НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 13.07.2011 № 2-1472

                                                                                    Фрунзенский районный суд г. Иваново                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Фрунзенский районный суд г. Иваново — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1472/11

Решение

Именем Российской Федерации

Г. Иваново 13 июля 2011 года

Фрунзенский районный суд г, Иваново

в составе председательствующего судьи Бабашова А.В.

при секретаре Нестерове М.В,

с участием заявителя, представителя УФНС России по Ивановской области Пирожковой С.Н., ИФНС России по г. Иваново Никитиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Быковой А.В. о признании незаконным решения налогового органа

Установил:

Заявитель обратилась в суд мотивируя следующими доводами.

23 декабря 2010 года Быкова А.В. предоставила в ИФНС России по г. Иваново декларацию по форме 3-НДФЛ для получения социального вычета в связи с оплатой за лечение. Декларация была подана в срок т.е. до истечения трёх лет. Вместе с декларацией Быкова А.В. подала заявление с просьбой предоставить социальный налоговый вычет и документы, подтверждающие право на его получение. 02 февраля 2011 года она по почте получила Уведомление № 14-07/ 8049 о подтверждении права на получение налоговых вычетов. В своем Уведомлении ИФНС России по г. Иваново сообщает, что по результатам проведённой камеральной налоговой проверки декларации, предоставленной 23.12.10г., подтверждается право заявителя на получение налогового вычета. Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая возврату из бюджета на основании декларации составила 6 704 рублей. В уведомлении также было указано, что для возврата налога следует подать заявление в котором необходимо указать соответствующие реквизиты для перечисления денежных средств.03 февраля 2011 года заявитель предоставила необходимое заявление в ИФНС России по г. Иваново с указанием реквизитов для перечисления подлежащих возврату денежных средств. 05 марта 2010 года по почте заявитель получила письмо из ИФНС России по г. Иваново № 1999 от 10.02.2011 года, которое содержало отказ в осуществлении зачёта (возврата) подлежащих возврату денежных средств. ИФНС России по г. Иваново, руководствуясь п.7 ст.78 НК РФ сообщило, что возврат налога на доходы за 2007 год в сумме 6704 рубля невозможен по причине того, что заявление подано по истечении 3-х лет со дня уплаты налога. Вместе с тем, в соответствии с п.7 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты налога. Заявление было предоставлено в ИФНС 23.12.10 г. вместе с декларацией (форма 3-НДФЛ). В заявлении Быкова А.В. просила предоставить ей социальный налоговый вычет в соответствии со ст. 219 НК РФ. 09 марта 2011года заявитель письменно обратилась в УФНС России по г. Иваново для получения объяснений в связи с решением об отказе в осуществлении зачёта (возврата). 18 марта 2011 года она получила ответ из УФНС России по г. Иваново № 09-45/05193 от 12.05.2011г. в котором, УФНС руководствуясь ст. 140 НК РФ, изменяет решение ИФНС России по г. Иваново от 10.02.11 №1999 об отказе в осуществлении зачёта (возврата), и подтверждает ее право на возврат налога на доходы физических лиц за 2007 год в размере 818 рублей. Заявитель не согласна с выводами налоговых органов и считает, что она имеет право на предоставление социального налогового вычета в полном размере - 6704 рубля, поскольку о своем намерении получить возврат данной денежной суммы она заявила до истечения трех лет со дня уплаты денежной суммы за лечение. Ее право на получение социального налогового вычета подтверждается представленной в ИФНС России по г. Иваново налоговой декларацией, заявлением и перечнем документов подтверждающих лечение. Кроме того, право на получение социального налогового вычета в размере 6704 рубля подтверждено и ИФНС России по г. Иваново (уведомление ИФНС №14-07/8049).

В этой связи заявитель просит суд:

- Признать Решение Инспекции федеральной налоговой службы России по г. Иваново от 10.02.2011 года № 1999 с внесенными изменениями Решением Управления федеральной налоговой службы России по Ивановской области от 12.05.2011 г. № 09-45/05193 об отказе возврата налога на доходы за 2007 год в сумме 5886 рублей незаконным и обязать Инспекцию федеральной налоговой службы России по г. Иваново устранить допущенное нарушение, путем возврата заявителю налога на доходы за 2007 год в размере 5886 рублей.

В судебном заседании заявитель свои требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представители ИФНС по г. Иваново и УФНС по Ивановской области на заявление возражали мотивируя следующими доводами.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации. (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат, сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Согласно пунктам 6 и 8 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. Срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, определенный пунктом 9 статьи 78 Кодекса, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее, чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 Кодекса. Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2007 г. (форма 3-НДФЛ) представлена заявителем в ИФНС России по г. Иваново 23.12.2010 года в связи с заявленными стандартным и социальным налоговыми вычетами, согласно которой, сумма налога, подлежащая возврату из бюджета составила 6704 рублей. В декларации Быковой Ф.В. заявлен налог на доходы физических лиц, удержанный налоговыми агентами - «МУЗ 2-я Городская клиническая больница», ООО «Медицинский центр «Ивастрамед», ООО «Центр лечебно - профилактической медицины Медиком».В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2007 г.) Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации (налоговые агенты), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов, поименованных в статьях 214.1, 227 и 228 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ. В соответствии с пунктом 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации. В силу пунктов 3 и 4 статьи 218 НК РФ установленные данной статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. В случае если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей. В Декларации Быковой А.В. заявлен стандартный налоговый вычет в связи с предоставлением налоговым агентом «МУЗ 2-я Городская клиническая больница» данного вычета в меньшем размере, чем это предусмотрено статьей 218 НК РФ. Заявление о возврате налога на доходы физических лиц за 2007 год подано заявителем в ИФНС России по г. Иваново 03.02.2011 г. Согласно информации, поступающей от Управления Федерального казначейства по Ивановской области, и карточкам «Расчеты с бюджетом» у налогового агента «МУЗ 2-я Городская клиническая больница» последний платеж налога на доходы физических лиц за 2007 год произведен 23.01.2008 года. Таким образом, трехлетний срок со дня уплаты НДФЛ за 2007 год истек и, следовательно, отказ ИФНС России по г. Иваново в осуществлении возврата НДФЛ по стандартному налоговому вычету является правомерным. По этому же основанию правомерен отказ Инспекции в предоставлении социального налогового вычета у данного налогового агента. В части возврата НДФЛ по доходам, полученным заявителем у иных налоговых агентов по заявленному социальному налоговому вычету, следует отметить следующее. Налоговым агентом ООО «Центр лечебно - профилактической медицины Медиком» последний платеж НДФЛ за 2007 год произведен 29.12.2007 года, следовательно на момент подачи заявления трехлетний срок со дня уплаты суммы налога на доходы физических лиц за 2007 также истек. Однако, налоговый агент - ООО «Медицинский центр «Ивастрамед» перечислил НДФЛ по сроку за февраль и март 2007 года - 29.02.2008 и 11.03.2008 соответственно. Следовательно, Быкова А.В. имеет право на возврат НДФЛ в сумме 818 рублей с дохода, полученного у данного налогового агента в феврале 2007 года в сумме 2 722 рубля и марте 2007 года в сумме 3 570 рубля. В этой связи, в соответствии со ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации, Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области, решило изменить решение ИФНС России по г. Иваново от 10.02.2011 № 1999 об отказе в осуществлении зачета (возврата), подтвердив право Быковой А.В. на возврат налога на доходы физических лиц за 2007 год в сумме 818 рублей. Считают требования Быковой А.В. не подлежащими удовлетворению.

Суд выслушав стороны, изучив материалы дела приходит к следующему.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 219 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик имеет право на социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации).

Общая сумма социального налогового вычета с дохода, полученного у данного налогового агента в феврале 2007 года, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 38 000 рублей (в редакции от 07.07.2003 года № ПО - ФЗ).

Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при предоставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов. В соответствии с п. 2 перечня медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации, предоставленных налогоплательщику, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 года № 201, в данный перечень входят услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах и врачами общей (семейной) практики), включая проведение медицинской экспертизы.

Судом установлено, что Быковой А.В.23 декабря 2010 года в налоговый орган подана налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2007 год для получения социального вычета в связи с оплатой за лечение (л.д. 14-21 ). В графе 11 декларации заявителем указана сумма налога, подлежащая возврату из бюджета в сумме 6704 рубля.

Декларацию 3-НДФЛ, в которой налогоплательщиком заявляются только вычеты (стандартные, социальные, имущественные), он вместе с другими документами может подать в налоговый орган по окончании налогового периода, равного согласно ст. 216 НК РФ календарному году.

В соответствии с ч.1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно ч. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

В соответствии с ч. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Из материалов дела следует, что налоговым агентом ООО «Центр лечебно - профилактической медицины Медиком» последний платеж НДФЛ за 2007 год произведен 29.12.2007 года, налоговый агент - ООО «Медицинский центр «Ивастрамед» перечислил НДФЛ по сроку за февраль и март 2007 года - 29.02.2008 и 11.03.2008 соответственно.

Декларация по форме 3-НДФЛ и заявление Быковой А.В. о предоставлении ей социального вычета в связи с оплатой за лечение были поданы в ИФНС по г. Иваново 23 декабря 2010 года, то есть в течение трех лет со дня уплаты налога.

Уведомлением № 14-07 /8049 от 25.01.2011 года ИФНС России по г. Иваново подтвердило право Быковой А.В. на получение налоговых вычетов за 2007 года на всю заявленную ей сумму налога на доходы физических лиц, подлежащей возврату из бюджета в размере 6704 рубля. (л.д. 8)

Вместе с тем, после того, как 3 февраля 2011 года Быкова А.В. в целях реализации своего права обратилась с заявлением в ИФНС России по г. Иваново с просьбой о возврате причитающейся ей суммы в размере 6704 рубля, последним ей в этом было отказано.

В своем Решении от 10.02.2011 года № 1999 «Об отказе в осуществлении зачета (возврата) ИФНС России по г. Иваново уведомило Быкову А.В. о том, что на основании п. 7 ст. 78 НК РФ, возврат налога на доходы за 2007 год в сумме 6704 рубля невозможен по причине того, что заявление подано по истечении 3-х лет со дня уплаты налога. Решением УФНС России по Ивановской области № 09-45/05193 от 12.05.2011 года Решение ИФНС России по г. Иваново № 1999 было изменено, в части отказа в осуществлении зачета (возврата), подтвердив право Быковой А.В. на возврат налога на доходы физических лиц за 2007 года в сумме 818 рублей. В остальной части решение ИФНС по г. Иваново было оставлено без изменений.

В качестве обоснования своих выводов, в решении УФНС по Ивановской области указывается, что заявление о возврате налога на доходы физических лиц за 2007 год подано заявителем в ИФНС России по г. Иваново 03.02.2011 г., тогда, как налоговым агентом «МУЗ 2-я Городская клиническая больница» последний платеж налога на доходы физических лиц за 2007 год произведен 23.01.2008 года. Налоговым агентом ООО «Центр лечебно - профилактической медицины Медиком» последний платеж НДФЛ за 2007 год произведен 29.12.2007 года, следовательно на момент подачи заявления трехлетний срок со дня уплаты суммы налога на доходы физических лиц за 2007 указанными налоговыми агентами- истек, в связи с чем отказ ИФНС России по г. Иваново в осуществлении возврата НДФЛ по стандартному налоговому вычету является правомерным. В тоже время, налоговый агент - ООО «Медицинский центр «Ивастрамед» перечислил НДФЛ по сроку за февраль и март 2007 года - 29.02.2008 и 11.03.2008 соответственно, в связи с чем Быкова А.В. имеет право на возврат НДФЛ в сумме 818 рублей с дохода, полученного у данного налогового агента в феврале 2007 года в сумме 2 722 рубля и марте 2007 года в сумме 3 570 рубля (л.д.10).

Суд считает выводы налоговых органов при принятии решений об отказе заявителю в осуществлении возврата налога на доходы физических лиц не обоснованными, поскольку исчисление трехлетнего срока на возврат налога они связывают с подачей заявления на возврат излишне уплаченного налога, прямо предусмотренного статьей 78 Налогового кодекса РФ, не принимая во внимание ни декларацию, в которой податель таковой заявляет именно о своем праве на предоставление (возврата) социального вычета, ни заявление об этом, прилагаемое к декларации ( в настоящее время такового не требуется).

В данном случае, под заявлением следует понимать не какой то документ, установленной формы, а выражение воли, направленной на реализацию своих законных прав, предоставленных ему государством.

Согласно ст. 9 ГК РФ, граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Таким образом, подача самой декларации исключительно с целью получения социального вычета уже свидетельствует о том, что налогоплательщик заявил о своем праве.

Заявление о возврате излишне уплаченного налога, предусмотренное ст. 78 НК РФ, применительно к возврату социального вычета не может расцениваться, как заявление о своем праве на получение такового, а является лишь техническим действием, направленным на реализацию права, то есть его материального воплощения. Соответственно дата подачи такого заявления не входит в трехгодичный срок, предоставленный налогоплательщику законом на возврат налога в связи с предоставлением социального вычета. Срок о заявленном праве на получение социального вычета и соответственно его возврата, следует исчислять не с момента подачи заявления установленной формы с указанием соответствующих реквизитов, в том числе банковских о возврате налога, а с момента подачи декларации по форме 3-НДФЛ.

Доводы представителей налоговых органов о том, что решение о возврате может быть принято только после результатов камеральной проверки, которая проводится в течение трех месяцев и только после нее налогоплательщик может подать заявление о возврате в случае, если его право будет подтверждено, суд считает необоснованными.

Если следовать позиции налоговых органов, то предоставленный налогоплательщику трехгодичный срок будет искусственно сокращен до 2 лет и 9 месяцев (минус 3 месяца на камеральную проверку), то есть в данном случае имеет место явное противоречие закону и нарушение имущественных прав налогоплательщика.

Суд считает, что с момента подачи налоговой декларации по форме 3 НДФЛ, когда налогоплательщик заявил (выразил свое волеизъявление) на получения социального вычета, трехгодичный срок приостанавливается на время камеральной проверки. После чего, в случае подтверждения его права на получение такового, налогоплательщиком подается заявление с указанием соответствующих банковских реквизитов для перечисления причитающейся денежной суммы ( в данном случае дата подачи такового заявления уже не входит в трехгодичный срок, поскольку это чисто техническое действие).В случае, не подтверждения права на предоставление социального вычета, налогоплательщику должно быть отказано в возврате такового.

Кроме того, по своей правовой природе социальный налоговый вычет отличается от возврата излишне уплаченного налога. Налоговый вычет является налоговой льготой, предусмотренной законом, подразумевающей возврат определенной законом части налога, правильно исчисленного и уплаченного налогоплательщиком, в то время как излишне уплаченный налог является переплатой некоей суммы налога в текущем налоговом периоде, при этом ее уплата произведена при отсутствии законного на то основания. Порядок предоставления социального налогового вычета предусмотрен ст. 219 НК РФ и не содержит ограничения периода обращения в налоговый орган с заявлением для получения указанного вычета трехлетним сроком с момента уплаты налога, как это предусмотрено для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога.

При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца законны, обоснованны и подлежат удовлетворению, поскольку истец просит предоставить ей налоговую льготу, выраженную в возврате налога на доходы физических лиц, от суммы израсходованной в 2007 году за лечение, который был правильно исчислен и уплачен налогоплательщиком.

В своем заявлении Быкова А.В., просила взыскать с ИФНС России по г. Иваново государственную пошлину. Данное требование удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление удовлетворить.

Признать Решение Инспекции федеральной налоговой службы России по г. Иваново от 10.02.2011 года № 1999 с внесенными изменениями Решением Управления федеральной налоговой службы России по Ивановской области от 12.05.2011 г. № 09-45/05193 об отказе возврата налога на доходы за 2007 год в сумме 5886 рублей - незаконным.

Обязать Инспекцию федеральной налоговой службы России по г. Иваново устранить допущенное нарушение, путем возврата Быковой А.В. налога на доходы за 2007 год в размере 5886 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение десяти дней.

Судья: