Дело № 2-610/2021
УИД 18RS0011-01-2021-000742-24
Решение
Именем Российской Федерации
25 мая 2021 года г. Глазов УР
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего - судьи Самсонова И.И.,
при секретаре Бабинцевой Н.Г.,
с участием истца Дятченко В.И.,
представителя ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) Галаниной В.А., действующей по доверенности № 2 от 10.03.2021 сроком на 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дятченко В.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав,
установил:
Истец Дятченко В.И. обратился в суд с иском к УПФР в г.Глазове УР (межрайонное)о восстановлении пенсионных прав, указывая, что с 2019 года неоднократно обращался к ответчику по вопросу перерасчета назначенной ему страховой пенсии по старости, просил пересчитать пенсию с учетом различных этапов расчета ее размера. Однако пенсионным органом в этом ему фактически было отказано, на его обращения были даны множественные ответы о правильности рассчитанной и назначенной ему страховой пенсии по старости, с чем он не согласен. В качестве оснований иска и в обоснование своих требований указывает следующие значимые обстоятельства:
1) его регистрация в системе индивидуального персонифицированного учета прошла ДД.ММ.ГГГГ, по неизвестной ему причине ООО «Веста СК» (бывший работодатель) не внесло сведения о его заработной плате за декабрь 1999 и январь 2000 в систему персонифицированного учета пенсионного страхования. В настоящее время данное Общество уже ликвидировано, бухгалтерские документы в городской архив не сданы. Считает числящиеся в системе персонифицированного учета нулевые значения зарплат за декабрь 1999 и январь 2000 гг. недостоверными. В январе 2000 истец находился в очередном отпуске, о чем в филиале Республиканского Центра занятости населения г.Глазова и Глазовского района имеется справка, также подтверждающая размер дохода за октябрь-декабрь 1999 года. Так, за декабрь 1999 <данные изъяты> руб., за январь 2000 – <данные изъяты> руб.;
2) в силу действующего на интересующий период времени законодательства, т.е. ст.102 Закона № з40-1 от 20.11.1990 имеется возможность заменить неполные месяцы работы в связи с ее началом и прекращением не с первого числа месяца, полными – ближайшими к выбранному периоду (2000-2001), а именно прекращение работы – февраль 2000 (<данные изъяты>.) заменить на декабрь 1999 <данные изъяты> руб., а начало работы – июнь 2001 (<данные изъяты>.) заменить на январь 2002 (<данные изъяты>.);
3) неправомерно деление среднемесячного заработка за 2000-2001 при котором сумма заработка определена фактически за 9 месяцев, из них 2 неполных, путем деления на 24, поскольку такой подход не предусмотрен нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Полагает произведенный таким образом расчет неверным, так как такое деление необходимо производить на количество фактически проработанных в данном периоде месяцев (за которые имеется заработная плата);
4) незаконно рассчитывать расчетный пенсионный капитал (далее «РПК»), сформированный до 01.01.2002, путем умножения на коэффициент отношения неполного стажа к требуемому, потому что ни в одном нормативном акте не содержится такой порядок уменьшения РПК;
5) неверно и неправильно производить расчет индексации РПК до 01.01.2014 с 12 коэффициентами, так как их должно быть 13, пропущен расчет индексации РПК до -01.01.2015 – в соответствии с п.10 ст.15Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 с учетом положений п.7 ст.35 данного закона;
6) является недостоверным и не соответствует закону расчет индексации страховых взносов от работодателей до 01.01.2014 с 12 коэффициентами, поскольку должно применяться 13 коэффициентов.
В этой связи Дятченко В.И. просил признать решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ему пенсии в части расчета размера страховой пенсии по старости незаконным и произвести перерасчет его страховой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Дятченко В.И. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, пояснив, что имеет право заменить неполные месяцы работы, в связи с ее началом и прекращением не с первого числа месяца ближайшими к выбранному периоду. При расчете среднемесячного заработка за 2000-2001 сотрудники ПФР сумму заработка за 9 месяцев (из них 2 неполных) поделили на 24, тем самым искусственно занизив значение среднемесячного заработка, тогда как в этих целях необходимо делить на фактически отработанное время. Аналогично неверно был определен РПК при неполном общем трудовом стаже, также неверно применены положения об индексации РПК на ДД.ММ.ГГГГ, так как она выполнена только на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем 2014 год не проиндексирован, что и по страховым взносам. Общая сумма дохода за 200-2001 составит с учетом справки 26 479,12 руб, о чем имеется отдельная таблица. Фактически отработанное время за 2000-2001 8,27586 месяцев, среднемесячная зарплата за 2000-2001 год составит 3 199,56 руб. (<данные изъяты>) – вопреки <данные изъяты> руб.. Расчетный размер пенсии составит <данные изъяты> руб. (вопреки 660). Расчетный пенсионный капитал 330 059,52, вопреки 52 920. РПК при неполном стаже аналогично (вопреки <данные изъяты> руб.). Произведение коэффициентов индексации РПК с 2002 по 2014 составит 6,254344, вопреки 5,614816. Индексация РПК по п.10 ст.15ФЗ № 400 составит <данные изъяты> руб., вопреки <данные изъяты> руб., валоризация 20 % - составит <данные изъяты> руб., вопреки <данные изъяты> руб. сумма страховых взносов в ПФР от работодателей за период с 2002 по 2014 с учетом коэффициентов индексации РПК составит <данные изъяты> руб., вопреки <данные изъяты> руб. Пенсионный капитал для определения страховой части составит <данные изъяты> руб., вопреки 944 175,04, сумма страховой части пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> руб., вопреки <данные изъяты> руб. (на ДД.ММ.ГГГГ). ИПК до ДД.ММ.ГГГГ составит 196,859, вопреки 58,451. ИПК после ДД.ММ.ГГГГ составит 21,612 (спор отсутствует. Страховая пенсия по старости составит <данные изъяты> руб., вопреки <данные изъяты> руб., фиксированная выплата аналогична (5 3345,19). Итого по подсчетам, произведенным в ходе рассмотрения гражданского дела, о чем имеется письменный расчет, надлежащим размером его страховой пенсии по старости будет <данные изъяты> руб. Расчет размера пенсии до ДД.ММ.ГГГГ является неверным, применение показателей с 2015 года истец не оспаривает. Вместе с тем ввиду наличия ошибок нескольких этапов расчета пенсии, окончательный размер его <данные изъяты> руб. определен неверно, является существенно заниженным. Просил его иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Галанина В.А. исковые требования не признала, пояснив, что в ходе предварительной подготовки документов для назначения страховой пенсии по старости, ДД.ММ.ГГГГ г. Дятченко В.И. выразил согласие на назначение страховой пенсии по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта. Право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ имеют мужчины, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, по достижению ими возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 06 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30. Доводы истца о неправильном предоставлении сведений индивидуального персонифицированного учета бывшим работодателем не могут быть поставлены в вину ответчику, поскольку пенсионный фонд определяет размер пенсии в качестве одного из исходных данных используются именно сведения индивидуального персонифицированного учета, предоставленные самим работодателем, поскольку такие сведения в отношении истца были предоставлены, то именно они и были использованы при расчете его пенсии, оснований для совершения иных действий не имелось, поскольку предоставленная в дальнейшем справка отличалась от таких сведений. Данные обстоятельства истец вправе разрешить путем обращения с самостоятельным иском. По вопросу признания недостоверными нулевых значений зарплат за декабрь 1999 г. и январь 2000 г. в системе персонифицированного учета пенсионного страхования, Управление дало истцу развернутый ответ в приложенном к иску Приложении № 27. Коэффициент перехода от стажа истца к требуемому, который истец условно обозначил «А» и указал его расчет в Приложении № 14 к иску законодательно не предусмотрен, что было указано в ответе Управления на обращение в Приложении № 15 к иску. Решением о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу была бессрочно назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копеек. Установленный размер страховой пенсии по старости рассчитан правомерно, в соответствии с требованиями закона, все необходимые этапы расчета размера пенсии пенсионным органом были соблюдены и произведены в точном соответствии с требованиями закона. В целом Управление пенсионного фонда осуществляет расчет размера пенсий гражданам на основе имеющихся документов, которые запрашивает у организаций и учреждений самостоятельно и разъясняет право на предоставление гражданам, расчет производится с использованием разработанного Пенсионным Фондом России программного комплекса, результаты которого дополнительно перепроверяются работниками учреждения вручную. Доводам Дятченко В.И. по его многочисленным обращениям, имевшим место с 2019 года, даны исчерпывающие ответы как Управлением Пенсионного фонда г.Глазова УР, так и Отделением Пенсионного фонда РФ по УР, где все подробно разъяснено. Фактически истец неправильно толкует закон и неудовлетворен размером определенной ему страховой пенсии по старости. На дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии подлежащий установлению размер пенсии Дятченко В.И. составил <данные изъяты>, о чем предоставлен письменный расчет.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (государственной регистрации юридического лица) серия 18 № 003527586, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Удмуртской Республике 16 мая 2016 года, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики (межрайонное) зарегистрировано в качестве юридического лица.
В силу ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Таким образом, в судебном заседании установлен правовой статус ответчика.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно ч.1 ст.11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, федеральных органов власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, нормативных актов органов местного самоуправления.
В ходе рассмотрения дела установлены следующие значимые для дела обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ Дятченко В.И. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 70-75). Личность истца подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации 94 09 № (л.д. 65).
Решением УПФР в г.Глазове УР от ДД.ММ.ГГГГ№ Дятченко В.И., СНИЛС 064-618-192-71 (л.д. 53), назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона № 400ФЗ с 03.08.2019 бессрочно в размере 12 318,89 руб (ст.15 ФЗ № 400).
В дальнейшем истец по вопросу неправильности расчета размера его страховой пенсии по старости неоднократно обращался в пенсионные органы: Управление ПФР России в г.Глазове УР (межрайонное) и Отделение ПФР по УР, а также в органы прокуратуры (л.д. 16, 18, 19, 28-29, 32-35, 38-39, 45).
На обращения Дятченко В.И. в установленном порядке предоставлены ответы уполномоченных органов, в том числе от ответчика о правильности расчета размера страховой пенсии с приведением подробных аргументов (л.д. 14-15, 17, 20-21, 23-24, 25-26, 30, 31, 36-37, 40, 46).
В материалы дела представлены варианты оценки пенсионных прав Дятченко В.И., данные о результатах расчета заработка, данные о стаже, предварительные результаты расчета стажа, результаты расчета валоризации, результаты расчета пенсионного капитала (л.д. 76-82)
В силу п. 1 ст. 22 Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за ее назначением, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 22 Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Федеральный закон "О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) и наличие страхового стажа не менее 15 лет (статья 8) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статья 30).
Так в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013г. № 400–ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
В соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30.
Размер страховой пенсии определяется в порядке, предусмотренном статьей 15 Закона № 400-ФЗ, исходя из индивидуальных пенсионных коэффициентов (далее «ИПК»).
Величина ИПК определяется: - за периоды работы до 01.01.2015 - исходя из размера страховой части трудовой пенсии, исчисленной на 31.12.2014; за работу с 2015 года – исходя из соотношения начисленной работнику суммы страховых взносов к сумме взносов с максимальной взносооблагаемой зарплаты, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%.
Размер страховой части трудовой пенсии на 31.12.2014 определяется по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ), в соответствии с которым, он зависит от пенсионного капитала, складывающегося из расчетного капитала, суммы валоризации и страховых взносов (ст. 29.1 Закона № 173-ФЗ).
Расчетный пенсионный капитал (далее - ПК) определяется за трудовую деятельность до 2002 года, исходя из заработной платы и продолжительности общего трудового стажа застрахованного лица до указанной даты. Механизмы определения расчетного размера пенсии урегулированы в п. 3 и п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, существенно отличаются формулами и порядками исчисления трудового стажа и среднемесячного заработка. Расчетный капитал, исчисленный по состоянию на 2002 год, подлежит индексации на 31.12.2014 (п.2 ст. 29.1 Закона № 173-ФЗ).
Сумма валоризации (повышения) составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, и дополнительно еще по 1% за каждый полный год стажа до 01.01.1991 года из учтенных для определения капитала (ст. 30.1. Закона № 173-ФЗ).
Страховые взносы, начисляются работодателями исходя из заработка застрахованного лица за трудовую деятельность с 2002 года, и учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Для определения пенсионного капитала учитываются взносы за 2002-2014 годы.
Страховая пенсия по старости устанавливается на ДД.ММ.ГГГГ год (дату возникновения права на пенсию).
Расчетный размер пенсии для оценки пенсионных прав может определяться по выбору - либо с учетом общего трудового стажа либо с учетом специального стажа на соответствующих видах работ.
Материалы дела показывают и не установлено обратное, что истцу предпочтительнее с точки зрения итоговой величины размера страховой пенсии по старости определить расчетный размер пенсии по пункту 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, предусматривающим включение в общий трудовой стаж «нестраховых» периодов (учеба), периоды выплаты пособия по безработице, военной службу по призыву - в двойном размере. Указанная норма сохранена в Законе № 173-ФЗ из ранее действовавшего Закона № 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 340-1).
Расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) x T, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Порядок расчета назначенной страховой пенсии по старости был дан истцу в ответе на обращение от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение № 1 к иску – л.д. 14-15).
Из ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 12.11.2018) "О страховых пенсиях" следует, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Сведения о заработной плате истца внесены работодателем ООО «Веста СК» в установленном порядке и отражены в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д. 83-86). Кроме этого на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41) Дятченко В.И. предоставлены сведения из его индивидуального лицевого счета (л.д. 42-43), подтверждены копиями лицевых счетов (л.д. 49-51).
Оснований для пересмотра данных сведений не имеется, пенсионный орган не мог не руководствоваться данными сведениями. Таким образом, доводы Дятченко В.И. в части ненадлежащих сведений в системе индивидуального персонифицированного учета не могут быть признаны обоснованными. При расчете размера пенсии в формулу ставится размер среднемесячного заработка истца за 2000 - 2001 годы, указанные периоды прямо установлены Законом № 173-ФЗ, размер исчисляется по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Указанные сведения находятся в выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) по форме СЗИ-НВП. У истца имеются сведения о заработке (вознаграждении), доходе, учитываемые при назначении страховой пенсии предоставленные ОСПАО «ЧУС» за 2001 год: за июнь - 700,38 руб., за июль - 1740,00 руб., за август - 2088,00 руб., за сентябрь - 2088,00 руб., за октябрь - 2214,00 руб., за ноябрь - 3233,32 руб., за декабрь - 3719,89 руб.
Изложенные в копии справки сведения относительно заработной платы Дятченко В.И. отличаются от сведений, предоставленных в систему индивидуального персонифицированного учета, которая является исходной для государственного учреждения в целях расчета показателей для последующего определения размера страховой пенсии по старости. В этой связи правовых оснований для взятия за основу дохода Дятченко В.И. за декабрь 1999 и январь 2000 указанных в копии справки о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48) не имеется.
Помимо этого истец при расчёте его страховой пенсии по старости фактически просит:
1. Заменить неполные месяцы работы, в связи с её началом и прекращением не с первого числа месяца, полными - ближайшими к выбранному периоду, за период 2000 - 2001 годы: февраль 2000 г. на декабрь 1999 г., июнь 2001 г. на январь 2002 г.
2. Изменить расчёт среднемесячного заработка за 2000 - 2001 годы с учётом положений абзаца № 2 ст. 103 Закона № 340-1 от 20.11.1990 г.
3. Не уменьшать величину ПК на коэффициент отношения неполного стажа к требуемому, так как это не предусмотрено Законом.
4. Произвести индексацию ПК до 01.01.2014 г. ещё на один коэффициент - 1,114.
5. Произвести индексацию страховых взносов от работодателей до 01.01.2014 г.
Вместе с тем требования истца не отвечают требованиям закона, являются необоснованными, вытекают из неправильного толкования норм действующего законодательства.
Величина отношения заработков определяется путем деления фактического среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране за один и тот же период (60 полных месяцев работы подряд либо за 2000-2001 годы (24 месяца)). При этом величина отношения заработков учитывается в размере не свыше 1,2, что регламентировано абз. 10 п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ. Замена месяцев при определении среднемесячного заработка за период 2000 - 2001 годы на иные месяцы не производится, так как законодательно установлено, что заработная плата берётся только за эти годы.
Если при наличии не менее 5 лет работы среднемесячный заработок не может быть установлен за полные 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, определить расчетный размер пенсии пенсионеру, можно по имеющемуся заработку за те месяцы работы, за которые указана заработная плата, путем деления заработка пенсионера за эти месяцы работы на 24. У истца имеются сведения за 8 (восемь) месяцев работы в 2000 - 2001 годах. В случае если гражданин отработал менее 24 месяцев в 2000 - 2001 гг. и других периодов трудовой деятельности не имеет, его среднемесячный заработок может быть подсчитан путем деления суммы заработка за фактически проработанные месяцы на количество этих месяцев, что установлено в абзаце 2 статьи 103 Закона № 340-1 «Если работа продолжалась менее 24 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путём деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев». Общий страховой (по Закону № 173-ФЗ - трудовой стаж) стаж истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 21 год 06 месяцев 07 дней, то есть более 24 месяцев, поэтому доводы истца о неправильном расчёте его среднемесячного заработка основаны на неправильном толковании нормы абзаца 2 статьи 103 Закона № 340-1.
Общий стаж работы истца составил 21 год 06 месяцев 07 дней, что менее установленной продолжительности стажа для мужчин в 25 лет. Соответственно истец имеет неполный общий трудовой стаж. Частью 1 ст. 30 Закона № 173-ФЗ установлено как определяется величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже. В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии со статьей 30 Закона № 173-ФЗ застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа. Соответственно коэффициент отношения неполного стажа к требуемому, который указан в расчёте прямо установлен Законом № 173-ФЗ.
Пунктом 2 ст. 29.1 Закона № 173-ФЗ установлено, что расчетный капитал, исчисленный по состоянию на 2002 год, подлежит индексации на 31.12.2014 г. Коэффициенты индексации ПК устанавливаются постановлениями Правительства Российской Федерации. В постановлениях Правительства Российской Федерации указывается срок их вступления в силу, то есть начало применения принятых актов. Частью 3 установлено начало действия постановления Правительства Российской Федерации № 240 от 28.03.2014 г. - с 01.04.2014 г. Управление в ответе № 11-03-Д/672 от 29.01.2020 г. (Приложение № 6 к иску) на обращения истца подробно привело хронологию индексации ПК. Постановление Правительства Российской Федерации № 39 от 23.01.2015 г., которое истец просит применить для индексации ПК, утверждает индекс роста потребительских цен за 2014 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 г. и вступает в законную силу с 01.02.2015 г. Подробно каким образом производится индексация ПК так же был дан ответ ОПФР по Удмуртской Республике в ответе № 14-09-Д/569 от 18.03.2020 г. (Приложение № 8 к иску).
С 01.01.2015 г. размер страховой пенсии по старости стал исчисляться в ином порядке, и был установлен статьёй 15 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».
Индексация страховых взносов с 2002 года по 2014 год происходит на те же коэффициенты, аналогично индексации ПК на 31.12.2014 г.
Порядок расчета страховой пенсии по старости истца Дятченко В.И. будет выглядеть следующим образом.
Находим расчетный размер пенсии по формуле:
РП = СК х ЗР, где:
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
У истца из всех представленных документов о заработной плате, наиболее выгодным является расчет из заработной платы за 2000-2001 годы, взятой по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Осовремененный среднемесячный заработок при исчислении РП по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ рассчитывается путем увеличения фактического заработка на все полагающиеся повышающие индексы, которые установлены законодательно. Осовремененный среднемесячный заработок на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб. ((<данные изъяты>. (февраль 2000 г.) х 1,4242 (индекс увеличения заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) + (<данные изъяты>. (июнь 2001 г.) х 1,1 (индекс увеличения заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) + (<данные изъяты> руб. (июль 2001 г.) х 1,1) + <данные изъяты> руб. (август 2001 г.) + <данные изъяты> руб. (сентябрь 2001 г.) + <данные изъяты> руб. (октябрь 2001 г.) + <данные изъяты> руб. (ноябрь 2001 г.) + <данные изъяты>. (декабрь 2001 г.)) / 24 месяца);
ОПВ таким образом составит 808,01 руб.
В силу ст.102 Закона от 20.11.190 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией. Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним. Среднемесячный заработок, определенный частями первой и второй настоящей статьи, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями. Среднемесячный заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно ст.103 приведенного Закона среднемесячный заработок за периоды, указанные в статье 102 Закона, подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60. Если работа продолжалась менее 24 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, пенсия исчисляется исходя из условного месячного заработка. Он определяется следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (21,2 - при пятидневной рабочей неделе; 25,4 - при шестидневной рабочей неделе). В этом случае заработок, из которого исчисляется пенсия, не может превышать сумму двух тарифных ставок (окладов) данного работника.
Оснований осуществлять подсчет ОПВ в порядке, предложенном ответчиком, с осуществленеим замены месяцев работы и делением полученного заработка на фактическое количество месяцев, за который определялся заработок, не имеется. Такой подход не соответствует закону, оснований осуществлять расчет по порядку ст.102, 103 Закона от 20.11.190 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не имеется, так как данный порядок мог быть применен в случае, если Дятченко В.И. отработал менее 24 месяцев за 2000-2001 годы и не имел иных периодов работы. Однако Дятченко В.И. имел иные периоды работы.
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
У истца по документам выплатного пенсионного дела страховой стаж, на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 21 год 06 месяцев 07 дней. При подсчете страхового стажа учтены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 месяца 16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 10 месяцев 04 дня)., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (08 месяцев 07 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 07 месяцев 00 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 02 месяца 20 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 09 месяцев 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 10 месяцев 08 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 месяцев 12 дней); также засчитываются следующие периоды: учеба с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 08 месяцев 04 дня) и с ДД.ММ.ГГГГ.1985 г. по ДД.ММ.ГГГГ (09 месяцев 122 дней), прохождения военной службы по призыву в двойном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (04 года 01 месяц 24 дня), периоды получения пособия по безработице: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 месяца 04 дня) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 месяцев 24 дня).
РП = 0,55 х <данные изъяты> = <данные изъяты> руб. Полученная сумма <данные изъяты>. рассчитана при полном стаже.
К расчетному размеру начисляется компенсационная выплата в размере 215,59 руб. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.07.2001 г. № 833, с учетом доведения размера полученной пенсии, осуществленного путем соответствующего увеличения компенсационной выплаты (4441,41 руб. + 215,59 руб.).
Поскольку у истца на ДД.ММ.ГГГГ продолжительность стажа составляет менее требуемых 25 лет, то применяется коэффициент отношения неполного стажа к требуемому. Имеющиеся 258,23333333 мес. стажа необходимо разделить на требуемые 300 мес., что составит 0,86077778.
Расчетный размер пенсии составит <данные изъяты>00 руб. х 0,86077778 = <данные изъяты>. В соответствии с п. 7 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей.
Далее надлежит рассчитать расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП – 450 рублей) х Т, т.е. из расчетного размера пенсии <данные изъяты> руб. вычитается <данные изъяты> (размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), результат умножается на ожидаемый период выплаты пенсии (ОПВ) 252 месяца, получается капитал при полном стаже <данные изъяты>,00 руб. (п.1 ст. 30, ОПВ по п.1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).
Поскольку у истца общий стаж на ДД.ММ.ГГГГ составил менее требуемых 25 лет, применяется коэффициент отношения неполного стажа к требуемому. При стаже в 21 год 06 месяцев 07 дней, он составил 0,86077778 (имеющиеся 258,23333333 мес. стажа разделили на требуемые 300 мес.). Таким образом, начальный расчетный капитал составит:
ПК = <данные изъяты> руб. х 0,86077778 = <данные изъяты> руб.
Увеличиваем полученное значение на ДД.ММ.ГГГГ за счет применения всех коэффициентов индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, утвержденных Правительством Российской Федерации в период с 2002 по 2014 годы: 1,307; 1, 177; 1,114; 1,127; 1,16; 1,204; 1,269; 1,1427; 1,088; 1,1065; 1,101; 1,083. Оснований применения заявленного истцом коэффициента не имеется, так как Постановление Правительства Российской Федерации № 39 от 23.01.2015 г., которое истец просит применить для индексации ПК, утверждает индекс роста потребительских цен за 2014 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 г. и вступает в законную силу с 01.02.2015 г., данный показатель не является индексацией и не может быть применен. С учетом индексации капитал составляет 255 768,16 руб.
После чего определяется сумма валоризации. Стаж Дятченко В.И. до ДД.ММ.ГГГГ составил 10 полных лет, соответственно сумма валоризации 20 % (10% + 10 %). Расчетный капитал <данные изъяты> руб. умножается на 20%, что приводит к результату <данные изъяты> руб. (п.1 ст.30.1 Закона № 173-ФЗ).
Сумма страховых взносов, начисленных истцу работодателями за 2002-2014 годы, с учетом индексации составила <данные изъяты>25 руб. исходя из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В дальнейшем суммируется расчетный капитал, сумма валоризации и страховые взносы, получается пенсионный капитал для определения страховой части пенсии: <данные изъяты> руб. (п. 1 ст. 29.1 Закона № 173-ФЗ).
Путем деления полученного капитала <данные изъяты> руб. на ОПВ (ожидаемый период выплаты) 252 мес. получается сумма страховой части пенсии на 31.12.2014: <данные изъяты> руб. (п. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).
После этого определяется индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды работы до 01.01.2015. Для этого следует разделить размер страховой части на стоимость одного пенсионного коэффициента 64,10 руб. (п. 10 ст. 15 Закона № 400-ФЗ). Величина ИПК составила <данные изъяты>73 руб. / 64,10 руб. = 58,451 балла.
Далее определяем ИПК за периоды работы после 2015 года.
В соответствии с п. 18 ст. 15 Закона № 400-ФЗ, величина ИПК определяется за каждый календарный год, начиная с 01.01.2015 г. с учетом ежегодного исчислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах по формуле:
ИПКi = (СВгод,i / НСВгод,i) х 10, где СВгод,i - сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости в размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, начисленных и уплаченных (для лиц, указанных в частях 3 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона, уплаченных) за соответствующий календарный год за застрахованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании; НСВгод,i - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за соответствующий календарный год.
На дату установления страховой пенсии на индивидуальном лицевом счете истца имелись следующие сведения о страховых взносах (СВгод,i):
- за 2015 год в сумме <данные изъяты>));
- за 2016 год в сумме <данные изъяты>));
- за 2017 год в сумме <данные изъяты>
- за 2018 год в сумме <данные изъяты>
- за 2019 год в сумме <данные изъяты>).
За 2015 год величина ИПК составила 5,522 балла ((62818,53 / 113760,00) х 10);
за 2016 год величина ИПК составила 5,168 балла ((65822,37 / 127360,00) х 10);
за 2017 год величина ИПК составила 5,106 балла ((71572,12 / 140160,00) х 10);
за 2018 год величина ИПК составила 4,721 балла ((77114,47 / 163360,00) х 10);
за 2019 год величина ИПК составила 1,095 балла ((20144,90 / 184000,00) х 10).
ИПК с 2015 по 2019 год составил 21,612 балла (5,522 + 5,168 + 5,106 + 4,721 + 1,095).
Сложение всех пенсионных коэффициентов приводит в результате к величине ИПК для определения размера страховой пенсии без учета фиксированной выплаты – 80,063 балла.
Далее определяем размер страховой пенсии.
Для этого ИПК умножается на стоимость одного коэффициента по состоянию на дату назначения пенсии, т.е. на 87,24 руб., итого получается страховая пенсия в размере: <данные изъяты> руб. (80,063 балла х 87,24 руб.).
Определяем суммарный размер пенсии: к страховой пенсии надлежит прибавить фиксированную выплату, составляющую с января 2019 года <данные изъяты> руб. (п.3 ст.16 Закона № 400-ФЗ).
Сумма установленного истцу пенсионного обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>.), что и было определено ответчиком на дату назначения пенсии Дятченко В.И.
Истец ошибочно применяет нормы, которые применению при расчёте страховой пенсии по старости не подлежат, либо неправильно применяет их. Пенсия исчислена в полном соответствии с нормами действующего федерального законодательства.
Таким образом, размер страховой пенсии по старости истца Дятченко В.И. был произведен в соответствии с действующим пенсионным законодательством России и на основе необходимой информации, касающейся трудовой деятельности истца, счетных и иных ошибок не содержит, оснований для возложения на ответчика обязанности по перерасчету размера пенсии не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требования Дятченко В.И. не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Дятченко В.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 1 (одного) месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.
В окончательной форме решение суда составлено 02 июня 2021 года.
Судья И.И. Самсонов