НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 06.09.2010 № 2-1737/10

                                                                                    Фрунзенский районный суд г. Иваново                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Фрунзенский районный суд г. Иваново — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1737\10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 сентября 2010 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф.

При секретаре Камановой Т.Н.

с участием истца Скрилева Г.И., представителя Артамонова М.С.

представителя ответчика Шлыковой Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Скрилева Г.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии в соответствии с ст. 7.2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации»,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о назначении пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава, предусмотренной ст. 7.2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Иск мотивирован тем, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР № 163 от 17.02.2010 года (протокол № 164 от 17.02.2010 г.) ему было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

По мнению комиссии, у него отсутствуют периоды работы в должностях летно-испытательного состава, занятого в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а периоды военной службы не могут быть учтены при подсчете специального стажа.

Он считает решение Комиссии ответчика незаконным и необоснованным, поскольку Постановлением Совмина РСФСР от 05.07.1991 №384 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава. Согласно п. 1 данного Положения пенсии за выслугу в соответствии со ст.ст. 7-9, ст. 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» назначаются работникам летно-испытательного состава, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, независимо от ведомственной принадлежности предприятий, организаций и учреждений, в которых они работают.

В соответствии с п.5 вышеназванного Положения в выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитываются в т.ч. время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР. При этом занятость на этих работах подтверждается справками, выдаваемыми соответствующими организациями и предприятиями.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также в заявлении от 6.09.2010 г. об уточнении иска, из которого следует, что

- в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года № 563-0 «По жалобам граждан Барсукова Б.Ю., Богдана С.Л. и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» положения п. 3 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не допускают возможность исключения из специального трудового стажа работников летно-испытательного состава, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, времени военной службы в должностях летного состава;

- Постановлением Правительства РФ от 02.11.2009 г. № 883 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава» Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденное Постановлением Совета министров РСФСР от 05.07.1991 г. № 384 «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава» признано утратившим силу за исключением пунктов 3-5.

- С 1 января 2010 года утратил силу пункт 3 статьи 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ФЗ от 24.07.2009г. № 213-ФЗ) и пункт 1 Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава (утверждено Постановлением Совмина РСФСР от 05.07.1991 № 384).

Таким образом, с момента вступления в силу указанных изменений отпали основания, когда Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава распространялись только на летчиков-испытателей гражданской авиации, а не военнослужащих.

- В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 № 883 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава» при назначении в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости гражданам периоды работы (службы) и иные периоды, предусмотренные абзацами вторым-шестым пункта 5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, засчитываются в стаж работы в летно-испытательном составе.

Таким образом, указано в заявлении истца от 06.09.2010 года, в соответствии с п. 5 вышеназванного Положения в выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается в т.ч. время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и РФ. При этом занятость на этих работах подтверждается справками, выдаваемыми соответствующими организациями и предприятиями. Такие сведения, как указано выше, мною были предоставлены.

Далее, истец в заявлении указал, что согласно статье 7.2 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» периоды военной службы в должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу лет, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих выслуги, необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходятся на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет. Его стаж службы в качестве летчика испытателя составляет более 25 лет - с 28.04.1978 года по 15.11.1993 года. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и выплачивается одновременно с ней.

Он просил суд обязать УПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе назначить ему пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" с учетом периода службы в Вооруженных Силах с 28 апреля 1978 года по 15 ноября 1993 года в должностях летно-испытательного состава.

Представитель ответчика иск не признала по мотивам письменного отзыва на иск, из которого следует, что согласно ст. 7.2 ФЗ от 15.12.2001года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» граждане РФ из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин. Данная пенсия устанавливается к трудовой пенсии по старости либо к трудовой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Пунктом 2 статьи 7.2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» установлено, что Список должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. При этом периоды военной службы в должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу лет, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее 2/3 выслуги, необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991г. №384 (в редакции постановлений Правительства РФ от 12.08.1992г. №577, от 02.11.2009г. №883) утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, в котором содержится список должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, и правила исчисления периодов работы.

Правом на пенсию за выслугу лет в соответствии с данным Положением имеют, в частности, летчики-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа. При этом один год работы считается за два года при условии проведения в течение данного года летных испытаний. Согласно пункту 5 Положения в выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается также время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР в порядке, установленном для назначения пенсии военнослужащим, и время обучение в высших и средних учебных заведениях авиации - по фактической продолжительности.

Согласно представленным документам истец:

с 01.09.1969г. по 20.10.1973г. обучался в Ейском высшем военно-авиационном училище летчиков;

с 17.05.1968г. по 15.11.1993г. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, в том числе с 28.04.1978г. по 06.06.1991г. - в качестве летчика испытателя на 608 летно-испытательной станции 256 АРЗ ВВС Прибалтийского военного округа, с 06.06.1991г. по 15.11.1993г. - в качестве начальника станции летных испытаний и старшего летчика-испытателя.

Таким образом, по мнению ответчика, у истца отсутствуют периоды работы в должностях летно-испытательного состава, занятого в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники. Следовательно, периоды военной службы и обучения не могут быть включены в исчисление специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет, предусмотренную Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Суд, выслушав истца, представителей сторон, изучив материалы дел, считает иск не подлежит удовлетворению.

Из пояснений истца, представителей сторон, из материалов дела судом установлено следующее.

28.12.2009г. истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении пенсии, предусмотренной ст. 7.2 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», за выслугу лет как работнику летно – испытательного состава.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР № 164 от 17.02.2010 года (протокол № 67 от 17.02.2010 г.) ему в этом было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

По мнению комиссии, у истца отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ, а периоды военной службы не могут быть учтены при подсчете специального стажа по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Суд считает решение ответчика правомерным.

Так, согласно ст. 7.2 ФЗ от 15.12.2001года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» граждане РФ из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин.

Пунктом 2 статьи 7.2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» установлено, что Список должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

При этом периоды военной службы   в должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу лет  , если   у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее 2/3 выслуги  , необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет  .

Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991г. №384 (в редакции постановлений Правительства РФ от 12.08.1992г. №577, от 02.11.2009г. №883) утверждено Положение   о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, в котором содержится список должностей  , с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, и правила исчисления периодов работы.

Правом на пенсию за выслугу лет в соответствии с данным Положением имеет, в частности, летный состав  , непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах   летательных аппаратов и парашютно – десантной техники…

Согласно пункту 5 Положения в выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается также время службы в должностях летного состава   Вооруженных Сил СССР в порядке, установленном для назначения пенсии военнослужащим, и время обучение в высших и средних учебных заведениях авиации - по фактической продолжительности.

Таким образом  , законодатель выделяет разницу между   выполнением испытательных полетов летным составом на штатных рабочих местах   летательных аппаратов и парашютно – десантной техники и службой в должностях   летного состава Вооруженных Сил СССР и ст. 7.2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусмотрел условия назначения пенсий гражданам из числа работников   летно – испытательного состава, а не   из числа военнослужащих летного состава. При этом законодатель предусмотрел, что периоды военной службы в должностях летного состава засчитываются в выслугу при определении права гражданина на назначение пенсии по данному закону, но при одном условии: когда не менее 2/3 выслуги, необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет. То есть, чтобы засчитать периоды военной службы истца в должностях летного состава ему необходимо иметь не менее 2\3 выслуги на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно – десантной техники.

Согласно же представленным в УПФР при обращении за назначением указанной пенсии документам истец с 01.09.1969г. по 20.10.1973г. обучался в Ейском высшем военно-авиационном училище летчиков; с 17.05.1968г. по 15.11.1993г. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, в том числе с 28.04.1978г. по 06.06.1991г. - в качестве летчика испытателя на 608 летно-испытательной станции 256 АРЗ ВВС Прибалтийского военного округа, с 06.06.1991г. по 15.11.1993г. - в качестве начальника станции летных испытаний и старшего летчика-испытателя.

Таким образом, суд соглашается с ответчиком в том, что у истца отсутствуют периоды работы   в должностях летно-испытательного состава, занятого в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники. Следовательно, периоды военной службы   и обучения не могут быть включены в исчисление специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет, предусмотренную Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

То обстоятельство, что исследованные при рассмотрении настоящего спора понятия «работа в штатных должностях» и «служба в должностях летного состава Вооруженных Сил» являются различными, подтверждается и следующими доказательствами.

Так, порядок воинской службы регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», согласно ст. 2 которого военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту).

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом «О статусе военнослужащего» (п. 3 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» военнослужащие - граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащего» статус (правовое положение) военнослужащего определяется Конституцией Российской Федерации, комментируемым Законом, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г., другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, иными нормативными правовыми актами.

Статус военнослужащих - совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством.

Как следует из ФЗ «О статусе военнослужащего» права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в указанных правах и свободах.

Правом на пенсию за выслугу лет в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991г. №384, имеет, в частности, летный состав  , непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах   летательных аппаратов и парашютно – десантной техники…

В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения   - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Из анализа собранных по делу доказательств и приведенного законодательства следует, что истец в спорный период проходил службу в должностях летного состава Вооруженных Сил страны, а не занимал штатные рабочие должности из числа летного состава летательных аппаратов и парашютно – десантной техники. В связи с тем, что у него отсутствует именно стаж работы не менее 16 лет 8 месяцев (это 2\3 от требуемой выслуги в указанных штатных рабочих должностях в 25 лет) на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно – десантной техники (п. 3 «а» Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. № 384), то оснований для зачета в стаж на соответствующих видах работ, с учетом которых оценивается право на пенсии по ст. 7.2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», времени службы в Вооруженных Силах нет.

Ссылка адвоката истца в подтверждение доводов по иску на определение Верховного суда Российской Федерации от 7 июня 2006 г. № 25-В06-14 по конкретному пенсионному спору, ссылка истца на решение Ахтубинского горсуда Астраханской области от 5 июля 2002 г. по делу по жалобе Васильева В.А. на действия должностных лиц Управления пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе не являются основаниями к удовлетворению иска, поскольку в соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные судом в указанном решении, не являются обязательными для суда при рассмотрении настоящего спора.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Скрилева Г.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения от 17.02.2010 года об отказе в назначении пенсии в соответствии с ст. 7.2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» оставить без удовлетворения  .

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись.