НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область) от 15.05.2019 № 2-756/19

Дело №2-756/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2019 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Агишевой М.В.,

при секретаре судебного заседания Егоровой Е.О.,

с участием истца Калугиной Т.В.,

представителя ответчика по доверенности Осовиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калугиной Т.В. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, возложении обязанности включить периоды работы в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, и назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов,

установил:

Калугина Т.В. (далее по тексту – истец) обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова (далее по тексту – ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, возложении обязанности включить периоды работы в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, и назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов.

В обоснование иска указала, что 29 ноября 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по нормам п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон № 400-ФЗ). Решением ответчика от 01 февраля 2019 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия у неё требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ. Ответчик не принял к зачету периоды работы с 23 ноября 2009 года по 23 сентября 2010 года в должности операционной медицинской сестры в ООО <данные изъяты> в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, сославшись на то, что ООО <данные изъяты> по своей организационно-правовой форме не является учреждением. Кроме того, не подтверждается работа заявительницы в структурных подразделениях, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, предусмотренных пунктом 6 Правил №781; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 29 октября 2012 года по 29 ноября 2012 года, с 23 марта 2017 года по 20 апреля 2017 года в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, а также дополнительные выходные дни «Радоница» 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года в календарном исчислении, указав, что включение указанных периодов в льготный стаж не предусмотрено ни Правилами №781, ни Правилами №516.

Не согласившись с принятым ответчиком решением, истец обратилась в суд с настоящим иском и просит признать незаконным решение Управления ПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова от 01 февраля 2019 года в части отказа во включении в стаж работы Калугиной Т.В., дающей право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периода работы с 23 ноября 2009 года по 23 сентября 2010 года в должности операционной медицинской сестры в ООО <данные изъяты> в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 29 октября 2012 года по 29 ноября 2012 года, с 23 марта 2017 года по 20 апреля 2017 года в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, а также дополнительные выходные дни «Радоница» 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года в календарном исчислении; обязать Управление ПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова включить в стаж работы Калугиной Т.В., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период работы с 23 ноября 2009 года по 23 сентября 2010 года в должности операционной медицинской сестры в ООО <данные изъяты> в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 29 октября 2012 года по 29 ноября 2012 года, с 23 марта 2017 года по 20 апреля 2017 года в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, а также дополнительные выходные дни «Радоница» 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года в календарном исчислении и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 29 ноября 2018 года; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Истец Калугина Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Осовина О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований истца по доводам, указанным в письменных возражениях на иск.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные ими доказательства, исследовав материалы гражданского дела, а также материалы пенсионного дела , суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ (вступил в силу с 01 января 2015 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Аналогичное положение содержалось и в подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П установлено, что если в период работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы.

Из материалов дела следует, что 29 ноября 2018 года Калугина Т.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова, с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по нормам п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ.

Решением ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова от 01 февраля 2019 года Калугиной Т.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В своем решении пенсионный орган указал, что Калугина Т.В. имеет 28 лет 9 месяцев 8 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по нормам п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ, исчисленного по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, 28 лет 9 месяцев 8 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленного с учетом Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года №665, и 28 лет 9 месяцев 8 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленного с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П.

Согласно указанного решения, ответчик счел не подлежащими зачету в специальный стаж спорные периоды работы истицы: с 23 ноября 2009 года по 23 сентября 2010 года в должности операционной медицинской сестры в ООО <данные изъяты>, поскольку ООО <данные изъяты> по своей организационно-правовой форме не является учреждением. Кроме того, не подтверждается работа заявительницы в структурных подразделениях, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, предусмотренных пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 29 октября 2012 года по 29 ноября 2012 года, с 23 марта 2017 года по 20 апреля 2017 года, а также дополнительные выходные дни «Радоница» 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года, поскольку включение указанных периодов в льготный стаж не предусмотрено ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

Судом не проверяется законность решения ответчика в части отказа во включении в специальный стаж остальных периодов работы истца, поскольку в указанной части решение ответчика истицей не обжалуется.

Проверяя законность решения ответчика в части отказа во включении в специальный стаж Калугиной Т.В. периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 29 октября 2012 года по 29 ноября 2012 года, с 23 марта 2017 года по 20 апреля 2017 года, а также дополнительных выходных дней «Радоница» 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года, суд считает неправомерным исключение ответчиком из подсчета специального стажа Калугиной Т.В. указанных периодов по следующим основаниям.

Судом установлено, что Калугина Т.В. по профессии медицинская сестра.

Согласно трудовой книжке истицы, а также льготной справке от 05 февраля 2018 года, выданной ГУЗ <данные изъяты>, Калугина Т.В. работала в указанном лечебном учреждении с 05 октября 2010 года (пр. от 05.10.2010 года) по 31 мая 2017 года в должности операционной медицинской сестры во 2 отделении гнойной хирургии полный рабочий день на 1 ставку при нормальной продолжительности рабочего времени, с 01 июня 2017 года (пр. от 01.06.2017 года) по настоящее время работает в должности старшей операционной медицинской сестры в операционном блоке полный рабочий день на 1 ставку при нормальной продолжительности рабочего времени.

На основании приказов работодателя ( от 01.10.2012 года, от 13.03.2017 года) Калугина Т.В. находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с сохранением средней заработной платы по месту основной работы в периоды с 29 октября 2012 года по 29 ноября 2012 года, с 20 марта 2017 года по 20 апреля 2017 года.

За указанные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации ей начислялась заработная плата по месту основной работы, из которой производились отчисления взносов в Пенсионный фонд РФ по установленным тарифам, что не оспаривалось представителем ответчика.

Как ранее действующее трудовое законодательство - ст. 112 КЗоТ РСФСР, так и действующая норма - ст. 187 ТК РФ, гарантировали работнику, направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы.

Кроме того, согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1, ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации.

Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 года № 610 предусмотрено, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Кроме того, курсы являются составной частью выполнения трудовой функции.

В силу ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и прочих отвлечениях приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные отвлечения, и, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

При этом, право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных основаниях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им, как работником, обучения на курсах повышения квалификации и прочих отвлечениях, которые являются для него обязательными в силу закона.

Судом установлено, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации имели место, когда истица работала в должности и в учреждении, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

При таких обстоятельствах, учитывая, что прохождение курсов повышения квалификации являлось необходимым условием дальнейшей работы истицы, суд полагает возможным включить в специальный стаж работы истицы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды нахождения Калугиной Т.В. на курсах повышения квалификации с 29 октября 2012 года по 29 ноября 2012 года, с 20 марта 2017 года по 20 апреля 2017 года.

Поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, как работа, в период которой работник проходил курсы повышения квалификации, то есть в данном случае с применением льготного исчисления – 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Праздничные нерабочие дни 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года (дополнительные выходные дни), установленные в соответствии с законом Саратовской области от 22 марта 2012 года №26-ЗСО «Об объявлении нерабочим праздничным днём на территории Саратовской области Радоницы – дня особого поминовения усопших», также подлежат включению в календарном исчислении в стаж работы Калугиной Т.В., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, так как в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не указаны нерабочие праздничные дни (дополнительные выходные дни).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования истицы о признании незаконным решение ГУ - УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова от 01 февраля 2019 года в части отказа во включении в стаж работы Калугиной Т.В., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 29 октября 2012 года по 29 ноября 2012 года, с 23 марта 2017 года по 20 апреля 2017 года в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; дополнительных выходных дней 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года в календарном исчислении и возложении на ответчика обязанность включить в стаж работы Калугиной Т.В., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, вышеуказанные периоды являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В тоже время, проверяя законность решения ответчика в части отказа во включении в специальный трудовой стаж Калугиной Т.В. периодов её работы в должности операционной медицинской сестры в ООО <данные изъяты> с 23 ноября 2009 года по 23 сентября 2010 года, суд считает, что решение пенсионного органа в указной части является законным, а требования истицы в указанной части не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в период с 23 ноября 2009 года по 23 сентября 2010 года истица работала в должности операционной медицинской сестры в ООО <данные изъяты>

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном списке в разделе «Наименование должностей» поименованы должности - «средний медицинский персонал: … операционная медицинская сестра», однако в разделе «Наименование учреждений» отсутствуют «общества с ограниченной ответственностью».

Не поименованы данные учреждения и в ранее действующих Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», а также Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464.

Кроме того, положениями п.17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» установлено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу пп. 19 - 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

В соответствии с п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Как установлено п. 2 выше названной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Согласно п. 1 ст. 123.23 ГК РФ частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.

Из ст. 87 ГК РФ следует, что обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Таким образом, общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> не относятся к учреждениям, которые указаны в пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Кроме того, пунктом 6 Правил №781 предусмотрено, что в специальный стаж засчитываются периоды работы в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

При этом форма собственности или организационно-правовая форма организации, в структуре которой имеются подразделения, предусмотренные пунктом 6 Правил №781, не определена.

Как следует из трудовой книжки истицы, Калугина Т.В. с 23 ноября 2009 года принята на должность операционной медицинской сестры в ООО <данные изъяты>

Из содержания данной записи следует, что истица принята в медицинскую организацию, а не в структурное подразделение.

Из штатного расписания ООО <данные изъяты> за спорный период времени следует, что данное расписание составлено в отношении ООО <данные изъяты>, в котором не выделено ни одно структурное подразделение.

Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж Калугиной Т.В. для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов её работы в должности операционной медицинской сестры в ООО <данные изъяты> с 23 ноября 2009 года по 23 сентября 2010 года, поскольку данное общество по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, в спорный период истица не работала в структурных подразделениях, поименованных пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781.

Согласно положениям п. 1-2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как следует из заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости, Калугина Т.В. обратилась к ответчику 29 ноября 2018 года.

С учетом периодов, включенных в специальный страховой стаж ответчиком, и периодов, включенных судом, у истицы отсутствует требуемый 30-ти летний стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Поскольку истица на момент обращения за назначением пенсии не имеет необходимого стажа лечебной деятельности (30 лет), оснований для назначения пенсии досрочно не имеется.

Следовательно, не подлежит удовлетворению требование истицы о возложении на ответчика обязанность назначить пенсию с даты обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии – 29 ноября 2018 года.

Согласно п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины не имеется, поэтому с него в пользу Калугиной Т.В. следует взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Калугиной Т.В. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, возложении обязанности включить периоды работы в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления ПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова от 01 февраля 2019 года в части отказа во включении в стаж работы Калугиной Т.В., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 29 октября 2012 года по 29 ноября 2012 года, с 23 марта 2017 года по 20 апреля 2017 года в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; дополнительных выходных дней 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года в календарном исчислении.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить Калугиной Т.В. в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 29 октября 2012 года по 29 ноября 2012 года, с 23 марта 2017 года по 20 апреля 2017 года в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; дополнительные выходные дни 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года в календарном исчислении.

В удовлетворении остальной части исковых требований Калугиной Т.В. отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Калугиной Т.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Срок составления мотивированного решения суда – 20 мая 2019 года.

Судья М.В. Агишева