. 1.8 за год ухода за 1 ребенком);
5.4: уход за детьми до полутора лет (коэфф. 3.6 за год ухода за 2 ребенком);
8.1: уход за детьми до полутора лет (коэфф. 5.4 за год ухода за 3 ребенком);
8.1: уход за детьми до полутора лет (коэфф. 5.4 за год ухода за 4 ребенком).
ИПК за периоды ухода за четырьмя детьми = 2,7 + 5,4 + 8,1 + 8,1 = 24,3. Общий ИПК составил 25,385 + 24,3 = 49,685. Стоимость ИПК с 01.01.2018 г. 81,49 руб. Размер страховой пенсии = 49,685 х 81,49 руб. = 4 048,83 руб. Фиксированная выплата с учетом повышения за 80 лет = 9 965,80 руб. Общий размер страховой пенсии 4 048,83 руб. + 9965,80 руб. = 14 014,63 руб.
С учетом проведенной индексации страховой пенсии с 01 января 2019 года на индекс 1,0705, размер страховой пенсии по старости Бобылевой Н.Н. составил 15 002,66 рубля.
По обращениям Бобылевой Н.Н. правильность начисления ей трудовой пенсии была предметом неоднократных проверок прокуратуры г. Горно-Алтайска, прокуратуры Республики Алтай, ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Алтай и нарушений установлено не было.
При таких обстоятельствах оснований для проведения перерасчета трудовой пенсии Бобылевой Н.Н. с 01.09.2000 г. не имеется, поскольку с 01.09.2000 г. по 31.12.2000 г. пенсия Бобылевой Н. Н. была назначена без учета ИПК, с 01.01.2001 г. по 31.09.2006 г. размер пенсии Бобылевой Н. Н. был определен неправильно, в результате чего оказался сильно завышенным; с 01.10.2006 г. по 31.01.2018 г. Бобылева Н.Н. являлась получателем социальной пенсии по инвалидности в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», которым перерасчет социальных пенсий не предусмотрен, за исключением массового перерасчета; с 01.02.2018 г. по 31.05.2018 г. Бобылева Н.Н. получала страховую пенсию по старости с учетом периодов ухода за 4 детьми, включения периода работы с 15.08.1941 г. по 15.09.1947 г. в подсчет страхового стажа с отношением заработков 0,631; с 01.06.2018 г. размер пенсии Бобылевой Н.Н. был приведен в соответствие с действующим законодательством.
В этой связи исковые требования Бобылевой Н.Н. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости, начиная с 01 сентября 2000 года по день обращения в суд, взыскании недоначисленной и невыплаченной пенсии удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Бобылевой Н.Н. в удовлетворении исковых требований к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске об установлении требуемого стажа работы для начисления пенсии 15 лет, производстве расчета доплаты по статье 110 Закона РФ № 340-1 «О Государственных пенсиях» с учетом районного коэффициента, применении к расчету пенсии соотношение заработной платы пенсионера к заработной плате по стране 0,631, включении в стаж работы периодов с 15.08.1941 г. по 15.09.1947 г., период с 15.08.1941 г. по 09.05.1945 г. учесть в двойном размере, период по уходу за детьми с 21.02.1951 г. по 28.04.1954 г., с 16.09.1957 г. по 28.11.1958 г., обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости, начиная с 01 сентября 2000 года по день обращения в суд с учетом индексации, взыскании недоначисленной и невыплаченной пенсии.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья И.Н. Сумачаков
Решение в окончательной форме изготовлено 06 марта 2019 года