УИД 76RS0014-01-2019-002461-16
Дело № 2-2722/2019 Мотивированное решение
изготовлено 15.11.2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2019 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе
председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аббасалиевой Р.Ю.,
с участием:
ответчика Шугаева Д.В.,
представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области Горбуновой Т.В. по доверенности от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА,
иные лица, участвующие в деле, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО «Татфондбанк» в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области, Шугаеву Денису Валерьевичу о признании недействительным решения об исключении лица из Единого государственного реестра юридических лиц, признании незаконным бездействия ликвидатора,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (резолютивная часть решения объявлена ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) в рамках дела №А65-5821/2017 ПАО «Татфондбанк» (далее - Банк) признан несостоятельным (банкротом) в отношении Банка введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим ПАО «Татфондбанк» утверждена государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».
ПАО «Татфондбанк» в лице конкурсного управляющего государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» обратился в суд с указанным иском, в котором просит:
- признать недействительным решение и запись, внесенную ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области в Единый государственный реестр юридических лиц, о прекращении деятельности юридического лица – Микрокредитной компании Межмуниципальный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области - в связи с ликвидацией,
- обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области аннулировать данную запись,
-признать незаконными действия ликвидатора Шугаева Д.В. по не включению в промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс Микрокредитной компании Межмуниципальный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области задолженности перед ПАО «Татфондбанк» в размере ... руб.,
-признать незаконным бездействие ликвидатора Шугаева Д.В. по не обращению в арбитражный суд с заявлением о признании Микрокредитной компании Межмуниципальный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области несостоятельным (банкротом).
В обоснование исковых требований в заявлении указано, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между Микрокредитной компанией Межмуниципальный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области (далее по тексту – МКК МФПП ЯО, Фонд) и ПАО «Татфондбанк» (далее по тексту – Банк) был заключен договор НОМЕР, в соответствии с которым Банком по поручению Фонда ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА осуществлен перевод денежных средств через корреспондентский счет Банка на счет Фонда в другой кредитной организации в сумме ... руб. с назначением платежа «досрочное погашение части суммы депозита договор НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НДС не облагается». Далее ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Банком по поручению Фонда осуществлен перевод денежных средств по досрочному возврату депозита, размещенного в банке на основании договора НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, через корреспондентский счет Банка на счет МКК МФПП ЯО в другой кредитной организации в сумме ... руб. с назначением платежа «досрочное погашение части суммы депозита договор НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НДС не облагается».
21.08.2018 определением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-5821/2017 удовлетворено заявление ПАО «Татфондбанк» в лице конкурсного управляющего государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и признаны недействительными вышеуказанные сделки, применены последствия недействительности сделки в виде взыскания с Фонда в пользу Банка денежных средств в размере ... руб., восстановлена задолженность Банка перед Фондом в размере ... руб.
23.01.2018 Кировским районным судом города Ярославля принято решение по делу № 2а-1042/2018, которым удовлетворены исковые требования Микрокредитной компании Межмуниципальный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области о начале процедуры ликвидации; обязанности по осуществлению ликвидации Фонда возложено на генерального директора Шугаева Д.В. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА соответствующее сообщение опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» Часть-1 №21 (686). ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России №7 по Ярославской области) внесена запись НОМЕР о том, что Микрокредитная компания Межмуниципальный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области прекратила свою деятельность путем ликвидации юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ).
По мнению истца, при проведении процедуры ликвидации Фонда были нарушены положения ст.ст. 61-64 ГК РФ и ст. 224 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». При ликвидации Фонда ликвидатор не принял во внимание задолженность перед ПАО «Татфондбанко», о которой ликвидатору было известно, поскольку заявление об оспаривании банковских операций по досрочному возврату депозита в рамках дела № А65-5821/2017 находилось в производстве Арбитражного суда Республики Татарстан с 13.12.2017, копия заявления об оспаривании банковских операций по возврату депозита направлялась ПАО «Татфондбанк» Фонду, о дате и времени судебных заседаний по рассмотрению указанного заявления Фонд был извещен надлежащим образом; не определил порядок ликвидации Фонда с учетом указанной задолженности и недостаточности имущества; документы на ликвидацию подал без учета этих обстоятельств. Поскольку представленные ликвидатором Фонда в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у инспекции отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности МКК МФПП ЯО. Прекращение деятельности Фонда путем ликвидации нарушает права и законные интересы ПАО «Татфондбанк» как кредитора.
Обстоятельства процедуры ликвидации Фонда позволяют сделать вывод том, что ликвидатором Шугаевым Д.В. в рассматриваемом случае нарушены положения ст.ст. 61-64 ГК РФ, а также ст. 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Действия ликвидатора Шугаева Д.В. по не включению в промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс Фонда задолженности перед ПАО «Татфондбанк», по не выполнению обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании Фонда несостоятельным (банкротом) не соответствуют вышеназванным требованиям закона и нарушают права ПАО «Татфондбанк» как кредитора Фонда, в связи с чем подлежат признанию незаконными.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства юстиции по Ярославской области.
Истец в судебное заседание представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области по доверенности Горбунова Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать. Указала, что налоговая инспекция является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Просила учесть, что МКК МФПП ЯО является некоммерческой организацией. Документы для государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе МКК МФПП ЯО представляются в Министерство юстиции РФ, в данном случае в Управление Министерства юстиции РФ по Ярославской области. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в адрес налоговой инспекции от Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области поступил комплект документов для внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора МКК МФПП ЯО, в том числе: распоряжение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, о назначении ликвидатора некоммерческой организации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР, заявление по форме №Р15001, копия решения Кировского районного суда г.Ярославля от 25.01.2018 по делу №2а-1042/2018. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на основании вышеуказанного распоряжения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН НОМЕР, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в издании «Вестник государственной регистрации» №21 (686) от 30.05.2018 было опубликовано сообщение, в котором МКК МФПП ЯО уведомляло о том, что Кировским районным судом г.Ярославля принято решение от 23.01.2018 о ликвидации МКК МФПП ЯО. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в налоговый орган от Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области поступило уведомление по форме №Р15001 о составлении промежуточного ликвидационного баланса. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на основании распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области регистрирующим органом в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН НОМЕР, о том, что юридическим лицом составлен промежуточный ликвидационный баланс юридического лица. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА из Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области представлен комплект документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации МКК МФПП ЯО, в том числе: распоряжение о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР, заявление по форме №Р16001, протокол от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР, ликвидационный баланс, отчет о финансовых результатах, сообщение Пенсионного фонда РФ, платежное поручение от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на основании распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН НОМЕР о ликвидации юридического лица. В рассматриваемой ситуации Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №7 по Ярославской области осуществлены мероприятия по внесению сведений в ЕГРЮЛ в отношении МКК МФПП ЯО, а именно о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора, о составлении данным юридическим лицом промежуточного ликвидационного баланса, о ликвидации юридического лица. В данном случае установленный законодательством порядок процедуры ликвидации МКК МФПП ЯО соблюден. При этом налоговым органом ни чьи права и законные интересы не нарушены. Налоговой инспекцией исполнена возложенная на нее обязанность по осуществлению регистрационных действий. Требование ПАО «Татфондбанк» по аннулированию из ЕГРЮЛ записи ГРН НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА удовлетворению не подлежит. Действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривает возможности восстановления предыдущих записей и исключении записей из реестра. При осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должна подлежать не запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, которое является документом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов. Решение о государственной регистрации, также как и решение об отказе в государственной регистрации, а не сама запись в ЕГРЮЛ, имеют ненормативный характер и являются ненормативными актами, которые могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Заявление о признании незаконным решения Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области о ликвидации юридического лица МКК МФПП ЯО ПАО «Татфондбанк» не заявлено.
В дело представлен отзыв на иск (л.д.65-69).
Ответчик Шугаев Д.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать. Пояснил, что процедура, предусмотренная ст. ст 61-64 ГК РФ, ст. 20-22 Федерального закона от 08.08.2001 №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также ст. 18-23 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 «О некоммерческих организациях» ликвидатором была полностью соблюдена в строгом соответствии с выше обозначенными законодательными актами. В частности, 23.01.2018 Кировским районным судом было принято решение о ликвидации МКК МФПП ЯО, ликвидатором был назначен – Шугаев Д.В. В соответствии с требованиями ст. 63 ГК РФ ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ликвидатором было подано заявление в «Вестник государственной регистрации», в котором был установлен 2-х месячный срок для предъявления кредиторами своих требований, требования могли быть заявлены по адресу: <адрес>. В течение указанного срока никаких требований истца в адрес Фонда не поступало, хотя при должной осмотрительности истец мог узнать об инициировании процедуры ликвидации, так как все необходимые сведения были внесены в ЕГРЮЛ. Таким образом, ликвидатор в рамках осуществления своей деятельности по ликвидации Фонда использовал все законные механизмы по обнаружению и защите интересов кредиторов, в частности - опубликование необходимых сведений в органах печати и размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы. Более того, действующим законодательством процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривают обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидатору ликвидируемого юридического лица, а при уклонении от рассмотрения требования - оспаривание такого уклонения в суд. В связи с тем, что кредитор не реализовал свое право, действующим законодательством предусмотрен риск наступления неблагоприятных последствий в виде утраты кредитором своего статуса. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. Ликвидатор, действуя добросовестно и осмотрительно, систематически проверял данные из публичных источников, в том числе официальные сайты судов, а также картотеку арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/). О наличии неисполненного судебного решения ликвидатору стало известно только из предъявленного искового заявления. В частности, Фонд не был надлежащим образом извещен о рассмотрении дела Арбитражным судом г. Казани, также в картотеку арбитражных судов была внесена недостоверная информация о Фонде, а именно: 1) указано неверное наименование организации, содержащее грамматические и орфографические ошибки; 2) не указаны сведения об ИНН и ОГРН организации, позволяющее с большой долей вероятности идентифицировать юридическое лицо. Таким образом, у ликвидатора объективно отсутствовала возможность отразить в промежуточном ликвидационном балансе и ликвидационном балансе требование ПАО «Татфондбанк».
Действующим законодательством установлены сроки на обжалование решения регистрирующего органа. Согласно п. 2 ст. 25.3 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», данный срок составляет 3 месяца со дня, когда, организации стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Таким образом, истцом пропущен вышеобозначенный срок для обжалования решения государственного органа, ходатайств о восстановлении срока и обосновании уважительности причин его пропуска - не поступало.
В отношений требований о признании действий ликвидатора незаконными, в связи с не обращением в Арбитражный суд с заявлением о признании Фонда несостоятельным (банкротом). Пункт 2 ст.3, п.2 ст.6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает основные признаки банкротства: неплатежеспособность или недостаточность имущества. Однако на момент ликвидации Фонда, организация обладала достаточными финансовыми ресурсами, не имела просроченной задолженности, а также возбужденных в отношении Фонда исполнительных производств, что подтверждается данными из промежуточного ликвидационного баланса. Указанное свидетельствует об отсутствии в действиях ликвидатора нарушение требований вышеназванного закона.
В судебном заседании представлены письменные возражения на иск (л.д.152-154).
Третье лицо Управление Министерства юстиции РФ по Ярославской области представителя в судебное заседание не направило. В дело представлен отзыв на иск (л.д.142-144). Автором отзыва заявлено о пропуске срока для обращения в суд. О нарушении своих прав ПАО «Татфондбанк» стало известно в 2018 г. ПАО «Татфондбанк» ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА обращалось с аналогичными исковыми требованиями в Арбитражный суд Ярославской области и 17.04.2019 производство по делу судом было прекращено (дело № А82-26990/2018). С исковыми требованиями по обжалованию решения Управления о государственной регистрации Фонда в связи с его ликвидацией ПАО «Татфондбанк» не обращалось. По существу требований указано, что для государственной регистрации Фонда в связи с ликвидацией были представлены документы в полном объеме и оформлены в надлежащем порядке, противоречий их действующему законодательству не установлено. Ликвидационный баланс и протокол общего собрания учредителей от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, на котором утверждался ликвидационный баланс, содержали сведения об отсутствии кредиторской и дебиторской задолженности. Решение о государственной регистрации Фонда в связи с ликвидацией принято Управлением ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации. Документы были направлены в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области, которая на основании решения Управления внесла соответствующую запись в ЕГРЮЛ. Оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации, установленных ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не имелось.
Дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Заслушав представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61-64 ГК РФ.
Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно п. 2 и 3 ст.13.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций» государственная услуга по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях, предоставляется Минюстом России и его территориальными органами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 2 данного закона некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Учитывая, что МКК МФПП ЯО является некоммерческой организацией, документы для государственной регистрации некоммерческих организаций, представляются в Министерство юстиции России, в данном случае в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области.
Пунктом 8 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ определено, что уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 указанного Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Материалами дела подтверждено, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на внеочередном общем собрании учредителей Микрокредитной компания Межрегионального фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области было принято решение, оформленное протоколом НОМЕР, о проведении мероприятия по ликвидации МКК МФПП ЯО в соответствии с действующим законодательством. Генеральному директору МКК МФПП ЯО поручено провести мероприятия по ликвидации Фонда (л.д.155-158).
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Кировским районным судом г.Ярославля вынесено решение о ликвидации Микрокредитной компании Межрегиональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области (ОГРН НОМЕР, ИНН НОМЕР); о возложении обязанности по осуществлению ликвидации на генерального директора Шугаева Д.В., в связи с чем последний обязан произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией; об исключении Микрокредитной компания Межрегиональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области из ЕГРЮЛ по окончании мероприятий по ликвидации. Решение вступило в законную силу 27.02.2018 (л.д.125-127).
На основании вступившего в законную силу решения суда от 23.01.2018 ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Управлением Министерства юстиции РФ по Ярославской области вынесено распоряжение НОМЕР о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, о назначении ликвидатора некоммерческой организации, которое направлено для исполнения в Межрайонную ИФНС России №5 по Ярославской области (л.д.71-72).
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Управлением Министерства юстиции РФ по Ярославской области вынесено распоряжение НОМЕР о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, о назначении ликвидатора некоммерческой организации (л.д.71-72).
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в Межрайонную ИФНС России №7 по Ярославской области от Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области поступил комплект документов для внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора МКК МФПП ЯО, в том числе: распоряжение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, о назначении ликвидатора некоммерческой организации от 11.05.2018 №268-р, заявление по форме №Р15001, копия решения Кировского районного суда г.Ярославля от 23.01.2018 по делу №2а-1042/2018 (л.д.70-80).
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на основании вышеуказанного распоряжения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН НОМЕР, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в издании «Вестник государственной регистрации» №21 (686) было опубликовано сообщение, в котором МКК МФПП ЯО уведомляло о том, что Кировским районным судом г.Ярославля принято решение от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о ликвидации МКК МФПП ЯО, установлен 2-месячный срок для предъявления кредиторами своих требований, требования могли быть заявлены по адресу: <адрес>.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на внеочередном общем собрании учредителей Микрокредитной компания Межрегионального фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области было принято решение, оформленное протоколом НОМЕР, об утверждении промежуточного ликвидационного баланса по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д.88-89, 92-93).
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в Межрайонную ИФНС России №7 по Ярославской области от Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области поступило уведомление по форме №Р15001 о составлении промежуточного ликвидационного баланса (л.д.82-95).
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на основании распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области регистрирующим органом в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН НОМЕР о том, что юридическим лицом составлен промежуточный ликвидационный баланс юридического лица.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА внеочередным общим собранием учредителей Микрокредитной компания Межрегионального фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области было принято решение, оформленное протоколом, об утверждении ликвидационного баланса по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д.131-132, 133-134).
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА из Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области представлен комплект документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации МКК МФПП ЯО, в том числе: распоряжение о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР, заявление по форме №Р16001, протокол от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР, ликвидационный баланс, отчет о финансовых результатах, сообщение Пенсионного фонда РФ, платежное поручение от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д.96-110).
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на основании распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН НОМЕР о ликвидации юридического лица.
Вопреки утверждениям истца, нарушения требований ст.ст. 61-64 ГК РФ при проведении процедуры ликвидации Фонда, не установлено.
Материалами дела подтверждено, что ликвидатор МКК МФПП ЯО Шугаев Д.В. в установленном п.1 ст. 63 ГК РФ порядке письменно уведомил всех имеющихся кредиторов, опубликовав сообщение о принятом решении о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации» 30.05.2018, и определил двухмесячный срок для предъявления кредиторами требований к ликвидатору общества, с указанием адреса. Данное обстоятельство истцом не оспорено.
В период проведения процедуры ликвидации ликвидатор Шугаев Д.В. не располагал достоверными и бесспорными доказательствами того, что истец, являлся кредитором ликвидируемого общества, таких доказательств, а также вступившие в законную силу судебные акты, устанавливающие ее размер и основания, со стороны ПАО «Татфондбанк» ликвидатору представлено не было.
Доводы истца о том, что ликвидатору Шугаеву Д.В. было известно о задолженности Фонда перед ПАО «Татфондбанк», не подтверждены.
Исходя из объяснений ответчика Шугаева Д.В., он систематически проверял данные из публичных источников, в том числе официальные сайты судов, а также картотеку арбитражных дел . Относительно нахождения в производстве Арбитражного суда Республики Татарстан с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА дела №А65-5821/2017 об оспаривании банковских операций по возврату депозита, ответчик представил Print Screen c сайта суда (л.д.137, 141), в котором наименование Микрокредитной компании Межрегионального фонда поддержки малого и среднего предпринимательства указано «Межсунципальный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства», ИНН и ОГРН не указаны. Кроме того, в подтверждение того, что МКК МФПП ЯО не было известно о рассматриваемом в Арбитражном суде Республики Татарстан деле, ответчик представил соглашение от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о расторжении договора аренды недвижимого имущества НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, акт сдачи-приемки недвижимого имущества (нежилое помещение НОМЕР (офис НОМЕР), на НОМЕР этаже здания (литер ...) по адресу: <адрес> от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, договор аренды нежилого помещения (<адрес>) НОМЕРа от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д.135, 136, 138-140), указав в обоснование, что Фонд по адресу: <адрес> с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА не располагался.
Публикация сообщения о ликвидации МКК МФПП ЯО в журнале «Вестник государственной регистрации», отражение соответствующей информации (о нахождении Фонда в процессе ликвидации; о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица) в ЕГРЮЛ свидетельствуют о то, что истец не мог не знать о начавшейся процедуре ликвидации Фонда.
Учитывая, что других способов защиты права кредитора в процедуре ликвидации юридического лица закон не предусматривает, риски неосуществления тех или иных правовых действий должны возлагаться на лицо, которое допустило соответствующее пассивное бездействие, то есть на самого кредитора.
Доводы истца о необходимости обращения ликвидатора в суд с заявлением о признании ликвидируемого Фонда несостоятельным (банкротом), отклоняются.
Пункт 2 ст.3, п.2 ст.6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает основные признаки банкротства: неплатежеспособность или недостаточность имущества. Однако на момент ликвидации Фонда, организация обладала достаточными финансовыми ресурсами, не имела просроченной задолженности, а также возбужденных в отношении Фонда исполнительных производств, что подтверждается данными из промежуточного ликвидационного баланса. В связи с чем у ликвидатора Фонда Шугаева Д.В. не было законных оснований для обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве МКК МФПП ЯО.
Таким образом, ликвидатором МКК МФПП ЯО выполнены требования законодательства по соблюдению процедуры ликвидации Фонда, в связи с чем оснований для признания его действий (бездействия) незаконными не имеется.
Что касается требований, предъявленных к Межрайонной ИФНС России №7 по Ярославской области.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1313, Министерство юстиции РФ (его территориальные органы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка взаимодействия Министерства юстиции РФ с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста РФ от 12.11.2010 №343, внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» или решений судов. При поступлении от Минюста России (территориального органа Минюста России) документов для внесения сведений в государственный реестр налоговый орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в государственный реестр соответствующую запись.
Таким образом, исходя из приведенных положений действующего законодательства, внесение в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации некоммерческой организации осуществляется налоговым органом на основании распоряжений Министерства юстиции РФ (его территориального органа) при предоставлении необходимого пакета документов, установленного ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» либо решения суда о ликвидации некоммерческой организации.
В данном случае Межрайонная ИФНС России №7 по Ярославской области в отношении МКК МФПП ЯО выступает лишь как орган, ведущий реестр. Решение о ликвидации организации принято судом, распоряжение о внесении сведений в реестр - Управлением Министерства юстиции по Ярославской области, которые в установленном законом порядке не оспорены.
Поскольку действия Межрайонной ИФНС России №7 по Ярославской области по внесению записи в ЕГРЮЛ о ликвидации Фонда были осуществлены в соответствии с действующим законодательством, какие-либо достаточные и допустимые доказательства того, что указанными действиями были нарушены права и свободы истца, в материалах дела отсутствуют, то возможное нарушение прав кредиторов Фонда фактом внесения записи о ликвидации не может являться основанием для удовлетворения заявленных к налоговой инспекции требований.
На основании вышеизложенного суд отказывает ПАО «Татфондбанк» в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в удовлетворении заявленного иска.
Руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ПАО «Татфондбанк» в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.Г. Сингатулина