Дело № 2а-89/2020
УИД 26RS0010-01-2019-004689-32
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Георгиевск 10 марта 2020 года
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего - судьи Курбановой Ю.В.,
при секретаре - Палатовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной Налоговой Службы по г. Георгиевску Ставропольского края к Крюковой Тамаре Васильевне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, задолженности и пени по уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, а также налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения и пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Георгиевску Ставропольского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к Крюковой Т.В., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года в сумме 146,91 рублей; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 3 000 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 858,15 рублей; налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемого в бюджеты городских округов в размере в сумме 24 000 рублей и пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемому в бюджеты городских округов в сумме 952,70 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 Налогового кодекса.
Как предусмотрено ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.
На основании ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Таким образом, фиксированный размер суммы страховых взносов в 2017 году составлял:
1. На обязательное пенсионное страхование:
23 400 рублей - в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300000 рублей за расчетный период (определяется как «7500 руб. (МРОТ на 01.01 2017) х 26% х 12 месяцев»)
2. на обязательное медицинское страхование:
4 590 рублей - (определяется как «7500 руб. (МРОТ на 01.01 2017) х 5,1 % х 12 месяцев»)
В соответствии с п.5 ст. 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
В отношении административного ответчика налоговым органом произведен уточненный расчет страховых взносов.
Административный ответчик в период с 14 февраля 2017 года по 27 декабря 2017 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и в силу гл. 26.5 НК РФ применяла патентную систему налогообложения.
В соответствии со ст. 346.51 НК РФ, налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее двенадцати месяцев налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на двенадцать месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.
Налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе, в случае если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года:
в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента;
в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.
В случае неуплаты или неполной уплаты индивидуальным предпринимателем налога налоговый орган по истечении установленного подпунктом 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи срока направляет индивидуальному предпринимателю требование об уплате налога, пеней и штрафа.
В соответствии с порядком, установленным статьей 45 Налогового кодекса, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом.
В соответствии ст. 75 Налогового кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога начисляется пеня.
Административному ответчику были направлены требования об уплате задолженности с указанием срока уплаты задолженности от 07 июня 2018 № 61515, от 20 марта 2018 № 34762, от 26 января 2018 № 58278, от 16 декабря 2017 № 30232.
Административный ответчик надлежащим образом был уведомлен о необходимости уплаты задолженности, однако до настоящего времени сумма страховых взносов, налогов, пени в бюджет не уплачена.
Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по уплате налогов страховых взносов и соответствующей пени. Судебный приказ отменен на основании определения от 10 июля 2019 года.
Задолженность по страховым взносам образовалась за 2017 год.
Задолженность по пене образовалась за период 01 января 2018 года – 07 июня 2018 года.
Представитель административного истца Тимошенко С.А., извещенная о времени и месте рассмотрения административного дела в судебное заседание не явилась, согласно поступившегося письменного ходатайства просила рассмотреть административное дело в ее отсутствие, при этом заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. Одновременно представила ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления.
Административный ответчик Крюкова Т.В., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела не явилась, об уважительности причин своей неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, об отложении слушания дела перед судом не ходатайствовала. Своих возражений на заявленные требования административный ответчик не представила.
В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца и ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы административного дела и содержащиеся в нем письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу:
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.
В соответствии с действующим законодательством, НК РФ и законами субъектов РФ о налогах устанавливается исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Как предусмотрено ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.
На основании ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Плательщики, указанные в под. 2 п.1 ст. 419 НК РФ уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Таким образом, фиксированный размер суммы страховых взносов в 2017 году составлял:
1. На обязательное пенсионное страхование:
23 400 рублей - в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300000 рублей за расчетный период (определяется как «7500 руб. (МРОТ на 01.01 2017) х 26% х 12 месяцев»)
2. на обязательное медицинское страхование:
4 590 рублей - (определяется как «7500 руб. (МРОТ на 01.01 2017) х 5,1 % х 12 месяцев»)
В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Как установлено судом и подтверждается соответствующими письменными доказательствами, Крюкова Т.В. являлась плательщиком страховых взносов, поскольку в период с 14 февраля 2017 года по 27 декабря 2017 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Основной вид деятельности – деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.
В отношении Крюковой Т.В. налоговым органом был произведен расчет страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование за период осуществления ею предпринимательской деятельности.
Однако в установленные законом сроки Крюкова Т.В. страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджет Пенсионного фонда РФ не уплатила.
Кроме того, административный ответчик Крюкова Т.В. в период осуществления предпринимательской деятельности с 14 февраля 2017 года по 27 декабря 2017 года в силу главы 26.5 НК РФ применяла патентную систему налогообложения.
13 марта 2017 года административному ответчику Крюковой Т.В. был выдан патент на право применения патентной системы налогообложения на период с 01 апреля 2017 года по 31 декабря 2017 года в отношении осуществляемого вида деятельности – услуги общественного питания, оказываемые через организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв.м.
Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.
В силу статьи 346.48 НК РФ налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения в соответствии с настоящей главой, устанавливаемого на календарный год законом субъекта РФ.
Согласно пункту 1 статьи 346.49 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, если иное не установлено пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Если на основании пункта 5 статьи 346.45 НК РФ патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент.
Если индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента, налоговым периодом признается период с даты начала действия патента до даты прекращения такой деятельности, указанной в заявлении, представленном в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.45 НК РФ
В соответствии со ст. 346.51 НК РФ, налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее двенадцати месяцев налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на двенадцать месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.
Налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе, в случае если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года:
- в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента;
- в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.
В нарушение действующего законодательства административный ответчик Крюкова Т.В. в установленный срок не исполнила обязанность по уплате налога, взимаемого в связи с применением патентной системы.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога начисляется пеня.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Административному ответчику были направлены требования об уплате задолженности с указанием срока уплаты задолженности от 07 июня 2018 № 61515, от 20 марта 2018 № 34762, от 26 января 2018 № 58278, от 16 декабря 2017 № 30232.
От добровольной уплаты задолженности по страховым взносам и пени административный ответчик Крюкова Т.В. уклонилась.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку налогоплательщик Крюкова Т.В. в добровольном порядке не уплатила страховые взносы, ИФНС по г. Георгиевску СК обратилось к мировому судье судебного участка № 5 города Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании страховых взносов и пени по ним за нарушение законодательства о налогах и сборах.
06 ноября 2018 года мировым судьей судебного участка № 5 города Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края был выдан судебный приказ № 2а-604-07-423/18 о взыскании с Крюковой Т.В. задолженности по страховым взносам и пени, который 10 июля 2019 года отменен на основании заявления административного ответчика.
01 ноября 2019 года ИФНС по г. Георгиевску Ставропольского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к Крюковой Т.В., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года в сумме 146,91 рублей; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 3 000 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 858,15 рублей; налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемого в бюджеты городских округов в размере в сумме 24 000 рублей и пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемому в бюджеты городских округов в сумме 952,70 рублей.
Административное исковое заявление принято к производству Георгиевского городского суда Ставропольского края, возбуждено административное дело № 2а-89/2020.
01 ноября 2019 года ИФНС по г. Георгиевску Ставропольского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к Крюковой Т.В., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность в виде недоимки в сумме 25 959 рублей 66 копеек, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за период с 01.01.2017 в сумме 3 980 рублей 56 копеек, пени на них – 127 рублей 95 копеек; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2017 – 20 293 рубля 03 копейки, пени на них – 750 рублей 22 копейки; пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемому в бюджеты городских округов в размере 807 рублей 90 копеек.
Административное исковое заявление принято к производству Георгиевского городского суда Ставропольского края, возбуждено административное дело № 2а-100/2020.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 22 января 2020 года административные исковые требования ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края по гражданскому делу № 2-100/2020 удовлетворены частично, с Крюковой Т.В. в пользу ИФНС России по г.Георгиевску Ставропольского края взыскана задолженность в виде недоимки за период с 01 января 2017 года по 27 декабря 2017 года в сумме 25 151 рубля 76 копеек, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за период с 01 января 2017 года в сумме 3 980 рублей 56 копеек, пени на них в размере 127 рублей 95 копеек; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за период с 01 января 2017 года в размере 20 293 рубля 03 копейки, пени на них в размере 750 рублей 22 копейки. В удовлетворении административных исковых требований к Крюковой Т.В. о взыскании пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемому в бюджеты городских округов, в размере 807 рублей 90 копеек, отказано.
Заявляя административные исковые требования по настоящему административному делу, налоговый орган ссылается на неисполненные Крюковой Т.В. требования об уплате от 16 декабря 2017 года № 30232, от 26 января 2018 № 58278, от 20 марта 2018 № 34762 и от 07 июня 2018 № 61515.
Так, 16 декабря 2017 года в адрес Крюковой Т.В. заказным письмом направлено требование № 30232 об уплате задолженности по пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемому в бюджеты городских округов в размере 312,80 рублей. Срок исполнения требования до 15 января 2018 года.
26 января 2018 года в адрес Крюковой Т.В. заказным письмом направлено требование № 58278 об уплате задолженности по страховым взносам и пени на общую сумму 48 718,29 рублей, из которых сумма налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемого в бюджеты городских округов в размере 24 000 рублей, пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемому в бюджеты городских округов в размере 338,10 рублей, сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3 980,56 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 17,48 рублей, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 20 293,03 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 98,12 рублей. Срок исполнения требования до 15 февраля 2018 года.
20 марта 2018 года в адрес Крюковой Т.В. заказным письмом направлено требование № 34762 об уплате задолженности по пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемому в бюджеты городских округов в размере 301,80 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 33,37 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 170,12 рублей. Срок исполнения требования до 09 апреля 2018 года.
07 июня 2018 года в адрес Крюковой Т.В. заказным письмом направлено требование № 61515 об уплате задолженности по страховым взносам и пени на общую сумму 3 694,97 рублей, из которых пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 96,06 рублей, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 3 000 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 598,91 рублей. Срок исполнения требования до 28 июня 2018 года.
Как указано выше, административный ответчик Крюкова Т.В. от добровольной оплаты требований уклонилась.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно ст. 46 НК РФ, решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, страховых взносов и пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Как усматривается из требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов № 30232 от 16 декабря 2017 года на сумму пени 312,80 рублей срок исполнения установлен налоговым органом до 15 января 2018 года.
По требованию об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов № 58278 от 26 января 2018 года с установленным сроком исполнения до 15 февраля 2018 года сумма задолженности по налогам и пени превысила 3 000 рублей.
Таким образом, предельный срок обращения ИФНС к мировому судье с заявлением о взыскании задолженности с Крюковой Т.В. по данному требованию истекал 15 августа 2018 года.
По требованию об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов № 34762 от 20 марта 2018 года с установленным сроком исполнения до 09 апреля 2018 года предельный срок обращения ИФНС к мировому судье с заявлением о взыскании задолженности с Крюковой Т.В. по данному требованию истекал 09 октября 2018 года.
С заявлением о взыскании с Крюковой Т.В. задолженности по страховым взносам ИФНС по г. Георгиевску обратилась в ноябре 2018 года, то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока.
Таким образом, ИФНС России по г.Георгиевску Ставропольского края пропущен установленный законом предельный срок обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и сборам по данным требованиям.
Принудительное взыскание налогов, страховых взносов, за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Представителем административного истца заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, со ссылкой на то, что срок для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени пропущен по уважительной причине, поскольку налоговый орган рассчитывает на добросовестность налогоплательщика, выражаемую в исполнении им обязанности самостоятельно оплатить числящуюся за ним задолженность. Полагает, что лица, недобросовестно выполняющие свои налоговые обязанности, не могут пользоваться теми же правами, что и законопослушные налогоплательщики, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Однако, доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Кроме того, суд исходит из того, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Поскольку в силу ст. 62 КАС РФ налоговая инспекция не предоставила каких-либо достаточных доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на принудительное взыскание с Крюковой Т.В. задолженности по страховым взносам и налогам, которые объективно препятствовали своевременному обращению в суд с административным исковым заявлением в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд полагает необходимым отказать Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Георгиевску Ставропольского края в удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года в сумме 50,85 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 259,24 рублей; налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемого в бюджеты городских округов в размере в сумме 24 000 рублей и пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемому в бюджеты городских округов в сумме 952,70 рублей, без исследования фактических обстоятельств дела.
Согласно п.4 ч.1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу части 2 статьи 59 НК РФ налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица являются органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании.
Рассматривая административные исковые требования истца о взыскании с Крюковой Т.В. задолженности по страховым взносам и пени, отраженной в требовании об уплате налогов, штрафов, пени № 61515 от 07 июня 2018 года в размере 3 694,97 рублей, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для их удовлетворения в силу следующего:
07 июня 2018 года в адрес Крюковой Т.В. заказным письмом направлено требование № 61515 об уплате задолженности по страховым взносам и пени на общую сумму 3 694,97 рублей, из которых пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 96,06 рублей, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 3 000 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 598,91 рублей. Срок исполнения требования до 28 июня 2018 года.
Как установлено судом, административный ответчик Крюкова Т.В. указанную задолженность в установленный срок не уплатила.
06 ноября 2018 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок, мировым судьей судебного участка № 5 города Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края был выдан судебный приказ № 2а-604-07-423/18 о взыскании с Крюковой Т.В. в том числе и данной задолженности.
10 июля 2019 года судебный приказ отменен на основании заявления административного ответчика.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как указано выше, 01 ноября 2019 года, то есть в установленный НК РФ срок, ИФНС по г. Георгиевску предъявила в суд исковые заявления о взыскании с Крюковой Т.В. вышеуказанной задолженности.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 22 января 2020 года с Крюковой Т.В. взыскана, в том числе задолженность в виде недоимки за период с 01 января 2017 года по 27 декабря 2017 года в сумме 25 151 рубля 76 копеек, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за период с 01 января 2017 года в сумме 3 980 рублей 56 копеек, пени на них – 127 рублей 95 копеек; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за период с 01 января 2017 года – 20 293 рубля 03 копейки, пени на них – 750 рублей 22 копейки.
По настоящему административному делу налоговым органом заявлены, в том числе, требования о взыскании с Крюковой Т.В. задолженности по уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года, отраженной в требовании № 61515 от 07 июня 2018 года в сумме 96,06 рублей.
Обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).
Поскольку с административного ответчика решением суда от 22 января 2020 года взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года в сумме 3 980,56 рублей, то также подлежат удовлетворению требования о взыскании пени в размере 96,06 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующей допустимость доказательств, обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.
Задолженность Крюковой Т.В. по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за период с 14 февраля 2017 года по 27 декабря 2017 года в сумме 3 000 рублей и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 598,91 рублей, подтверждена материалами административного дела.
Ответчиком Крюковой Т.В. в нарушение требований ст. 62 КАС РФ, доказательств в опровержение доводов истца суду не представлено.
Доказательств того, что на момент рассмотрения дела задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 14 февраля 2017 года по 27 декабря 2017 года в размере 3 000 рублей и пени 598,91 рублей административный ответчик уплатила, материалы административного дела не содержат.
Удовлетворяя заявленные ИФНС по г. Георгиевску Ставропольского края требования о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года в сумме 96,06 рублей; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за период с 14 февраля 2017 года по 27 декабря 2017 года в сумме 3 000 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 598,91 рублей, суд исходит из того, что Крюкова Т.В. в период с 14 февраля 2017 года по 27 декабря 2017 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлась плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, до настоящего времени задолженность по страховым взносам и пени не погашена, налоговый орган в данной части исковых требований обратился в суд в сроки, установленные законом, и приходит к однозначному выводу о необходимости взыскании в судебном порядке с Крюковой Т.В. задолженности по страховым взносам и пени в общем размере 3 694,97 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 400 рублей при обращении в суд, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ она подлежит взысканию с административного ответчика Крюковой Т.В. в бюджет Георгиевского городского суда Ставропольского края, не освобожденной от ее уплаты.
На основании ст.ст. 175-180, 286- 290 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Инспекции Федеральной Налоговой Службы по г. Георгиевску Ставропольского края к Крюковой Тамаре Васильевне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, задолженности и пени по уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения и пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, - удовлетворить частично.
Взыскать с Крюковой Тамары Васильевны в доход государства задолженность по уплате страховых взносов и пени в общем размере 3 694,97 рублей, из которых: пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года в сумме 96,06 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 3 000 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 598,91 рублей.
Взыскать с Крюковой Тамары Васильевны в бюджет Георгиевского городского округа Ставропольского края государственную пошлину в размере 400 рублей.
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Георгиевску Ставропольского края к Крюковой Тамаре Васильевне о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года в сумме 50,85 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 259,24 рублей; налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемого в бюджеты городских округов в размере в сумме 24 000 рублей и пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемому в бюджеты городских округов в сумме 952,70 рублей, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд.
(Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2020 года)
Судья Ю.В. Курбанова