Дело № 2 а– 146\ 19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2019г. г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе, председательствующего судьи Дубовицкого В.В., при секретаре Шишковой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Шумилова ФИО6 к инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова о признании незаконным и отмене решения,
установил:
Шумилов В.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова о признании незаконным и отмене решения. По тем основаниям, что с 1 ноября 2000 года он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. 22 июня 2018 года деятельность в качестве индивидуального предпринимателя им прекращена. Указывает, что апелляционным приговором Саратовского областного суда от 3 июня 2014 года он был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «а», «б» ч.4 ст.204 УК РФ, ч.3 ст. 159 УК РФ, ему было назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы со штрафом 13420000 руб., при этом наказание за совершение преступления, предусмотренного п. «а», «б» ч.4 ст.204 УК РФ назначено в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев, со штрафом 13400000 руб. Указывает, что в период 2014-2018 года, в связи с нахождением в местах лишения свободы, предпринимательская деятельность им фактически не осуществлялась. Указывает, что ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова выставило ему требование № 4028 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 18 июля 2018 года в сумме 15472,83 руб. и пени 965,48 руб. за период с 01 января 2017 года по 2018 год, а также числится общая задолженность на 16 июля 2018 года в сумме 106397,87 руб. Указывает, что 13 августа 2018 года в ответ на требование № 4028 им было направлено заявление в ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова о списании с него задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а так же пеней и штрафов, образовавшихся за период 2014-2018 год, так как в указанный период он находился в местах лишения свободы. Указывает, что в ответ на его заявления о списании образовавшейся задолженности, ИФНС по Фрунзенскому району города Саратова направило в его адрес письмо - ответ из ОПФР России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова, в котором ОПФР ссылаясь на п. 6 ст. 14 ФЗ-212 от 24 июля 2009 года и ст. 12 ФЗ-400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» утверждает, что период нахождения в местах лишения свободы, в течении которого страхователь не осуществлял соответствующую деятельность не предусмотрено в качестве периода, за который страхователь исключает и не уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Полагает, что находясь в местах лишения свободы, имел ограниченные возможности в реализации своих гражданских прав, не располагал необходимыми бланками документов, сведениями для их заполнения, а также денежными средствами, подлежащими уплате за совершение обязательных действий, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, связи с родственниками он не поддерживал, денежными средствами для того, чтобы заключить соглашение с адвокатом для представления его интересов в соответствующем органе не располагал и не мог реализовать свое право на прекращение статуса индивидуального предпринимателя через представителя. Считает решение налогового органа незаконным, не обоснованным и подлежащим отмене.
В судебном заседании административный истец Шумилов В.Ю. и его представитель – Алексеева Г.В., действующая на основании ч.5 ст.57 КАС РФ, поддержали исковые требования, просят суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г.Саратова по доверенности Любимцева Н.А. возражала против удовлетворения исковых требований, просит суд в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области по доверенности Любимцева Н.А. считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), при рассмотрении настоящей апелляционной жалобы подлежат применению положения Закона № 212-ФЗ.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 4.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ установлено, что если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
В соответствии с частью 8 статьи 16 Закона № 212-ФЗ, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В случае прекращения предпринимательской либо иной профессиональной деятельности плательщикам страховых взносов следует представить в налоговый орган сведения о доходах от деятельности, так как право определять величину доходов плательщиков, необходимую для определения фиксированного размера страховых взносов, и передавать сведения о ней из территориальных органов Федеральной налоговой службы России в территориальные органы Пенсионного фонда России принадлежит налоговым органам.
В силу положений статей 216, 227, 229 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения деятельности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, до конца налогового периода (календарного года) налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
Статьей 18 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (часть 1). В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (часть 2).
На основании части 1 статьи 25 Закона № 212-ФЗ, в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки, плательщик страховых взносов должен выплатить пени.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Закона № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 апреля 2014 года № 822-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф. на нарушение его конституционных прав положением пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил следующее.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
В пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует. При этом нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.
Таким образом, срок, установленный пунктом 1 статьи 70 НК РФ, не является пресекательным, но нарушение налоговым органом сроков направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога в принудительном порядке.
Как следует из материалов административного дела, Шумилов В.Ю. 01 апреля 2004 года зарегистрирован Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы №19 по Саратовской области в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена соответствующая запись.
Согласно справке № 082506, выданной ФКУ ИК-33 г.Саратова 15 августа 2017 года содержался в местах лишения свободы с 03 июня 2014 года по 15 августа 2017 года.
За период с 03 июня 2014 года по 31 декабря 2016 года Шумилову В.Ю. начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 57390,61 руб., в том числе: за период с 03 июня 2014 года по 31 декабря 2014 года - 11975,90 руб., в том числе: 10012,01руб. - страховые взносы на страховую пенсию; 1963,89 руб. - страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
За 2015 год - 22261,38руб., в том числе: 18610,80руб.- страховые взносы на страховую пенсию; 3650,58руб. - страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
За 2016 год - 23153,33руб., в том числе: 19356,48руб. - страховые взносы на страховую пенсию; 3 796,85 - страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
За 2017 год начисленные Инспекцией страховые взносы в Пенсионный фонд РФ составили 15 472,83руб. в том числе: 12 682,61 руб. - страховые взносы на страховую пенсию; 2790,22 руб. - страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п.2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Таким образом, срок для уплаты Шумиловым В.Ю. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный 2017 год в сумме 15 472,83 руб. не позднее 31 декабря 2017 года.
Административный истец полагает, что его нахождение в местах лишения свободы является основанием для освобождения от уплаты страховых взносов в связи неосуществлением им в этот период предпринимательской деятельности и невозможностью прекратить регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, доводы административного истца являются несостоятельным в силу следующего.
Частью 6 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды, а именно период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
Указанный перечень оснований для освобождения плательщиков страховых взносов, в том числе индивидуальных предпринимателей, от их уплаты является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку законодателем четко определен круг обстоятельств, освобождающих индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов, суд полагает, что нахождение Шумилова В.Ю. в местах лишения свободы в отсутствие условий, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы), не освобождает его от уплаты обязательных платежей.
Кроме того, доказательств наличия каких-либо ограничений в праве переписки во время отбывания наказания Шумиловым В.Ю. не представлены.
Соответственно, суд полагает, что административный истец не был лишен возможности в соответствии с положениями Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» лично или через представителя обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Доводы Шумилова В.Ю. о применении к нему положений статьи 21.1 Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 года) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регламентирующей условия признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность, не могут быть приняты во внимание, поскольку положения данной нормы не применяются к индивидуальным предпринимателям, а, кроме того, оснований для этого не имелось.
При этом суд приходит к выводу о пропуске Шумиловым В.Ю. срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства, согласно которой, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из содержания искового заявления и материалов административного дела, Шумилов В.Ю. с целью освобождения от уплаты страховых взносов прекратил регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя 22 июня 2018 года.
Таким образом, по состоянию на указанную дату Шумилову В.Ю. было известно о предъявленных к нему налоговым органом требованиях об уплате страховых взносов, пени, однако данный административный иск был подан в суд только 11 декабря 2018 года, то есть по истечении срока, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что в силу части 8 данной статьи также является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 174 - 177 Кодекса административного судопроизводства РФ суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Шумилова ФИО7 к инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова о признании незаконным и отмене решения - отказать.
Решение может быть обжаловано участниками процесса в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения, 16 января 2019 года.
Судья: В.В. Дубовицкий