НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 01.02.2017 № 2-128/17

Дело № 2-128/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Иваново 01 февраля 2017 г.

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Земсковой Н.В.,

при секретаре Гаджикурбановой Т.Я.,

с участием истца Ш.М.А.,

представителя Ш.М.А. – Заботлиной Л.В.,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области – Мишагиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.М.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на повышенный фиксированный размер страховой пенсии и перерасчета пенсии,

установил:

Истец обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на повышенный фиксированный размер страховой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и перерасчета пенсии. Иск мотивирован тем, что Ш.М.А. с 19.06.2014 г. является получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии с п/п 2 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях» как женщина, родившая двух и более детей по достижении возраста 50 лет при наличии страхового стажа 20 лет и проработавшая не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностям. 17.03.2016 г. Ш.М.А. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохма и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее – УПФ РФ) о перерасчете пенсии в связи с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотренной ст. 18 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. Решением УПФ РФ от 07.06.2016 г. (протокол от 07.06.2016 г.) Ш.М.А. отказано в перерасчете пенсии в связи с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ввиду отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера (15 лет) либо приравненных к ним местностям (20 лет) и страхового стажа (20 лет) для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии. По мнению ответчика, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера Ш.М.А. составляет 17 лет 01 месяц 26 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом подсчета стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, как стаж работы на Крайнем Севере составит 13 лет 05 месяцев 21 день. При этом в стаж, дающий право для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии Ш.М.А., ответчиком не были включены периоды с 12.09.1988 г. по 27.10.1990 г. нахождение в отпуске по уходу за ребенком <дата> года рождения, с 15.10.2002 г. по 16.10.2002 г. учебный отпуск, с 21.03.2004 г. по 11.04.2004 г., с 13.02.2005 г. по 10.02.2005 г., с 19.10.2005г. по 21.10.2005 г., с 04.11.2005 г. по 10.11.2005 г., с 12.02.2009 г. по 15.02.2009 г. нахождения в командировках. С решением комиссии истец не согласна, считает его незаконным нарушающим ее конституционное право на пенсионное обеспечение. Полагает, что спорные периоды подлежат включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку ранее действовавшее законодательство позволяло включать во все виды стажа периоды отпусков по уходу за ребенком. Учебный отпуск, командировки были оплачиваемыми, в указанные периоды за ней сохранялось рабочее место, заработная плата, учеба и командировки проходили в районах Крайнего Севера, в связи, с чем эти периоды так же подлежат включению в стаж. В этой связи Ш.М.А. просила признать за ней право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии со ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»; обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж работы на Крайнем Севере для определения права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости периоды с 12.09.1988 г. по 27.10.1990 г. нахождение в отпуске по уходу за ребенком <дата> года рождения, с 15.10.2002 г. по 16.10.2002 г. учебный отпуск, с 21.03.2004 г. по 11.04.2004 г., с 13.02.2005 г. по 10.02.2005 г., с 19.10.2005г. по 21.10.2005 г., с 04.11.2005 г. по 10.11.2005 г., с 12.02.2009г. по 15.02.2009 г. нахождения в командировках; произвести перерасчет страховой пенсии в связи с повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» с момента первоначального обращения с 17.03.2016 г.; взыскать расходы на представителя.

В судебном заседании истец, ее представитель требования уменьшили, просили признать за Ш.М.А. право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии со ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»; обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж работы на Крайнем Севере для определения права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости период с 12.09.1988 г. по 27.10.1990 г. нахождение в отпуске по уходу за ребенком <дата> года рождения; произвести перерасчет страховой пенсии в связи с повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» с 01.04.2016г.; взыскать расходы на представителя в размере 10800 руб.

Представитель ответчика исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Так, в частности полагает, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не может рассматриваться как период работы, связанный с повышенной сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Пункт 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков. Правовых оснований для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии не имеется, в связи с отсутствием у истца стажа работы в районах Крайнего Севера продолжительностью 15 лет. В удовлетворении исковых требований просила отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

17.03.2016 г. Ш.М.А. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохма и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее – УПФРФ) о перерасчете пенсии в связи с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотренной ст. 18 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ

Решением УПФ РФ от 07.06.2016 г. (протокол от 07.06.2016 г.) комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Ш.М.А. отказано в перерасчете пенсии в связи с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ввиду отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера (15 лет) либо приравненных к ним местностям (20 лет) и страхового стажа (20 лет) для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (л.д. 10, 11-14).

По мнению комиссии, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Ш.М.А. составляет 17 лет 01 месяц 26 дней при требуемом стаже 20 календарных лет, стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом подсчета стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, как стаж работы на Крайнем Севере составит 13 лет 05 месяцев 21 день при требуемом стаже 15 лет.

Комиссией в специальный стаж Ш.М.А. не включен, в том числе период с 12.09.1988 г. по 27.10.1990 г. нахождение в отпуске по уходу за ребенком <дата> года рождения.

Ш.М.А., <дата> г.р., являлась получателем трудовой пенсии по старости на основании п.п. 2 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ с 19.06.2014 г., с 01.01.2015 г. является получателем страховой пенсии по старости (л.д. 8). При этом время нахождения Ш.М.А. в отпуске по уходу за ребенком <дата> года рождения с 12.09.1988 г. по 27.10.1990 г. включен пенсионным органом в специальный стаж для определения права на досрочное назначение пенсии, но не учитывался при определении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

В соответствии с ч. 2 ст.39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

До 01.01.2002 г. условия и порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации регулировались Законом от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», с 01.01.2002 г. – Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с 01.01.2015 г. условия и порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400-Ф3 «О страховых пенсиях» (далее – Закон).

В соответствии с п. 4, п. 5 ст. 17 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В силу п. 6 ст. 17 Закона лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Из материалов дела следует, что Ш.М.А. работала с 30.10.1987 г. по 11.09.1988г. в должности воспитателя в Сосногорском леспромхозе, расположенном в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 21.05.1992 г. по 29.07.2010г. в должности заместителя директора по методической работе в Доме детского творчества г. Сосногорска, расположенном в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, что подтверждается трудовой книжкой на имя Ш.М.А. от 01.06.1980 г., справками уточняющими характер и условия труда МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Сосногорска» от 18.08.2014 г., от 27.04.2008 г. (л.д.31, 32).

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029 (с изменениями и дополнениями), г. Сосногорск отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

В период работы в должности воспитателя в Сосногорском леспромхозе, расположенном в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, Ш.М.А. находилась с 12.09.1988 г. по 27.10.1990 г. в отпуске по уходу за ребенком <дата> года рождения.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов.

Пункт 5 указанных правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В соответствии со ст. 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 12 Закона установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются, в том числе период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющих детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Пунктом 7 Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС № 375/24-11 от 29.11.1989 г. предусмотрено, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 г.. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно п. 21 Разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 29 и применяемого в части, не противоречащей Закону от 17.12.2001 г. в специальный трудовой стаж включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г., то есть до вступления в силу закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ».

Период ухода за ребенком, по мнению суда, подлежит зачету в специальный стаж и с учетом ст. 167 Кодекса законов о труде РФ, утвержденного Верховным Советом РСФСР от 09.12.1971 г., действовавшего в исследуемый период. При этом ст. 167 Кодекса законов о труде РФ, утвержденного Верховным Советом РСФСР от 09.12.1971 г., предусматривала два отпуска по уходу за ребенком: по достижении ребенком возраста 1 года 6 месяцев и по достижении ребенком возраста 3 лет.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что <дата> у Ш.М.А. родился ребенок, в связи, с чем истцу предоставлялся отпуск по беременности и родам, а так же отпуск по уходу за ребенком с 12.09.1988 г. по 18.01.1990г., с 19.01.1990 г. до 18.07.1991 г. (приказы от 31.10.1988 г., от 05.12.1989 г.)

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет у Ш.М.А. начался до 06.10.1992 г., т.е. в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18, ст.19, ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то спорные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

С учетом изложенного, у суда имеются основания для включения отпусков по уходу за ребенком в стаж работы истца в районах Крайнего Севера и местностях, приравненной к районам Крайнего Севера, в целях установления права на повышенный фиксированный размер страховой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав по нормам ранее действовавшего законодательства. В Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. № 320-О указано, что правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

При этом суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 14, п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которым в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях. Кроме того, суд учитывает, что каких-либо специальных норм исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера для определения права на установление повышенной фиксированной выплаты законодательство не содержит, он исчисляется по тем же правилам, по которым исчисляется специальный стаж для определения права на пенсию.

Согласно ст. 18 Закона размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. В случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В силу с п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку период работы в районах Крайнего Севера и местности, приравненной к районам Крайнего Севера, о включении в стаж которого просила Ш.М.А. имел место до 06.10.1992 г., подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера в целях установления права на повышенный фиксированный размер страховой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера, при включении которого указанный стаж составляет более 15 лет, что является достаточным основанием для перерасчета страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 18 Закона.

При таких обстоятельствах, требования истца являются правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Иные доводы ответчика в обосновании своей позиции по заявленному к нему иску так же не являются основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку не опровергают доводов последнего.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.

Из материалов дела следует, что между Ш.М.А. и адвокатом ИГКА № 1 Заботлиной Л.В. заключено соглашение на оказание юридических услуг. Расходы на оплату услуг представителя составили в общем 10 800 руб., что подтверждается квитанциями от 19.10.2016 г. , от 08.11.2016 г. , от 16.01.2017 г. .

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истцом произведены расходы по оплате услуг представителя, а также о наличии связи между понесенными истцом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.

Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, ч. 4 ст. 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст.ст. 2, 35 ГПК РФ, ст.ст. 3, 45 КАС РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, ст. 112 КАС РФ). При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, ст.ст. 111, 112 КАС РФ).

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь принципом разумности и соразмерности, соблюдая баланс между правами лиц, участвующих в деле, учитывая позицию Конституционного суда РФ, изложенную в определениях от 20.10.2005г. № 355–О–О, 22.03.2011г. № 361-О-О, приняв во внимание обстоятельства спора, степень его сложности, объем выполненных представителем работ по заключенному сторонами договору, временных затрат представителя истца, количество судебных заседаний, в которых непосредственное участие осуществлял представитель, соотношение судебных расходов с объемом защищаемого права, заявление со стороны заинтересованного лица о чрезмерности заявленных ко взысканию судебных расходов, с учетом разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 руб. в пользу Ш.М.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации,

решил:

Исковые требования Ш.М.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на повышенный фиксированный размер страховой пенсии и перерасчета пенсии – удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера Ш.М.А. для определения права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости период:

с 12.09.1988 г. по 27.10.1990 г. – нахождение в отпуске по уходу за ребенком <дата> года рождения.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области произвести перерасчет пенсии Ш.М.А. в связи с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии со ст. 18 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ с 01.04.2016 г.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Ш.М.А. расходы по оплате услуг представителя 7000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 06.02.2017 г.