НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Гагаринского районного суда (город Севастополь) от 02.11.2018 № 2-4419/17

Дело № 2-723/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Севастополь 2 ноября 2018 года

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Сомовой И.В.,

при секретаре Лисничей А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Севастополя к Назаровой Ларисе Александровне о сносе самовольной постройки,

У С Т А Н О В И Л:

Правительство г. Севастополя предъявило иск Назаровой Л.А., указав, что согласно выписке из ЕГРН земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, ДСК «Феникс», участок , с разрешенным использованием – для индивидуального дачного строительства, находится в собственности ответчика. Установлено, что на указанном земельном участке возведен капитальный объект, завершенный строительством, состоящий из 5 этажей, включая подвал. Объект имеет не менее 19 входных групп и не менее 17 раздельных балконов, торцы здания оснащены лестничными маршами, которые соединены между собой террасами в уровне фасада второго и третьего этаже, подвал разбит на 14 помещений, которые не имеют между собой внутреннего сообщения.

Объект введен в эксплуатацию на основании декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной инспекцией ГАСК в г. Севастополе от 24.10.2013 как дачный дом с хозяйственными сооружениями. В декларации отражено, что объект состоит из трех этажей с мансардой, подвалом и имеет 16 комнат, тогда как фактически на земельном участке расположен объект, состоящий из 4 полноценных надземных этажей, подвала и имеет в своем составе 63 комнаты. Указанное свидетельствует о возведении Назаровой Л.А. объекта капитального строительства, характеристики которого не соответствуют Декларации.

Таким образом, возведенный ответчиком объект капитального строительства не является дачным домом и имеет признаки многоквартирного жилого дома (общежития, гостиницы), не соответствует целевому назначению земельного участка, что в силу статьи 222 ГК РФ является основанием для его сноса. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил:

1. Обязать Назарову Л.А. осуществить снос самовольной постройки –объекта капитального строительства, состоящего из 5 этажей, включая подвал, расположенного на земельном участке по адресу: г. Севастополь, в границах землепользования ДСК «Феникс», участок .

2. Установить Назаровой Л.А. точный предельный срок для сноса самовольной постройки - объекта капитального строительства, состоящего из 5 этажей, включая подвал, расположенного на земельном участке по адресу: г. Севастополь, в границах землепользования ДСК «Феникс», участок .

3. Предоставить Правительству Севастополя право осуществления действий по сносу самовольной постройки - объекта капитального строительства, состоящего из 5 этажей, включая подвал, расположенного на земельном участке по адресу: г. Севастополь, в границах землепользования ДСК «Феникс», участок , со взысканием с Назаровой Л.А. необходимых расходов в случае, если Назарова Л.А. не исполнит решение суда в течение установленного срока.

В судебном заседании представитель истца Сушкова Д.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Иванова А.В. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что выводы о нарушении целевого использования участка преждевременны, возведенная постройка не завершена строительством (не имеет внутренней отделки, инженерного оборудования), ответчик может привести возведенный объект в соответствии с нормативными требованиями и целевым назначением земельного участка.

Ответчик Назарова Л.А., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от 08.08.2011 Назаровой Л.А. принадлежит земельный участок площадью 1000 кв.м. по адресу: г. Севастополь, ДСК «Феникс», участок , с разрешенным использованием «для индивидуального дачного строительства» (т.1 л.д. 137-140).

10.04.2012 Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации ответчику выданы Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка для строительства объекта – дачного дома на участке на территории ОК ДСК «Феникс», согласно которому возводимый объект должен иметь следующие основные технико-экономические показатели: площадь застройки – 278 кв.м., этажность жилого дома – 3-4 этажа, общая площадь здания – 906,2 кв.м., полезная площадь – 838 кв.м., высота жилого дома – 12-16 м. (т.1 л.д. 120-126).

27.12.2013 инспекцией ГАСК в г. Севастополе зарегистрирована декларация о начале строительных работ, поданная Назаровой Л.А., на возведение дачного дома, общей площадью 906,2 кв.м., с хозяйственными постройками в ДСК «Феникс», на участке (т.1 л.д. 110-112).

10.02.2014 инспекцией ГАСК в г. Севастополе зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации, согласно которой возведенный дачный дом состоит из трех этажей с подвалом и мансардой, имеет следующие параметры: общая площадь – 777,8 кв.м., жилая площадь – 334 кв.м., балконы – 128,4 кв.м., терассы – 145,9 кв.м., лестницы – 30 кв.м. (т.1 л.д. 113-117).

Доводы истца о том, что объект капитального строительства введен в эксплуатацию на основании декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной инспекцией ГАСК в г. Севастополе от 24.10.2013, ошибочны. Как усматривается из материалов дела, декларация, поданная в инспекцию ГАСК 17.10.2013, не была зарегистрирована. За нарушения, связанные с возведением объекта, не соответствующего указанной декларации, Назарова Л.А. была привлечена к административной ответственности постановлением инспекции ГАСК в г. Севастополе от 30.10.2013 (т.1 л.д. 127-130).

В соответствии с техническим паспортом от 15.10.2013 Назаровой Л.А. возведен трехэтажный садовый (дачный) дом с подвалом и мансардой, площадью застройки – 232 кв.м., общей площадью 777,8 кв.м., жилой площадью 334 кв.м., площадью вспомогательных помещений – 443,8 кв.м. (т.1 л.д. 149-155).

Согласно кадастровому паспорту 16.09.2015 поставлен на кадастровый учет жилой дачный дом, площадью 777,8 кв.м., расположенный на участке в ДСК «Феникс» (т.1 л.д. 136).

Согласно заключению проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы от 09.08.2018 на земельном участке площадью 1000 кв.м., по адресу: г. Севастополь, в границах землепользования ДСК «Феникс», расположен капитальный объект строительства, без чистовой внутренней отделки, состоящий из пяти этажей (включая подвал и мансардный этаж (четвертый этаж)). Торцы объекта исследования оснащены лестничными маршами, которые соединены между собой террасой на уровне первого этажа и балконами на уровне второго и третьего этажей.

Объект капитального строительства имеет следующие параметры:

Подвал: состоит из 13 помещений и коридора. Имеет 2 выхода через коридор (помещение 1). Большинство помещений без оконных проемов и без чистовой отделки. В подвале установлена отопительная система на весь дом, также подогрев воды для всего дома. Общая площадь подвала 176,4 кв.м.;

1 этаж: состоит из 14 помещений без чистовой отделки, разделенные на три блока не имеющих между собой сообщения. Имеет 4 входа, 3 на террасу, 1 на задний двор. Общая площадь 183,8 кв.м.;

2 и 3 этажи (одинаковые): состоят из 15 помещений без чистовой отделки, разделенные на 5 блоков не имеющих между собой сообщения. Каждая группа имеет по одному выходу на балкон соединяющий помещения между собой. В каждом жилом помещение имеется балкон. Общая площадь 172,0 кв.м.;

Мансарда (4 этаж): состоит из 5 помещений без чистовой отделки, разделение отсутствует. Вход осуществляется через лестницу с третьего этажа. Общая площадь 73,1 кв.м.

Общая площадь всего здания - 777,8 кв.м., высота здания -7,5 м., площадь основания 232,1 кв.м.

В связи с тем, что внутренняя отделка помещений отсутствует, идентифицировать назначение помещений не представляется возможным. Эксперт принимает назначение помещений исследуемого капитального строения согласно техническому паспорту. Исследуемое капитальное строение является жилым дачным домом с изолированными комнатами для отдыха.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции, действующей в настоящее время, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

В соответствии с Обзором судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, при рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, судам следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей на время возведения самовольной постройки.

Учитывая, что спорный объект недвижимости был возведен и окончен строительством в 2013 году, до принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации, применению по настоящему делу подлежат нормы законодательства Украины, регулирующие порядок возведения объектов недвижимости, земельные, градостроительные и строительные нормы Украины.

Согласно статье 375 Гражданского кодекса Украины собственник земельного участка имеет право возводить на нем здания и сооружения, создавать закрытые водоемы, осуществлять перестройку, а также разрешать строительство на своем участке другим лицам.

Собственник земельного участка приобретает право собственности на возведенные им здания, сооружения и другое недвижимое имущество.

Право собственника на застройку осуществляется им при условии соблюдения архитектурных, строительных, санитарных, экологических и других норм и правил, а также при условии использования земельного участка по его целевому назначению.

Правовые последствия самовольной застройки, осуществленной владельцем на его земельном участке, устанавливаются статьей 376 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 376 Гражданского кодекса Украины жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил.

Согласно пункту 2 части 1, части 2 статьи 34 Закона Украины от 24.03.2011 «О регулировании градостроительной деятельности» заказчик имеет право производить строительные работы после регистрации соответствующей инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля декларации о начале производства строительных работ — относительно объектов строительства, которые принадлежат к I—III категориям сложности.

Указанные в части первой настоящей статьи документы, которые предоставляют право на производство строительных работ, являются действующими до завершения строительства.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 36 данного закона право на производство подготовительных работ (если они не были произведены раньше согласно уведомлению или зарегистрированной декларации о начале производства подготовительных работ) и строительных работ на объектах, которые принадлежат к I—III категориям сложности, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям предоставляется заказчику и генеральному подрядчику или подрядчику (в случае если строительные работы производятся без привлечения субподрядчиков) после регистрации декларации о начале производства строительных работ.

Регистрацию декларации о начале производства строительных работ проводят соответствующие инспекции государственного архитектурно-строительного контроля на бесплатной основе на протяжении пяти рабочих дней со дня поступления декларации. Производить строительные работы, подключать объект строительства к инженерным сетям и сооружениям без регистрации указанной декларации запрещается.

Статьей 39 названного закона предусмотрено, что принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, которые принадлежат к I—III категориям сложности, и объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта, осуществляется путём регистрации соответствующей инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля на бесплатной основе представленной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.

Принятие решения о регистрации (отказе в регистрации) декларации о готовности объекта к эксплуатации, выдаче (отказе в выдаче) сертификата осуществляется инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля на протяжении десяти рабочих дней с даты представления соответствующих документов.

Датой принятия в эксплуатацию законченного строительством объекта является дата регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации или выдаче сертификата.

Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля отвечают отказом в регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации, если такая декларация представлена или оформлена с нарушением установленных требований.

Как усматривается из материалов дела, возведение спорного объекта капитального строительства осуществлялось ответчиком в соответствии с действовавшими в тот период времени нормами украинского законодательства.

Назаровой Л.А. была подана декларация о начале производства строительных работ, которая зарегистрирована в инспекции ГАСК в г. Севастополе 27.12.2013. Назаровой Л.А. подана декларация о готовности объекта к эксплуатации, которая зарегистрирована инспекцией ГАСК в г. Севастополе 10.02.2014.

В силу положений статей 36, 39 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» регистрация декларации о начале производства строительных работ имеет силу разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом. Регистрация 10.02.2014 декларации о готовности объекта к эксплуатации свидетельствует о принятии законченного строительством объекта в эксплуатацию.

При таких обстоятельствах в данном случае отсутствует такой признак самовольной постройки как возведение объекта без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений.

Истец утверждает, что возведенный ответчиком объект капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, предоставленного для индивидуального дачного строительства, имеет признаки многоквартирного жилого дома (общежития, гостиницы), а также не соответствует нормативным требованиям в части этажности, в связи с чем является самовольной постройкой.

В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие категории: а) земли сельскохозяйственного назначения; б) земли жилищной и общественной застройки; в) земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения; г) земли оздоровительного назначения; г) земли рекреационного назначения; д) земли историко-культурного назначения; е) земли лесного фонда; е) земли водного фонда; ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

На основании части 5 статьи 20 Земельного кодекса Украины виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются ее собственником или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству.

Согласно статьям 50, 51 Земельного кодекса Украины к землям рекреационного назначения относятся земли, используемы для организации отдыха населения, туризма и проведения спортивных мероприятий.

К землям рекреационного назначения относятся земельные участки зеленых зон и зеленых насаждений городов и других населенных пунктов, учебно-туристских и экологических троп, маркированных трасс, земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, объектов физической культуры и спорта, туристических баз, кемпингов, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболовов и охотников, детских туристических станций, детских и спортивных лагерей, других аналогичных объектов, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства и сооружения других объектов стационарной рекреации.

Классификацией видов целевого назначения земель, утвержденной приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 23.07.2010 № 548, определено деление земель на отдельные виды целевого назначения земель, которые характеризуются собственным правовым режимом, экосистемными функциями, видом хозяйственной деятельности и типами застройки.

В частности, в составе земель рекреационного назначения - раздел «07», предусмотрены земли для индивидуального дачного строительства – подраздел «07.03».

Приказом Государственного комитета Украины по делам градостроительства и архитектуры от 17.04.1992 № 44 утвержден нормативный документ «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений ДБН 360-92».

Согласно пункту 3.41 данного приказа территории дачных и садоводческих поселений (районов) предназначаются для организации загородного отдыха граждан, ведения садоводческого и огороднического хозяйства с возможностью расположения садовых или дачных домов. Дачный дом - это жилой дом для использования на протяжении года с целью загородного отдыха. Садовый дом - здание для летнего (сезонного) использования, которое в вопросах нормирования площади застройки, внешних конструкций и инженерного оборудования не отвечает нормативам, установленным для жилых домов.

На основании пункта 3.19 отдельные жилые или блокированные дома не должны превышать 4-х этажей.

Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы от 09.08.2018 возведенный на земельном участке в ДСК «Феникс» объект капитального строительства не соответствует нормативным требованиям, действующим на момент проведения экспертизы в части этажности здания, а именно Приказу Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», который предусматривает размещение на земельном участке с разрешенным использованием для ведения дачного хозяйства, жилого дачного дома, не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха проживания, высотой не выше трех надземных этажей. Для устранения данного несоответствия необходимо демонтировать верхний мансардный (четвертый этаж).

Вместе с тем данный объект соответствует нормативным требованиям, действовавшим на момент его возведения, а именно приказу Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 23.07.2010 № 548 «Об утверждении Классификации видов целевого назначения земель», а также ДБН 360-92.

Установленное несоответствие спорного объекта требованиям действующих в настоящее время в Российской Федерации градостроительным нормам в части этажности не является основанием для признания данной постройки самовольной и ее сноса, поскольку в силу статьи 222 ГК РФ и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики от 19.03.2014 применению подлежат градостроительные и строительные нормы и правила, действовавшие на время возведения самовольной постройки, т.е. требования, установленные украинским законодательством.

Доводы истца о наличии у спорного объекта признаков многоквартирного (общежития, гостиницы) основаны на результатах выездной проверки, проведенной Управлением земельного контроля города Севастополя в сентябре 2016 года.

Согласно акту проверки от 14.10.2016 в ходе фактического визуального осмотра, проведенного в ходе проверки, установлено, что на земельном участке расположен капитальный объект, состоящий из пяти этажей (включая подвал), предположительно предназначенный для раздела на ряд самостоятельных объектов недвижимости, имеющий признаки многоквартирного жилого дома (общежития, гостиницы).

Как указано истцом, объект имеет не менее 19 входных групп и не менее 17 раздельных балконов, торцы здания оснащены лестничными маршами, которые соединены между собой террасами в уровне фасада второго и третьего этаже, подвал разбит на 14 помещений, которые не имеют между собой внутреннего сообщения.

Вместе с тем, из материалов дела видно, что как на момент осмотра специалистами Севземконтроля, так и на момент проведения судебной экспертизы, спорный объект капитального строительства не имел внутренней отделки, в нем не оборудованы санитарные узлы, кухни, не установлено инженерное оборудование. Спорное здание не используется для проживания.

Факт разделения здания на изолированные комнаты, состоящие, в том числе из помещений вспомогательного характера, сам по себе не свидетельствует о возведении объекта не соответствующего целевому назначению земельного участка. Суду не представлены доказательства, которые безусловно подтверждали бы использование данного здания в качестве общежития либо для оказания гостиничных услуг.

Предположительный вывод о том, что здание имеет признаки многоквартирности, не может служить достаточным основанием для сноса возведенного строения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 222 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент проведения проверки Севземконтролем и подачи настоящего иска, самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 339-ФЗ в статью 222 ГК РФ внесены изменения, которые вступили в силу с 04.08.2018.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 222 ГК РФ в редакции закона от 03.08.2018 самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Стабильность государственного правового регулирования заключается в первую очередь, в том, что гражданин вправе рассчитывать на применение нормативно-правовых положений, которые действовали на момент совершения им тех или иных действий, и неприменение правового регулирования, введенного позднее и ухудшающего его положение.

На момент возведения Назаровой Л.А. спорного объекта капитального строительства действовало гражданское законодательство Украины.

Частью 7 статьи 376 Гражданского кодекса Украины было установлено, что в случае существенного отклонения от проекта, что противоречит общественным интересам или нарушает права других лиц, существенного нарушения строительных норм и правил суд по иску соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления может постановить решение, которым обязать лицо, осуществившее (осуществляющее) строительство, провести соответствующую перестройку.

Если проведение такой перестройки является невозможным или лицо, осуществившее (осуществляющее) строительство, отказывается от ее проведения, такое недвижимое имущество по решению суда подлежит сносу за счет лица, осуществившего (осуществляющего) строительство.

Таким образом, законодательство Украины, действовавшее на момент возведения спорной постройки, так и действующая с 04.08.2018 редакция статьи 222 ГК РФ не устанавливают в качестве обязательного последствия возведения самовольного строения его снос, а предусматривают в качестве альтернативы – возможность перестройки строения, приведению его в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.

Из материалов дела следует, что основным критерием для вывода истца о наличии признаков многоквартирности у спорного объекта послужило наличие на первом, втором и третьем этажах здания обособленных помещений, не имеющих сообщения между собой, а имеющих отдельные выходы на лестничные площадки (террасы) лестничной группы, обустроенной по торцам здания.

Вместе с тем из технической документации на спорное здание, заключения судебной экспертизы видно, что указанные помещения разделены ненесущими перегородками, в которых без ущерба для основных строительных конструкций и прочности здания могут быть выполнены дверные проемы, имеющиеся отдельные выходы могут быть заложены, т.е. спорный объект капитального строения может быть подвергнут внутренней перепланировке, в результате которой возможно устранение установленных государственными органами признаков многоквартирности здания.

Указанные обстоятельства подтвердила в судебном заседании допрошенная в качестве специалиста Воробьева Е.Ю. (эксперт ФБУ «Севастопольская ЛСЭ»).

Суд учитывает, что снос недвижимого имущества является крайней мерой, поскольку устранение последствий нарушения должно быть соразмерно самому нарушению и не может нарушать права лиц - собственников такого строения либо третьих лиц.

Суд находит, что избранный истцом в рамках данного дела способ защиты нарушенного права в виде сноса объекта капитального строительства, несоразмерен нарушениям, допущенным ответчиком Назаровой Л.А., учитывая, что строение возводилось, было окончено строительством и принято в эксплуатацию в период действия норм украинского законодательства, в соответствии с действовавшими в тот момент градостроительными, строительными нормами и правилами. Единственным признаком, который в настоящее время позволяет уполномоченным государственным органам квалифицировать данный объект как имеющий признаки самовольного строения, является основанный на визуальном осмотре вывод о том, что здание является многоквартирным жилым домом (общежитием, гостиницей), который не подтвержден достоверными доказательствами о его фактическом использовании в этом качестве.

Учитывая, что действующая с 04.08.2018 редакция статьи 222 ГК РФ, предусматривает в качестве последствий возведения самовольного строения не только его снос, но и приведение в соответствие с установленными законом требованиями, суд находит возможным частично удовлетворить требования Правительства Севастополя и возложить обязанность на ответчика Назарову Л.А. привести объект капитального строительства, расположенный на участке в ДСК «Феникс» в соответствии с обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом для земельного участка с разрешенным использованием «для индивидуального дачного строительства» в части устранения признаков многоквартирности строения. В части этажности спорный объект капитального строительства соответствует тем нормативным требованиям законодательства Украины, которые действовали в период его возведения, в связи с чем в этой части строение является законным.

Принимая указанное решение, суд не выходит за пределы заявленных требований, а принимает один из альтернативных вариантов последствий самовольного строительства, предусмотренных статьей 222 ГК РФ в редакции от 03.08.2018. Отказ в иске по мотиву избрания ненадлежащего способа защиты права в данном случае приведет к необоснованному затягиванию разрешения спорной ситуации.

В соответствии со статьей 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Установление конкретного срока и порядка исполнения решения суда в данном случае направлено на организацию его более точного и своевременного исполнения, в связи с чем суд находит возможным установить срок исполнения решения суда – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, учитывая, что для его исполнения может потребоваться составление проектно-технической документации по перепланировке и переустройству здания, выполнение строительных работ.

Требования истца в части предоставления права при нарушении ответчиком установленных судом сроков самостоятельно осуществить соответствующие действия не могут быть удовлетворены, поскольку перепланировка и переустройство здания могут быть осуществлены только с ведения его собственника.

На основании статьи 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета города Севастополя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Правительства Севастополя к Назаровой Ларисе Александровне удовлетворить частично.

Обязать Назарову Ларису Александровну в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести объект капитального строительства, расположенный на земельном участке по адресу: г. Севастополь, в границах землепользования ДСК «Феникс», участок , в соответствии с обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом для земельного участка с разрешенным видом использованием «для индивидуального дачного строительства» в части устранения признаков многоквартирности строения.

В остальной части иска Правительству Севастополя отказать.

Взыскать с Назаровой Ларисы Александровны в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) И.В. Сомова

Решение в окончательной форме составлено 07.11.2018.

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна.

Судья И.В. Сомова