Мотивированное решение изготовлено 25 января 2018 года.
Дело № 2-496/2018 16 января 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Васильевой И.Ю.,
при секретаре Вишняковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились с исковым заявлением, указав, что ими были приобретены билеты на поезд «Аллегро» Санкт-Петербург-Хельсинки стоимостью 11 449,20 руб. После прохождения российско-финской границы поезд «Аллегро» совершил остановку по причине возникновения неисправностей системы электроснабжения, в результате чего в поезде отключили электричество, перестал работать кондиционер, интернет, биотуалеты, выйти на улицу пассажиры не могли, двери были заблокированы. Также истцы указывают, что отсутствовала возможность принять пищу. В пункт назначения истцы прибыли в 23 часа 15 минут, в результате чего опоздали на авиарейс до Амстердама. Истцы вынуждены были приобрести новые билеты стоимостью 497 евро, а также оплатить номер в гостинце в сумме 168 евро. По прилету в Амстердам истцы потеряли одну оплаченную ночь в заранее забронированном номере гостиницы стоимостью 27 005 руб. В адрес ответчика истцом ФИО1 была направлена претензия с требованием возместить понесенные убытки, компенсировать моральный вред. В связи с изложенным истцы просят взыскать денежные средства, оплаченные за билеты на поезд «Аллегро» в сумме 11 449,20 руб., расходы, связанные с покупкой новых билетов на рейс до Амстердама в сумме 32 056,50 руб., расходы, связанные с оплатой гостинцы в сумме 10 836 руб., денежные средства, уплаченные за одну ночь в гостинице Амстердама в сумме 27 005 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., штраф в размере 50 % от взысканной суммы.
Истец ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Суд, выслушав стороны, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 и ФИО2 приобретены билеты на поезд 783МА «Аллегро» по маршруту Санкт-Петербург-Хельсинки, отправлением 13.08.2016 года в 10.31 час., с прибытием 13.08.2016 года в 13.58 час., стоимостью 5 724,60 руб. каждый (л.д. 17,18).
Истцами также был забронирован номер в отеле Амстердама с датой заезда 13 августа с 14.00 часов, с датой выезда 16 августа в 12.00 часов, стоимостью 81 014,35 руб., которые оплачены ФИО1 в полном объеме.
13 августа 2016 года в 22 часа 52 мин. истцом ФИО1 забронирован стандартный номер в отеле «Hilton» в Хельсинки, стоимостью 168 евро.
ФИО1 также приобретен авиабилет на рейс Хельсинки – Амстердам-Хельсинки, стоимостью 248,50 евро.
ФИО2 приобретен билеты на рейс Хельсинки – Санкт-Петербург, стоимостью 111,19 евро.
31.08.2016 года ФИО1 направлена претензия в адрес ответчика о возврате денежных средств, уплаченных за проезд на поезде «Алллегро» по маршруту Санкт-Петербург-Хельсинки в сумме 11 449,20 руб., 497 евро за авиабилеты, которыми он не воспользовался, 168 евро за оплату гостиницы в Хельсинки, 29 000 руб. за неиспользованную ночь в гостинице Амстердама, а также морального вреда в размере 200 000 руб.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, ссылался на то, что 13 августа 2016 года поезд 783М остановился в 12.20, следуя по перегону Вайниккала-Луумяки за 6 км до станции Луумяки в связи с невозможностью дальнейшего следования из-за повреждения контактной сети на перегоне по причине падения на контактную сеть дерева. Также ударом дерева была повреждена стойка кабины у лобового стекла электропоезда и сломан токоприемник.
В 16.45 прибыл вспомогательный локомотив, в 18:37 состав поезда «Аллегро» с минимальной скоростью для проверки отпуска тормозов начал движение и прибыл на станцию Луумяки в 19:00 часов. Финскими железными дорогами было принято решение об организации доставки пассажиров до станций назначения автобусами, прибытие в Хельсинки состоялось в 22:43 час.
По сообщению Oy Kareluan Trains Ltd причиной нарушения графика поездов «Аллегро» в период с 13 по 15 августа послужило падение дерева на контактную сеть, что привело к длительному коллапсу движения и долгому простою поездов. Удаление деревьев в полосе следования поездов входит в обязанности Агентства транспорта Финляндии. Вопрос идет о случае «форс мажор». VR будет компенсировать пассажирам стоимость проезда и прочие необходимые расходы.
Представитель ответчика также ссылалась на то, что 13.10.2010 года между железной дорогой Финляндии, ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Федеральная пассажирская компания» подписано соглашение о порядке осуществления пассажирских перевозок в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении № 1095.
В соответствии с разделом 7 Приложения к данному соглашению, выплата денежных компенсаций пассажирам за опоздание поездов не производится, если опоздание произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения неисправности технических транспортных средств, угрожающей здоровью пассажиров, возникшей не по вине перевозчика или вследствие иных не зависящих от перевозчика обстоятельств.
ОАО «РЖД» посчитало возможным, в виде исключения, выплатить пассажирам поездов «Аллегро» компенсацию за опоздание поезда.
На основании приказа №и 686 от 31.10.2016 года ФИО1 за опоздание поезда 783 «Аллегро» 13.08.2016 года выплачено 4 980 руб., что не оспаривалось истцом в ходе судебного разбирательства.
Представитель ответчика пояснила, что никаких заявлений, претензий от ФИО2 о выплате ей стоимости проезда не поступало.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 1 и 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" следует, что к отношениям по договору перевозки применяется Закон РФ "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной специальными законами.
В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).
В силу положений ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определено, что перевозчиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон (далее - порожний грузовой вагон) из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон управомоченному на его получение лицу (получателю).
В соответствии со ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
В соответствии со ст. 110 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Представительными в дело доказательствами установлено, что задержка прибытия поезда 783 МА «Аллегро» 13.08.2016 года в Хельсинки произошла не по вине ответчика, в результате падения дерева на железнодорожные пути в Финляндии.
Данные обстоятельства относятся к числу обстоятельств непреодолимой силы, поскольку данное обстоятельство не является обычным в конкретных условиях.
Таким образом, задержка прибытия поезда 783 МА «Аллегро» 13.08.2016 года в Хельсинки произошла не по вине ответчика, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения ОАО «РЖД» к ответственности за неисполнение обязательств.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований истцов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО1, ФИО2 в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в Санкт-Петербургский городской суд через Фрунзенский районный суд в течение месяца.
Судья