Дело №2-215/2022
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гдов 26 октября 2022 года
Гдовский районный суд Псковской области в составе председательствующего Асадова А.Б., при секретаре Большовой К.Я.,с участием заместителя прокурора Гдовского района Кадыровой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гдовского района действующего в интересах неопределенного круга лицк МБОУ «Яммская средняя общеобразовательная школа» о запрете выполнять полеты беспилотного воздушного судна без осуществления страхования ответственности перед третьими лицами,
У С Т А Н О В И Л:
ПрокурорГдовского района действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ «Яммская средняя общеобразовательная школа» о запрете выполнять полеты беспилотного воздушного судна DJI Mavik 2 PRO без осуществления страхования ответственности перед третьими лицами.
В обоснование заявленных требований указано, чтопрокуратурой Гдовского района по результатам проведённого анализа исполнения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта в МБОУ «Яммская средняя общеобразовательная школа» выявлены нарушения закона в указанной сфере при реализации национального проекта «Образование», выразившиеся в ненадлежащем исполнении мероприятий, направленных на реализацию в образовательном учреждении национального проекта «Образование», и несоблюдении обязанности по страхованию беспилотного воздушного судна.
Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) утверждён Паспорт национального проекта «Образование», согласно п. 4.1 которого задачами реализации федерального проекта «Современная школа» является внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
В рамках этого проекта в общеобразовательных организациях, находящихся в сельской местности и малых городах, проводятся мероприятия по обновлению материально-технической базы для реализации основных и дополнительных программ цифрового и гуманитарного профилей путём создания центров «Точка роста».
Целями создания Центров «Точка роста» является совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей, а так же для практической отработки учебного материала по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология». Центры «Точка роста» обеспечивают повышение охвата обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, программами основного общего и дополнительного образования естественнонаучной и технологической направленностей с использованием современного оборудования.
Средства обучения и воспитания рассчитаны на широкий спектр способов и методов применения в учебном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании.
Образовательную деятельность на базе Центров «Точка роста» рекомендуется осуществлять по образовательным программам общего образования и, при наличии условий, дополнительным общеобразовательным программам. Создание Центров «Точка роста» предполагает использование приобретаемого оборудования, средств обучения и воспитания для достижения образовательных результатов по предметным областям.
Данными рекомендациями утверждён примерный перечень средств обучения и воспитания в целях создания (обновления) материально-технической базы общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей, в который входят в том числе квадрокоптеры.
В соответствии со ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее-ВК РФ) использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
В силу ст. 14 ВК РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.
На основании пункта 5 статьи 32 ВК РФ под беспилотным воздушным судном понимается - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).
Согласно части 3.2 статьи 33 ВК РФ беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат государственному учету федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658 государственный учет беспилотных воздушных судов осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ВК РФ страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным.
МБОУ «Яммская средняя общеобразовательная школа» включена в перечень образовательных учреждений Псковской области, на базе которой создан центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В рамках исполнения вышеназванного проекта данной образовательной организации за счет бюджетных средств осуществлена поставка беспилотного воздушного судна квадрокоптераDJIMavik2 PROмассой 907 грамм.
Во исполнение требований части 3.2 ст. 33 ВК РФ беспилотное гражданское воздушное судно DJIMavik2 PROмассой 907 грамм поставлено на учёт в Федеральном агентстве воздушного транспорта под учётным номером 00g9324.
Однако в нарушение требований части 1 статьи 131 ВК РФ МБОУ «Яммская средняя общеобразовательная школа» страхование ответственности перед третьими лицами за вред, причинённый жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц, не оформлено и его оформление в ближайшее время не планируется в виду отсутствия материальной возможности.
По информации директора МБОУ «Яммская средняя общеобразовательная школа» полёты воздушным судном DJIMavik2 PROв настоящий момент не осуществляются и не планируется их осуществление.
Учитывая, что создание Центров «Точка роста» предполагает использование приобретаемого оборудования, средств обучения и воспитания для достижения образовательных результатов по предметным областям, довод МБОУ «Яммская средняя общеобразовательная школа» о том, что беспилотное гражданское воздушное судно DJIMavik2 PROне эксплуатируется и его эксплуатация не планируется в силу указанных норм не освобождает собственника от страхования.
Более того неиспользование поставленного оборудования в рамках национального проекта «Образование» по прямому его назначению не соответствует целям проекта и задачам, ради которых и создаются Центры «Точка роста» и, как следствие, влечёт нарушение прав обучающихся данного образовательного учреждения.
Таким образом, выполнение полётов беспилотным летательным аппаратом, без осуществления страхования ответственности перед третьими лицами представляет угрозу безопасности воздушного пространства и может привести к нежелательным последствиям, нарушает права неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся в МБОУ «Яммская СОШ» на защиту их жизни, здоровья, имущественных прав, соответственно, сама возможность наступления в будущем вредоносного результата является достаточным основанием для подачи иска.
На основании изложенного просит запретить МБОУ «Яммская СОШ» выполнять полёты беспилотного воздушного судна DJIMavik2 PROбез осуществления страхования ответственности перед третьими лицами, с момента вынесения решения судом.
В судебном заседаниизаместитель прокурора Гдовского района Кадырова М.С. доводы, указанные в исковом заявлении поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – директор МБОУ «Яммская СОШ» ФИО5 в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело без его участия. Предоставил заявление о признании исковых требований.
Суд рассмотрел дело в отсутствиине явившегося представителя ответчика, что не противоречит правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца,исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.1 ГК РФ Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В тоже время гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто низ них не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав, одним из которых является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
По смыслу указанных норм права, положения, установленные п. 1 ст. 1065 ГК РФ, выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав.
Частью 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на образование.
В соответствии с пп. 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
На основании части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) утверждён Паспорт национального проекта «Образование», согласно п. 4.1 которого задачами реализации федерального проекта «Современная школа» является внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
Для этого в общеобразовательных организациях, находящихся в сельской местности и малых городах, проводятся мероприятия по обновлению материально-технической базы для реализации основных и дополнительных программ цифрового и гуманитарного профилей путём создания центров «Точка роста».
В письме Минпросвещения России от 31.05.2022 № ТВ-977/02 «О направлении методических рекомендаций «Точка роста» содержатся порядок создания данных центров и требования к их функционированию, финансовому обеспечению, оснащению средствами обучения и воспитания предусмотрены Методическими рекомендациями по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей.
Целями создания Центров «Точка роста» является совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей, а так же для практической отработки учебного материала по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология». Центры «Точка роста» обеспечивают повышение охвата обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, программами основного общего и дополнительного образования естественнонаучной и технологической направленностей с использованием современного оборудования.
Как следует из положений ч. 1 ст. 12 Закона об образовании, содержание образования определяют образовательные программы. В силуч. 5 ст. 12 Закона об образовании образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Законом не установлено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее - Правила), которые устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.
В силу п. 49Правил полеты беспилотных летательных аппаратов выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
В силу ст. 14 ВК РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.
Установлено, что МБОУ «Яммская средняя общеобразовательная школа» включена в перечень образовательных учреждений Псковской области, на базе которой создан центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
В рамках исполнения вышеназванного проекта данной образовательной организации за счет бюджетных средств осуществлена поставка беспилотного воздушного судна квадрокоптераDJIMavik 2 PRO массой 907 грамм.
Беспилотное воздушное судно (квадрокоптер) DJI Mavik 2 PRO поставлено на учет в Федеральном агентстве воздушного транспорта (л.д.29).
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ВК РФ страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным.
В нарушение данных требований МБОУ «Яммская средняя общеобразовательная школа» страхование ответственности перед третьими лицами за вред, причинённый жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц, не оформлено.
Согласно информации директора МБОУ «Яммская средняя общеобразовательная школа»ФИО5 от 14.09.2022 следует, что в 2019 году в рамках программы открытия Центров дополнительного образования «Точка роста» школа получила четыре квадрокоптера, в том числе DJI Mavik 2 PRO. КвадрокоптерDJI Mavik 2 PRO поставлен на учет 12.12.2019 в Федеральном агентстве воздушного транспорта. Учетный №g9324. Школа обращалась в администрацию района с просьбой профинансировать страхование квадрокоптеров, но ни ответа, ни средств для этого, не выделялось. В настоящее время квадрокоптерDJI Mavik 2 PRO не эксплуатируется и его эксплуатация не планируется (л.д.7)
Выполнение полетов беспилотным летальным аппаратом, без осуществления страхования ответственности перед третьими лицами представляет угрозу безопасности воздушного пространства и может привести к нежелательным последствиям, нарушает права неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся в МБОУ «Яммская СОШ» на защиту их жизни, здоровья, имущественных прав, соответственно, сама возможность наступления в будущем вредоносного результата.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает чьих–либо прав и охраняемых законом интересов.
При указанных обстоятельствах, заявленный иск подлежит удовлетворению на основании ч.3 ст.173 ГПК РФ, в соответствии с которой при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ч. 4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Принимая во внимание нормы законодательства, представленные доказательства, фактическое признание иска ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Гдовского района действующего в интересах действующего неопределенного круга лицк МБОУ «Яммская средняя общеобразовательная школа» – удовлетворить.
Запретить МБОУ «Яммская средняя общеобразовательная школа» выполнять полеты беспилотного воздушного судна DJI Mavik 2 PRO без осуществления страхования ответственности перед третьими лицами с момента вынесения решения судом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Гдовский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 октября 2022 года.
Судья А.Б. Асадов