Дело № 2-2642/2023
УИД 26RS0010-01-2023-003470-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Георгиевск 05 октября 2023 года
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ворониной О.В.
при секретаре Калининой Н.А.,
с участием истца Гриневой А.А., представителя Министерства обороны Российской Федерации Подшибякина П.Ю., представителя войсковой части 98539 Петросяна А.С., главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Гурджиевой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда Ставропольского края гражданское дело по иску Гриневой Александры Алексеевны к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю» о возложении обязанности при расчете заработной платы не включать премии, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Гринева А.А. обратилась в суд с иском к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю» об обязании при расчете заработной платы не включать в состав МРОТ премию, выплачиваемую согласно приказа Министерства Обороны РФ №1010 от 26 июля 2010 года, премию из экономии Фонда заработной платы; о взыскании с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю» в пользу Гриневой А.А. задолженности по заработной плате за период с августа 2022 года по ноябрь 2022 года, с февраля 2023 года по июль 2023 года в размере 27 527 рублей 06 копеек, компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере 2344 рублей 70 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что работает в войсковой части 98539, с 03 сентября 2019 года была принята на должность гражданского персонала – телеграфиста взвода связи. С 09.01.2020 года переведена на должность делопроизводителя секретной части. Ее должностной оклад составляет 7 167 рублей, расчет и выплату заработной платы производит ФКУ «УФО МО РФ по Ставропольскому краю». С 2022 года и по настоящее время, при исчислении заработной платы, ей выплачивается премия, согласно приказа МО РФ от 26.07.2010 №1010 (далее премия 1010), которая выплачивается за счет экономии бюджетных средств, выделяемых МО РФ на оплату военнослужащим и гражданскому персоналу МО РФ. Данная премия выплачивается по итогам года, но для гражданского персонала, допускается ежеквартальная выплата. Истцу премия 1010 выплачивается ежемесячно и включается в МРОТ, тем самым уменьшается заработанная плата, ущемляются ее права. Постановление Верховного Суда РФ № 65-АД 20-1 от 10.02.2020 г. определяет, что премия по приказу МО РФ № 1010 от 26.04.2010 г. в расчет МРОТ не включается. Премия 1010 не является гарантированной и обязательной составной частью заработанной платы, так как не учитывается при формировании фонда оплаты труда и образуется за счет экономии бюджетных средств результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах, доводимых Министерству Обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда и лиц гражданского персонала. Премия из экономии фонда оплаты труда также не является гарантированной и обязательной составной частью заработной платы, так как она не учитывается при формировании фонда оплаты труда и образуется за счет экономии бюджетных средств. Соответственно указанные виды премий подлежат начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного законом размера. Неоднократные обращения к ответчику с требованием исключить из состава МРОТ премию 1010 и премию из экономии ФЗП, ФОТ остаются без удовлетворения, ограничиваются формальными отписками.
В судебном заседании истец Гринева А.А. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Просила суд удовлетворить ее исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю» в судебное заседание не явилась, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которым Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26.07.2010 г. №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Исходя из анализа ведомственных нормативных правовых актов с учетом положений трудового законодательства, регулирующего вопросы оплаты труда, дополнительное материальное стимулирование и выплата премии экономии фонда оплаты труда лицам гражданского персонала войсковых частей осуществляются за счет средств экономии фонда оплаты труда, являются периодическими (ежемесячными), выплачиваются в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя и не отнесены прямо к составной части заработной платы, но при этом представляют собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы и, исходя из правовой природы указанных выплат, позволяют включить их в состав той части заработка, который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда. Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере ниже минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Исчисление заработной платы Гриневой А.А. производилось работодателем исходя из размера установленного оклада, процентной надбавки, премий и выплат стимулирующего характера. При этом совокупный размер оплаты в спорные месяцы обеспечивался не только до, но и сверх минимального, за счет соответствующих доплат. Согласно письму Минтруда России от 23.09.2020 № 14-1/10/В-8231 в состав заработной платы работника при сравнении МРОТ учитываются все стимулирующие выплаты вне зависимости от источника финансового обеспечения (формирования) при соблюдении законодательства РФ о МРОТ. Данное письмо отражается в указаниях директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 08.02.2023 №182/5/1477, в которых говорится, что все выплаты стимулирующего характера, в том числе выплачиваемые за счет экономии фонда оплаты труда, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций ВС РФ» или не предусмотренные системой оплаты труда в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 1010, являются частью заработной платы работника и соответственно включаются в состав заработной платы, сравниваемой с МРОТ. Необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (от 7 декабря 2017 года №38-П, от 11 апреля 2019 года №17- П и от 16 декабря 2019 года №40-П) указал, что минимальная заработная плата работника должна быть не менее МРОТ, без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, за совмещение профессий (должностей), а начисление районных коэффициентов и северных надбавок необходимо осуществлять сверх МРОТ.
Таким образом, согласно трудовому законодательству Российской Федерации все выплаты стимулирующего характера, в том числе выплачиваемые за счет экономии фонда оплаты труда (приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября №545), или не предусмотренные системой оплаты труда (приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года №1010), являются частью заработной платы работника и соответственно включаются в состав заработной платы, сравниваемой с МРОТ.
В соответствии с п. 7 приказа Министра обороны Российской Федерации №1010 конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей. Таким образом, учитывая, что дополнительное материальное стимулирование по приказу Министра обороны Российской Федерации №1010 выплачивается гражданскому персоналу по приказу командира воинской части на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов по результатам исполнения должностных обязанностей в период, за который производится выплата дополнительного материального стимулирования, (т.е. являются периодическими), дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемое в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 1010, согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ, включается в состав заработной платы.
Доводы Гриневой А.А. о том, что дополнительное материальное стимулирование в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 1010 не является частью гарантированной заработной платы и в расчет МРОТ включаться не может, не соответствуют требованиям ст. 133 ТК РФ в части требования о включении в состав заработной платы только гарантированных выплат. Так, доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты, предусмотренные ст. 129 ТК РФ, так же как и дополнительное материальное стимулирование по приказу Министра обороны Российской Федерации № 1010, выплачиваются по результатам исполнения должностных обязанностей, не являются гарантированными, могут быть не представлены к поощрению (не поощрены) строго в определенных законодательством РФ случаях. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о месте и времени рассмотрения дела, с учетом письменных возражений ответчика на заявленные исковые требования.
Представитель войсковой части 98539 Петросян А.С. в удовлетворении исковых требований Гриневой А.А. просил отказать.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации Подшибякин П.Ю. поддержал доводы, изложенные в письменном возражении на исковое заявление Гриневой А.А., полагал заявленные ею требования о невключении в состав МРОТ премии 1010 и премии из экономии фонда оплаты труда незаконными, просил в иске отказать в полном объеме.
В судебном заседании в заключении главный государственный инспектор труда ГИТ в Ставропольском крае Гурджиева Г.В. полагала, что исковые требования заявлены Гриневой А.А. обоснованно и подлежат удовлетворению. В ходе проведенной проверки обнаружен факт нарушения трудового законодательства статей 133,134,135 ТК РФ. Система оплаты труда предусматривает выплаты согласно ст. 129 ТК РФ. Премия 1010, премия из экономии Фонда заработной платы не являются гарантированными и не носят обязательный характер, поэтому выплата заработной платы, без учета указанных премий ниже МРОТ является нарушением действующего законодательства. Дополнительное вознаграждение, которое предусмотрено приказом 1010 и приказом № 545 носит не обязательный характер и не гарантированный. Эта экономия получается, после того как ответчик выплатит заработную плату и посмотрит на лимит, который у них остался. После этого идет распределение экономии. В соответствии со ст. 133 ТК РФ, заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не должна быть ниже, чем минимальный размер оплаты труда, в соответствии со ст.129 ТК РФ в состав заработной платы включаются: должностные оклады, тарифные ставки, компенсационные и стимулирующие выплаты, установленные системой оплаты труда. В соответствии с приказом № 545 экономия фонда оплаты труда, которая утверждена в пределах контрольных сумм фонда заработной платы направляется на премии, которые не учитываются при формировании фонда оплаты труда. Соответственно фонд оплаты труда формируется из гарантии, установленной ст.133 и ст.129 ТК РФ. Выплаты, предусмотренные приказами № 545 и № 1010 являются дополнительными выплатами, они не носят характер гарантированный и обязательный, поэтому выплата заработной платы без учета доплат по приказам № 545 и № 1010, в размере менее МРОТ, является нарушением.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение главного государственного инспектора труда, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства на предмет их относимости и допустимости в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ суд приходит к следующему.
Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Частью 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник обязан, в частности, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.
Согласно части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В силу части первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Система оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545 (далее - приказ МО РФ 2019г. №545).
В соответствии п. 2 приложения №2 приказа МО РФ 2019г. №545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты компенсационного характера.
Также, согласно п. 21 приложения №3 приказа МО РФ 2019г. №545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Выплаты компенсационного характера, стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций п.п.23 п. 3 приложения №2).
Согласно п. 38 приложения №3 приказа МО РФ 2019г. №545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год). Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда.
Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами).
В соответствии с условиями коллективного договора войсковой части 98539 на период 01.12.2021-30.11.2024 годы, труд всех работников войсковой части 98539 оплачивается по повременно-премиальной форме оплаты труда. Установление должностных окладов оплаты труда руководителям, специалистам и техническим исполнителям производится на основании утвержденных групп по оплате труда, присвоенных квалификационных категорий и иных показателей, предусмотренных квалификационными требованиями (приказ Министра обороны российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации ») (п.6.1, 6.2 коллективного договора).
Все виды повышения, а также доплаты за условия труда руководителям, специалистам и техническим исполнителям производятся от базовых должностных окладов (тарифных ставок). Выплаты компенсационного и стимулирующего характера производятся на основании положения о выплатах компенсационного и стимулирующего характера (приложение № 2) (п. п. 6.3., 6.4. коллективного договора).
Премирование работников за высокие достижения в труде и оказание единовременной денежной помощи производится в соответствии с положением о премировании и оказании единовременной денежной помощи (п.6.5 коллективного договора).
В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается 2 раза в месяц: 5 числа месяца и 20 числа. Пособия женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, и компенсация матерям до достижения возраста ребенком трех лет выплачиваются 5 числа текущего месяца.
Начисление заработной платы работникам производится ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю», 355017 Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Артема 2. Заработная плата перечисляется работникам на указанный ими счет в банке (п. 6.6 коллективного договора).
Положением о выплатах компенсационного и стимулирующего характера (приложение № 2 к коллективному договору) предусмотрено, что работникам устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; за качество выполняемых работ; премиальные выплаты по итогам работы (п. 2.1. положения).
В соответствии с п. 2.2 положения, порядок и размеры выплат за интенсивность и высокие результаты работы, по результатам работы за месяц и квартал, единовременного денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года определен в «Положении о премировании и оказании единовременной денежной помощи» (Приложение 3 к коллективному договору).
Работникам устанавливается стимулирующая выплата за выслугу лет к должностным окладам (тарифным ставкам) в следующих размерах: свыше 1 года - 5 процентов; свыше 2 лет - 10 процентов; свыше 3 лет - 15 процентов; свыше 5 лет - 20 процентов; свыше 10 лет - 30 процентов; свыше 15 лет - 40 процентов (п. 2.3. положения).
Согласно п. 2.4. указанного положения, стаж работы, за который выплачивается процентная надбавка определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации»).
Положением о премировании и оказании единовременной денежной помощи работникам (приложение №3 к коллективному договору) предусмотрено, что работникам войсковой части 98539 за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы воинской части (подразделения) производится выплата премии по результатам работы за месяц.
Премирование работников производится за счет денежных средств,выделяемых на эти цели из фонда заработной платы, исчисленного в соответствии действующим законодательством.
Премия учитывается при выплате среднего заработка, при исчислениисумм налогов и других видов удержаний из заработной платы, производимых всоответствии с действующим законодательством (п.2).
Премирование производится на основании приказа командира войсковой части 98539 с указанием размера премии каждому работнику.
Начальнику структурного подразделения на основании учета показателей премирования распределяет размер премии между членами структурного подразделения. О размерах премии каждого члена структурного подразделения он указывает в представлении (рапорте) о премировании членов структурного подразделения. Представление (рапорт) ежемесячно к 25 числу месяца, за который производится премирование, подается на имя командира войсковой части 98539 и служит основанием для издания приказа (п.3).
Конкретный размер премии определяется в соответствии с личным вкладом работника в выполнении задач, стоящих перед воинской частью (подразделением) в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда (п.4).
Основанием для премирования являются данные оперативного учёта и контроля за выполнением должностных обязанностей, которые должны вестись начальниками всех структурных подразделений, где есть работники (п.5).
Премия начисляется по результатам работы за месяц за фактически отработанное время (п.6).
В целях поощрения гражданскому персоналу устанавливается выплатапремии по итогам работы за месяц (квартал, год) с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности работника. К общим показателям премирования относится уровень профессиональной компетентности работника, знание необходимых руководящих документов, своевременность и полнота выполнения должностных обязанностей, ответственность и результаты работы. Выплата премии по итогам работы за месяц (квартал, год) производиться за счет экономии фонда заработной платы с указанием суммы выплаты каждому конкретному работнику. Основанием для осуществления выплаты премии по итогам работы за месяц (квартал, год) является приказ командира войсковой части 98539. Размер премии по итогам работы за месяц (квартал, год) устанавливается в процентном соотношении к должностным окладам (тарифным ставкам) по соответствующим квалификационным уровням или в конкретных размерах.
Максимальный размер выплат премий и стимулирующих выплат, устанавливаемых за счет экономии фонда оплаты труда, руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам структурных подразделений (в т.ч. филиалов) воинских частей, учреждений (организации), начальникам финансовых учреждений (организации) не может превышать в среднем в месяц 80 тысяч рублей на одного работника, другим категориям работников (за исключением руководителей (начальников), их заместителей и главных бухгалтеров воинских частей, учреждений (организации)) в среднем в месяц 60 тысяч рублей на одного работника (п.9).
Работникам войсковой части 98539 выплачивается единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года (далее - вознаграждение). Размер вознаграждения устанавливается с учетом конкретного вклада работника в выполнение задач, стоящих перед воинской частью (п.1 главы 3 Положения о премировании).
Вознаграждение выплачивается в течение первого квартала года, следующего за истекшим календарным годом. По решению Министра обороны Российской Федерации выплата вознаграждения может производиться в декабре календарного года, за который оно выплачивается (п.3 гл.3).
Основанием для выплаты вознаграждения согласно п.1 гл.3 Положения о премировании является приказ командира войсковой части 98539 с указанием его конкретного размера каждому работнику (п.11 гл.3).
Как установлено судом и подтверждается сведениями из трудовой книжки истца, на основании приказа от 09.01.2020 г. № 1 Гринева А.А. переведена на должность делопроизводителя секретной части войсковой части 98539.
Согласно расчетных листков должностной оклад Гриневой А.А. установлен в размере 7 167 рублей.
Согласно коллективного договора войсковой части 98539 за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере: должностного оклада - ставка заработной платы, стимулирующие выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат) премия в размере 25% от должностного оклада ежемесячно, ЕДВ по итогам календарного года в размере до 2-х окладов, надбавка за выслугу лет (приказ МО РФ №255 от 23.04.2014), дополнительное материальное стимулирование по итогам работы (месяц, квартал, год) в пределах сумм, утвержденных на эти цели Министром обороны Российской Федерации, выплата которых производится в порядке, установленном коллективным договором.
Работнику устанавливается продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями, истец полагает, что включение в состав МРОТ премии, выплачиваемой согласно приказа Министерства обороны РФ №1010 от 26.07.2010 г., премии из экономии Фонда заработной платы является неправомерным, указанная премия подлежит выплате дополнительно к установленному размеру МРОТ.
Статьей 381 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В соответствии с частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
С учетом приведенных выше норм Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, судом установлено, что Гринева А.А. обратилась в суд в установленный законом срок за защитой нарушенного права.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее также Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты и премии, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010).
Согласно пункту 2 данного Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
В силу пункта 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного названным выше приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (приложение N 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545), при формировании фонда оплаты труда учитываются выплаты стимулирующего характера, установленные настоящим приказом (кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда), - в фактически установленном размере (п. «е»).
В силу части третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть первая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при формировании фонда оплаты труда не учитываются выплаты стимулирующего характера, выплачиваемые за счет средств экономии фонда оплаты труда, в связи с чем дополнительная выплата, установленная Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты и премии, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, осуществляется за счет экономии бюджетных средств, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и не может быть включена в состав средней заработной платы работника (Постановление Верховного Суда РФ от 10.02.2020 N 65-АД20-1). По этой же причине не может быть включена в состав средней заработной платы работника премия из экономии Фонда заработной платы, поскольку осуществляется за счет экономии бюджетных средств, не относится к гарантированным выплатам обязательного характера, предусмотренным системой оплаты труда.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П) указал, что минимальная заработная плата работника должна быть не менее МРОТ, без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, за совмещение профессий (должностей), а начисление районных коэффициентов и северных надбавок необходимо осуществлять сверх МРОТ.
Как указано в письме Министерства обороны РФ от 29.12.2020 г. №182/5/9436 Минтруд России в своем письме от 23 сентября 2020 г. N 14-0/10/В-8231 достаточно четко сформулировал выводы о составе заработной платы работника при сравнении с МРОТ, тем самым подтвердив позицию Минобороны России о необходимости учитывать все стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) вне зависимости от источника их финансового обеспечения (формирования) при соблюдении законодательства Российской Федерации о МРОТ, что полностью согласуется с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Необходимо отметить, что учитывая специфику деятельности воинских частей (организаций), особенности осуществления трудовых функций гражданским персоналом, а также принципы трудового права по обеспечению дифференциации в оплате труда, включение установленных в Минобороны России компенсационных и стимулирующих выплат в должностные оклады (тарифные ставки) не представляется возможным.
Установленные по делу обстоятельства с учетом приведенных выше норм свидетельствуют о том, что включение ответчиком при исчислении заработной платы истцу в состав МРОТ премии, выплачиваемой согласно приказа МО РФ №1010 от 26.07.2010 г., премии из экономии Фонда заработной платы нельзя признать законным, в связи с чем требования Гриневой А.А. о возложении обязанности на ответчика при расчете заработной платы не включать в состав МРОТ премию, выплачиваемую согласно приказа Министерства Обороны РФ №1010 от 26 июля 2010 года, премию из экономии Фонда заработной платы подлежат удовлетворению.
Истцом также заявлены требования о взыскании с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю» в пользу Гриневой А.А. задолженности по заработной плате за период с августа 2022 года по ноябрь 2022 года, с февраля 2023 года по июль 2023 года в размере 27527 рублей 06 копеек, компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере 2344 рубля 70 копеек, которые суд также считает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из представленных стороной ответчика табелей учета рабочего времени, расчетных листков в нарушение требований действующего трудового законодательства ответчик при исчислении заработной платы Гриневой А.А. незаконно включал премию, выплачиваемую согласно приказу МО РФ №1010 от 26.07.2010 г., премию из экономии Фонда заработной платы в расчет заработной платы для сравнения с МРОТ.
Истцом представлен расчет заработной платы с учетом фактически отработанного времени, премии согласно приказу МО РФ №1010 от 26.07.2010 г., премии из экономии Фонда заработной платы, начисленные сверх (дополнительно) к МРОТ, с учетом установления продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю, согласно представленному расчету задолженность по заработной плате за период с августа 2022 года по ноябрь 2022 года, с февраля 2023 года по июль 2023 года составила 27527 рублей 06 копеек. С указанным расчетом суд соглашается, поскольку он произведен в соответствии с требованиями трудового законодательства, табелями учета рабочего времени, расчетными листками.
Учитывая, что в судебном заседании нашел подтверждение факт невыплаты заработной платы истцу в полном объеме, суд приходит к выводу, что заявленные Гриневой А.А. исковые требования о взыскании задолженности по заработной плате также подлежат удовлетворению в полном объеме в размере 27527 рублей 06 копеек.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Согласно представленному истцом расчету размер компенсации составил 2344,70 рублей. Указанный расчет судом проверен, признан правильным, контррасчет ответчиком не представлен, в связи с чем заявленный Гриневой А.А. размер компенсации подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно разъяснения, данным в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, компенсируется в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (статья 237 ТК РФ).
Из разъяснений, данных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" следует, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Основанием для взыскания морального вреда является сам факт нарушения трудовых прав работника.
Поскольку работодателем было допущено нарушение трудовых прав истца, выразившееся в невыплате истцу заработной платы в полном объеме, суд в порядке ст. 237 ТК РФ с учетом требования разумности и справедливости полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в денежном выражении в размере в сумме 5 000 рублей, отказав в удовлетворении остальной части заявленных требований в размере 3 000 рублей.
На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец на основании пп.1 п.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, с ответчика в бюджет муниципального образования Георгиевского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 096 рублей 15 копеек (по требованиям о взыскании недополученного заработка).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гриневой Александры Алексеевны к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю» о возложении обязанности при расчете заработной платы не включать премии, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Обязать ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю» при расчете заработной платы не включать в состав МРОТ премию, выплачиваемую согласно приказа Министерства Обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года, премию из экономии Фонда заработной платы.
Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю» в пользу Гриневой Александры Алексеевны задолженность по заработной плате за период с августа 2022 года по ноябрь 2022 года, с февраля 2023 года по июль 2023 года в размере 27 527 рублей 06 копеек, компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере 2344 рублей 70 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, отказав в удовлетворении остальной части заявленного требования о компенсации морального вреда в размере 3000 рублей.
Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю» в бюджет муниципального образования Георгиевского городского округа государственную пошлину в размере 1 096 рублей 15 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд Ставропольского края.
(Мотивированное решение составлено 10 октября 2023 года).
Судья О.В. Воронина