Фрунзенский районный суд города Саратова
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Фрунзенский районный суд города Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2-1109/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05.05.2011г. г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Подветельновой О.М., при секретаре Евстратове А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жумагулова Бакитжана Тулегеновича к Военному комиссариату Саратовской области о признании права на пересмотр размера пенсии с учетом увеличения должностного оклада, о взыскании задолженности по пенсии с учетом роста индексов потребительских цен,
УСТАНОВИЛ:
Истец, Жумагулов Б.Т. обратился в суд с настоящим иском, указывая, что с 06.10.1994года он является получателем пенсии за выслугу лет, уволен из Вооруженных Сил с должности бортового техника-инструктора, в соответствии с летной книжкой имеет квалификацию военного техника 1-го класса. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396 утверждено Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации, предусматривающее увеличение должностных окладов лицам, имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории. Полагая, что его квалификация соответствует квалификации бортового специалиста 1 класса, поименованной названным выше Постановлением Правительства РФ, и ссылаясь на то, что должностные оклады бортового специалиста 1 класса были увеличены с 01.06.2000года на 25%, с 01.01.2006года на 35%, истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии в соответствии с повышением должностного оклада с учетом квалификационной категории и получил удовлетворение заявления в части. Так ответчик признал за ним право на увеличение должностного оклада с учетом квалификационной категории бортового специалиста 2 класса и произвел пересмотр размера пенсии с учетом увеличения должностного оклада бортового специалиста 2 класса на 25 %, выплатив задолженность по пенсии за 1 год предшествующий дню подачи заявления о пересмотре размера пенсии, т.е. за период с 01.09.2009года по 30.09.2010года.
Не соглашаясь с решением ответчика, истец просил суд признать право на пересмотр размера пенсии в соответствии с увеличением должностного оклада по квалификационной категории военный техник первого класса с 01.06.2000года на 25%, с 01.01.2006года на 35%, обязать ответчика назначить пенсию в размере с учетом увеличения должностного оклада на 35%, взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в его пользу задолженность по пенсии за период с 01.06.2000года по 31.08.2009года, исчисленную с учетом роста индексов потребительских цен, в размере 119 469руб.01коп.
Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Суд с учетом надлежащего извещения истца, что подтверждено почтовым уведомлением и пояснениями представителя истца, пришел к выводу о рассмотрении дела без участия истца.
Представитель истца, по доверенности Берегой В.И. иск поддержал, по изложенным в нем основаниям, указав также, что его доверитель, Жумагулов Б.Т., начиная с 2000 года, неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о пересмотре размера пенсии с учетом имеющейся у него и подтвержденной записью в летной книжке квалификации военного техника 1-го класса, однако, заявление ответчиком было удовлетворено частично, только в сентябре 2010года.
Представитель ответчика, по доверенности, Сидорова А.А., иск не признала, не оспаривая права истца на увеличение должностного оклада на основании Постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396, которым утверждено Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации, предусматривающее увеличение должностных окладов лицам, имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, она вместе с тем указала, что в силу названного Постановления Правительства РФ, правом на увеличение должностных окладов наделены бортовые специалисты которым классная категория была определена в порядке действующем в период с 1987года по март 1991года. Истцу в этот период была определена классная категория военного техника 2 класса, присвоение категории военный техник 1 класса, находится за пределами указанного выше периода, следовательно, истец имеет право на увеличение должностного оклада в размере предусмотренном для бортовых специалистов 2 класса. Военный комиссариат Саратовской области установив это право произвел перерасчет размера пенсии истца и выплатил задолженность за 1 год предшествующий дню обращения истца за пересмотром пенсии, в соответствии с разъяснениями содержащимися в письме Министерства обороны РФ.
Суд заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы гражданского и пенсионных дел, приходит следующему.
Судом установлено, поскольку не оспаривается ответчиком и подтверждается материалами пенсионного дела и записями в летной книжке, что истец, Жумагулов Б.Т. с 06.10.1994года является получателем пенсии за выслугу лет, уволен из Вооруженных Сил с должности бортового техника-инструктора. В соответствии с летной книжкой в период службы ему неоднократно определялась квалификация: приказом Главнокомандующего Вооруженных Сил № от 05.04.1989года- военный техник 3 класса; приказом Главнокомандующего Вооруженных Сил № от 26.10.1990года- военный техник 2 класса, приказом Главнокомандующего Вооруженных Сил № от 28.11.1991года -военный техник 1 класса( л.д.6-7).
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396 утверждено Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации, которым предусмотрено увеличение должностных окладов военнослужащим, проходящим военную службу, и работникам (сотрудникам), проходящим государственную службу на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории "летчик (штурман)", "летчик (штурман)-инструктор 2, 1 классов","летчик (штурман)-снайпер", "бортовой специалист 2, 1 класса", "бортовой специалист-мастер", при этом квалификационные категории "бортовой специалист 3, 2 и 1 классов" и "бортовой специалист-мастер" введены этим Положением впервые.
Классификация членов экипажей воздушных судов (кроме летчиков и штурманов) ранее проводилась в соответствии с Инструкцией о порядке проведения классификации офицеров инженерно-технического состава авиации Вооруженных Сил СССР, занимающих должности инженера и техника и входящих в экипажи самолетов и вертолетов, утвержденной приказом Министра обороны СССР 1987 года N 0112. Этой Инструкцией введен порядок проведения классификации, приближенный к порядку, применяющемуся для летчиков и штурманов. В 1990 году приказом Министра обороны СССР N 0190 введена в действие Инструкция, которая установила единые порядок, нормы и требования для определения квалификации летчиков, штурманов, инженеров и техников, выполняющих свои обязанности в полете.
Приказом Министра обороны СССР от 15 марта 1991 г. N 063 в приказ N 0190 внесены изменения и в дальнейшем порядок присвоения (подтверждения) членам экипажей воздушных судов (кроме летчиков и штурманов) квалификационных категорий изменился и стал максимально приближен к порядку, установленному для определения классности наземных специалистов, которая проводилась в соответствии с приказом 1990 года N 080.
Для присвоения впервые введенных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396 квалификационных категорий бортовых специалистов этим нормативным актом введены новый порядок и более высокие требования, чем те, которые по-прежнему используются при квалификации военнослужащих нелетных специальностей.
Таким образом в период с 1987( Приказ МО РФ №) по март 1991 года(Приказ МО РФ №) другие члены экипажей воздушных судов (бортовые инженеры и техники офицерского состава) квалифицировались в соответствии с порядком, сходным для определения квалификации летчиков и штурманов.
Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2002 г. N 611 в постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396 внесены изменения, предусматривающие, что Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации распространяется на летный состав, которому были присвоены квалификационные категории в порядке, установленном для летчиков и штурманов, до вступления в силу настоящего Положения, т.е в порядке который действовал в период с 1987года по март 1991года и был установлен после 16.08.2002года.
Подпунктом "д" п. 1 приказа Министра обороны РФ N 288 и руководителей других силовых ведомств от 12 июля 2007 г. "О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации" предусмотрено производить перерасчет ранее назначенных пенсий гражданам, уволенным с военной службы и занимавшим ранее:
- воинские (штатные) должности летного состава и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по этим должностям за присвоенную в установленном порядке соответствующую квалификационную категорию (классную квалификацию, классность);
- должности офицеров, относящиеся к должностям бортовых инженеров и бортовых техников, и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по этим должностям за соответствующую классность, присвоенную в порядке, установленном для летчиков и штурманов.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что право на повышение должностного оклада с увеличением за квалификационную категорию и, соответственно, право на перерасчет пенсии с учетом этого обстоятельства имеют не все члены экипажей воздушных судов, а лишь те, кому классная квалификация присвоена в порядке, установленном для летчиков и штурманов. Такой порядок действовал в период с мая 1987 г. по март 1991 г. и был определен после 23 августа 2002года.
Как установлено судом истец состоял в воинской должности летного состава, являлся бортовым специалистом, в соответствии с летной книжкой в период службы ему неоднократно определялась квалификация: приказом Главнокомандующего Вооруженных Сил № от 05.04.1989года- военный техник 3 класса; приказом Главнокомандующего Вооруженных Сил № от 26.10.1990года- военный техник 2 класса, приказом Главнокомандующего Вооруженных Сил № от 28.11.1991года -военный техник 1 класса( л.д.6-7).
Таким образом квалификация военный техник 1 класса была определена истцу 28.11.1991года, т.е. за пределами периода (с мая 1987 г. по март 1991 г.), в котором присвоение квалификации давало право на повышение должностного оклада с увеличением за квалификационную категорию, что не позволяет суду согласиться с требованиями истца о признании за ним права на повышение размера пенсии с учетом квалификации бортового специалиста 1 класса.
Учитывая, что право на пересмотр размера пенсии с учетом повышения должностного оклада в соответствии с классной категорией ботовой специалист 1 класса(35%) у истца отсутствует, не может быть удовлетворен иск в части признания права на пересмотр пенсии с учетом повышения должностного оклада в соответствии с классной категорией ботовой специалист 1 класса и возложения на ответчика обязанности установить размер пенсии в соответствии с классной категорией ботовой специалист 1 класса(35%).
Вместе с тем является бесспорным право истца на пересмотр размера пенсии с учетом повышения должностного оклада военнослужащим имеющим классную категорию, военный техник 2 класса, учитывая, что такого рода классная категория определена истцу приказом Главнокомандующего Вооруженных Сил № от 26.10.1990года, т.е. в период с мая 1987 г. по март 1991 года.
Установленные судом обстоятельства являются основанием для пересмотра размера пенсии истца, при этом суд учитывает положения действующего законодательства и нормативно-правовых норм регулирующих вопросы назначения пересмотра пенсии лицам, проходившим военную службу.
Так, статьей 49Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлены основания пересмотра пенсий лиц, проходивших военную службу. Одним из оснований пересмотра пенсии указанным лицам является увеличение денежного довольствия лицам рядового, начальствующего состава, находящимся на службе. Пенсия подлежит пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением (пп. "б" п. 1 ст. 49).
При этом порядок пересмотра размера пенсий определяется Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 49 Закона).
Названный порядок установлен пп. "б" п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации". Согласно названному положению в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава.
Таким образом основанием для пересмотра размера пенсии, назначенной ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, является факт увеличения денежного довольствия военнослужащим, находящимся на действительной службе.
В рассматриваемом деле таким основанием для пересмотра размера пенсии является Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396. Однако, учитывая, что действие названного Постановления Правительства РФ было распространено на ту категорию лиц, к которой относится истец лишь с 01.09.2002года, когда в постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396 внесены изменения постановлением Правительства РФ от 16 августа 2002 г. N 611, суд, приходит к выводу, что право на пересмотр размера пенсии возникло у истца с момента внесения этих изменений, т.е. с 01.09.2002года.
Изложенное, позволяет суду удовлетворить требования истца о взыскании с ответчика задолженности по пенсии за период с 01.09.2002года по 31.08.2009года, учитывая, что за период с 01.09.2009года по 30.09.2010года ответчик выплатил задолженность по пенсии добровольно, до обращения истца с иском в суд.
Согласно Постановления Правительства РФ № от 23.05.2000года и изменений, которые были внесены Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 г. N 796 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию отдельных категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 17 января 2007 г. N 19
"О дополнительных мерах по материальному стимулированию отдельных категорий военнослужащих и работников (сотрудников), проходящих государственную службу на должностях летного состава государственной авиации", должностные оклады бортовым специалистам 2 класса увеличивались на 10% с 01.06.2000года, на 25% с 01.01.2007года.
При определении размера задолженности истца, кроме изложенных выше обстоятельств, суд учитывает также, что в силу инфляционных процессов, истец понес убытки, которые подлежат возмещению путем индексации задолженности по пенсии на индексы роста уровня потребительских цен.
Удовлетворяя требования истца об исчислении размера задолженности по пенсии на индекс роста потребительских цен, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 8 и подпунктом "а" пункта 9 Постановления Совет Министров - Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 года приняло постановление N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, в которое включаются оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
Согласно подпункту "а" пункта 14 Постановления, в предусмотренных законодательством случаях повышения стоимости жизни или увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих либо повышения установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости пенсии, назначенные в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года подлежат пересмотру: в случае повышения стоимости жизни пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим и их семьям, повышаются (индексируются) с учетом индекса стоимости жизни за соответствующий период, определяемого компетентным государственным органом, в порядке, размерах и со срока, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации об индексации денежных доходов населения.
Статьей 58 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, подлежит выплате за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом согласно пункту 8 постановления Совета Министров Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 в случае перерасчета получаемой указанными лицами пенсии такой перерасчет производится с учетом индексации.
При индексации подлежат применению индексы потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также на платные услуги. Для индексации недоплаченной истцу пенсии суд применяет индексы потребительских цен согласно сведениям Саратовского органа Федеральной службы государственной статистики.
Учитывая, что выплата пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, причинила имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации суммы недоплаченной пенсии с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики.
Суд соглашается с представленным истцом расчета, учитывая, что его правильность проверена судом и не оспорена ответчиком и приходит к выводу о взыскании с ответчика задолженности по пенсии за период с 01.09.2002года по 31.08.2009года в размере 68 228руб. 73коп.
Суд не соглашается с доводами представителя ответчика о применении к возникшим правоотношениям положений ст. 55 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", при этом исходит из следующего.
Так согласно ст. 55 названного Закона при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства; в случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
В силу статьи 55 Закона перерасчет размера пенсии неразрывно связан с моментом обращения самого пенсионера в орган пенсионного обеспечения с соответствующим заявлением только в том случае когда наступившие для пересмотра размера пенсии обстоятельства неразрывно связаны с личностью пенсионера и не были известны пенсионному органу. При рассмотрении настоящего дела установлено, что основанием для пересмотра размера пенсии является нормативно-правовой акт, а именно Постановление Правительства РФ № от 23.05.2000года и Постановления Правительства РФ которыми в него вносились изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Жумагулова Бакитжана Тулегеновича к Военному комиссариату Саратовской области о признании права на пересмотр размера пенсии с учетом увеличения должностного оклада, о взыскании задолженности по пенсии с учетом роста индексов потребительских цен, удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в пользу Жумагулова Бакитжана Тулегеновича задолженности по пенсии с учетом роста индексов потребительских цен за период с 01.09.2002года по 31.08.2009года в размере 68 228руб 73коп.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Подветельнова О.М.