НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Гатчинского городского суда (Ленинградская область) от 28.08.2023 № 2-1312/2023

Дело № 2-1312/2023

Решение

Именем Российской Федерации

28 августа 2023 года г. Гатчина

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Шумейко Н.В.,

при секретаре Волкове И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 о взыскании незаконно полученного пособия,

установил:

истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит взыскать незаконно полученные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в виде пособия по безработице и материальной поддержке в сумме 92 521,65 руб. В обоснование иска указано, что ответчику, как лицу, признанному ДД.ММ.ГГГГ безработным, было назначено пособие по безработице. При заполнении заявления о предоставлении государственной услуги содействия в поиске работы ответчик подтвердил отсутствие обстоятельств, препятствующих признанию его безработным, а также был уведомлен о необходимости в случае трудоустройства, получения доходов сообщить об этом в центр занятости населения. По информации, поступившей из ФНС РФ, ответчик зарегистрирован в статусе участника (учредителя) юридического лица Кредитный потребительский кооператив «Общество взаимного кредита» (далее КПК «ОВК»с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, истцом было принято решение о прекращении выплат с одновременным снятием с учета ответчика в качестве безработного. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику выплачено пособие по безработице в сумме 86 021,65 руб., дополнительная материальная поддержка в виде региональной компенсационной выплаты в сумме 5000 руб., материальная поддержка в период временного трудоустройства в сумме 1500 руб., всего 92 521,65 руб. Указанная сумма является неосновательным обогащением ответчика, подлежащим взысканию с него в судебном порядке, поскольку в добровольном порядке ответчик данные средства не возвратил.

Представитель истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие с учетом письменных объяснений ().

Ответчик, явившись в судебное заседание, полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку о том, что он состоит в числе учредителей юридического лица, ему не было известно.

Суд, выслушав объяснения ответчика, исследовав материалы, приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО2 подал заявление о предоставлении государственной услуги содействия в поиске входящей работы в личный кабинет портала ИAC ВБВ «Работа в России», ДД.ММ.ГГГГ. признан безработным в Гатчинском филиале ФИО1, пособие по безработице ему назначено, в соответствии со статьями 30, 31 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон о занятости населения) и пунктом 1.1 постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год», на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице с доплатой пособия на несовершеннолетнего ребенка в размере 3000 руб./мес., а также ДД.ММ.ГГГГ оказана дополнительная материальная поддержка в виде региональной компенсационной выплаты, как лицу, потерявшему работу, в размере 5000 руб. и материальная поддержка в период временного трудоустройства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1500 руб.

При заполнении заявления о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы в личном кабинете портала ИАС ВБВ «Работа в России», гражданин подтверждает отсутствие обстоятельств, препятствующих признанию его безработным, и в обязательном порядке уведомляется, что в случае трудоустройства, получения заработка, пособия, компенсационных выплат, изменения статуса, он незамедлительно и самостоятельно обязан сообщить об этом в центр занятости населения.

На основании постановления Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 (действовало в спорный период времени, утратило силу с 01.01.2023), вся работа с гражданами центром занятости населения осуществлялась в дистанционном режиме. Информация о постановке на учет, признании безработным, начисления пособия по безработице, перерегистрация граждан и т.п. - направлялась гражданам в их личный кабинет в электронной форме. Личные дела находились в электронном варианте, в связи с чем, граждане под роспись не знакомились с Приказами ФИО1.

На основании поступившей СМЭВ-информации с сервиса ФНС РФ как включенной в систему межведомственного взаимодействия государственных органов, ФИО2 зарегистрирован в статусе учредитель/участник юридического лица КПК «ОВК» с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона о занятости населения, Гатчинским филиалом ФИО1 принято решение о прекращении выплат с одновременным снятием с учета ФИО2 в качестве безработного.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 ГК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о занятости населения, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В пункте 3 статьи 3 названного закона указаны категории лиц, которые не могут быть признаны безработными, в том числе лица, перечисленные в статье 2 Закона о занятости населения.

В силу абзаца 10 статьи 2 Закона о занятости населения, занятыми считаются граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2013 N 2-П "По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина К.В. ФИО3" положение абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.

В соответствии с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, участники общества с ограниченной ответственностью, осознанно избрав такую форму реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, как создание коммерческой организации и участие в ее деятельности своим капиталом, самостоятельно принимают на себя и бремя заботы о собственном благополучии, в силу которого они несут риск неэффективности экономической деятельности общества, в том числе в случае отсутствия у него дохода либо его получения в размере, не обеспечивающем достойный уровень жизни участников общества.

Формируя правовой статус участников хозяйственных обществ, законодатель вправе учитывать эти обстоятельства и исходить из того, что избранная ими и самостоятельно осуществляемая экономическая деятельность, направленная на получение прибыли от использования своих способностей и имущества в процессе организации и управления производством, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, предпринимается на собственный риск, что в системе действующего правового регулирования не предполагает дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты на случай отсутствия у общества дохода.

Однако право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено названным Законом только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (статья 2, пункт 1 статьи 3, абзац второй пункта 2 статьи 12).

Следовательно, федеральный законодатель вправе при регулировании отношений в сфере занятости населения руководствоваться для отнесения граждан к категории занятых таким критерием, как наличие у них статуса участника хозяйственного общества, и не учитывать факт получения ими дохода в виде части прибыли от деятельности этой организации, а также размер их фактического дохода при решении вопроса о возможности признания безработными и выплаты пособия по безработице. Иное правовое регулирование, допускающее признание участников общества с ограниченной ответственностью безработными и, как следствие, наделение их правом получения пособия по безработице, приводило бы к предоставлению таким гражданам неоправданных материальных преимуществ по сравнению с участниками других хозяйственных обществ, имеющими достаточный для их достойного существования доход, а также с лицами, потерявшими оплачиваемую работу и не имеющими дополнительного источника средств к существованию.

Исходя из приведенных положений закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, наличие статуса участника коммерческой организации признается законодателем критерием занятости гражданина и исключает признание его безработным независимо от получения участником дохода от деятельности общества.

Как следует из материалов регистрационного дела КПК «ОВК» (ОГРН ), указанное юридическое лицо создано ДД.ММ.ГГГГ, председателем правления в настоящее время является Г.А.М., в числе учредителей, на основании поданного заявления об участии в составе юридического лица при его регистрации, указан М.О.Ж. (после изменения фамилии ФИО2) М.В. ().

Таким образом, при разрешении настоящего спора, суд исходит из того, что истцом опровергнута презумпция добросовестности ответчика при обращении с заявлением о получении пособия по безработице, поскольку ответчик не сообщил в ФИО1 сведений о своем участии в составе юридического лица.

С учетом того, что закон признает занятыми участников коммерческих организаций вне зависимости от получения ими дохода в этих организациях, доводы ответчика о том, что он не получает каких-либо доходов, связанных с его учредительством в КПК «ОВК» правового значения не имеют.

Утверждение ответчика о том, что он не подавал в налоговый орган заявлений об участии в составе юридического лица в качестве учредителя, и о данных обстоятельствах ему не было известно, поскольку его взаимоотношения с указанным юридическим лицом ограничились взятием кредита, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку заявление о включении в число учредителей и участие ответчика в составе КПК «ОВК» недействительными не признаны.

При таких обстоятельствах, выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в виде пособия по безработице и материальной поддержке в сумме 92 521,65 руб. являются неосновательным обогащением ответчика, подлежащим взысканию с него в полном размере.

Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика, в соответствии с положениями статьи 103 ГПК РФ, подлежит взысканию в бюджет государственная пошлина в сумме 2975,65 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

взыскать с ФИО2, паспорт гражданина Российской Федерации , в пользу Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Ленинградской области», ИНН , ОГРН , незаконно полученные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в виде пособия по безработице и материальной поддержке в сумме 92 521,65 руб.

Взыскать с ФИО2 в бюджет Гатчинского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в сумме 2975,65 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гатчинский городской суд Ленинградской области.

Судья:

Решение в окончательной форме

принято