НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Фрунзенского районного суда г. Владимира (Владимирская область) от 22.05.2018 № 2А-591/18

Дело № 2а- 591/2018 ......

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 мая 2018 года

Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Тельцовой Е.В.

при секретаре Андреевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой Службы России № 10 по Владимирской области к Меркулову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой Службы России № 10 по Владимирской области (далее МИФНС России № 10) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Меркулову А.В. о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу, пени.

В обоснование иска указали, что Меркулову А.В. в 2015 году принадлежали автомобиль ...... регистрационный знак ...... мощность двигателя 128,00 л.с.; автомобиль ...... регистрационный знак ......, мощность двигателя -234,00 л.с., подлежащие обложению транспортным налогом. Законом Владимирской области от 27.11.2002 года №119-ОЗ «О введении на территории Владимирской области транспортного налога» установлены ставки транспортного налога.

Так же административный ответчик является налогоплательщиком земельного налога. Согласно информации, предоставленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в 2013-2015 налогоплательщику принадлежали земельный участок, расположенный по адресу: ...... (кадастровая стоимость 73 981,00 рублей) доля в праве 1/1; земельный участок, расположенный по адресу: ...... (кадастровая стоимость участка 30293273,55 руб.) доля в праве 17/10000.

Налоговым органом налогоплательщику направлено налоговые уведомления от 18.09.2016 и от 10.10.2015, ввиду невыполнения обязанности по оплате транспортного налога на сумму 16 168 руб. и земельного налога на сумму 1 110 руб., и на сумму 2311 руб. в установленные законом сроки, выставлены требования со сроком исполнения до 13.09.2016 и до 17.03.2017 соответственно. Судебный приказ о взыскании недоимки отменен 02.08.2017, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском. На основании изложенного административный истец просил суд взыскать в доход бюджета транспортный налог в размере 16 168,00 руб., пени по транспортному налогу в сумме 361,09 руб., земельный налог в сумме 2 311,00 руб., пени по земельному налогу в сумме 87,87 руб., всего 18 927,96 руб.

Представитель административного истца Мартьянова О.А. (по доверенности) в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Просила восстановить срок обращения в суд, т.к. определение суда об отмене судебного приказа поступил им только в декабре 2017 года.

Административный ответчик Меркулов А.В. исковые требования в части задолженности по земельному налогу в с...... в сумме 2220 руб. и пени за неуплату земельного налога в сумме 87,87 руб., транспортный налог на автомобиль ...... в сумме 80 руб. признал. С расчетами пени согласен. Возражал относительно начисления земельного налога под многоквартирным домом. Не согласился с задолженностью по транспортному налогу автомобиль ...... за 2015 год и пени по транспортному налогу, указав на отсутствие автомобиля во владении с 2014 года. Представил справки о ДТП, в которых указано, что ДТП произошло с участием автомобиля ......, водителем которого указана Г.., копию решения Ленинского районного суда г.Владимира, указал, что данным решением признан недействительным договор купли-продажи б/н от 23.06.2014, заключенный между ООО «......» и Меркуловым А.В. Расчет задолженности заявленных требований не оспаривал (л.д. 61-64; 66-68, 87). Возражал относительно восстановления срока обращения в суд.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 57 Конституции РФ и п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Плательщиками транспортного налога в соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ признаются лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ).

Сумма транспортного налога в силу п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

На основании Закона Владимирской области от 27.11.2002 № 119-ОЗ «О транспортном налоге» ставки транспортного налога установлены в следующих размерах: легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно – налоговая ставка 20 руб., свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 30 руб., свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно - 40 руб., свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно - 75 руб., свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) – 150 руб.

Согласно п. 3 ст. 362 Налогового кодекса РФ в редакции, действующей в спорный налоговый период, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей в период возникновения обязанности по уплате налога, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают сумму налога не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Объектом налогообложения земельным налогом в силу ст.389 Налогового кодекса РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В силу п. 2 ст. 389 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2015 г., объектом обложения земельным налогом не признаются в том числе указанные в подпункте 6 земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85, п.п. 11, 12 ст. 396 Налогового кодекса РФ и уплачивается на основании налогового уведомления, по истечении налогового периода, не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ).

Судом установлено, что Меркулов А.В. состоит на налоговом учете в МИФНС России № 10 по Владимирской области.

Согласно поступившим в МИФНС сведениям об имуществе налогоплательщика, за Меркуловым А.В. в 2015 зарегистрированы: ...... регистрационный знак ...... с мощностью двигателя 128,00 л.с.; автомобиль ...... регистрационный знак ...... с мощностью двигателя -234,00 л.с.; в 2013-2015 - земельный участок по адресу: ......; земельный участок, расположенный по адресу: ...... (кадастровая стоимость участка 30293273,55 руб.) доля в праве 17/10000 (л.д. 53-54; 79-81).

При изложенных обстоятельствах Меркулов А.В. является плательщиком транспортного и земельного налогов.

Налоговым органом исчислены налоги за 2013 - 2015 года, подлежащие уплате административным истцом.

В адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления от 18.09.2016 № 64500266 на уплату транспортного налога за 2015 год в сумме 16 168,00 руб., земельного налога в сумме 1 110 руб., со сроком исполнения налогового обязательства не позднее 01.12.2016 года; а также от 10.10.2015 № 1146741 на уплату земельного налога за 2013-2014 года в сумме 2311 руб. со сроком исполнения налогового обязательства не позднее 10.02.2016 года (л.д.56, 12).

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В связи с тем, что транспортный и земельный налоги не оплачены в сроки, указанные в налоговых уведомлениях, на сумму налога, подлежащего уплате, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени, которые, согласно представленному административным истцом расчету, составили: по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2013-2014 за период с 11.02.2016 по 10.08.2016 – 5,98 руб. и с 11.02.2016 по 10.08.2016 – 57,10 руб. соответственно; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2015 со 02.12.2016 по 06.02.2017 – 24,79 руб.; по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 06.02.2017 – 361,09 руб. (л.д. 15, 55).

В связи с неуплатой налога в установленные законом сроки, МИФНС России № 10 выставила административному ответчику:

- требование № 1301 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 11.08.2016 года, предложив оплатить задолженность по земельному налогу за 2013-2014 годы в сумме 1201,00руб. и пени 63,08 руб., в срок до 13.09.2016 года (л.д. 11);

- требование 15599 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 07.02.2017 года, предложив оплатить задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 17278,00 руб. и пени 385,88 руб., в срок до 17.03.2017 года (л.д. 59).

До настоящего времени задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 16168,00 руб., пени по транспортному налогу в сумме 361,09 руб., задолженность по земельному налогу за 2013-2015 годы в сумме 2311,00 руб., пени по земельному налогу в сумме 87,87 руб. административным ответчиком не уплачена.

Как усматривается из материалов дела с административным иском о взыскании с Меркулова А.В. недоимки по налогам и пени МИФНС России № 10 обратилась в суд 13.02.2018 года, т.е. за истечением шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (02.08.2017), таким образом, срок обращения в суд с настоящим административным иском МИФНС России № 10 пропущен.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В судебном заседании МИФНС России № 10 заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления. В обосновании уважительности причин указано, что МИФНС России № 10 обратилось к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. В связи с поступившими к мировому судье возражений относительно судебного приказа, определением мирового судьи от 02.08.2017 судебный приказ отменен. Указанное определение поступило в МИФНС России № 10 только 01.12.2017. 13.02.2018 МИФНС России № 10 обратилось в суд с административным иском о взыскании задолженности по налогам и пени с Меркулова А.В., что подтверждается отметкой на административном исковом заявлении.

Предусмотренный ч. 2 ст.48 НК РФ шестимесячный срок обращения налогового органа в суд, может быть восстановлен судом, если он пропущен по уважительной причине.

Принимая во внимание, что определение об отмене судебного приказа вынесено 02.08.2017, то шестимесячный срок для подачи иска, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, истек 02.02.2018 года. Суд принимает во внимание то, что определение об отмене судебного приказа поступило в МИФНС России № 10 только 01.12.2017 года, т.е. спустя почти 4 месяца после его вынесения.

Учитывая незначительность периода пропуска срока, руководствуясь абз. 4 ч. 2 ст. 48 НК РФ, суд признает возможным восстановить пропущенный процессуальный срок.

Таким образом, налоговым органом соблюдены установленные законом требования к процедуре взимания налога, в том числе к уведомлению налогоплательщика о размере начисленного налога, направлении требования о погашении задолженности.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком до настоящего времени задолженность по налогам и пени в добровольном порядке не уплачена, принимая во внимание представленный административным истцом расчет задолженности по пени, проверенный судом и не оспоренный административным ответчиком, суд находит исковые требования МИФНС России № 10 обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме о взыскании с Меркулова А.В. задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 16 168 руб., пени по транспортному налогу – 361,09 руб., задолженность по земельному налогу за 2013-2015 годы в размере 2 311,00 руб., пени по земельному налогу 87,87 руб., всего 18 927,96 руб.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» обязанность государственной регистрации транспортных средств возложена на подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 указанного Постановления физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), в которых они зарегистрированы, в том числе, в случае прекращения права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Порядок регистрации в ГИБДД МВД России транспортных средств установлен приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.

Как установлено абзацем 1 пункта 5, пунктом 6 Правил собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с Правилами.

Изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника.

Подпунктом 60.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 № 605 установлено, что основанием прекращения регистрации транспортного средства является, в том числе, заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.

В соответствии с нормами главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

То есть до тех пор, пока транспортное средство не снято с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является формальный, а не фактический владелец ТС. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства, либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

Учитывая изложенное, довод административного ответчика о том, что он не является собственником транспортного средства ......, в справках о ДТП указан водитель Григоренко Г.И., (л.д. 61-64), не имеет правового значения, поскольку в силу действующего налогового законодательства, обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД, а не от факта наличия или отсутствия у него транспортного средства в непосредственной эксплуатации, то есть фактического пользования. Довод административного ответчика о том, что решением Ленинского районного суда г.Владимира от 12.03.2015 признан недействительным договор купли-продажи б/н от 23.06.2014, заключенный между ООО «......» и Меркуловым А.В., соответственно он не пользовался данным автомобилем опровергается этим же решением, поскольку в резолютивной части решения суда указано на истребование автомобиля из незаконного владения Меркулова А.В.

Автомототранспортное средство, отчужденное на основании договора, должно быть снято с регистрационного учета со старого собственника на основании заявления нового собственника при обращении в регистрационное подразделение Госавтоинспекции для переоформления на свое имя в установленные Правилами сроки, при неисполнении указанных обязательств новым собственником - по заявлению прежнего собственника.

При этом исчисление транспортного налога в отношении прежнего собственника будет прекращено с месяца, следующего за месяцем снятия с регистрационного учета транспортного средства.

При этом суд отмечает, что в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Административным ответчиком доказательств принятия своевременных мер по снятию с регистрационного учета транспортного средства, а также обстоятельств, препятствующих своевременному снятию автомобиля с учета, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств уплаты транспортного и земельного налогов за спорные периоды, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному и земельному налогам и пени.

Согласно ч. 1 ст. 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Таким образом, с учетом положений ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 757 (семьсот пятьдесят семь) рублей 12 копеек.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой Службы России № 10 по Владимирской области удовлетворить.

Взыскать с Меркулова А.В., ...... года рождения, уроженца города ......, зарегистрированного по адресу: ......, в доход местного бюджета транспортный налог за 2015 год в размере 16 168 рублей; пени по транспортному налогу в размере 361,09 рублей; земельный налог за 2013-2015 годы в размере 2 311 рублей; пени по земельному налогу в размере 87,87 рублей, всего 18 927 (восемнадцать тысяч девятьсот двадцать семь) рублей 96 копеек.

Взыскать с Меркулова А.В. в доход бюджета государственную пошлину в размере 757 (семьсот пятьдесят семь) рублей 12 копеек.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья ...... Е.В. Тельцова

......

......

......

......