НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Фрунзенского районного суда г. Владимира (Владимирская область) от 06.04.2021 № 2-561/2021

Дело № 2-561/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 апреля 2021 года

Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Синягина Р.А.,

при секретаре Косаревой В.Д.,

с участием истца Пономарева М.Ю.,

представителя ответчика Коршуновой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Пономарева М.Ю. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области (межрайонное) о выплате федеральной социальной доплаты к пенсии, перерасчете пенсии,

установил:

Пономарева М.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области (межрайонное) (далее – УПФР), в обоснование которого указал, что ему установлена пенсия по инвалидности в период с 23.04.2014 по 30.08.2029 года. Поскольку на территории Владимирской области прожиточный минимум меньше аналогичного по стране, ответчик обязан был в 2019-2020 годах выплачивать федеральную социальную доплату к пенсии, вместе с тем, данные выплаты ответчиком не производились. Согласно расчету истца, за период с 08.11.2019 года задолженность ответчика по федеральной социальной доплате к пенсии составляет 18802 рубля 40 копеек.

На основании изложенного, просит суд обязать ответчика возместить задолженность по выплате федеральной социальной доплате к пенсии в сумме 18802 рубля 40 копеек, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании истец Пономарев М.Ю. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Коршунова Н.М. в судебном заседании полагала исковые требования необоснованными. Также указала, что выплата федеральной социальной доплаты к пенсии была приостановлена в связи с установленным фактом работы истца по данным индивидуального персонифицированного учета. Также, был выявлен факт переплаты федеральной социальной доплаты к пенсии за период с 18.12.2017 года по 28.02.2018 года в сумме 2012 рублей 44 копейки, которая была взыскана решением суда (л.д. 39). Из данных лицевого счета истца УПФР известно, что с 09.11.2019 года истец не работает, вместе с тем, указала, что для возобновления выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии истцу необходимо обратиться в УПФР с соответствующим заявлением.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Пономарев М.Ю. является получателем пенсии по инвалидности, что подтверждается копией пенсионного удостоверения (л.д. 20).

Приказом Минтруда России от 07.04.2017 N 339н утверждены «Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты» (далее – Правила).

Согласно подп. 7 п. 4 Правил, в целях осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации производит приостановление выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии на период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. 167-ФЗ, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктами 9, 19 Правил установлено, что граждане обращаются за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации путем подачи заявления. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с заявлением, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.

В соответствии с подп. 2 п. 28 Правил, выплата федеральной социальной доплаты к пенсии приостанавливается на период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.

Судом установлено, что на основании заявления Пономарева М.Ю. от 16.08.2016 года ему была назначена выплата федеральной социальной доплаты к пенсии (л.д. 41).

Распоряжением УПРФ с 01.03.2018 года Пономареву М.Ю. была приостановлена выплата федеральной социальной доплаты к пенсии, в связи с его работой в ГБУЗ ВО «ГКБ № 5 г. Владимира», где истец работал до 08.11.2019 года включительно (л.д. 21-31, 40, 42).

Пунктом 27 Правил установлено, что возобновление, восстановление и продление выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии производится в порядке, определенном для выплаты страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что возобновление выплаты страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены соответствующие заявление о возобновлении выплаты страховой пенсии и документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Из объяснений истца следует, что он обратился в УПФР с заявлением о возобновлении выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии 18.03.2021 года. Представитель ответчика в судебном заседании данную информацию не подтвердила.

Принимая во внимание изложенное, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований Пономарева М.Ю. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии, поскольку сведения об обращении истца с заявлением о возобновлении выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии в материалы дела на день его рассмотрения сторонами не представлены, какого-либо отказа в перерасчете пенсии в связи с таким обращением истца ответчиком не принималось, вследствие чего нарушения материального права истца в этой части судом не установлено.

В то же время, суд учитывает, что в соответствии с п. 30 Правил, начисленные суммы федеральной социальной доплаты к пенсии, которые не были востребованы гражданином своевременно, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие обращению за их получением.

По смыслу указанной нормы, при обращении пенсионера с заявлением о возобновлении выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии, сумма данной доплаты с даты, когда отпали основания для приостановления выплаты, до ее возобновления, подлежат возмещению пенсионеру, но в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего обращению с заявлением о возобновлении доплат.

Вместе с тем, суд учитывает, что исковое заявление Пономарева М.Ю. в части требований о выплате федеральной социальной доплаты к пенсии с даты его увольнения, по сути, является иском о присуждении. Рассматривая иски такой категории, суд принимает решение о присуждении какого-либо материального блага (имущества, денежных средств и тд), либо об отказе в таком присуждении при отсутствии правовых оснований.

Учитывая изложенное, реализацию права гражданина на превентивную судебную защиту, как способ защиты субъективного права, не противоречащий положениям ст. 12 ГК РФ, направленный на исключение угрозы материальному праву истца и предупреждение вредных последствий, суд полагает возможным обязать ответчика выплатить истцу федеральную социальную доплату к пенсии за период с даты, когда отпали основания для приостановления выплаты.

Определяя период, за который истцу в безусловном порядке подлежит выплата федеральной социальной доплаты к пенсии, суд принимает во внимание дату увольнения Пономарева М.Ю., а также то, что расчетным периодом для выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии является месяц. Таким образом, принимая во внимание, что на дату рассмотрения дела стороной истца не представлено надлежащих доказательств, и ответчиком не подтвержден факт обращения Пономарева М.Ю. с заявлением о возобновлении федеральной социальной доплаты к пенсии, суд определяет данный период с 09.11.2019 года по 31.03.2021 года включительно.

Согласно расчету ответчика, который в установленном порядке истцом не опровергнут, размер невыплаченной денежной суммы федеральной социальной доплаты к пенсии за период с 09.11.2019 года по 31.03.2021 года составляет 13859 рублей 42 копейки.

Данный расчет суд полагает верным, произведенным с учетом требований законодательства, а также учитывает, что окончательный расчет федеральной социальной доплаты к пенсии производится в соответствии с положениями Правил, при рассмотрении заявления пенсионера о возобновлении доплаты.

При этом, в случае обращения истца с заявлением о возобновлении федеральной социальной доплаты к пенсии, вышеуказанная денежная сумма, определенная судом, подлежит зачету (вычету) при расчете суммы федеральной социальной доплаты к пенсии, подлежащей выплате истцу.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Пономарева М.Ю.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд приходит к следующим выводам.

При подаче искового заявления истец Пономарев М.Ю. был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, поскольку на день подачи иска истец являлся пенсионером.

В силу подпункта 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). При этом, по смыслу закона, субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.

В силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Учитывая изложенное, положения Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», нормы «Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации», утвержденного Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1, суд приходит к выводу, что Пенсионный фонд Российской Федерации, принимающий решение о назначении и осуществляющий выплату соответствующих пенсий, предусмотренных законом, наделяется публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов в области государственного пенсионного обеспечения, в связи с чем в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины по делам данной категории.

В силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пономарева М.Ю. – удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области (межрайонное) выплатить Пономареву М.Ю. федеральную социальную доплату к пенсии за период с 09 ноября 2019 года по 31 марта 2021 года в сумме 13859 (тринадцать тысяч восемьсот пятьдесят девять) рублей 42 копейки.

В остальной части в удовлетворении исковых требований – отказать.

Составление мотивированного решения отложить на пять рабочих дней со дня окончания разбирательства дела, то есть до 13 апреля 2021 года включительно.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме во Владимирской областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.

Председательствующий судья: подпись Р.А. Синягин

Решение суда в окончательной форме составлено 12 апреля 2021 года.

Судья: подпись Р.А. Синягин