НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край) от 13.10.2023 № 2-1630/2023

Дело № 2-1630/2023

УИД 25RS0002-01-2023-000535-09

Мотивированное решение

изготовлено 13.10.2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2023 года г. Владивосток

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Бойко М.Н.,

при секретаре Костырко М.Г.,

с участием представителя УМВД России по Приморскому краю по доверенности Волошиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грунцовой Татьяны Васильевны к УМВД России по Приморскому краю о признании действий по удержанию районного коэффициента при выплате военной пенсии незаконными, восстановлении права и взыскании удержанных сумм,

УСТАНОВИЛ:

Грунцова Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к УМВД России по Приморскому краю о признании действий по удержанию районного коэффициента при выплате военной пенсии незаконными, восстановлении права и взыскании удержанных сумм, в обоснование доводов которого указала, что она с дата является пенсионером МВД России (уволена приказом МО МВД России «Спасский», <адрес> от дата л/с), состояла на пенсионном учете в УМВД России по Приморскому краю в соответствии с Законом РФ от дата N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» (Закон от дата) и является получателем военной пенсии.

Пенсия ей назначена в размере 53 % денежного довольствия с учетом районного коэффициента 1,2 (согласно Постановлению Правительства РФ от дата «О размерах коэффициентов и процентных надбавок»).

До июля 2022 года ей выплачивалась пенсия с применением указанного районного коэффициента 1,2 (РК).

В июле 2022 года ответчик выявил факт прекращения регистрации истца на территории Приморского края, принял решение о выплате пенсии с июля 2022 года без учета РК.

Кроме того, ответчик разъяснил об удержании ранее выплаченной суммы РК в период с дата по дата в размере 287964,18 рублей (20 % ежемесячно) в связи с «перерасходом средств на выплату пенсий» (стр. 3 письма УМВД России по ПК от дата), «незаконности полученных сумм» (письмо УМВД России по ПК от дата).

О принятии такого решения она не извещена, с решением не ознакомлена. Согласия на удержание денежных средств не давала.

Согласно данным регистрационного учета с дата, она зарегистрирована по месту жительства в <адрес> края, где проживает и осуществляет трудовую деятельность.

Соответственно, с момента увольнения из органов внутренних дел и назначения пенсии, она проживает на территории, где применяется аналогичный размер районного коэффициента - 1,2 (п. 9 приложения к Постановлению Правительства РФ от дата «О размерах коэффициентов и процентных надбавок...»).

Таким образом, выплата пенсии с учетом равнозначного размера районного коэффициента при отсутствии регистрации в Приморском крае и фактическом проживании в г. Хабаровске не влечет необоснованного перерасхода денежных средств на выплату пенсии.

Факт ее проживания на территории, где выплата районного коэффициента не производится, либо производится в меньшем размере, ничем не подтвержден.

Таким образом, оснований для выплаты пенсии без учета РК и удержания ранее выплаченных сумм РК не имеется.

Факт отсутствия регистрации в Приморском крае сам по себе не является основанием для прекращения выплаты и удержания ранее выплаченного РК к назначенной пенсии.

Поскольку добросовестность поведения истца предполагается (п. 5 ст. 10 ГК РФ), то обязанность доказать наличие злоупотреблений с его стороны лежит на ответчике, сам по себе факт несообщения истцом о перемене места жительства не является безусловным подтверждением такого злоупотребления (аналогичные выводы усматриваются из определения Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17.11.2022 года N 88-10457/2022).

Размер необоснованно удержанной и не выплаченной суммы РК за период с июля по декабрь 2022 года составляет 21172,97 рубля (согласно расчету).

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и их семей осуществляется в соответствии с положениями Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1.

В соответствии с положениями ст. 48 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел в соответствии с законодательством РФ устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящегоЗакона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности.

Порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, а также размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации (ч. 16 ст. 2 Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 установлены размеры коэффициентов и процентных надбавок, а также порядок их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях,высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.

Пунктом 9 раздела I Приложения к названному Постановлению Приморский край и Хабаровский край отнесены к районам, в которых применяется коэффициент 1,2.

Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше положениями закона, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.

При этом, действующее законодательство связывает выплату пенсии не с регистрацией пенсионера, а с его фактическим местом проживания (пребывания).

Юридически значимым обстоятельством является установление факта проживания пенсионера в местности, где применяется районный коэффициент, поскольку в силу ч. 1 ст. 48 Закона РФ от дата N 4468-1 районные коэффициенты к пенсиям выплачиваются лицам, проживающим в соответствующих местностях, на период их проживания в этих местностях.

Она проживает с июля 2013 года по настоящее время в г. Хабаровске, относящемся к местностям, где при выплате пенсии применяется районный коэффициент 1,2.

Таким образом, факт перерасхода средств на выплату пенсии истцу не подтверждается, действия УМВД РФ по Приморскому краю по удержанию и невыплате сумм районного коэффициента истцу являются незаконными.

Просит признать действия УМВД России по Приморскому краю по удержанию из пенсионных выплат, назначенный ей сумм районного коэффициента за период с дата по дата, невыплате районного коэффициента в период с дата незаконными; взыскать 21172,97 рубля; восстановить ее право на получение пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,2.

В последующем, истицей уточнялись исковые требования, просила признать действия УМВД России по Приморскому краю по удержанию из пенсионных выплат, назначенных ей, сумм районного коэффициента за период с дата по дата, невыплате районного коэффициента в период с дата по дата незаконными, взыскать 15662,44 рубля, восстановить право на получение пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента – 1,2.

В судебное заседание истица Грунцова Т.В. не явилась, о времени и месте его проведения извещалась надлежащим образом, сведениями о причинах неявки суд не располагает. Направила в суд ходатайство, в котором указала, что дата ей на карту зачислена сумма в размере 26775,91 рублей, описание платежа – «зачисление военной пенсии», вместе с тем, сведений о том, что указанная сумма зачислена в качестве подлежащей взысканию по настоящему спору, от ответчика не поступало. Учитывая изложенное, просила отложить судебное заседание.

Суд, с учетом мнения представителя ответчика, в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания отказал, приняв решение о возможности рассмотрения дела в отсутствии неявившейся истицы.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Волошина Н.А. исковые требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях из которых следует, что Грунцова Т.В. проходила службу в органах внутренних дел РФ и была уволена дата с правом на пенсию, имея выслугу лет в календарном исчислении 14 лет 09 месяцев 20 дней, в льготном исчислении – 21 год 00 месяцев 04 дня.

С дата Грунцова Т.В. является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД России и состояла на учете в отделе пенсионного обеспечения центра финансового обеспечения УМВД России по <адрес>. Согласно заключению о назначении пенсии за выслугу лет, утвержденного врио начальника ФЭУ УМВД России по <адрес>дата, последней начислена пенсия в размере 53 % денежного довольствия с учетом районного коэффициента 1,2, установленного законодательством РФ в связи с проживанием последней в <адрес>.

Заявлением о назначении пенсии, поданным Грунцовой Т.В. 08.07.2011 года последняя уведомлена об обязанности в случае наступления обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или лишающих права на пенсию сообщать об этом в пенсионной орган.

Кроме того, в пенсионном деле имеется уведомление , направленное Грунцовой Т.В. вместе с пенсионным удостоверением, в котором указано, что в случае перемены места жительства или восстановлении на службу, необходимо уведомить об этом пенсионный отдел УМВД в 5-дневный срок. Аналогичное уведомление имеется в Памятке пенсионного удостоверения.

В ходе осуществления проверки правомерности расходования денежных средств, выделенных на пенсионное обеспечение и социальное обслуживание бывших сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, иных категорий прикрепленных лиц, а также реализации социальных гарантий членам семей погибших (умерших) сотрудников внутренних дел, проводимой в рамках ревизии финансово-хозяйственной деятельности УМВД России по Приморскому краю, выявлен факт снятия с регистрационного учета дата в Приморском крае Грунцовой Т.В.

Комиссией ОПО ЦФО УМВД, заключение которой утверждено начальником ОПО ЦФО УМВД дата, принято решение об удержании суммы переплаченного районного коэффициента из пенсии Грунцовой Т.В. за период с дата по дата в сумме 287964,18 рублей, в связи с тем, что Грунцова Т.В. не уведомила ОПО ЦФО УМВД об изменении места жительства (<адрес>). Письмом ОПО ЦФО уведомлен Дальневосточный банк ПАО Сбербанк об удержании переплаченной выплаты за период с дата по дата в сумме 287964,18 рублей по 20 % ежемесячно до полного погашения задолженности. Основанием для принятия данного решения явились данные отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД от дата о снятии с регистрационного учета дата в связи с убытием в Хабаровский край. Согласно адресной справке адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Хабаровскому краю от дата Грунцова Т.В. зарегистрирована по месту жительства с дата по настоящее время по адресу: <адрес>, Ким Ю Чена, <адрес>.

О принятом решении Грунцова Т.В. уведомлена письмом ОПО ЦФО УМВД от дата.

Согласно заявлению Грунцовой Т.В. (вх. от дата) ее пенсионное дело дата направлено в ОПО ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю для дальнейшего учета в связи со сменой места жительства пенсионера.

ОПО ЦФО УМВД произведен пересмотр суммы переплаты районного коэффициента, который составил 26775,91 рублей, а именно за период с дата (дата снятия с регистрационного учета в <адрес>дата) по дата (дата регистрации в <адрес>дата). С учетом взысканной суммы 9488,94 рублей, сумма к удержанию составляет 17286,97 рублей. В указанный период факт проживания Грунцовой Т.В. ни в <адрес>, ни в <адрес> не установлен. Документов подтверждающих место проживания (пребывания) пенсионное дело не содержит.

Согласно предоставленным сведениям УМВД России по <адрес> следует, что по состоянию на дата ПАО Сбербанк по указанию ОПО ЦФО УМВД России по <адрес> от дата произведено удержание из пенсии Грунцовой Т.В. в размере 22797,50 рублей (подлежит удержанию согласно новому расчету 17286,97 рублей). дата в ПАО Сбербанк направлено указание о единовременном возмещении излишне удержанной суммы в размере 5510,53 рублей. Таким образом, удержаний из пенсии районного коэффициента не производится, излишне удержанная сумма будет возмещена пенсионеру.

Право на получение пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента в размере 1,2 Грунцовой Т.В. восстановлено с дата. В связи с чем исковые требования о восстановлении права на получение пенсии с учетом районного коэффициента не подлежат удовлетворению.

Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав доводы представителя УМВД России по Приморскому краю, исследовав материалы дела и представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в том числе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

Право на пенсию за выслугу лет имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе в органах внутренних дел 20 лет и более (ст. 13 указанного Закона).

В соответствии со ст. 48 Закона, пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится и в абз. 2 п. 16.1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Как установлено судом и следует из материалов дела, с дата Грунцова Т.В. является пенсионером МВД России (уволена приказом МО МВД России «Спасский» Приморский край от дата л/с), состояла на пенсионном учете в УМВД России по <адрес> в соответствии с Законом РФ от дата N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» и является получателем военной пенсии.

Пенсия назначена Грунцовой Т.В. за выслугу 21 год 00 месяцев 04 дня в размере 53 % от денежного довольствия с учетом районного коэффициента 1,2 (согласно Постановлению Правительства РФ от дата «О размерах коэффициентов и процентных надбавок»).

До июля 2022 года Грунцовой Т.В. выплачивалась пенсия с применением указанного районного коэффициента 1,2 (РК).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службы по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службы (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» на территории Приморского края установлен районный коэффициент – 1,2.

В ходе осуществления проверки правомерности расходования денежных средств, выделенных на пенсионное обеспечение и социальное обслуживание бывших сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, иных категорий прикрепленных лиц, а также реализации социальных гарантий членам семей погибших (умерших) сотрудников внутренних дел, проводимой в рамках ревизии финансово-хозяйственной деятельности УМВД России по Приморскому краю, выявлен факт снятия с регистрационного учета дата в Приморском крае Грунцовой Т.В.

Комиссией ОПО ЦФО УМВД, заключение которой утверждено начальником ОПО ЦФО УМВД дата, принято решение об удержании суммы переплаченного районного коэффициента из пенсии Грунцовой Т.В. за период с дата по дата в сумме 287964,18 рубля, в связи с тем, что Грунцова Т.В. не уведомила ОПО ЦФО УМВД об изменении места жительства (<адрес>).

Письмом ОПО ЦФО уведомлен Дальневосточный банк ПАО Сбербанк об удержании переплаченной выплаты за период с дата по дата в сумме 287964,18 рубля по 20 % ежемесячно до полного погашения задолженности. Основанием для принятия данного решения явились данные отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД от дата о снятии с регистрационного учета дата в связи с убытием в Хабаровский край.

Согласно адресной справке адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Хабаровскому краю от дата Грунцова Т.В. зарегистрирована по месту жительства с дата по настоящее время по адресу: <адрес>, Ким Ю Чена, <адрес>. О принятом решении Грунцова Т.В. уведомлена письмом ОПО ЦФО УМВД от дата.

При наличии информации о регистрации пенсионеров по месту жительства (пребывания) и не предоставлении ими сведений о своем местонахождении, подразделениями участковых уполномоченных полиции проводилась проверка в рамках исполнения государственной функции в части контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации на предмет их фактического проживания по заявленному адресу.

Лица, указанные в статье 1 Закона N 4468-1, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 10).

Как установлено судом, пенсионер Грунцова Т.В. (разрешение на выплату , пенсионное дело ) имеет право на получение пенсии в размере 22797,48 рублей в месяц.

ОПО ЦФО УМВД проведен пересмотр суммы переплаты районного коэффициента, который составил 26775,91 рублей, за период с дата (дата снятия с регистрационного учета в <адрес>дата) по дата (дата регистрации в <адрес>дата).

Указанная сумма в размере 26775,91 рублей зачислена на счет Грунцовой Т.В. дата.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку истица не сообщила в ОПО ЦФО УМВД России по <адрес> об изменении своего места жительства, о чем ответчику стало известно в рамках ревизионных мероприятий, то последний, учитывая наличие злоупотребления со стороны истицы, имел все законные основания для проведения проверки правильности произведенных истице выплат и принятие в соответствии с положениями ст. 62 Закона РФ от дата N 4468-1, решения об удержании задолженности из ее пенсии.

В силу ч. 1 ст. 62 Закона РФ от дата N 4468-1 удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.

При принятии решения об удержании пенсии было учтено, что действующее законодательство связывает выплату пенсии не с регистрацией пенсионера, а с его фактическим местом проживания (пребывания).

В соответствии с вышеуказанными нормами права и общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом Грунцова Т.В. обязана была сообщить в пенсионную службу, выплачивающую ей пенсию, обо всех изменениях, в частности о выезде за пределы Приморского края, влияющих на её право на получение пенсии с учетом районного коэффициента, однако обязательство при наступлении таких обстоятельств не выполнила.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удержания из пенсии истицы незаконно полученного районного коэффициента.

Вместе с тем, право истицы на получении пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,2 восстановлено ответчиком добровольно с дата (с момента поступления пенсионного дела в ОПО ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю).

Поскольку материалами дела подтверждено, что Грунцова Т.В., будучи осведомленной о необходимости уведомления пенсионного органа в случае перемены места жительства или восстановления на службу, такие сведения не предоставила, то действия УМВД России по Приморскому краю по удержанию из пенсионных выплат, назначенных Грунцовой Т.В., сумм районного коэффициента за период с дата по дата, невыплате районного коэффициента в период с дата не являются незаконными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Грунцовой Татьяны Васильевны (дата года рождения, уроженка <адрес>, паспорт 08 15 выдан дата Отделом УФМС России по Хабаровскому краю в Центральном районе гор. Хабаровска) к УМВД России по Приморскому краю (ИНН 2540019970) о признании действий по удержанию районного коэффициента при выплате военной пенсии незаконными, восстановлении права и взыскании удержанных сумм – отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца с даты изготовления решения в мотивированном виде.

Председательствующий п/п М.Н. Бойко