НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область) от 10.04.2019 № 2-585/19

Дело № 2-585/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2019 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Александровой К.А.,

при секретаре судебного заседания Бадикове Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО7 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о перерасчете размера страховой пенсии, взыскании судебных расходов,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова (далее – ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова) об обязании произвести перерасчет размера пенсии с 25 апреля 2018 года в соответствии с вариантом пенсионного обеспечения для лиц ДД.ММ.ГГГГ года рождения и старше; взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 15000 руб. В обоснование исковых требований указала, что 28 марта 2018 года обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова, приложив все необходимые документы для назначения пенсии. Однако пенсию истцу выплатили только 24 июля 2018 года, спустя 3 месяца после даты выхода на пенсию. Размер пенсии установлен ответчиком 11563,14 руб. После рассмотрения жалобы истца от 20 сентября 2018 года о включении в пенсионный стаж дополнительного периода работы, пенсионным органом произведен перерасчет установленной пенсии, размер которой составил 11583,14 руб. Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица указан вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования, выбранный застрахованным лицом ДД.ММ.ГГГГ года рождения и моложе. Поскольку дата рождения ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ, соответственно вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования должен быть ДД.ММ.ГГГГ года рождения и старше. Вместе с тем ответчик не предложил другой вариант пенсионного обеспечения и не дал никаких пояснений по этому поводу. На основании изложенного ФИО1 полагает, что ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова допущено нарушение ее пенсионных прав на размер пенсии по старости.

От ответчика, полагающего исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме, поступили письменные возражения с указанием, что ФИО1 обратилась за назначением страховой пенсии по старости 28 марта 2018 года. По результатам анализа представленных документов составлено уведомление от 28 марта 2018 года, которым истец поставлена в известность о необходимости представления дополнительного документа - справки работодателя о периоде работы с 01 апреля 1992 года по 08 февраля 1993 года; срок для предоставления до 28 июня 2018 года. Поскольку справка от заявителя до 28 июня 2018 года не представлена, а поступило заявление с просьбой не учитывать при подсчете страхового стажа период работы с 31 марта 1992 года по 08 февраля 1993 года, то расчет пенсии произведен исходя из стажа - 34 года 3 месяца 26 дней. В свою очередь, в целях оказания содействия территориальным управлением ПФР направлены запросы в архивы Саратовской области Аппарат Администрации город Саратов Архивный отдел, ОГУ ГАНИСО, из которых в последующем поступили отрицательные ответы. Вместе с тем 26 сентября 2018 года ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова решением № 6843 период работы ФИО1 с 01 апреля 1992 года по 08 февраля 1993 года включен в расчет страховой пенсии, в связи с чем общий страховой стаж составил 35 лет 2 месяца З дня. Кроме того, размер страховой пенсии скорректирован с учетом страховых взносов за 2017 год. Таким образом, размер изначально назначенной страховой пенсии - 11307,75 руб. увеличен после корректировки по стажу и страховым взносам до 11563,14 руб. Недополученная сумма пенсии - 1583,42 руб. за период с 25 апреля 2018 года (даты назначения) по 31 октября 2018 года перечислена дополнительными доставочными документами в октябре 2018 года. Ссылка ФИО1 в исковом заявлении на то, что, подав документы 28 марта 2018 года, получила пенсию только 24 июля 2018 года, является необоснованной, поскольку заявителю предоставлялся трехмесячный срок для собирания дополнительных документов. По истечении указанного срока выплата произведена истице с момента возникновения права, то есть с 25 апреля 2018 года. В числе доводов искового заявления значится указание на то, что ответчик применил неправильный порядок пенсионного обеспечения: для лиц ДД.ММ.ГГГГ года рождения и моложе, тогда как должен применить: для лиц ДД.ММ.ГГГГ года рождения и старше. Данный довод является необоснованным, так как истцом не указано в чем выразилось нарушение прав. При этом предложение «для лиц ДД.ММ.ГГГГ года рождения и моложе» не является выбранным вариантом к действию, тем более для выбора варианта пенсионного обеспечения при расчете пенсии. Данная строка является частью утвержденной формы «Сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» (форма СЗИ-6, утверждена постановлением Правления ПФР от 15 июня 2016 года № 491п) и в рассматриваемом случае осталась не заполненной. Кроме того, данный вариант пенсионного обеспечения не имеет никакого отношения к расчету страховой пенсии, поскольку применяется для формирования пенсионных накоплений в виде накопительной части пенсии. 25 июля 2018 года ФИО1 обратилась с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты накопительной части пенсии (ч. 1 ст. 4 Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»). Выплата произведена в сентябре 2018 года в размере 5201,89 руб. Считает, что сумма расходов на оплату услуг представителя крайне завышена, поскольку к исковому заявлению приложен небольшой объем доказательств, которые в основной массе являются копиями документов пенсионного дела. Акт сдачи-приемки работ по договору оказанию услуг не представлен. Услуга по подготовке искового заявления оказана ненадлежащего качества, поскольку в содержании иска имеются ссылки на недействующие нормативные акты. Исполнитель по договору приходится дочерью истице. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат, а также имеют целевое назначение, направленное на выплату и доставку пенсий, пенсионных накоплений.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные изложенному в письменных возражениях, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Истец ФИО1, извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, ходатайств об отложении дела слушанием от нее не поступало, в связи с чем суд с учетом мнения сторон полагает возможным на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Заслушав объяснения участника процесса, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В ст. 39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Вопросы, связанные с назначением, выплатой, перерасчетом и индексацией трудовых пенсий до 01 января 2015 года регулировались Федеральным законом от
17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 указанной статьи, либо в порядке, установленном п. 4 указанной статьи, либо в порядке, установленном п. 6 указанной статьи.

С 01 января 2015 года пенсионное обеспечение на территории РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом с указанной даты Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется в части, не противоречащей Федеральному закону «О страховых пенсиях», в том числе, применяются нормы, регулирующие исчисление размера трудовых пенсий и подлежащие применению в целях определения размеров страховых пенсий до 01 января 2015 года.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается - день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона. В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.

В соответствии с ч. 11 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 400- ФЗ «О страховых пенсиях», если одним из условий установления страховой пенсии, выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии является достижение определенного возраста, такое условие считается выполненным в день, соответствующий дате рождения.

Обязанность по представлению недостающих документов возложена на заявителя (п. 20 Административного регламента от 19 января 2016 года № 14н, п. 20.1 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н, (далее - Правила № 884н)).

Согласно п. 3, 4 Правил № 884н граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени. Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему выбору.

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда РФ, (п. 23 Правил № 884н)

В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается бессрочно.

Судом на основании представленных по делу доказательств установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО1 28 марта 2018 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей страховой пенсии.

28 марта 2018 года ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова ФИО1 направлено уведомление о необходимости представления в срок до 28 июня 2018 года дополнительного документа - справки работодателя о периоде работы с 01 апреля 1992 года по 08 февраля 1993 года.

25 апреля 2018 года ФИО1 достигла возраста 55 лет.

28 июня 2018 года ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова вынесено решение № 5281, которым при установлении пенсии стаж ФИО1 определен 34 года 3 месяца 26 дней, период работы с 01 апреля 1992 года по 08 февраля 1993 года не зачтен. Размер страховой пенсии по старости установлен в размере 11307,75 руб. со дня возникновения права на указанную пенсию (с 25 апреля 2018 года).

20 сентября 2018 года в пенсионный орган поступило обращение ФИО1 об устранении допущенных нарушений пенсионных прав заявителя.

Решением ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах
г. Саратова от 26 сентября 2018 года № 6843 отменено решение от 28 июня 2018 года
№ 5281, период работы с 01 апреля 1992 года по 08 февраля 1993 года включен в расчет страховой пенсии, размер страховой пенсии рассчитан исходя из стажа по Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительностью 35 лет 2 месяца 3 дня, а также скорректирован с учетом сведений о размере индивидуального пенсионного коэффициента за 2017 год, первый квартал 2018 года и составил 11563,14 руб.

Недополученная сумма пенсии за период с 25 апреля 2018 года по 31 октября 2018 года в размере 1583,42 руб. перечислена дополнительным доставочным документом в октябре 2018 года.

Таким образом, расчетный размер пенсии истца при оценке пенсионных прав застрахованного лица определен в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства, доказательств иному в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено.

Исходя из содержания вышеприведенных нормативно-правовых актов, в законе заложен единообразный принцип назначения страховых пенсий для всех граждан, в связи с чем суд признает довод истца о существовании иного порядка назначения страховой пенсии по старости лицам, родившимся до 1967 года, ошибочным и основанным на неверном толковании действующего законодательства.

При этом довод истца о том, что в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 указан вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования, выбранный застрахованным лицом ДД.ММ.ГГГГ года рождения и моложе, признается судом не состоятельным, поскольку строка «вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования, выбранный застрахованным лицом ДД.ММ.ГГГГ года рождения и моложе» является частью утвержденной постановлением Правления ПФР от 15 июня 2016 года № 491п формы «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» СЗИ-6 и в рассматриваемом случае не заполнялась.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что 01 сентября 2018 года на основании заявления от 25 июля 2018 года ФИО1 перечислена единовременная выплата пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в сумме 5201,89 руб.

При таких обстоятельствах суд признает установленным факт правильного расчета размера пенсии, назначенной истцу.

Оценив все представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и каждое по отдельности, проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, суд признает исковые требования ФИО1 к ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Учитывая изложенное в соответствии со ст. 98 ГПК РФ требования ФИО1 о взыскании с ответчика судебных расходов удовлетворению также не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО8 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова о перерасчете размера страховой пенсии, взыскании судебных расходов – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Фрунзенский районный суд г. Саратова.

Срок изготовления мотивированного решения суда – 12 апреля 2019 года.

Судья К.А. Александрова