НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 09.09.2020 № 2-1966/20

Дело № 2-1966/2020

УИД:370022-01-2020-001441-54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2020 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи: Орловой С.К.,

при секретаре: Лепорской Е.А.,

с участием:

истца Гришина А.В.,

представителя ответчика Ивановой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришина ФИО9 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионных прав,

у с т а н о в и л :

Гришин ФИО10 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области об обязании ответчика произвести начисление федеральной социальной доплаты (далее по тексту - ФСД) к пенсии как неработающему пенсионеру за период с августа 2019 г. по 31.12.2019 г.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что он является инвали<адрес> группы, получает пенсию по инвалидности. В настоящее время он отбывает наказание по приговору суда в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области, где он работал. В связи с увольнением истец обратился к ответчику по вопросу назначения ему ФСД как неработающему пенсионеру. Данная выплата истцу была назначена лишь с 01.01.2020 г., с чем Гришин А.В. не согласен. Письмом пенсионного органа от 03.03.2020 г. истец уведомлен, что ему отказано в начислении ФСД к пенсии как неработающему пенсионеру за период с августа 2019 г. по 31.12.2019 г. Гришин А.В. полагает данный отказ незаконным, поскольку он привел к утрате им части выплаты, и, как следствие, нарушены его права на достойное пенсионное обеспечение.

Истец Гришин А.В. суду пояснил, что свои исковые требования поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что 02.08.2019 г. через отдел спец. учета ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области он направил в пенсионный орган заявление о том, чтобы ему была назначена ФСД к пенсии как неработающему пенсионеру, поскольку в августе 2019 г. он уволился. Также аналогичные заявления им были направлены ответчику 23.10.2019 г. и 29.01.2020 г. В дальнейшем ему стало известно, что ФСД к пенсии как не работающему пенсионеру ему назначена лишь с 01.01.2020 г. С указанным решением ответчика истец не согласился и по этому поводу неоднократно обращался в пенсионный орган (20.03.2020 г. и 25.05.2020 г.). Все ответы пенсионного органа им обжаловались в Областную прокуратуру Ивановской области и в ОПФР по Ивановской области. Полагает, что ФСД к пенсии как неработающему пенсионеру должна быть назначена ему за период с августа 2019 г. по 31.12.2019 г., а не с 01.01.2020 г. Просит его исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика – ГУ - УПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановской муниципальном районе Ивановской области Иванова А.Н. суду пояснила, что исковые требования не признает в полном объеме, поддержав доводы представленных возражений на иск, дополнив, что ФСД к пенсии истцу как не работающему пенсионеру была назначена с 01.01.2020 г., поскольку дата написания соответствующего заявления указана – 02.12.2019 г., и, как следствие, в пенсионный орган с заявлением о назначении ФСД к пенсии истец обратился в декабре 2019 г. 05.12.2019 г. – дата после обработки заявления. Проситвискеотказать.

Более подробно позиция представителя ответчика изложена в письменных возражениях на исковое заявление.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 7 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту – ФЗ № 178-ФЗ) социальная доплата к пенсии представляет собой денежную сумму к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума.

Статьей 7 ФЗ № 178-ФЗ установлено, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

На основании ч. 4 ст. 12.1 указанного Закона федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Сроки установления социальных доплат к пенсиям и их перерасчета установлены частями 6 - 8 статьи 12.1 Закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 года N 178-ФЗ.

Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия (ч. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.04.2017 N 339н утверждены Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, которыми предусмотрен заявительный порядок назначения такой доплаты (п. 13 - 16).

Согласно п. 11 Правил обращения за федеральной социальной доплатой (ФСД) к пенсии, ее установления и выплаты (Правила), утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07 апреля 2017 г. N 339н, граждане, осужденные к лишению свободы, подают заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.

Из п. 16 вышеуказанных Правил следует, что заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В случае направления заявления по почте датой подачи заявления является дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В случае представления заявления в форме электронного документа через Единый портал либо ЛКЗЛ днем обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии считается дата регистрации заявления в форме электронного документа.

Факт и дата приема заявления подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой (направляемой) гражданину тем же способом, которым было подано (направлено) заявление. По желанию гражданина, расписка-уведомление о приеме заявления может быть направлена на адрес его электронной почты.

В соответствии с п. 19 указанных Правил, федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с заявлением, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.

Судом установлено, а также подтверждается представленными в материалы дела документами из личного дела пенсионера, Гришин А.В. в настоящее время отбывает наказание по приговору суда в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области. Согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2018 № 0559166, 29.04.2019 г. Гришину А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., была впервые установлена инвалидность 3 группы. Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области от 23.05.2019 г. Гришину А.В. назначена пенсия по инвалидности. Кроме того, истец является получателем ежемесячной денежной выплаты (исключая стоимость набора социальных услуг).

На дату назначения пенсии Гришин А.В. осуществлял трудовую деятельность, о чем указано в заявлении о назначении пенсии.

Через администрацию исправительного учреждения Гришин А.В. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением об установлении ему ФСД к пенсии как неработающему пенсионеру. Данное заявление он подал в администрацию исправительного учреждения 31.10.2019 г.

На основании заявления Гришина А.В. решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области от 24.12.2019 г. истцу назначена ФСД к пенсии как неработающему пенсионеру с 01.01.2020 г., о чем пенсионным органом ему был дан ответ от 03.03.2020 г.

Как следует из материалов дела, не согласившись с данным решением пенсионного органа, в 2020 г. Гришин А.В. неоднократно обращался в прокуратуру Ивановской области с обращениями о законности действий ГУ - УПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области при решении вопроса о назначении ФСД к пенсии, которые были перенаправлены в прокуратуру Фрунзенского района г. Иваново, а последним, в свою очередь, в ГУ-УПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области.

В ответах пенсионного органа ему было разъяснено, что, поскольку заявление о назначении ФСД к пенсии поступило в Управление 05.12.2019 г., то согласно ст. 12 ФЗ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ, ФСД к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.

Также Гришин А.В. неоднократно обращался в ОПФР по Ивановской области с обращениями по поводу не назначения ему ФСД к пенсии за период с августа 2019 г. по 31.12.2019 г., содержание ответов на которые было аналогично ответам Управления.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 29.05.2014 года № 1100-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Костериной Тамары Андреевны на нарушение её конституционных прав положением части 6 статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» исходя из необходимости обеспечения минимального материального обеспечения пенсионеров, проживающих на территории Российской Федерации, не осуществляющих работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, законодатель в статье 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предусмотрел возможность назначения данной категории социальных доплат к пенсии (федеральной и региональной) в случае, если сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, а также закрепил механизм реализации права пенсионеров на указанные доплаты, в том числе установив порядок обращения за их назначением. Оспариваемое положение, предоставляя гражданам возможность обратиться за назначением социальных доплат к пенсии в любое время после возникновения права на них, а также определяя сроки, с которых назначаются указанные доплаты, и возлагая на граждан обязанность обратиться с заявлением об их назначении, направлено на обеспечение беспрепятственной реализации права на социальное обеспечение, наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) данного права, способствует своевременному обращению за назначением доплат и само по себе не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права граждан.

Таким образом, законом предусмотрен обязательный заявительный порядок обращения граждан за установлением социальной доплаты к пенсии, исключение составляют социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и социальная доплата к пенсии по случаю потери кормильца, назначенная детям, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, к которым истец не относится.

Согласно материалам дела, ранее указанной даты истец с соответствующим заявлением к ответчику не обращался.

Напротив, как указано выше, Гришин А.В. обратился с соответствующим заявлением в администрацию исправительного учреждения 31.10.2019 г., что также подтверждается выпиской из журнала учета приема осужденных по социальным вопросам, из которой следует, что Гришин А.В. обращался к сотруднику учреждения по вопросу назначения ФСД в связи с его увольнением, и по данному вопросу ему были даны разъяснения.

Данное обстоятельство также подтверждается показаниями свидетеля Ерохиной С.В., являющейся старшим специалистом по социальной работе группы социальной защиты осужденных исправительного учреждения, которая пояснила, что Гришин А.В. обратился к ней с заявлением об установлении ему ФСД к пенсии как не работающему пенсионеру 31.10.2019 г. После чего 01.11.2019 г. она составила сопроводительную и 13.11.2019 г. все документы Гришина А.В., в том числе и его заявление о назначении ему ФСД, лично отвезла в пенсионный орган. Также свидетель дополнила, что до 31.10.2019 г. по данному вопросу истец обращался к ней на прием, а именно 17.07.2019 г. Однако никаких заявлений о назначении ему ФСД он не подавал.

Свидетель Шорыгина Э.В., работающая в период с 24.07.2019 г. по сентябрь 2019 г. специалистом по социальной работе группы социальной защиты осужденных, и осуществляющая прием осужденных по личным вопросам, также суду пояснила, что в указанный период с заявлением о назначении ФСД истец к ней не обращался.

У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей, указанных выше и допрошенных с соблюдением положений ГПК РФ, их показания по существу спора последовательны, не противоречат друг другу, а также подтверждаются письменными доказательствами по делу, указанными выше.

В связи с чем, доводы истца о том, что он обращался с соответствующим заявлением к сотруднику учреждения исправительной колонии еще в августе 2019 г., суд считает необоснованными, поскольку данное обстоятельство опровергается материалами дела и показаниями свидетелей Ерохиной С.В. и Шорыгиной Э.В.

Доказательств надлежащего обращения к администрации исправительного учреждения по вопросу назначения ФСД до 31.10.2019 г., совершения ответчиком либо администраций исправительного учреждения виновных действий, влекущих для истца невозможность получения ФСД в спорный период, в том числе путем самостоятельного обращения в орган пенсионного обеспечения, в материалах дела не имеется.

То обстоятельство, что Гришин А.В. направлял обращение 02.08.2019 г. не свидетельствует об обратном, поскольку как следует из адреса, указанного на конверте, имеющегося в материалах дела, данное обращение им было направлено не в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, а в ОПФР по <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, которое вопросами назначения ФСД не занимается.

Учитывая вышеизложенное, оценив вышеуказанные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности произвести истцу выплату ФСД за период с августа 2019 г. по 30.11.2019 г., поскольку право на федеральную социальную доплату у истца наступило только после обращения в пенсионный орган с письменным заявлением о назначении указанной доплаты, поскольку назначение пенсии и соответствующих доплат носит заявительный характер, а потому получение федеральной социальной доплаты является в соответствии с положениями указанных правил правом заявителя-пенсионера, реализуемым путем предоставления надлежащего заявления в пенсионный орган по месту жительства (пребывания) заявителя-пенсионера.

В связи с чем, суд не принимает во внимание письменные объяснения матери истца Гришиной Е.М., имеющиеся в материалах гражданского дела.

Вместе с тем, суд считает, что право на указанную выплату возникло у Гришина А.В. с 01 декабря 2019 г. (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ФСД), поскольку в ходе рассмотрения дела, судом установлено, что заявление Гришина А.В. о назначении ему ФСД и все документы, необходимые для назначения данной выплаты, предоставлены ответчику именно 13.11.2019 г., и в этот же день приняты пенсионным органом.

Доводы представителя ответчика Ивановой А.Н. о том, что заявление истца о назначении ему ФСД поступило в пенсионный орган 05.12.2019 г., суд считает необоснованными, поскольку данные доводы опровергаются материалами дела и показаниями свидетеля Ерохиной С.В., в совокупности.

Так, как указано выше, заявление Гришина А.В. об установлении ему ФСД к пенсии как неработающему пенсионеру поступило в администрацию исправительного учреждения 31.10.2019 г. Как следует из показаний свидетеля Ерохиной С.В., 13.11.2019 г. данное заявление с приложенными документами она лично отвезла в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области, что подтверждается сопроводительной ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области № 38/ТО/39/21-4385 от 01.11.2019 г., из которой следует, что исправительное учреждение просит произвести перерасчет пенсии Гришину А.В. и назначить ФСД в связи с его увольнением 07.08.2019 г. Дата поступления данного заявления Гришина А.В. зафиксирована штампом пенсионного органа и отметкой с указанием даты поступления – 13.11.2019 г. Кроме того, из показаний свидетеля Ерохиной С.В. также следует, что одновременно с сопроводительной ответчиком у нее было принято заявление о назначении истцу ФСД к пенсии с приложенными документами.

Ссылка представителя ответчика на то, что ФСД правильно назначена истцу с 01.01.2020 г., поскольку в заявлении истца стоит дата – 02.12.2019 г., и как следствие, следует считать, что истец обратился к ответчику в декабре 2019 г., суд считает основанной на неправильном толковании норм права.

Так в деле имеется копия заявления Гришина А.В. о назначении ФСД к пенсии, которое датировано Гришиным А.В. 02.12.2019 г.

В то же время, как указано выше, в деле имеется сопроводительная ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области № 38/ТО/39/21-4385 от 01.11.2019 г., и документы, предоставленные с заявлением, в которой указана дата поступления и приема заявления 13.11.2019 г.

Как следует из показаний истца, заявление написано им в октябре 2019 г., дата 02.12.2019 г. указана им ошибочно.

Таким образом, оценив вышеизложенные доказательства, в совокупности, суд считает, что днем обращения с заявлением о назначении истцу ФСД следует считать 13.11.2019 г., поскольку днем обращения за назначением ФСД считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

С учетом данных обстоятельств, поскольку решение ответчика привело к утрате права истца на получение федеральной социальной доплаты за декабрь 2019 г., то суд возлагает на ответчика обязанность произвести расчет и выплату Гришину А.В. ФСД к пенсии как неработающему пенсионеру за декабрь 2019 г.

Согласно положениям ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета муниципального образования город Иваново госпошлину в размере 300 руб. 00 коп.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Гришина ФИО11 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионных прав удовлетворить частично.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области произвести расчет и выплату Гришину Антону Владимировичу федеральной социальной доплаты к пенсии за декабрь 2019 г.

В удовлетворении остальной части исковых требований Гришина Антона Владимировича к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионных прав отказать.

Взыскать с Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в доход бюджета муниципального образования город Иваново госпошлину в размере 300 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /С.К. Орлова/

Решение изготовлено в окончательной форме 16 сентября 2020 года

Судья: /С.К. Орлова/