НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Георгиевского городского суда (Ставропольский край) от 16.11.2023 № 2А-3131/2023

Дело № 2а-3131/2023

УИД 26RS0010-01-2023-000161-03

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2023 года город Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Демьянова Е.В.,

при секретаре Хачатуровой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Уманец ФИО9 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, Георгиевскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, судебному приставу-исполнителю Георгиевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю ФИО1 ФИО10 о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя,

У С Т А Н О В И Л:

Уманец Н.К. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, Георгиевскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, судебному приставу-исполнителю Георгиевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю ФИО1 ФИО11, в котором просила действия судебного пристава-исполнителя Георгиевского районного отдела службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ФИО1 ФИО13, выразившиеся в обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетном счете Уманец ФИО14 в Ставропольском отделении ПАО Сбербанк, в январе 2023 года в размере 1 627 рублей 22 копеек, - признать незаконными; возложить обязанность устранить допущенное нарушение, отменив постановление судебного пристава – исполнителя Георгиевского районного отдела службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю от 11 января 2023 года об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, возвратить денежные средства в размере 1 627 рублей 22 копеек Уманец ФИО15; возложить обязанность по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей на судебного пристава-исполнителя Георгиевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю ФИО1

В обоснование заявленных требований административный истец Уманец Н.К. указала, что в производстве Георгиевского районного отдела судебных приставов находится исполнительное производство по решению Георгиевского городского суда -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, по которому она является должником перед взыскателем ФИО6ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Георгиевского районного отдела судебных приставов УФССП РФ по Ставропольскому краю ФИО1 было вынесено постановление об обращение взыскания на ее денежные средства, находящиеся в банке. В тот же день с ее расчетного (адвокатского) счета, куда поступают ее доходы, были списаны имеющиеся на счету денежные средства в полном 100 % объеме, не оставив средств к существованию, в размере 1 627 рублей 22 копейки. Считает, что судебным приставом-исполнителем незаконно было произведено списание денежных средств в указанном размере.

К началу судебного заседания в установленное время, административный истец Уманец Н.К. не явилась, а прибыла в то время, когда судья находился в совещательной комнате. Присутствовала при оглашении резолютивной части решения суда.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Георгиевского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю в судебное заседание ФИО1 извещенная о времени и месте рассмотрения административного дела не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представила.

Представители административных ответчиков УФССП России по Ставропольскому краю, Георгиевского районного отдела судебных приставов УФССП по Ставропольскому краю, извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

Заинтересованное лицо – взыскатель по исполнительному производству ФИО2, извещенная о судебном заседании, в суд не явилась, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляла.

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ПАО Сбербанк извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.

Суд, на основании ст. 150, ст. 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Порядок обращения взыскания на денежные средства установлен статьей 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Частью 2 названной статьи определено, что перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.

Согласно части 4.1 этой статьи, если должник является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 указанного Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 данного Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 указанного Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 указанного Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.

Согласно ч. 5 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 указанного Федерального закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава - исполнителя.

Согласно положениям части 5.1 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве» лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 указанного Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 данного Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, устанавливает Банк России.

В соответствии с части 5.2 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обеспечивает соблюдение требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы, в расчетных документах.

Приказом Минюста России от 27.12.2019 № 330 "Об утверждении Порядка расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указанно, что расчет суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, осуществляется банком или иной кредитной организацией в соответствии с кодами вида доходов, указываемыми в порядке, установленном Банком России, и с учетом сумм, взыскиваемых по исполнительным документам и указанных лицом, выплачивающим заработную плату и (или) иные доходы, в соответствии с частью 3 статьи 98 Закона об исполнительном производстве в распоряжении о переводе денежных средств.

Учитывая изложенное, обязанность определять природу денежных средств при направлении в банк постановления об обращении взыскания на денежные средства должника законодательством возлагается на кредитное учреждение, а не на судебного пристава-исполнителя. Таким образом, денежные средства, перечисляемые на расчетный счет должника лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, с указанием соответствующего кодом вида доходов, с расчетного счета банком по постановлению судебного пристава-исполнителя не удерживаются, и должник вправе пользоваться данными денежными средствами. При этом постановление об отмене обращения взыскания на денежные средства судебным приставом-исполнителем не выносится и в банк не направляется.

Статьями 64, 68 Закона № 229-ФЗ определено, что судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства. На основании вышеизложенного административный ответчик ФИО1, полагала, что предусмотренные законом основания для удовлетворения доводов Уманец Н.К. отсутствуют, так как ею, как судебным приставом - исполнителем осуществлялись меры принудительного исполнения в соответствии с действующим законодательством и действия соответствуют закону или нормативным правовым актам. Данные действия не повлекли нарушение прав и законных интересов сторон исполнительного производства и осуществлены только в целях принудительного исполнения требования исполнительного документа.

Исследовав материалы дела, в том числе представленные материалы исполнительного производства, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 данной статьи.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В силу положений ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (в настоящее время наименование закона изложено в другой редакции - "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации") в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, сотрудник органов принудительного исполнения: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества; осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. В ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 229-ФЗ приведен примерный перечень исполнительных действий.

В ч. 1 ст. 68 Федерального закона N 229-ФЗ отражено, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 24 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем Георгиевского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа о взыскании с Уманец Н.К. в пользу ФИО6 задолженности в размере 472 700,00 руб.

11 января 2023 года судебным приставом-исполнителем РОСП УФССП России по Ставропольскому краю ФИО1 вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на хранении в банке, в том числе на счету в ПАО Сбербанк. Данное постановление направлено для исполнения в Георгиевское отделение ПАО Сбербанк.

17 февраля 2023 года со счета Уманец Н.К. , открытого в отделении ПАО Сбербанк, используемом как адвокатом Уманец Н.К. для зачисления вознаграждения, выплачиваемого адвокатом доверителем и компенсации адвокату расходов, связанных с исполнением поручения произведено удержание в размере 63 222 рублей (назначение платежа – взыскание денежных средств по постановлению об обращении взыскания от ДД.ММ.ГГГГ, Георгиевский районный отдел судебных приставов по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение при исследовании Выписки операций по лицевому счету , представленной адвокату Уманец Н.К. за период ДД.ММ.ГГГГ и платежного ордера от ДД.ММ.ГГГГ.

Из заявления о присоединении, заключенного ДД.ММ.ГГГГ адвокатом Уманец ФИО16, действующей на основании удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, с ПАО Сбербанк (Ставропольское отделение ПАО Сбербанк), заключен договор банковского счета и открыт банковский счет . Данный договор подтверждает факт открытия адвокатом Уманец Н.К. специального счета для адвокатского кабинета.

Решением Георгиевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Уманец Н.К. удовлетворены частично. Действия судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела службы судебных приставов - ФИО1 ФИО17, выразившиеся в обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетном счете Умаец ФИО18 в ПАО Сбербанк, в размере 100 процентной заработной платы в январе 2023 года, равной 1627 рублей 22 копейки - признаны незаконными. На судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела службы судебных приставов ФИО1 возложена обязанность устранить допущенные нарушения. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Георгиевского районного отдела судебных приставов ГУ ФССП по Ставропольскому краю ФИО1 вынесено постановление об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника Уманец Н.К., открытых в Ставропольском Отделении ПАО Сбербанк.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Георгиевского районного отдела судебных приставов ГУ ФССП по Ставропольскому краю ФИО1 от 29 мая 2023 года в рамках исполнительного производства № 12099/18/26010-ИП обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на счете должника Уманец Н.К. , открытом в Ставропольском Отделении ПАО Сбербанк, в размере 50% от дохода.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Порядок обращения взыскания на имущество должника регламентирован статьей 69 названного Федерального закона, в соответствии с которой взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.

В соответствии с частью 2 статьи 70 этого же Федерального закона перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.

В силу части 2 статьи 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

При этом согласно части 4 указанной статьи ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 - 3 настоящей статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.

Согласно ч. 1 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях: исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

В силу статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Как установлено судом при рассмотрении настоящего административного иска, из представленного административным истцом удостоверения следует, что Уманец ФИО19 является адвокатом и осуществляет адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, регистрационный в реестре адвокатов Ставропольского края Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон 63-ФЗ) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката.

Статьей 20 Закона 63-ФЗ установлено, что адвокаты могут осуществлять адвокатскую деятельность только в адвокатских образованиях, которыми являются адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. При этом адвокаты самостоятельно избирают форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности.

Согласно части 4 статьи 21 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу (пункт 1, абзац первый пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.

Из приведенных нормативных положений следует, что вознаграждение от доверителей за оказанные им адвокатами в связи с осуществлением адвокатской деятельности услуги в обязательном порядке поступает в кассу или на расчетный счет соответствующего адвокатского образования, откуда впоследствии производится выплата адвокатам причитающихся им денежных сумм.

Денежные средства за оказание юридической помощи и компенсация расходов, связанных с осуществлением адвокатской деятельности, не могут поступать на личный счет адвоката, открытый в банках и иных кредитных организациях, должны зачисляться исключительно на счет адвокатского образования - адвокатского кабинета.

За счет получаемого вознаграждения адвокат отчисляет средства на общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов, на содержание соответствующего адвокатского образования, на страхование профессиональной ответственности, на иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности.

Исчисление и уплата сумм налога с доходов адвокатов производятся адвокатским бюро в порядке, определенном главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно письма Департамента бухгалтерского учета и отчетности Банка России N 18-1-1-11/982 от 18.06.2018 г., подготовленного совместно с Юридическим департаментом Банка России, Центробанк дает разъяснения, что для учета денежных средств, связанных с профессиональной деятельностью адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, балансовый счет N 40817 "Физические лица" применяться не может. Для этих целей адвокатские кабинеты должны использовать исключительно расчетные счета (балансовый счет N 40802 "Индивидуальные предприниматели").

Согласно частям 1 и 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.

При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов.

При таких обстоятельствах, поскольку открытый адвокатом Уманец Н.К. в ПАО Сбербанк счет , является специальным счетом адвоката, на который поступают денежные средства исключительно от адвокатской деятельности, с которого произведено удержание ДД.ММ.ГГГГ денежных средств в сумме 63 222 рублей, при этом размер удержаний по указанному выше исполнительному производству за вычетом налогов и взносов не мог превышать пятидесяти процентов.

В силу части 7 статьи 69 Закона об исполнительном производстве должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить документы, подтверждающие наличие принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

Вместе с тем указанное не освобождает судебного пристава-исполнителя от обязанности при обращении взыскания на денежные средства принять меры по выяснению источника поступления средств на счета должника.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Порядок обращения взыскания на имущество должника регламентирован статьей 69 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которой взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.

В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.

Согласно пунктам 1, 2 и 16 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки, а также проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Частью 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (в настоящее время наименование закона изложено в другой редакции - "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации") сотрудник органов принудительного исполнения имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки.

Информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения сотрудником органов принудительного исполнения служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию сотрудников органов принудительного исполнения в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок (пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации").

Из приведенных норм права следует, что судебные приставы-исполнители вправе безвозмездно получать сведения о счетах должников в банках и иных кредитных организациях, а также о назначении поступающих на данные счета денежных средств.

Исходя из приведенных правовых норм и поскольку взыскатель обладает правом получить присужденные ему денежные средства посредством предъявления исполнительного документа в Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (часть 1 статьи 5 Закона об исполнительном производстве) или путем направления исполнительного документа непосредственно в банк или иную кредитную организацию, осуществляющую обслуживание счетов должника (часть 1 статьи 8 Закона об исполнительном производстве), в данном случае исполнительный лист в отношении Уманец Н.К. был предъявлен взыскателем на принудительное исполнение в службу судебных приставов, обязанность по выяснению назначения поступающих денежных средств в целях обеспечения соблюдения принципа законности, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи лежала именно на судебном приставе-исполнителе.

Из приобщенных к делу копий материалов исполнительного производства не усматривается, что до Уманец Н.К. была доведена обязанность сообщать судебному приставу-исполнителю сведения о своих счетах, находящихся в банке или иной кредитной организации, в том числе о счетах на которые производится зачисление денежных средств, поступающих от адвокатской деятельности.

Учитывая фактические обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся на счете, на который непосредственно зачисляется доход от адвокатской деятельности должника, что нарушает ее права.

При таких обстоятельствах, действия судебного пристава-исполнителя не соответствуют требованиям вышеизложенных норм действующего законодательства об исполнительном производстве. Принятие указанного решения обеспечивает восстановление нарушенных прав и законных интересов Уманец Н.К.

В связи с отменной судебным приставом-исполнителем <адрес> отдела службы судебных приставов Попрядухиной АФИО20В. ДД.ММ.ГГГГ постановления об обращении взыскания на денежные средства на счет должника , открытый в Ставропольском Отделении ПАО Сбербанк, судом не возлагается на административного ответчика обязанность устранить допущенные им нарушения.

На основании изложенного

руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Уманец ФИО21 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, Георгиевскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, судебному приставу-исполнителю Георгиевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю ФИО1 ФИО22 о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, – удовлетворить в части.

Действия судебного пристава-исполнителя Георгиевского районного отдела службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю ФИО1 ФИО23, выразившиеся в обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетном счете Уманец ФИО24 в Ставропольском отделении ПАО Сбербанк, в январе 2023 года в размере 1 627 рублей 22 копеек, - признать незаконными; возложить обязанность устранить допущенное нарушение, отменив постановление судебного пристава – исполнителя Георгиевского районного отдела службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю от 11 января 2023 года об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, возвратить денежные средства в размере 1 627 рублей 22 копеек Уманец ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, Азербайджан, паспорт гражданина Российской Федерации , выдан Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> и <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

В возложении обязанности по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей на судебного пристава-исполнителя Георгиевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю ФИО1, - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд Ставропольского края.

Судья Е.В.Демьянов