НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область) от 13.04.2016 № 2-1238/16

Дело № 2 – 1238/16

Решение

Именем Российской Федерации

13 апреля 2016 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе судьи Левиной З.А., при секретаре Сертюк К.Н., с участием истца Бесчеревных Н.В., представителя ответчика Товарищества собственников жилья-3 Фрунзенского района г. Саратова Минеевой С.Ю. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бесчеревных Н.В. к Товариществу собственников жилья № 3 Фрунзенского района г. Саратова о возложении обязанности произвести списание задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги в связи с истечением срока исковой давности, произвести перерасчет суммы платежей за жилищно-коммунальные услуги, признать незаконным начисление платы за вывоз и утилизацию ТБО, перерасчете пенни,

установил:

Бесчеревных Н.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к товариществу собственников жилья-3 Фрунзенского района г. Саратова (далее- ТСЖ-3 Фрунзенского района г. Саратова, Товарищество) с вышеуказанными исковыми требованиями, в обоснование которых указала, что она проживает в доме по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года и является потребителем коммунальных услуг. Указанный дом находится на обслуживании ТСЖ-3 Фрунзенского района г.Саратова, которое является исполнителем, предоставляющим потребителю жилищно-коммунальные услуги.

Согласно выставляемых управляющей компанией счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг, за истцом числится образовавшаяся на ДД.ММ.ГГГГ задолженность в сумме 15954,41руб., с истекшим на дату обращения сроком исковой давности, однако указанная сумма задолженности указывается в счетах на оплату жилищно-коммунальных услуг до настоящего времени.

Также истец указала на то, что данная сумма задолженности числится с ДД.ММ.ГГГГ и образовалась в связи с частичной неуплатой истцом обязательных платежей на содержание и ремонт жилья по причине ненадлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, незаконным завышением суммы платежей на содержание жилья из-за установления дополнительной платы за обслуживание лифтов, электроснабжение мест общего пользования, вывоз ТБО и обслуживание коллективного прибора учета вне тарифа (структуры) содержания жилья, указания данных услуг в счетах на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельной строкой, что признано незаконным решением суда по делу № 2-458/11. Задолженность образовалась так же за счет необоснованного завышения платы за отопление.

При выставлении ответчиком счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ было также установлено значительное завышение количества потребляемого тепла и, соответственно, незаконное увеличение платы за отопление по сравнению с предыдущими периодами, в связи с чем, истец по просьбе других потребителей коммунальных услуг неоднократно обращалась с письменными заявлениями в ТСЖ-3 о предоставлении документов в подтверждение показаний коллективного прибора учета подаваемого тепла, который установлен на дом с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выставлением в счетах на оплату услуг за жилищно-коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ платы за обслуживание теплоприбора.

В ответах на указанные обращения по поводу значительного завышения платы за теплоснабжение истцу были представлены расчеты с указанием показаний коллективного счетчика и общей площади дома с ДД.ММ.ГГГГ Однако запрошенные документы в подтверждение фактических показаний счетчиков, а именно протоколы ежемесячного учета тепловой энергии с указанием ежедневного потребления Гкал, акты выверки с поставщиком тепла, ответчиком не были предоставлены.

Также истец указала на то, что выставление платы за отопление на одинаковую сумму, при наличии коллективного прибора учета в доме, не может производиться. Факт завышения платы за отопление подтверждается также неправильным указанием в расчете платы за теплоснабжение общей площади дома, размер которой учитывается в формуле при расчете платы за отопление в многоквартирных домах, оборудованных коллективными приборами учета, согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354. Прибор учета на дом, установлен с ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в счетах на оплату жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ. Так, в ответах на претензии по поводу завышения платы за отопление размер общей площади дома указан - 16761,47 кв.м. при этом, общая площадь дома за разные месяцы ответчиком в платежных поручениях на оплату коммунальных услуг указывалась разной.

Истец также указывает, что незаконными являются действия ТСЖ-3 Фрунзенского района г. Саратова по установлению тарифа на вывоз ТБО с ДД.ММ.ГГГГ, с завышением платежа в общей сумме и указанием оплаты за предоставление данной услуги отдельной строкой. Незаконным также по мнению истца является начисление пени на сумму задолженности с июля по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 360,51 руб.

На основании вышеизложенного, полагая, что права истца как потребителя коммунальных услуг ответчиком были нарушены, Бесчеревных Н.В. просит суд обязать ТСЖ-3 Фрунзенского района г.Саратова списать задолженность истца с истекшим сроком исковой давности в сумме 15954,41 руб., исключить указанную сумму из счетов оплаты жилищно-коммунальных услуг; обязать ТСЖ -3 Фрунзенского района г.Саратова произвести перерасчет суммы платежей за отопление на сумму 7657,29руб, содержание жилья на сумму 97,24 руб., пени на сумму 360,51руб.; обязать ТСЖ-3 Фрунзенского района г.Саратова пересчитать платежи по тарифу на содержание жилья, установит тариф в размере 12,82руб.

Истец Бесчеревных Н.В. в судебном заседании повторно уточнила исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит суд списать числящуюся за ней на ДД.ММ.ГГГГ сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности в размере 15954,41руб., исключить данную сумму задолженности из счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг; произвести перерасчет суммы платежей за отопление за ДД.ММ.ГГГГ. на сумму 7657,29руб., за ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1737,59руб. (ДД.ММ.ГГГГ-948,81руб., ДД.ММ.ГГГГ-788,78руб.); признать незаконным начисление ответчиком платы за вывоз и утилизацию ТБО ДД.ММ.ГГГГ в платежном документе за жилищно-коммунальные услуги отдельной строкой до установления регионального оператора по обращению с ТБО; произвести перерасчет суммы платежей по тарифу на содержание жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ а также за период ДД.ММ.ГГГГ в размере 205,86 руб.; признать незаконным начисление пени на сумму задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ произвести перерасчет суммы платежей за жилищно-коммунальные услуги на сумму начисленной пени за период с ДД.ММ.ГГГГ а также за период с ДД.ММ.ГГГГ. на сумму 388,51руб.

Данные уточнения исковых требований приняты судом в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, поскольку они не противоречат закону, и не нарушают права и законные интересы третьих лиц.

Истец Бесчеревных Н.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования с учетом представленных уточнений, указав на то, что сумма задолженности в размере 15 954,41 руб. указана в счете, выставленном ответчиком за ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем, на дату обращения в суд с иском, данная сумма, на которую ответчик начисляет пени, подлежит списанию на законных основаниях. Факт признания наличия долга с истекшим сроком исковой давности подтверждается непосредственно письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. № , согласно которому долг был сформирован на ДД.ММ.ГГГГ На данный момент плата за вывоз ТБО входит в структуру содержания жилья. Выделение платы за вывоз ТБО из структуры тарифа на содержание жилья признано незаконным решением Фрунзенского районного суда от 11 марта 2011г. по делу № 2-458/11.

Также истец в судебном заседании пояснила, что довод представителя ответчика, что увеличение платы за содержание жилья связано с увеличением платы за вывоз ТБО по договору, является в данном случае также несостоятельным, поскольку тариф на вывоз ТБО до ДД.ММ.ГГГГ года входит в структуру тарифа на содержание жилья, а в соответствии со ст. 145 ЖК РФ вопрос об установлении размера обязательных платежей, в том числе размера тарифа на содержание жилья, входит в исключительную компетенцию общего собрания членов товарищества.

Представитель ответчика Минеева С.Ю. в судебном заседание исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме, указывая на то, что требование истца о списании числящейся за ней задолженности с истекшим сроком исковой давности является несостоятельным, поскольку ни гражданское, ни жилищное законодательство не содержит положений, в соответствии с которыми Товарищество обязано списывать начисленные платежи по истечении 3-х лет в случае их не оплаты потребителем. Также требования истца о перерасчете суммы платежей за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ. заявлены с пропуском срока исковой давности, а, следовательно, не подлежат удовлетворению, при этом, ответчик полагает, что расчеты представленные истцом являются неправильным, поскольку противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и фактическим обстоятельствам дела. Так же пояснила, что плата за вывоз ТБО не была выведена из структуры платы за содержание жилья, отдельной строкой в квитанциях об оплате за жилищно-коммунальные услуги данный вид услуг указывается в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ МУП БКО «Спецавтохозяйство по уборке города» увеличило плату за предоставляемые услуги в одностороннем порядке по всем договорам в г. Саратове. Заключить аналогичный договор на ранее существовавших условиях с иной организацией не представляется возможным, в виду отсутствия таковой в г. Саратове. На основании изложенного, поскольку Товарищество не является коммерческой организацией, а предоставляет услуги гражданам исходя из стоимости на услуги исполнителей, то стоимость данной услуги была увеличена и в платежных документах, причем указана отдельной строкой, для уведомления собственников об увеличении стоимости данной услуги, и что данное повышение не является завышением тарифа установленного за оплату по содержанию жилья ответчиком произвольно. Данное увеличение было произведено до принятия решения общего собрания собственников жилья, поскольку такое собрание (об изменении стоимости тарифов) проводится не чаще одного раза в год. В настоящее время ответчиком такое собрание организовывается, для чего гражданам направлены опросные листы и соответствующие уведомления.

Суд, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав материалы дела, основываясь на конституционном принципе состязательности сторон и обязанности предоставления сторонами доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.

В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме (ч. 3,4 ст. 154 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи (ч.1 ст. 158 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Бесчеревных Н.В. является владельцем жилого помещения расположенного по адресу г.Саратов, площадь Кирова, дом 8, кв.110 и потребителем коммунальных услуг.

Жилой многоквартирный дом, расположенный по указанному адресу находится на обслуживании ТСЖ-3 Фрунзенского района г.Саратова.

Согласно выставляемых ответчиком счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг, за истцом числится образовавшаяся на ДД.ММ.ГГГГ года задолженность на сумму 15954,41руб. с истекшим на дату обращения в суд сроком исковой давности. Данная сумма задолженности числится с ДД.ММ.ГГГГ и образовалась в связи с частичной неуплатой истцом обязательных платежей на содержание и ремонт жилья. Из доводов истца следует, что неуплата в части за жилищно-коммунальные услуги не производилась Бесчеревных Н.В., поскольку последняя полагала, что содержания общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащее, плата за жилищно-коммунальные услуги является завышенной.

Из положений ст. ст. 31 и 153 ЖК РФ следует, что собственник жилого помещения и проживающие в данном жилом помещении члены его семьи обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

По правилам ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст. ст. 196, 200 ГК РФ).

Статьей 197 ГК РФ предусмотрено, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, а также ранее действовавшим "Порядком предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, не предусмотрена возможность списания задолженности, требования о взыскании которой не были предъявлены в пределах срока исковой давности.

Таким образом, установив, что требования о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг к истцу в рамках настоящего дела не предъявлялись, суд приходит к выводу о том, что оснований для списания в судебном порядке задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 15954,41руб. в связи с истечением трехлетнего срока исковой давности не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Бесчеревных Н.В. исковых требований о списании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в связи с истечением срока исковой давности.

Из доводов искового заявления так же усматривается, что истец не согласна с расчетом платежей ответчика за отопление за период ДД.ММ.ГГГГ поскольку полагает, что при расчете суммы платежей Товарищество указывает неверные исходные данные, а именно о площади отапливаемых помещений и показаниях прибора учета тепловой энергии.

Изложенные доводы Бесчеревных Н.В. в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения и опровергаются представленными по делу доказательствами: техническим паспортом <данные изъяты> на жилой дом № расположенном по <адрес>, согласно которому общая полезная площадь данного жилого дома составляет 17422,5 кв.м., договором снабжения тепловой энергией от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> показаниями общедомового прибора учета тепловой энергии <данные изъяты> расчетными ведомостями (<данные изъяты> актами по потреблению тепловой энергии, посуточными протоколами учета тепловой энергии <данные изъяты>

При этом, доводы истца о том, что решением Фрунзенского районного суда г.Саратова от ДД.ММ.ГГГГ года установлена иная общая полезная площадь жилого дома № , расположенного по адресу: <адрес>, которая должна быть применена при расчете оплаты за тепловую энергию, суд считает необоснованными. Поскольку согласно техническому паспорту общая полезная площадь жилого дома составляет 17422,5 кв.м. (подвал-736,8 кв.м., из которых нежилое помещение -98.4 кв.м.). Следовательно, полезная площадь жилого дома составляет 16784,1 кв.м.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ "О государственном учете жилищного фонда в РФ" от 13 октября 1997 г. N 1301 Приказом Министерства РФ по земельной политике от 4 августа 1998 г. N 37 была утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в РФ (далее - Инструкция Минземстроя). Площади квартир и жилых зданий при технической инвентаризации должны подсчитываться в соответствии со Строительными нормами и правилами "Жилые здания". СНиП 2.08.01-89". Площади встроенных в жилые дома помещений общественного назначения (нежилых помещений), а также зданий нежилого назначения определяются в соответствии со СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения". Общая площадь квартиры определяется как сумма площадей помещений, встроенных шкафов, а также лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых с понижающими коэффициентами. Жилая площадь квартир определяется как сумма площадей жилых комнат без учета площади встроенных шкафов и темных комнат (кладовок). Общая площадь жилых зданий определяется как сумма общих площадей квартир этих зданий. Эти показатели используются для государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей.

Исходя из изложенного, судом не усматривается занижение ответчиком расчетной площади дома в целях увеличения размера платежей за тепловую энергию, в связи с чем, требования истца о перерасчете платежей за отопление за период ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ года удовлетворению не подлежат.

Так же не подлежат удовлетворению названные требования за период ДД.ММ.ГГГГ в связи с пропуском срока исковой давности, предусмотренного п. 1, 2 ст. 200 ГК РФ, о чем было заявлено представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.

В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что по смыслу п. 1 статьи 200 ГК Российской Федерации течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.

Как следует из заявленных требований, истец просит суд признать незаконным начисление ответчиком платы за вывоз и утилизацию ТБО с ДД.ММ.ГГГГ. в платежном документе за жилищно-коммунальные услуги отдельной строкой до установления регионального оператора по обращению с ТБО (ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ). Произвести перерасчет суммы платежей по тарифу на содержание жилья с ДД.ММ.ГГГГ в размере 205,86руб.

Исходя из изложенных выше правовых норм, согласно п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно протоколу общего собрания членов Товарищества собственников жилья -1 Фрунзенского района г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> установлен размер обязательных платежей (взносов) для собственников помещений являющихся членами товарищества, и собственников помещений, не являющихся членами Товарищества на содержание жилья с ДД.ММ.ГГГГ. согласно приложению № (<данные изъяты> к Уведомлению (п.5).

В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ. и дополнительному соглашению к нему от ДД.ММ.ГГГГ. размер платы за предоставление услуги вывоза ТБО был увеличен исполнителем услуги в связи с Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ года, которым установлены тарифы на услуги МУП БКО «Спецавтохозяйство по уборке города». В связи с чем, исполнителем были выставлены соответствующие счета за оказанные услуги и увеличена стоимость данной услуги для собственников жилых помещений расположенных по адресу: <адрес>

Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в ч.4 ст.154 ЖК РФ, (плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии Печного отопления), в которую плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включена.

Таким образом, оплата услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ.

Из анализа ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов в плату за коммунальные услуги не входит, следовательно, она входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер не может определяться по правилам ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а определяется в соответствии с положениями ст. ст. 156, 158 Жилищного кодекса РФ, то есть соразмерно своей доле в праве общей собственности путем внесения платы за содержание и ремонт.

При этом истцом в заявленных исковых требованиях ставится вопрос не о порядке распределения платы за вывоз ТБО, а о незаконности начисления такой платы вообще в размере, превышающем установленный протоколом общего собрания собственников жилья.

Статьей 156 ЖК РФ предусмотрено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

При этом необходимо учитывать, что Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", п. 11 которых содержит перечень работ по содержанию общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.

В указанный перечень работ так же входит сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

При этом в силу пункта 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д (1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Подпунктом "а" пункта 16 Правил N 491 определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений:

путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 Правил N 491).

В соответствии со ст. ст. 137, 145 Жилищного кодекса РФ, и п. 33 указанных Правил размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Пункт 28 указанных Правил устанавливает, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Исходя из представленных материалов дела, а так же принимая во внимание, что бремя содержания жилья, в том числе в части оплаты вывоза ТБО возложена на собственников жилья, независимо от формы управления жилым домом, суд не может признать необоснованным указание в платежных документах на необходимость оплаты услуг по вывозу ТБО в размере, превышающем установленный тариф, поскольку размер данной платы определен исходя из необходимости соблюдения санитарных требований, реальной стоимости таких услуг и подтверждается представленными доказательствами. При этом в ходе судебного разбирательства установлено, что указание в платежных документах на стоимость содержания жилья и ТБО отдельными строками, не является двойным взысканием, поскольку стоимость вывоза ТБО в строке стоимости платы за содержание жилья не учтена.

Согласно опросному листу, в настоящее время ответчиком организуется ежегодное собрание, в том числе и по вопросу оплаты ТБО в установленном исполнителем размере.

В силу ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, в том числе относятся установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества, образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования, утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана.

В соответствии с п. 2, 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

В силу п. 4, 5 ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество.

На основании положений п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, суд так же не может не согласится с доводами истца о том, что ответчиком нарушен порядок установления размера обязательных платежей, несмотря на подтверждение обоснованности определения размера платы за услуги по вывозу ТБО.

В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены, поскольку судебной защите подлежит только нарушенное право.

Следовательно, поскольку Товарищество обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме, а собственник обязан нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество, при этом истец, будучи собственником жилого помещения, пользовалась предоставляемыми Товариществом собственников жилья-3 Фрунзенского района г. Саратова жилищно-коммунальными услугами, в том числе и по вывозу ТБО, оснований для признания незаконным начисления такой платы не имеется.

Отказывая в удовлетворении требований о том, что неправомерно отдельными строками начисляется плата за вывоз ТБО, которая относится к содержанию жилья, суд так же исходит из того, что выделение названных статей расходов отдельной строкой не нарушает права истца как собственника жилого помещения в многоквартирном доме. Доказательств, подтверждающих двойную оплату указанных услуг, в материалы дела не представлено.

Частью 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования истца о незаконности начисления пени и соответствующем перерасчете удовлетворению не подлежат.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований Бесчеревных Н.В. к Товариществу собственников жилья- 3 Фрунзенского района г. Саратова о возложении обязанности произвести списание задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги в связи с истечением срока исковой давности, произвести перерасчет суммы платежей за жилищно-коммунальные услуги, признать незаконным начисление платы за вывоз и утилизацию ТБО, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Бесчеревных Н.В. к Товариществу собственников жилья № 3 Фрунзенского района г. Саратова о возложении обязанности произвести списание задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги в связи с истечением срока исковой давности, произвести перерасчет суммы платежей за жилищно-коммунальные услуги, признать незаконным начисление платы за вывоз и утилизацию ТБО, перерасчете пенни отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения –18 апреля 2016 г.

Судья З.А. Левина