НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область) от 23.11.2010 №

                                                                                    Фрунзенский районный суд города Саратова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Фрунзенский районный суд города Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Саратов 23.11.2010г.

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе, председательствующего судьи Дубовицкого В.В., при секретаре Давыдовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального Государственного унитарного предприятия «Хлебокомбинат Татищевский ФСИН России» к Государственной инспекции труда в Саратовской области о признании предписания в части незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском и просит суд признать незаконным п. 1 перечня требований Предписания № № от 22.06.2010г. вынесенное Государственной инспекцией труда в Саратовской области в отношении Федерального Государственного унитарного предприятия «Хлебокомбинат Татищевский ФСИН России» в части нарушения ст. 178 ТК РФ. Признать незаконным п. 6 перечня требований Предписания № № от 22.06.2010г. вынесенное Государственной инспекцией труда в Саратовской области в отношении Государственного унитарного предприятия «Хлебокомбинат Татищевский ФСИН России» (далее по тексту ГУП «Хлебокомбинат Татищевский») в части нарушения ст. 189, ст. 195 ТК РФ. По тем основаниям, что предписанием Государственной инспекции труда в Саратовской области (далее по тексту ГИТ в Саратовской области) № № истец обязан в срок до 24.09.2010г. устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в соответствии: со ст. 178 ТК РФ выплатить Семикиной Т.А. среднемесячный заработок, который сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения; со ст. 236 ТКРФ начислить и выплатить Семикиной Т.А. компенсацию за задержку выплаты выходного пособия при увольнении в связи с сокращением штата за каждый день просрочки; со ст. 136 ТК РФ заработную плату выплачивать не реже чем каждые полмесяца; со ст. 189, ст. 195 ТК РФ разработать раздел, определяющий порядок привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения и их заместителей по требованию представительного органа работников. Истец указывает, что с вышеуказанным актом не согласен, считает его незаконным в части нарушения ст. 178, ст. 189, ст. 195 ТК РФ. Указывает, что при принятии Предписания не были всесторонне рассмотрены и учтены обстоятельства дела, требование о выплате Семикиной Т.А. в соответствии со ст. 178 ТК РФ выходного пособия в размере среднего месячного заработка считает необоснованным. Указывает, что на основании приказа предприятия № 54 л\с от 08.04.2010г. Семикина Т.А. уволена 12.04.2010г. по сокращению штатов. В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 данного Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Указывает, что Семикина Т.А. обратилась в Государственное учреждение Центр занятости населения Кировского района г.Саратова (далее Центр занятости) не была трудоустроена и получила справку от 12.07.2010 г. № 798 о получении ею сохраняемой среднемесячной заработной платы по прежнему месту работы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения, предоставив ее на предприятие 21.07.2010 г., о чем свидетельствует входящий за № 431.Основанием для принятия Центром занятости вышеуказанного решения послужило то обстоятельство, что Семикина Т.А. обратилась в службу занятости в установленные сроки и не была им трудоустроена по 12.07.2010 г. Истец считает, что правовые основания для выдачи справки от 12.07.2010 г. № 798 Центром занятости Семикиной Т.А. отсутствуют. Считает, что обращение уволенных граждан в государственные органы занятости является законодательно предусмотренной формой трудоустройства граждан. Обращение граждан в органы занятости по месту жительства для регистрации регламентируется Законом РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон № 1032-1) и Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997г. № 458 (далее - Порядок). Согласно п. 2 Порядка обратившиеся в орган службы занятости уволенные граждане регистрируются в следующей последовательности: первичная регистрация безработных граждан; регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы; регистрация граждан в качестве безработных. Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов (п. 4 Порядка). Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами (п. 8 Порядка). Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения учреждений службы занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы (п. 15 Порядка). Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка (дохода), зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы (абз. 1 п. 1 ст. 3 Закона № 1032-1, п. 16 Порядка). Считает, что для того, чтобы Семикина Т.А. имела право на сохранение заработка за третий месяц, ей необходимо было не только обратиться в Центр занятости для первичной регистрации не позднее двух недель со дня увольнения, но и в установленном порядке впоследствии зарегистрироваться в качестве безработной. Однако, безработным не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане, которым в соответствии с действующим пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (п. 17 Порядка). Семикиной Т.А. пенсия по старости назначена. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсиюпо старост (ч.1 ст. 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15.12.001 г.) Являясь компенсацией заработка (дохода) гражданина пенсия социально защищает Семикину Т.А. в виде гарантированной выплаты ей указанной пенсии. Достигнув пенсионного возраста Семикина Т.А. не нуждается в трудоустройстве со стороны Центра занятости в установленном законом порядке. Считает, что у Центра занятости не было законных оснований завести на Семикину Т.А. личное дело (п. 13 Порядка) для её трудоустройства и отсутствовали документы подтверждающие исключительность случая для принятия решение о выдаче Семикиной Т.А. справки о получении сохраняемого среднего заработка на предприятии в течение третьего месяца со дня увольнения. Требование о разработке и включение в обязательном порядке в правила внутреннего трудового распорядка раздела, определяющего порядок привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников в соответствии со ст. ст. 189, 195 ТК РФ истец считает необоснованным по следующим основаниям, ч.4. ст. 189 ТК РФ предусматривает понятие правил внутреннего трудового распорядка как локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя. Согласно нормам трудового законодательства руководитель, являясь
работником организации, обязан соблюдать трудовой распорядок, который в
соответствии со ст. 189 ТК РФ включает в себя права, обязанности и
ответственность работников, режим работы, время отдыха, меры поощрений и
взысканий, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в
организации. Статья 195 ТК РФ, регламентирующая обязанность работодателя по привлечению руководителя и других должностных лиц к дисциплинарной ответственности, в случае обнаружения представительным органом работников нарушения трудового законодательства со стороны указанных работников и подачи соответствующего заявления, может быть применена и в случае несоблюдения руководителем трудового законодательства, напрямую не связанного с нарушением прав других работников. Нарушение руководителем, к примеру, режима труда, если оно станет известно представительному органу работников, также может служить основанием для возникновения обязанности работодателя по привлечению руководителя к дисциплинарной ответственности. К дисциплинарной ответственности руководитель будет привлечен в рамках дисциплинарной ответственности работника предприятия, с учетом особенностей предусмотренных ТК РФ. Нормы трудового кодекса РФ не содержат обязательного включения в правила внутреннего трудового распорядка определяющего порядка привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников в соответствии со ст. 189, 195 ТК РФ. Указывает, что предприятие само разрабатывало Правила внутреннего трудового распорядка исходя из своей специфики, с учетом обязательных положений, определенных ч.4 ст. 189 ТК РФ. Действующие Типовые правила трудового распорядка, такие как Типовые «Правила внутреннего трудового распорядка» Пенсионного Фонда РФ, утвержденные Постановлением от 10 июля 2008 г. № 195п, Типовые «Правила трудового распорядка», утвержденные Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам по согласованию с ВЦСПС от 20 июля 1984 г. № 213, также не предусматривают обязательного включения в правила внутреннего трудового распорядка разделов о порядке привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации. Остальные условия Правил Предприятие вправе включать по своему усмотрению, не допуская при этом условий, ухудшающих положения работников по сравнению с Конституцией РФ, международными актами, федеральными и региональными законами, иными нормативными правовыми актами. Указывает, что работодателем руководителя предприятия является Федеральная служба исполнения наказаний г.Москва. При назначении на должность директора ГУП «Хлебокомбинат Татищевский» с последним заключается трудовой контракт, в котором прописаны как права и обязанности руководителя, так и его ответственность. Отсутствие в правилах внутреннего трудового распорядка раздела, определяющего порядок привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, не может являться нарушением действующего трудового законодательства и обязательному устранению в соответствии с Предписанием.

В судебном заседании представитель ГУП «Хлебокомбинат Татищевский» исковые требования поддержал и просит суд иск удовлетворить. Представитель ГИТ в Саратовской области считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать. Семикина Т.А. в суд не явилась представила заявление в котором просит суд рассмотреть дело в её отсутствие. Представитель Центра занятости в суд не явился о времени и месте судебного заседания извещен, представил заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, обозрив материал проверки ГИТ в Саратовской области в отношении ГУП «Хлебокомбинат Татищевский» приходит к следующему. Как установлено судом Семикина Т.А., пенсионер, уволенный из ГУП «Хлебокомбинат Татищевский» 12.04.2010г. по сокращению штата, была зарегистрирована в Центре занятости населения 22.04.2010 г. в качестве ищущего работу, что подтверждается карточкой
обратившегося за государственной услугой от 22.04.2010 г. №1510/2010.
Поиск подходящей работы специалистами службы занятости велся в дни ее
посещений, назначенных центром занятости (22.04.2010 г., 13.05.2010 г.,
27.05.2010 г., 09.06.2010 г., 25.06.2010 г., 09.07.2010 г.). За данный период
подходящей работы Семикиной Т.А. подобрано не было.

В связи с тем, что Семикина Т.А. обратилась в службу занятости в двухнедельный срок после увольнения и не была трудоустроена, Центром занятости выдана справку № 798 от 12.07.2010г. о сохранении за ней среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в порядке части второй статьи 178 ТК РФ.

При этом истцом суду доказательств необоснованного отказа от предложенных службой занятости вариантов подходящей работы Семикиной Т.А. или нарушения ею двухнедельного срока обращения в службу занятости после увольнения не представлено. Следовательно, при соблюдении указанных условий оснований для отказа в сохранении за пенсионером Семикиной Т.А. среднего заработка за третий месяц со дня увольнения у Центра занятости не имелось.

Суд считает, что Трудовой кодекс Российской Федерации не связывает достижение определенного возраста с ограничением в гарантиях и компенсациях, предусмотренных для всех работников.

Центр занятости не вправе отказать лицам, достигшим пенсионного возраста, в выдаче справки, подтверждающей факт поиска подходящей работы и невозможность трудоустроиться в трехмесячный срок со дня увольнения. Документ, выдаваемый службой занятости в виде справки, не устанавливает права и обязанности работодателя и его бывшего работника, он лишь констатирует обстоятельства, при наличии которого могут быть реализованы права и обязанности, предусмотренные ч.2 ст. 178 Трудового кодекса РФ.

Служба занятости принимает решение о сохранении за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка при соблюдении в совокупности следующих условий:- обращение работника в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости населения;- факт не трудоустройства уволенного работника службой занятости населения.

Редакция части второй статьи 178 ТК РФ предполагает, что перечень условий, при наличии которых служба занятости принимает решение о сохранении в исключительных случаях среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения, является исчерпывающим.

Суд считает, что никаких ограничений в отношении граждан, являющихся пенсионерами статья 178 ТК РФ не содержит. Нет в ней и требования о регистрации гражданина в качестве безработного.

Нормы статьи 178 ТК РФ являются не мерой социальной защиты безработных, а гарантиями и компенсациями работникам, связанными с расторжением трудового договора. В органы службы занятости могут обратиться и быть зарегистрированы в целях поиска подходящей работы граждане вне зависимости от их отношения к занятости, в том числе состоящие в трудовых отношениях и желающие сменить место работы, учащиеся и студенты.

В соответствии со ст. 189 ТК РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка.Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

В соответствии со ст. 195 ТК РФ работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами в судебном заседании государственным инспектором труда ГИТ в Саратовской области установлены нарушения вышеуказанных статей при проведении проверки соблюдения трудового законодательства ГУП «Хлебокомбинат Татищевский», о чем указано в предписании № № от 22.06.2010г.

Судом не установлено нарушений действующего законодательства при проведении проверки соблюдения трудового законодательства государственным инспектором ГИТ в Саратовской области в ГУП «Хлебокомбинат Татищевский».

Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Федерального Государственного унитарного предприятия «Хлебокомбинат Татищевский ФСИН России» к Государственной инспекции труда в Саратовской области о признании предписания в части незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Саратовский областной суд с подачей жалобы через Фрунзенский районный суд г. Саратова, с момента изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: Дубовицкий В.В.