НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Гайского городского суда (Оренбургская область) от 22.02.2019 № 2А-1510/18

Дело № 2а-86/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2019 года город Гай

Гайский городской суд Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Карагодиной Е.Л.

при секретаре Ишемгуловой А.М.

с участием административного ответчика Игнатенко С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области к Игнатенко С. И. о взыскании обязательных платежей,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области (далее – МРИ ФНС № 8) обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Игнатенко С.И. по следующим основаниям. До ДД.ММ.ГГГГ Игнатенко С.И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. В период осуществления предпринимательской деятельности ответчик не исполнял обязанности, установленные статьями 23, 80 Налогового кодекса РФ. В отношении Игнатенко С.И. были проведены камеральные налоговые проверки, по результатам которых вынесены решения о взыскании штрафов за несвоевременное представление налоговой отчетности по НДФЛ в размере 3000 руб. и по НДС – 13000 руб. В адрес Игнатенко С.И. были направлены требования об уплате штрафов в срок до 04.05.2018, которые до настоящего времени не исполнены. По заявлению налоговой инспекции мировым судьей был выдан судебный приказ на взыскание обязательных платежей. Однако определением от 25.06.2018 судебный приказ отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения. Просит взыскать с ответчика штраф по НДФЛ с учетом имевшихся переплат по налогу в сумме 2685,95 руб. и штраф по НДС – 13000 руб.

Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом, просившего о разбирательстве дела без его участия.

В судебном заседании административный ответчик Игнатенко С.И. не признал исковые требования, суду пояснил, что не отрицает факта несвоевременной подачи декларации. При этом считает, что задолженность образовалась по вине налоговой инспекции, поскольку в 2014 году он обращался в налоговую инспекцию с заявлением о прекращении его деятельности как индивидуального предпринимателя, однако его деятельность не прекратили по непонятным ему причинам.

Суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом (ч. 2 ст. 80 НК РФ).

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (ч. 4 ст. 80 НК РФ).

В соответствии со статьями 227, 229 НК РФ налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ представляется физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства. В случае прекращения деятельности предпринимательской деятельности до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета на основании ст. 119 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

На основании ч. 2 ст. 112, ч. 4 ст. 114 НК РФ при совершении налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, что признается отягчающим обстоятельством, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

В соответствии с ч. 3 ст. 112 НК РФ лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (ч. 5 ст. 114 НК РФ).

В силу положений ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов в целях контроля за соблюдением ими законодательства о налогах и сборах.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки (ст. 100 НК РФ).

Согласно частям 1, 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения акта и других материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа принимается одно из решений: решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю) (ч. 9 ст. 101 НК РФ).

На основании ч. 1 ст. 104 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной НК РФ. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной НК РФ, за совершение данного налогового правонарушения.

В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2). Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3).

Как установлено судом согласно выписке из ЕГРИП от 14.02.2019 Игнатенко С.И. являлся индивидуальным предпринимателем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из имеющихся в материалах дела деклараций следует, что единая упрощенная декларация (квартальная) за 12 месяцев 2014 года, за 3, 6, 9, 12 месяцев 2015 года, за 3, 6, 9, 12 месяцев 2016 года, а также декларация по форме 3-НДФЛ за 2014, 2015 и 2016 годы представлены Игнатенко С.И. в налоговый орган 31.07.2017. По всем декларациям сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0,00 руб.

В период с 31.07.2017 по 31.10.2017 налоговым органом проведены налоговые проверки, в ходе которых выявлено, что все вышеперечисленные декларации представлены налогоплательщиком с нарушением срока их подачи, установленного законодательством о налогах и сборах. По данным фактам 13.11.2017 составлены акты налоговой проверки (о нарушении срока представления декларации по форме 3-НДФЛ), 14.11.2017 составлены акты налоговой проверки (о нарушении срока представления отчетности по НДС), содержащие предложение о привлечении Игнатенко С.И. к ответственности за налоговые правонарушения.

На основании названных актов 12.01.2018 и 17.01.2018 налоговым органом приняты решения о привлечении Игнатенко С.И. к ответственности за совершение налогового правонарушения:

- по решению за несвоевременное представление декларации по НДС за 2015 год назначен штраф в размере 1000 руб.;

- по решению за несвоевременное представление декларации по НДС за 2014 год назначен штраф в размере 2000 руб., поскольку ранее налогоплательщик привлекался за аналогичное налоговое правонарушение за непредставление декларации по НДС за 3 квартал 2013 года (решение от 10.04.2014, вступившее в законную силу 24.05.2015);

- по решению за несвоевременное представление декларации по НДС за 1 квартал 2016 года назначен штраф в размере 1000 руб.;

- по решению за несвоевременное представление декларации по НДС за полугодие 2016 года назначен штраф в размере 1000 руб.;

- по решению за несвоевременное представление декларации по НДС за 2016 год назначен штраф в размере 1000 руб.;

- по решению за несвоевременное представление декларации по НДС за 1 квартал 2015 года назначен штраф в размере 2000 руб., поскольку ранее налогоплательщик привлекался за аналогичное налоговое правонарушение за непредставление декларации по форме 3-НДФЛ за 2013 года (решение от 03.10.2014, вступившее в законную силу 18.11.2015);

- по решению за несвоевременное представление декларации по НДС за 9 месяцев 2015 года назначен штраф в размере 2000 руб., поскольку ранее налогоплательщик привлекался за аналогичное налоговое правонарушение за непредставление декларации по форме 3-НДФЛ за 2013 года (решение от 03.10.2014, вступившее в законную силу 18.11.2015);

- по решению за несвоевременное представление декларации по НДС за полугодие 2015 года назначен штраф в размере 2000 руб., поскольку ранее налогоплательщик привлекался за аналогичное налоговое правонарушение за непредставление декларации по форме 3-НДФЛ за 2013 года (решение от 03.10.2014, вступившее в законную силу 18.11.2015);

- по решению за несвоевременное представление декларации по НДС за 9 месяцев 2016 года назначен штраф в размере 1000 руб.;

- по решению за несвоевременное представление декларации по форме 3-НДФЛ за 2016 год назначен штраф в размере 1000 руб.;

- по решению за несвоевременное представление декларации по форме 3-НДФЛ за 2015 год назначен штраф в размере 1000 руб.;

- по решению за несвоевременное представление декларации по форме 3-НДФЛ за 2014 год назначен штраф в размере 1000 руб.

Данные решения были направлены налоговым органом ответчика, не обжаловались им и вступили в законную силу.

В адрес Игнатенко С.И. направлены требования об уплате в срок до 04.05.2018 штрафа за нарушение срока предоставления декларации по НДС в размере 13000 руб. и штрафа за нарушение срока предоставления декларации по форме 3-НДФЛ с учетом имевшихся по данному налогу переплат в размере 2685,95 руб.

В связи с неоплатой в добровольном порядке налоговых санкций Межрайонная ИФНС России № 8 обращалась к мировому судье судебного участка в административно-территориальных границах всего Гайского района за выдачей судебного приказа на взыскание названных штрафов. Определением мирового судьи от 25.06.2018 отменен судебный приказ, вынесенный 20.06.2018, в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Ответчиком не представлены доказательства добровольной оплаты ответчиком сумм штрафов.

С учетом обстоятельств дела суд пришел к выводу, что исковые требования являются законными, обоснованными, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании ст.114 КАС РФ и с учетом положений ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 291-294 КАС РФ, судья

решил:

Исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области к Игнатенко С. И. о взыскании обязательных платежей удовлетворить.

Взыскать с Игнатенко С. И. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области задолженность по обязательным платежам в размере 15685,95 руб., из которых 13000 руб. – штраф по НДС, 2685,95 руб. – штраф по НДФЛ.

Взыскать с Игнатенко С. И. в доход муниципального бюджета государственную пошлину в сумме 627 руб.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Л. Карагодина

В окончательной форме решение изготовлено 25 февраля 2019 года.