НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Галичского районного суда (Костромская область) от 20.08.2010 № 2-187

                                                                                    Галичский районный суд Костромской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Галичский районный суд Костромской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело № 2-187/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2010 года Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Лыткиной А.Н.,

при секретаре Сухаревой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балыбердиной Т. В. к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области о признании неправомерным отказа о незачёте в стаж периодов работы, включении периодов работы в страховой стаж, и возложении обязанности перерасчёта трудовой пенсии по старости,

установил:

Балыбердина Татьяна Владимировна, *** года рождения, 09.12.2009 года обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну Костромской обл. с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.7 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При назначении данной пенсии комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну своим решением № 269 от 09.12.2009 года периоды работы Балыбердиной Т.В. с 01.02.1991 года по 15.05.1995 года в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства  и с 16.05.1995 года по 28.06.2002 года в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства  в страховой стаж не зачла.

Своё решение комиссия мотивировала тем, что в соответствии с пунктом 15 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Из справок ГУ- Отдела по Парфеньевскому району от 03.11.2009 года № 13 и № 15, представленных Балыбердиной Т.В., следует, что за указанные выше периоды работы уплата обязательных платежей в Пенсионный фонд РФ не производились.

Не согласившись с данным решением комиссии Пенсионного фонда, Балыбердина Т.В. обратилась с иском в суд. Она просила признать это решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому району от 09.12.2009 года о незачёте в стаж периодов работы неправомерным, включить в страховой стаж периоды её работы с 01.02.1991 года по 15.05.1995 года в крестьянском фермерском хозяйстве «Заря» и с 16.05.1995 года по 28.06.2002 года в крестьянском фермерском хозяйстве  а также обязать ответчика пересчитать размер назначенной трудовой пенсии по старости.

В обоснование требований указала, что согласно справке № 13 от 03.11.2009 года, выданной ГУ-Отдела Пенсионного фонда РФ по Парфеньевскому р-ну, за 1991 крестьянское фермерское хозяйство  дохода не имело, за период с 01.02.1992 года по 15.05.1995 года хозяйственной деятельности нет. В соответствии со справкой этого же Отдела за № 15 от 03.11.2009 года по данным налоговых органов за период с 24.10.1995 года по 31.12.1999 года крестьянское фермерское хозяйство  от хозяйственной деятельности имело убыток, в период с 01.01.2000 года по 30.06.2002 года сведений о результатах хозяйственной деятельности нет, уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за вышеуказанные периоды не производилась.

В силу пункта 5 статьи 22 действовавшего на тот момент Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносились в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства. Редакция пункта 5 статьи 22 этого же Закона, вступившая в силу с 1 января 1991 года, предусматривала, что записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства и подтверждаются местным Советом народных депутатов.

Согласно решению Исполнительного комитета  Совета народных депутатов от 26.02.1991 года № xxx ей (Балыбердиной) был предоставлен в целях сельскохозяйственного производства земельный участок xxx га в постоянное пользование сроком на 10 лет, крестьянское хозяйство признали юридическим лицом, её утвердили главой крестьянского хозяйства, хозяйству присвоили название  и освободили от уплаты подоходного налога на первые 2 года.

Постановлением администрации Парфеньевского района от 22.08.1995 года № xxx деятельность крестьянского фермерского хозяйства  прекращена, земельный участок изъят.

В соответствии с постановлением главы самоуправления Парфеньевского района от 23.08.1995 года № xxx ей (истцу) для организации фермерского хозяйства был предоставлен земельный участок xxx га, её утвердили главой крестьянского хозяйства, которое признли юридическим лицом и зарегистрировали под названием

С 01.01.2000 года хозяйственной деятельности крестьянское хозяйство  не ведёт.

В силу статьи 25 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства.

Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливается Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров РСФСР.

Члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсию в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом в их общий стаж засчитывается все время работы в крестьянском хозяйстве.

Постановлением Совета Министров РФ от 11.10.1993 года № 1020, которое действовало до принятия Постановления Правительства РФ от 26.10.2000 года № 821, был установлен порядок уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Пунктом 1 этого Постановления предусмотрено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля последующего года. Доход крестьянского (фермерского) хозяйства в денежной и натуральных формах для исчисления страхового

взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации определяется как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству от всех видов указанной деятельности, и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым, а в случае их отсутствия, по рыночным ценам, действующим на момент получения дохода. Сведения о финансовом результате (доходе) от указанной деятельности представляются государственными территориальными налоговыми инспекциями уполномоченным Пенсионного фонда Российской Федерации в районах и городах в порядке, определяемом Государственной налоговой службой Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Таким образом, как она (Балыбердина) считает, из Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Постановления Совета Министров РФ от 11.10.1993 года № 1020 следует, что крестьянское (фермерское) хозяйство было обязано уплачивать взносы в Пенсионный фонд РФ только в случае получения дохода от результата своей деятельности.

Поскольку, как усматривается из указанных выше справок пенсионного органа по Парфеньевскому району от 03.11.2009 года № 13 и 15, крестьянское (фермерское) хозяйство  за 1991 год дохода не имело, крестьянское (фермерское) хозяйство  за период с 24.10.1995 года по 31.12.1999 года от хозяйственной деятельности имело убыток, следовательно, основания для уплаты фермерскими хозяйствами страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за названные периоды отсутствовали, так как для этого отсутствовал источник выплат.

Ссылка ответчика в решении от 09.12.2009 года на то, что за период с 01.01.1992 года по 15.05.1995 года хозяйственной деятельности у фермерского хозяйства  не имелось, по её (истца) мнению, противоречит справке пенсионного органа Парфеньеского района от 03.11.2009 года № 13, в которой указано, что за период с 01.01.1992 года по 15.05.1995 года сведений о результатах хозяйственной деятельности нет.

Отсутствие сведений о результатах хозяйственной деятельности фермерского хозяйства  за период с 01.01.1992 года по 15.05.1995 года не означает, что такая деятельность не велась. Проверка результатов хозяйственной деятельности входила в компетенцию контролирующих налоговых органов.

В то же время из справки пенсионного органа от 03.11.2009 года № 13 следует, что крестьянским хозяйством  страховые взносы в Пенсионный фонд РФ уплачивались 03.02.1994 года, 15.04.1994 года и 27.07.1995 года.

Кроме того, о том, что хозяйственная деятельность фермерским хозяйством велась, также свидетельствует письмо Управления сельского хозяйства и продовольствия Парфеньевского района от 06.11.1998 года, согласно которому задолженность по беспроцентным ссудам в областной бюджет, взятые в 1994 году, по крестьянскому хозяйству (глава Балыбердина Т.В.) составила   руб.

При изложенных обстоятельствах, считает, что ответчик, с учетом действовавшего на тот момент законодательства, неправомерно не включил в страховой стаж периоды её (Балыбердиной) работы в крестьянском фермерском хозяйстве  в 1992-1995 годах.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года № 9-П положения пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

В этом постановлении Конституционного суда РФ также отмечено, что контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное

страхование возлагается Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на налоговые органы, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафов - на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (статьи 25, 26 и 27). Следовательно, эти органы имеют полномочия для обеспечения, в том числе в принудительном порядке, исполнения страхователем, не уплачивающим страховые взносы, установленных законом требований.

Аналогичные полномочия по взысканию с юридических лиц недоимок по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ имелись у контролирующих органов и до вступления в силу Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Таким образом, как она (истец) считает, несмотря на то, что фермерское хозяйство «Зорька» за период с 01.01.2000 года по 30.06.2002 года не завершило свою ликвидацию и в этот период не вело никакой хозяйственной деятельности, контролирующие органы имели возможность взыскивать недоимки в установленном порядке.

Хотя фермерское хозяйство «Зорька» не осуществляет никакой хозяйственной деятельности с 01.01.2000 года до настоящего времени, начиная с 2007 года ей (Балыбердиной), как главе фермерского хозяйства, направляются требования на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Эти суммы она выплатила за 3 года полностью. В течение же семи лет, после окончания деятельности фермерского хозяйства  недоимки к уплате ей не предъявлялись.

При изложенных обстоятельствах, отказ во включении в страховой стаж периодов работы с 16.05.1995 года по 28.06.2002 года в крестьянском фермерском хозяйстве «Зорька» также неправомерен.

В судебном заседании истец Балыбердина Т.В. и действующий в её интересах Громов В.Ю. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным выше.

При этом истец уточнила требования в части включения в стаж периода работы в крестьянском фермерском хозяйстве  Просила суд включить в стаж период её работы в данном хозяйстве с 16.05.1995 года по 31.12.1999 года, поскольку в период с 01.01.2000 года по 28.06.2002 года фермерское хозяйство  не вело никакой хозяйственной деятельности.

Истец пояснила, что, будучи главой крестьянских фермерских хозяйств, наравне с другими её членами занималась сельскохозяйственной деятельностью. Хозяйство  выращивало скот и занималось земледелием. Ферма, находящаяся в разграбленном состоянии, располагалась на значительном удалении от населённых пунктов, выделенные поля - заброшены. Работали на энтузиазме. Государство практически не помогало. Всё, что зарабатывалось, шло на развитие производства. Доходов хозяйство не имело. При этом сдавалась соответствующая отчётность. Контролирующие органы не предъявляли никаких претензий по поводу неуплаты страховых взносов.

Она (Балыбердина), как и все, была принята членом крестьянского хозяйства. Согласно записи № 9 в трудовой книжке её освободили от должности главного бухгалтера совхоза «Заря коммунизма» Парфеньевского р-на в связи с переводом в члены крестьянского хозяйства

Решением общего собрания её избрали главой хозяйства, то есть, помимо трудовой деятельности в хозяйстве наравне с его членами, она (истец) решала организационные вопросы.

Из-за нерентабельности хозяйство  было ликвидировано. Образовалось хозяйство », которое стало заниматься только земледелием. Таким же образом, как и в первом случае, её (Балыбердину) приняли в члены хозяйства и избрали его главой.

Оба хозяйства всегда имели статус юридического лица, платили налоги, как юридические лица. Она статуса индивидуального предпринимателя, как глава хозяйства, не имела, именно к себе на работу, как глава, никого не принимала.

С 25 ноября 1999 года она (истец) не может ликвидировать КФХ  так как налоговые органы считают, что за хозяйством числится задолженность по налоговым платежам в общей сумме ., с чем она не согласна.

За период с 2000 по 2006 годы Пенсионный фонд Парфеньевского р-на требований о недоимках ей не выставлял, суммы недоимок не взыскивал. В 2007 году, когда она (Балыбердина) проживала в гор. Галиче, получила из Пенсионного фонда требование об уплате фиксированного платежа за 2006 год около 2 000 руб. Данную сумму уплатила, а также уплатила все суммы за 2007-2009 годы.

Представитель ответчика Кузнецова Ирины Борисовна - ведущий специалист-эксперт (юрисконсульт) ГУ-Управление ПФ РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну, действующая по доверенности, исковые требования Балыбердиной Т.В. не признала, ссылаясь на то, что последняя по всем представленным документам являлась главой крестьянских хозяйств.

В соответствии с пунктом 15 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Таковых документов истцом представлено не было.

В период работы Балыбердиной Т.В. главой крестьянского хозяйства » страховые взносы составляли xxx% дохода, полученного от деятельности. Срок уплаты - 1 апреля года, следующего за истекшим.

Из справки пенсионного органа Парфеньевского р-на от 05.11.2009 года № 13 невозможно установить за какой период, и из какого дохода крестьянским хозяйством  уплачивались страховые взносы.

Ссылка истца на Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года № 9-П, как она (Кузнецова) считает, необоснованна. Данное постановление распространяется на лиц, работающих по трудовому договору, за которых в их пользу уплату страховых взносов в Пенсионный фонд должен производить работодатель. Истец к таким работникам не относится, так как является главой крестьянского хозяйства. Она самостоятельно обеспечивает себя работой, осуществляя свободно избранную деятельность на основе частной собственности на свой страх и риск, поэтому должна уплачивать страховые взносы сама за себя. Одно наличие статуса главы крестьянского хозяйства не даёт право Балыбердиной Т.В. на зачёт спорных периодов в страховой стаж без уплаты страховых взносов.

Определением суда от 05.05.2010 года к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение-Отдел Пенсионного фонда РФ по Парфеньевскому району Костромской области. Представитель третьего лица специалист-эксперт (юрисконсульт) Отдела Лебедева Ольга Александровна, действующая по доверенности, в ходе рассмотрения дела возражала против удовлетворения требований истца Балыбердиной Т.В.

Как она считает, нормы законодательства, регулирующие порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, действующие в бытность работы истца главой крестьянских хозяйств, и нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, действующие в настоящее время, всегда приравнивали и приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. Установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство. Балыбердина, будучи главой КФХ, была обязана уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд на

тех же условиях, на каких они уплачивались в то время индивидуальными предпринимателями.

В 1994-1995 годах крестьянское хозяйство  по её мнению, исходя из суммы, уплатило в Пенсионный фонд авансовые платежи по страховым взносам. В это время для крестьянских (фермерских) хозяйств действовал тариф страховых взносов в размере xxx% их дохода. Пенсионный фонд правомерно не зачёл истцу в стаж период, когда были выплачены данные суммы, поскольку невозможно сделать однозначный вывод, что эти суммы составляют xxx% дохода от деятельности за год. Нельзя определить и за какой конкретно год уплачивались эти взносы.

Она (Лебедева) также считает, что Балыбердина Т.В., избрав для себя такой род деятельности, как фермерство, и, добровольно согласившись стать главой фермерских хозяйств, приняла на себя определённые обязательства, в том числе и по уплате страховых взносов. Время работы главы крестьянско-фермерского хозяйства может быть засчитано в стаж для назначения пенсии только за тот период, за которой уплачены взносы в Пенсионный фонд.

Определением суда от 01.07.2010 года к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Костромской области, представитель которой на рассмотрение дела не явился. И.о. начальника инспекции Усова Г.К. заявила ходатайство провести судебное заседание в отсутствие их представителя. При этом указала, что налогоплательщики, в том числе крестьянские фермерские хозяйства, обязаны самостоятельно исчислять налоги и уплачивать их в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней.

Члены крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы в порядке, определённом Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.06.1991 года № 308 «О порядке уплаты членами крестьянских (фермерских) хозяйств страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР», то есть страховые взносы вносятся по результатам деятельности в целом за год после представления госналогинспекциям и их должностным лицам декларации о доходах, но не позднее 1 апреля следующего года.

В спорном периоде при предоставлении налогоплательщиком в Инспекцию налоговых деклараций по уплате страховых взносов, сведения об исчисленных налогоплательщиком страховых взносах вместе с копией декларации передавались в Пенсионный фонд РФ. Подтверждением ведения деятельности КФХ в рассматриваемом периоде явились представленные налогоплательщиком налоговые декларации, второй экземпляр которых находится у налогоплательщика.

Согласно ст.44 пункта 1.3.2 Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства РФ по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утверждённого Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 21.04.2004 года № САЭ-3-18/297, срок хранения документов (актов, решений, заключений, запросов, писем) о соблюдении налогоплательщиками налогового законодательства установлен 5 лет. Таким образом, в настоящее время у Инспекции отсутствует возможность документально подтвердить наличие ведения хозяйственной деятельности истца в спорном периоде.

Рассмотрев материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, свидетеля Г**, суд приходит к следующему.

Согласно ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В силу ч. 1 ст.10 названного Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, Балыбердиной Т.В. согласно её заявления решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и р-ну от 17 декабря 2009 года в соответствии со ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» была назначена пенсия по старости с 18.12.2009 года пожизненно. При этом страховой стаж установлен 25 лет. 22 дня.

При назначении данной пенсии комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по гор. Галичу и Галичскому р-ну своим решением № 269 от 09.12.2009 года спорные периоды работы Балыбердиной Т.В. с 01.02.1991 года по 15.05.1995 года главой крестьянского фермерского хозяйства  и с 16.05.1995 года по 31.12.1999 года главой крестьянского фермерского хозяйства » в страховой стаж не зачла, мотивируя тем, что уплата обязательных платежей за данные периоды работы в Пенсионный фонд РФ не производились.

В соответствии со ст.1 Закона РСФСР от 22.11.1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», действующего до 11.06.2003 года, то есть в бытность создания КФХ  и », крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.

Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.

Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.

Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.

В материалах дела имеется копия решения исполкома Парфеньевского районного Совета народных депутатов от 26.02.1991 года № 29 л.д.17-18), из которой усматривается, что на основании заявления Балыбердиной Т.В., решения собрания уполномоченных крестьянского хозяйства и  из землепользования совхоза  был выделен земельный участок площадью xxx га и предоставлен последней в целях ведения сельскохозяйственного производства в постоянное пользование сроком на 10 лет. Крестьянское хозяйство Балыбердиной Т.В. с названием «Заря» признано юридическим лицом, сама Балыбердина Т.В. утверждена главой этого хозяйства, членами хозяйства - 10 человек.

Постановлением главы администрации Парфеньевского р-на от 22.08.1995 года № 184 деятельность КФХ « прекращена с 10 августа 1995 года л.д.19).

В силу ст.22 упомянутого Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» глава крестьянского хозяйства обязан обеспечить безопасные условия труда для членов своего хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда.

Трудовые отношения в крестьянском хозяйстве устанавливаются членами хозяйства.

Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства.

Трудовые споры между главой хозяйства, членами крестьянского хозяйства и гражданами, заключившими договор об использовании их труда, решаются судом.

Исходя из смысла данных положений Закона, суд приходит к выводу, что по отношению к членам хозяйства глава КФХ является работодателем.

Согласно ст.25 указанного выше Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному

социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются

фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства.

Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливается Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров РСФСР.

Члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсию в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом в их общий трудовой стаж засчитывается все время работы в крестьянском хозяйстве, в том числе и до введения государственного социального страхования.

Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.

Учёт трудовой деятельности членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, ведется крестьянским хозяйством самостоятельно.

Законом РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действующим до 01.01.2002 года, предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным законом, осуществляется пенсионным фондом за счёт страховых взносов работодателей.

Уплата крестьянскими (фермерскими) хозяйствами страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в период осуществления деятельности КФХ  производилась в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 04.06.1991 года № 1020 «О порядке уплаты членами крестьянских (фермерских) хозяйств страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР» и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 года № 1020 «О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, в страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации», согласно которым названными хозяйствами уплата страховых взносов осуществлялась с доходов, полученных за истекший

календарный год, не позднее 1 апреля последующего года. Доход крестьянского (фермерского) хозяйства в денежной и натуральных формах для исчисления страхового

взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации определяется как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству от всех видов указанной деятельности, и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода. Доходы, полученные в натуральной форме,

учитывались в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым, а в случае их отсутствия, по рыночным ценам, действующим на момент получения дохода.

Сведения о финансовом результате (доходе) от указанной деятельности представлялись государственными территориальными налоговыми инспекциями уполномоченным Пенсионного фонда Российской Федерации в районах и городах в порядке, определяемом Государственной налоговой службой Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991 года N 556-1 «О Временном положении о Пенсионном фонде РСФСР и Порядке уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР» устанавливался размер взносов в 1991 году гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермерам, - xxx% их дохода.

В 1992 году данный размер взносов Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 2122-1 сохранялся.

В 1993-1995 годах размер взносов для крестьянских (фермерских) хозяйств также составил 5% (Законы Российской Федерации от 25.12.92 № 4232-1 и от 30.03.93 № 4695-1, постановление Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 № 5357-1, Постановление Правительства РФ от 03.02.1994 года № 61, Федеральный законы от 04.08.1994 года № 13-ФЗ и от 21.12.1995 года № 207-ФЗ).

Судом установлено, что КФХ » зарегистрировали в налоговой инспекции по Парфеньевскому району в качестве плательщика страховых взносов.

Как рассказала истец Балыбердина Т.В., каждый год в период деятельности хозяйства  в налоговую инспекцию по Парфеньевскому району главный бухгалтер хозяйства Г**. сдавала сведения о финансовом результате (доходе) от деятельности за её (истца) подписью. За весь период доходы от деятельности хозяйства отсутствовали, в связи с чем страховые взносы в Пенсионный фонд не уплачивались.

Допрошенная в качестве свидетеля Г** подтвердила обстоятельства, изложенные истцом, пояснив при этом, что с 1991 по 1995 годы КФХ  вело хозяйственную деятельность, но прибыль при этом отсутствовала, всё шло на развитие производства. Ряд налогов (на добавленную стоимость, с продаж, транспортный, на содержание милиции и т.п.) хозяйство уплачивало, но страховые взносы в Пенсионный фонд не платили, поскольку отсутствовала прибыль, требований об их уплате контролирующие органы не выставляли. Все члены хозяйства, в том числе и глава Балыбердина Т.В., работали наравне, получали минимальную заработную плату, с которой отчислений в Пенсионный фонд также не производили, поскольку, как она (свидетель) считает, действующее в то время законодательство этого не требовало.

В соответствии с п.3.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утверждённого Приказом Минсоцобеспечения от 04.10.1991 года № 190, время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, подтверждается записями в

трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.

Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, из пункта 15 которых следует, что периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.12.2007 года N 950-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лахденпохского районного суда Республики Карелия о проверке конституционности положений пунктов 1 и 6 статьи 25 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» указал, что утратившим силу с 01.01.2002 года Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счёт страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89). Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), должен был производить работодатель, т.е. право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа (с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравненного к страховому стажу) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя (в данном случае - главы крестьянского (фермерского) хозяйства), что противоречило бы принципам пенсионного страхования.

Как уже выше указано в решении, Закон РСФСР от 22.11.1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливал, что крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.

Таким образом, суд, анализируя нормативные акты, приведённые в решении, считает, что время работы члена крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и самого главы хозяйства, может засчитываться в стаж для назначения пенсии только за тот период, за который уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд, независимо от того, что крестьянское хозяйство осуществляло свою деятельность в форме юридического лица.

Отсутствие дохода у крестьянского фермерского хозяйства в период их деятельности и неуплата в данное время по этой причине страховых взносов в Пенсионный фонд, не является, по мнению суда, основанием, позволяющим засчитывать в стаж для назначения пенсии фермерам эти периоды их деятельности.

При изложенных обстоятельствах суд считает несостоятельной ссылку представителя истца Громова В.Ю. на Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учёта страховых взносов, включаемых в расчётный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой», в соответствии с правовой позицией которого, по его мнению, Балыбердиной Т.В. следует включить в страховой стаж периоды её работы главой КФХ  даже при условии неуплаты страховых взносов в Пенсионный фон РФ.

Пунктом 2 данного Постановления пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер её страховой части.

Таким образом, указанное Постановление распространяется на граждан, выполнявших работу по трудовому договору, к каковым истец Балыбердина Т.В. не относится.

Согласно справке ГУ-Отдела Пенсионного фонда по Парфеньевскому району от 03.11.2009 года № 13 л.д.15) крестьянское хозяйство  было зарегистрировано в Пенсионном фонде РФ с 30.06.1991 года по 15.05.1995 года.

По данным налоговых органов за 1991 год  дохода не имело.

За период с 01.01.1992 года по 15.05.1995 год сведений о результатах хозяйственной деятельности нет.

Страховые взносы в Пенсионный фонд уплачивались: 03.02.1994 года -  коп. (деноминированные); 15.04.1994 года - . (деноминированные); 27.07.1995 года - . (деноминированные).

Представитель ответчика Кузнецовой Т.Б. пояснила, что при подсчёте стажа истца Балыбердиной Т.В. не учитывалась уплата указанных выше сумм взносов, поскольку в настоящее время из-за истечения срока хранения налоговых документов отсутствует возможность определить, за какой именно период и с какой суммы дохода КФХ  уплатило указанные выше страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

С данной позицией ответчика согласиться нельзя.

Согласно сообщению Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Костромской области № 05-1-04/14866 от 30.12.2009 года л.д.42) сведений о результатах финансово-хозяйственной деятельности крестьянского хозяйства  ИНН xxx за период, начиная с 01.01.1992 года по 15.05.1995 году у налоговой инспекции не имеется, так как истёк срок хранения налоговой отчётности (более 5 лет). Данная организация снята с налогового учёта 30 августа 1995 года по инициативе учредителей.

В соответствии со справкой отдела по делам архивов администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области от 22.07.2010 года № 237 л.д.88) документы крестьянского хозяйства  на хранение в отдел по делам архивов администрации района не поступали. Местонахождение их неизвестно.

За какие периоды уплачивались взносы Балыбердина Т.В., а также свидетель Г** с точностью пояснить не могли.

Суд считает, что по причинам, независящим от истца, она не может представить документы, подтверждающие за какой период и с какой суммы дохода КФХ  уплатило в Пенсионный фонд указанные выше страховые взносы.

Утрата документов, подтверждающих результаты финансово-хозяйственной деятельности КФХ  отсутствие таковых в архиве, не должно, по мнению суда, влиять на права Балыбердиной Т.В. по зачёту в стаж при назначении пенсии периодов её работы в качестве главы крестьянского хозяйства, когда имела место уплата страховых взносов.

Исходя из установленного порядка уплаты страховых взносов, действующего в период деятельности КФХ размер взносов xxx% от дохода, дата уплаты - не позднее 1 апреля последующего года), суд приходит к выводу, что 03.02.1994 года хозяйство уплатило взносы за 1993 год, 15.04.1994 года - за 1994 год, а 27.07.1995 года - за период с 1 января по 15 мая 1995 года - день снятия хозяйства с учёта в Пенсионном органе.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что Балыбердиной Т.В. следует зачесть в страховой стаж период её работы в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства  с 1 января 1993 года по 15 мая 1995 года.

В иске Балыбердиной Т.В. о включении в страховой стаж периода работы в качестве главы КФХ  с 01.02.1991 года по 31.12.1992 года следует отказать,

поскольку в этот период времени страховые взносы в Пенсионный фонд хозяйство не уплачивало.

По тем же основаниям не подлежат удовлетворению и требования истца о включении в страховой стаж периода её работы в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства » с 16.05.1995 года по 31.12.1999 года.

Как следует из материалов дела, постановлением главы самоуправления  района от 23.08.1995 года № 185 л.д.20-21) Балыбердиной Т.В. в собственность предоставлялся земельный участок общей площадью xxx га для организации крестьянского хозяйства, последняя утверждена главой крестьянского хозяйства с названием », членами хозяйства - три человека, хозяйство признано юридическим лицом.

Таким образом, КФХ  было создано так же, как и КФХ  в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Судом установлено, что КФХ  (ИНН xxx) зарегистрировали в налоговой инспекции по Парфеньевскому району в качестве плательщика страховых взносов.

Как следует из справки ГУ-Отдел Пенсионного фонда по Парфеньевскому району от 03.11.2009 года № 15 л.д.16), крестьянское фермерское хозяйство «Зорька» зарегистрировано в Пенсионном фонде РФ с 24.10.1995 года по настоящее время.

По данным налоговых органов за период с 24.10.1995 года по 31.12.1999 года КФХ  от хозяйственной деятельности имело убыток, уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за указанный период хозяйством не производилась.

Данного факта в суде не отрицала и сама Балыбердина Т.В.

При таких обстоятельствах, с учётом того, что КФХ  в спорный период с 24.10.1995 года по 31.12.1999 года не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, уплата которых является обязательным условием для их зачёта в страховой стаж, Балыбердиной Т.В. следует отказать в иске о зачёте в стаж данного периода работы в качестве главы этого хозяйства.

Ссылка истца Балыбердиной Т.В. на справку инспекции МНС РФ по Парфеньевскому району № xxx, выданную 21.11.2000 года л.д.45), из которой следует, что по состоянию на 1 декабря 1999 года (на момент ликвидации) у КФХ « задолженности в бюджет по налоговым платежам не имелась, суд во внимание не принимает.

Данная справка, как считает суд, не является основанием для включения истцу в страховой стаж спорного периода работы.

На основании Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 года № 950-О-О, Закона РСФСР от 22.11.1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Законом РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Положения о порядке подтверждения трудового стажа для

назначения пенсий в РСФСР, утверждённого Приказом Минсоцобеспечения от 04.10.1991 года № 190, руководствуясь ст. ст.12,198,199 ГПК РФ, суд

решил:

1. Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области от 9 декабря 2009 года № 269 в части невключения Балыбердиной Т. В. в страховой стаж периода работы в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства  с 1 января 1993 года по 15 мая 1995 года признать неправомерным..

2. Зачесть Балыбердиной Татьяне Владимировне в страховой стаж период работы в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства  с 1 января 1993 года по 15 мая 1995 года.

3. Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области с 18 декабря 2009 года произвести Балыбердиной Татьяне Владимировне перерасчёт назначенной трудовой пенсии по старости с учётом включённого периода работы в страховой стаж.

4. В иске Балыбердиной Татьяне Владимировне к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области о включении в страховой стаж периодов работы в качестве главы:

- крестьянского фермерского хозяйства  с 1 февраля 1991 года по 31 декабря 1992 года;

- крестьянского фермерского хозяйства  с 16 мая 1995 года по 31 декабря 1999 года отказать.

5. Взыскать с ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Галичу и Галичскому району Костромской области в пользу Балыбердиной Татьяны Владимировны государственную пошлину в сумме xxx рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 дней.

Судья А.Н.Лыткина