Дело № 2-358/19 Мотивированное решение составлено 23.01.2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 января 2019 года г. Владивосток Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Н.С. Юсуповой при секретаре Е.В. Каминской, с участием старшего помощника прокурора Ю.Н. Коломеец, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к УМВД России по Приморскому краю, МВД России, ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю, УФМС России по Приморскому краю о признании незаконными приказов, восстановлении на службе, возложении обязанности, взыскании денежных сумм, УСТАНОВИЛ: В суд обратилась ФИО2 с названным иском. В обоснование требований указала, что с января 2008 г. принята на службу в ОВД стажером по должности инспектора поста иммиграционного контроля «Владивосток-Аэропорт», после стажировки с дата назначена на указанную должность, в которой прослужила до июня 2008 г. В июне 2008 назначена начальником отделения противодействия незаконной миграции отдела противодействия незаконной миграции № 1 УФМС России по Приморскому краю, дата заключен контракт. С дата ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-лет, то есть до дата. Приказом МВД России была прикомандирована к УФМС России по Приморскому краю с оставлением в кадрах органов внутренних дел Российской Федерации. В связи с упразднением Федеральной миграционной службы на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее также - Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156) приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 30.11.2016 № 440 л/с с ФИО2 расторгнут контракт по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником). и установлена дата увольнения дата. По мнению истца, ее увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 ФЗ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», произведено с нарушением установленного законом порядка, поскольку на момент увольнения она являлась сотрудником органов внутренних дел и после издания Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» она как сотрудник органов внутренних дел, прикомандированный к УФМС России по Приморскому краю с оставлением в кадрах МВД России, должна была быть зачислена не в распоряжение кадров УФМС России по Приморскому краю, а в распоряжение УМВД России. Однако от перевода на иную должность в органах внутренних дел она не отказывалась. С учетом уточненных к судебному заседанию – л.д. 44 том 2 исковых требований, ФИО2 просит суд признать незаконным и отменить приказ заместителя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 30 ноября 2016 года № 440 л/с о расторжении контракта и установлении даты увольнения майору внутренней службы ФИО2, начальнику отделения противодействия незаконной миграции отдела противодействия незаконной миграции № 1 УФМС России по Приморскому краю, по пункту 11 части 2 статьи 82 Закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником, дата. Восстановить с дата майора внутренней службы ФИО2 на службе в органах внутренних дел и зачислить в распоряжение УМВД России по Приморскому краю на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а после окончания указанного отпуска до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или о ее прекращении по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 31.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Взыскать с УМВД России по Приморскому краю, МВД России компенсацию морального вреда в сумме по 25000 рублей, расходы на представителя 43833 рублей, расходы на поездку 17333 рублей, с МВД России компенсацию морального вреда в сумме по 25000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 91667 рублей, расходы по поездке 34867 рублей. В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные исковые требования. Просила уточненный иск удовлетворить в полном объеме В судебном заседании представитель ответчиков МВД России и УМВД России по Приморскому краю исковые требования не признал, суду был предоставлен письменный отзыв на исковое заявление. Помощник прокурора в судебном заседании полагала, что исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению. Выслушав доводы сторон, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. Как установлено судом и следует из материалов дела, с января 2008 г. принята на службу в ОВД стажером по должности инспектора поста иммиграционного контроля «Владивосток-Аэропорт», после стажировки с дата назначена на указанную должность, в которой прослужила до июня 2008 г. В июне 2008 назначена начальником отделения противодействия незаконной миграции отдела противодействия незаконной миграции № 1 УФМС России по Приморскому краю, дата заключен контракт. С дата ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-лет, то есть до дата. Приказом МВД России была прикомандирована к УФМС России по Приморскому краю с оставлением в кадрах органов внутренних дел Российской Федерации. В связи с упразднением Федеральной миграционной службы на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 30.11.2016 № 440 л/с с ФИО2 расторгнут контракт по пункту 11 части 2 статьи 82 ФЗ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) и установлена дата увольнения дата. Приказом МВД России от дата№ л/с (л.д.252-253 том 1) отменены пункты приказов МВД России в части расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел от дата№л/с майора внутренней службы ФИО2 (№ прикомандированной к Федеральной миграционной службе (УФМС России по Приморскому краю), и в соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации от дата № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» зачислена в распоряжение УМВД России по Приморскому краю. Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются, в том числе, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ). В силу части 2 статьи 10 ФЗ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 названного Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел. Согласно частям 1 и 2 статьи 32 ФЗ от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в органах внутренних дел в период прикомандирования устанавливаются Президентом Российской Федерации. В соответствии с частью 29 статьи 2 ФЗ от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и частью 2 статьи 32 ФЗ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № 547дсп утверждено Положение о порядке прикомандирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (далее - Положение). Пунктом 2 Положения предусмотрено, что сотрудники прикомандировываются к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или организациям для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью Министерства внутренних дел РФ. Пунктом 3 Положения установлено, что сотрудники, прикомандированные к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, проходят службу в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ с учетом особенностей, установленных Положением. На прикомандированных сотрудников и членов их семей распространяются гарантии социальной защиты и иные социальные гарантии, предусмотренные для сотрудников и членов их семей (пункт 16 Положения). Из приведенного правового регулирования следует, что на сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ и предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу на соответствующих должностях в органах внутренних дел, в том числе гарантии при увольнении в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником. Пунктом 10.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. № (действовавшей в период прикомандирования ФИО2 к УФМС России по Приморскому краю и утратившей силу в связи с изданием приказа Министерства внутренних дел РФ от 1 февраля 2018 г. № "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации"), было предусмотрено, что учет прикомандированных сотрудников, контроль за соблюдением порядка прохождения ими службы осуществляется Главным управлением кадров и кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации. Аналогичные нормы в отношении прикомандированных сотрудников органов внутренних дел содержатся и в действующем в настоящее время Положении о Департаменте государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства внутренних дел РФ от дата№. Так, согласно пункту 10.3 названного положения основными задачами Департамента является, в том числе, осуществление взаимодействия с Федеральной миграционной службой в области кадрового обеспечения, мобилизационной подготовки и мобилизации, гражданской обороны. Основными функциями Департамента являются, в частности: организация контроля за прохождением службы сотрудниками органов внутренних дел, прикомандированными к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям с оставлением в кадрах МВД России; организация работы по дальнейшему прохождению службы сотрудниками по окончании прикомандирования к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям и командирования за пределы территории Российской Федерации для участия в соответствии с законодательством РФ в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (пункты 11.26, 11.28 Положения о Департаменте государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел РФ от дата№). Указом Президента Российской Федерации от дата№ "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба. Пунктом 2 Указа Президента РФ от дата№ Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия, штатная численность, в том числе упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением на 30%. Пунктом 3 этого указа установлено, что Министерство внутренних дел РФ является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от дата№ Правительством РФ дата№-р издано распоряжение. Подпунктом «е» пункта 4 названного распоряжения председателю ликвидационной комиссии предписано принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел РФ, прикомандированным к ФМС ФИО1, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России. Определенные гарантии правовой защиты прикомандированных к Федеральной миграционной службе сотрудников органов внутренних дел в связи с упразднением Федеральной миграционной службы установлены Федеральным законом от дата № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Федеральный закон от дата № 305-ФЗ). Так, в соответствии с пунктом 29 статьи 33 названного закона сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, назначаются на должности в органах внутренних дел без учета требований, установленных частью 2 статьи 9 ФЗ от дата № 342-ФЗ. Перевод указанных сотрудников на вышестоящие должности осуществляется с соблюдением квалификационных требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от дата № 342-ФЗ. Сотрудники, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной миграционной службе, и работники Федеральной миграционной службы исполняют полномочия, предусмотренные законодательством в сфере миграции, до завершения организационно-штатных мероприятий, но не позднее дата (часть 1 статьи 34 Федерального закона от дата № 305-ФЗ). Пунктом 11 части 2 статьи 82 ФЗ от дата № 342-ФЗ установлено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником. Частью 7 статьи 82 ФЗ от дата № 342-ФЗ определено, что расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктами 8, 11 или 12 части 2 данной статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел. Условия и порядок перевода сотрудника органов внутренних дел предусмотрены статьей 30 ФЗ от дата № 342-ФЗ. Согласно части 1 статьи 30 названного закона перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных ФЗ, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено поименованным федеральным законом. Сами условия и порядок перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность приведены в статье 30 ФЗ от дата № 342-ФЗ. Пунктом 1 ч. 1 и ч. 4 ст. 36 ФЗ от дата № 342-ФЗ предусмотрено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 данного федерального закона. Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона от дата № 342-ФЗ). Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в том числе в случаях упразднения (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращения замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел; проведения процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел; окончания срока прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 ФЗ от дата N 342-ФЗ (пункты 1, 3, 9 части 10 статьи 36 ФЗ от дата N 342-ФЗ). Из изложенных норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что сотрудники органов внутренних дел с их согласия для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, могут быть прикомандированы к федеральному органу государственной власти с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. К таким сотрудникам относятся, в частности, сотрудники органов внутренних дел, которые были прикомандированы к Федеральной миграционной службе. После упразднения Федеральной миграционной службы и окончания в связи с этим срока прикомандирования сотрудников органов внутренних дел в отношении таких сотрудников, изъявивших желание продолжить службу в органах внутренних дел путем подачи соответствующего рапорта, кадровыми подразделениями МВД России должны проводиться мероприятия по решению вопроса о занятии этими сотрудниками соответствующих должностей в структуре органов внутренних дел. До решения вопроса о порядке и условиях дальнейшего прохождения службы прикомандированными сотрудниками органов внутренних дел такие сотрудники подлежат зачислению в распоряжение соответствующего территориального органа внутренних дел. При этом такие сотрудники считаются продолжающими службу в органах внутренних дел. И только в случае невозможности перевода или отказа прикомандированных сотрудников органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел такие сотрудники подлежат увольнению по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от дата № 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником). Согласно пункту 1 статьи 74 ФЗ от дата № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел, признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, освобожденным, отстраненным от должности или переведенным на другую должность в органах внутренних дел либо незаконно лишенным специального звания, подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании. В соответствии с частью 2 статьи 74 ФЗ от дата № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел, находившийся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения и признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, подлежит восстановлению на службе и зачислению в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или о ее прекращении по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Положения части 3 статьи 74 ФЗ от дата № 342-ФЗ предусматривают, что основанием для восстановления сотрудника органов внутренних дел на службе в органах внутренних дел является решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо вступившее в законную силу решение суда. Положениями части 5 статьи 74 ФЗ от дата № 342-ФЗ установлено, что сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, время вынужденного прогула засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на дополнительный отпуск, ежемесячную надбавку за стаж службы (выслугу лет), пенсию за выслугу лет и на иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания. Сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, выплачивается не полученное (недополученное) им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в органах внутренних дел, и (или) компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе (ч. 6 ст. 74 ФЗ от дата № 342-ФЗ). Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что ответчик МВД России, отменяя приказом МВД России от 21 июля 2018 г. № № л/с пункты приказов МВД России в части расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел от дата№л/с майора внутренней службы ФИО2 (Б-285901), прикомандированной к Федеральной миграционной службе (УФМС России по Приморскому краю) и о зачислении ФИО2 в распоряжение УМВД России по Приморскому краю в соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 36 ФЗ Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, в нарушение положений частей 1-3, 5 статьи 74 Федерального закона от дата № 342-ФЗ, не издал приказ о восстановлении ФИО2 на службе в органах внутренних дел, не указал дату, с которой ФИО2 зачислена в распоряжение УМВД России по Приморскому краю. Кроме этого, ответчик МВД России в нарушение пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от дата№ «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», которым установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, не отменил Приказ председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от дата№ л/с о расторжении контракта и установлении даты увольнения майора внутренней службы ФИО2, зачисленной в распоряжение УФМС России по Приморскому краю, по пункту 11 части 2 статьи 82 Закона о службе в ОВД, в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником. Ответчик УМВД России по Приморскому краю в нарушение положений частей 1-3, 5 ст. 74 Федерального закона от дата № 342-ФЗ, также не издал приказ о восстановлении ФИО2 на службе в органах внутренних дел, не указал дату, с которой ФИО2 зачислена в распоряжение УМВД России по Приморскому краю. Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об увольнении ФИО2 с нарушением предусмотренного законом порядка увольнения по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от дата № 342-ФЗ. В этой связи приказ председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от дата№ л/с о расторжении контракта и установлении даты увольнения старшему лейтенанту внутренней службы ФИО2, является незаконным и подлежит отмене, а истец подлежит восстановлению на службе в органах внутренних дел и зачислению в распоряжение УМВД России по Приморскому краю с на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3 лет. Ссылка ответчика на то обстоятельство, что Приказом УМВД России по Приморскому краю от дата№ л/с «По личному составу» майору внутренней службы ФИО2 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, а Приказом от дата№ л/с «По личному составу» ФИО2 назначена на должность следователя отделения по расследованию тяжких и особо тяжких преступлений следственного отдела <...> с дата не отменяет незаконности увольнения истца и не свидетельствует о соблюдении порядка восстановления на службе, поскольку в указанных Приказах не имеется даты восстановления на службе, что в дальнейшем может привести к затруднению при расчете пенсии. В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Возможность возмещения работнику денежной компенсации морального вреда в случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения предусмотрена ст. 394 ТК РФ. Суд полагает, что неимущественный (моральный) вред в данном случае выразился в причинении ФИО2 нравственных переживаний, возникших вследствие невозможности выполнять прежнюю работу, продолжать служебную деятельность, потери источника дохода. Кроме того, суд принимает во внимание степень вины работодателя в незаконном увольнении, а также период времени (более 2-х лет), затраченный истцом на восстановление своих нарушенных прав. Заслуживает внимания и то обстоятельство, что истец имеет малолетнего ребенка. Учитывая изложенное, а также требования разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с УМВД России по Приморскому краю и с МВД России компенсацию морального вреда в размере по 25000 рублей с каждого ответчика в пользу истца. С учетом характера спора, объема выполненной представителем работы, длительность рассмотрения дела в различных инстанциях, суд находит разумными и подлежащими взысканию расходы истца на оплату услуг представителя по правилам ст. 100 ГПК РФ в размере по 20 000 рублей с УМВД России по Приморскому краю и МВД России. Расходы истца по оплате представителю суточных по 3000 рублей по поездке в <адрес>, всего 9000 рублей, расходы на поездки представителя в такси в общем размере 6000 рублей, упаковка багажа в сумме 1000 рублей, удовлетворению не подлежат, поскольку являются расходами личного волеизъявления, необходимость и взаимосвязь с настоящим делом не доказана. Также не подлежит удовлетворению требование о взыскании расходов по удостоверению доверенности представителю в сумме 2400 рублей, поскольку из представленной в дело копии доверенности не следует, что она выдана для участия в конкретном деле. Вместе с тем, расходы по приобретению представителю билетов в <адрес> для участия в заседании Верховного суда РФ в размере 25000 рублей, а также оплата проживания в гостинице в сумме 8800 рублей, подтверждаются материалами дела, взаимосвязаны с рассмотрением настоящего спора, признаются судом необходимыми и подлежат взысканию в полном размере по 50% с УМВД России по Приморскому краю и МВД России, то есть по 16900 рублей с каждого. Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО2 удовлетворить в части. Признать незаконным и отменить приказ заместителя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от дата№ л/с о расторжении контракта и установлении даты увольнения майору внутренней службы ФИО2, начальнику отделения противодействия незаконной миграции отдела противодействия незаконной миграции № УФМС России по Приморскому краю, по пункту 11 части 2 статьи 82 Закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником, дата. Восстановить с дата майора внутренней службы ФИО2 на службе в органах внутренних дел и зачислить в распоряжение УМВД России по Приморскому краю на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а после окончания указанного отпуска до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или о ее прекращении по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от дата № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Взыскать с УМВД России по Приморскому краю в пользу ФИО2, компенсацию морального вреда в размере 25000 рублей, расходы на представителя в размере 20000 рублей, судебные расходы в размере 16900 рублей. Взыскать с МВД России в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 25000 рублей, расходы на представителя в размере 20000 рублей, судебные расходы в размере 16900 рублей. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения. Председательствующий Н.С. Юсупова |