Дело № 12-170/19 Р Е Ш Е Н И Е по жалобе по делу об административном правонарушении г.Иваново 20 августа 2019 года Судья Фрунзенского районного суда г.Иваново Ивановской области Власова Е.А., с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1 – Кузнецова Д.А., рассмотрев жалобу директора ООО «ДрайвАвто» ФИО1 на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ивановской области (далее Гострудинспекця) Л.К.М. от 26 июня 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и назначении административного наказания, у с т а н о в и л: Постановлением государственного инспектора труда Гострудинспекции Л.К.М. №37/12-5514-19-И от 26 июня 2019 года директор ООО «ДрайвАвто» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде 3 000 рублей. Будучи не согласным с указанным постановлением ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить указанное постановление в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы приведены следующие доводы. 1. Согласно п.1 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 г. №438н (далее Типовое положение), положение разработано в целях оказания содейстивя работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ. Обязанность работодателя включения всех разделов и подразделов, указанных в Типовом положении, не предусмотрена. Структура Типового положения носит для работодателя рекомендательный характер. Создание и обеспечение функционирования системы управления охраной труда зависит не от наличия или отсутствия в утвержденном на предприятии «Положении о системе управления охраной труда» тех или иных разделов и подразделов, указанных в Типовом положении, а посредством соблюдения работодателем государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности. 2. Минтруда и социальной защиты в письме от 31.10.2016 г. №15-1/10/В-8028 указало на то, что работодателям при реализации полномочий, предусмотренных ст.212 ТК РФ необходимо руководствоваться Типовым положением с учетом специфики своей деятельности. Типовое положение содержит указание на возможную вариативность отдельных его норм при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. 3. Положение о системе управления охраной труда ООО «ДрайвАвто» обеспечивает соблюдение государственных нормативных требований охраны труда. В нем, хотя и не выделены в отдельные разделы (подразделы), принципы и задачи системы управления охраной труда в организации, обеспечение функционирования СОУТ, процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда, контроль функционирования СОУТ и мониторинг реализации процедур. Информация, не отраженная в Положении, содержится в других локальных актах организации, которые в ходе проверки не запрашивались. 4. Нормами действующего законодательства обязанность работодателя проводить оценку профессиональных рисков не установлена. При этом работодатель обязан информировать о риске повреждения здоровья. В Обществе на основании ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» основой для идентификации опасностей и определения уровня профессиональных рисков служат результаты специальной оценки условий труда. По результатам СОУТ от 04.12.2017 года и от 31.05.2019 года на рабочих местах водителей автобусов определен класс условий труда -2 (допустимый), мероприятий по улучшению условий труда не рекомендовано, снижение уровня профессионального риска по результатам СОУТ не предусмотрено. 5. Возможные риски повреждения здоровья отражены в инструкциях по охране труда для водителей автобуса, включены в программу их обучения. Инструкции по охране труда и программа обучения водителей в ходе проверки не запрашивалась. Отсутствие в тексте «Положения о системе управления охраной труда» от 25.09.2017 года оценки всех видов профессиональных рисков, а также разделов, указанных в оспариваемом постановлении, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 ТК РФ. В судебном заседании защитник Кузнецов Д.А. поддержал доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме. В судебном заседании государственный инспектор труда Гострудинспекции Л.К.М. пояснила, что отсутствие в Положении о системе управления охраной труда указания на разделы (подразделы) является нарушением поскольку не соответствует требованиям, указанным в Типовом положении о системе управления охраной труда, для водителей автобусов не оценены опасности транспорта. Оценив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, суд приходит к следующему. Частью 1 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи. Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 22 мая до 19 июня 2019 года Гострудинспекцией была проведена выездная внеплановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ООО «ДрайвАвто». Как следует из протокола об административном правонарушении №37/12-5274-19-И, в ходе проверки выявлены нарушения требований трудового, в том числе, законодательства об охране труда. 1. В нарушение ст.212 ТК РФ в Положении о системе управления охраной труда, утвержденной 25.09.2017 года, работодателем не оценены все виды профессиональных рисков, как это предусмотрено п.33 Типового положения о системе управления охраной труда, а именно - в штате организации имеются работники – водители. В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью данных работников, не оценены опасности транспорта. Таким образом, работодателем не организованы процедуры управления профессиональными рисками, исходя из специфики своей деятельности: не выявлены все опасности; не оценены и не снижены уровни профессиональных рисков. Таким образом, система управления охраной труда в организации функционирует не в полном объеме; 2. В Положении о системе управления охраной труда отсутствуют разделы (подразделы): - цели работодателя в области охраны труда; - обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя); - процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда; - планирование мероприятий по реализации процедур; - контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур; - планирование улучшений функционирования СУОТ; - о процедуре обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты смывающими обезвреживающими средствами, что предусмотрено Типовым положением о системе управления охраной труда (л.д.42-46). Указанное нашло отражение в Акте проверки от 19 июня 2019 года №37/12-5272-19-И и оспариваемом постановлении (л.д.36-38). При этом в Акте проверки указано на выявление нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. В соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. На основании ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда. В соответствии с ч.1 Типового положения о системе управления охраной труда, данное Положение разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ. Согласно ч.2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства. Согласно п.8 Типового положения, в положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включаются, в том числе, следующие разделы (подразделы): -цели работодателя в области охраны труда; - обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя); - процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее - процедуры), -процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами; - планирование мероприятий по реализации процедур; - контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур; - планирование улучшений функционирования СУОТ. В соответствии со ст.209 ТК РФ профессиональный риск - это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Управление профессиональными рисками это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. В соответствии с п.15 ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» для оценки уровней профессиональных рисков применяются результаты проведения специальной оценки условий труда. Согласно ч.2.1 «Р 2.2.1766-03.2.2. Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Руководство» анализ риска состоит из оценки риска, управления риском и информации о риске. Оценка риска включает выявление опасности, оценку экспозиции и характеристику риска. Управление риском явлется принятие решений и действия, направленные на обеспечение безопасности и здоровья работников. Информацию о риске доводят до работодателей, работников и других заинтересованных сторон с соблюдением установленных законодательством РФ условий и этических норм. Мерой риска является класс условий труда. Безопасными считают условия труда, относящиеся к 1 (оптимальному) и 2 (допустимому) классам условий труда. При этом, срочности мер профилактики применительно ко второму классу условий труда не требуется. Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 04 декабря 2017 года утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда в ООО «ДрайвАвто». Согласно картам специальной оценки условий труда водителей автобусов – работников Общества, установлен 2 класс (подкласс) условий труда, где, в том числе, указаны рекомендации по улучшению условий труда, по режиму отдыха, по подбору работников (л.д.59- 69). В судебном заседании защитником Кузнецовым Д.Е. также представлена Инструкция №7 по охране труда для водителя автобуса, разработанная с учетом требований ст.212 Трудового кодекса РФ, приказа Минтруда и соцзащиты РФ №59н от 06.02.2018 года. В указанной инструкции закреплены положения, связанные, в том числе, с обеспечением водителя автобуса спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты, требованиями охраны труда перед началом и во время работы. Отдельно предусмотрены требования охраны труда при эксплуатации транспортных средств в зимнее время года, транспортных средств, работающих на газовом оборудовании, требования охраны труда в аварийных ситуациях и по окончании работы. Вопреки выводам должностного лица, в Положении о системе управления охраной труда нашли отражение необходимые сведения, предусмотренные Приказом Минтруда России от 19.08.2016 №438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда». Так, цели работодателя в области охраны труда и процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда, предусмотрены в разделе 2 Положения о системе управления охраной труда (п.2.2). Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя) нашло отражение в разделе 3 Положения о системе управления охраной труда, в котором распределены обязанности, задачи генерального директора Общества (п.3.2.1), службы охраны труда (п.3.3-3.3.2), специалиста по охране труда (п.3.3.3.-3.3.6), комиссии по охране труда (п.3.4-3.4.3), начальника отдела эксплуатации (п.3.5.1.2), руководителя подразделения (п.3.5.1.3), главного бухгалтера (п.3.5.1.4), обязанности работника (п.3.5.1.5) (л.д.96-108). Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур, планирование улучшений функционирования СУОТ предусмотрены разделом 6 Положения, а также отражены в разделах, касающихся обязанностей должностных лиц предприятия (п.6.1-6.10). Планирование мероприятий по реализации процедур и процедуры по обеспечению работников средствами индивидуальной и коллективной защиты смывающими обезвреживающими средствами предусмотрено Положением в разделах, регламентирующих основные задачи системы управления охраной труда и организацию системы управления охраны труда, в частности: - разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда; - создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе, обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в трудовом процессе, оборудования и приборов и технических средств трудового процесса; - формирование безопасных условий труда; - контроль за соблюдением требований охраны труда; - обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе, создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда; - предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющими трудовую деятельность в Обществе; - охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Обществе, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режима труда, производственного процесса, организованного отдыха. Таким образом, в действиях директора ООО «ДрайвАвто» ФИО1 состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст. 30.6, п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд р е ш и л : Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ивановской области Л.К.М. от 26 июня 2019 года о привлечении директора ООО «ДрайвАвто» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ отменить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Жалобу директора ООО «ДрайвАвто» ФИО1 удовлетворить. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии. Судья: Е.А.Власова |