НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Фрунзенского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 07.08.2019 № 2А-4320/201907АВГУ

Дело № 2а-4320/2019 07 августа 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Грибова И.Н., при секретаре Барабошкине Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску нотариуса нотариального округа Санкт-Петербург Ивановой Натальи Георгиевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга об оспаривании решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 годы, обязании принять решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) просил признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга (далее – УПФР во Фрунзенском районе, пенсионный орган) об отказе в возврате излишне уплаченных ею страховых взносов за 2014-2015 годы в размере 27593 руб. 19 коп., обязать пенсионный орган принять решение возврате нотариусу Ивановой Н.Г. суммы излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 годы в размере 27593 руб. 19 коп.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что является нотариусом, относится к категории плательщиков страховых взносов занимающихся частной практикой, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. За 2014 - 2015 год административный истец выплатил с суммы дохода, превышающего 300 000 руб. страховые взносы в размере 62226 руб. 58 коп. и 71442 руб. 80 коп. Размер страховых взносов в Пенсионный фонд за указанный период исчислен из общей суммы полученного дохода, без учета документально подтвержденных расходов, однако подобное исчисление страховых взносов противоречит позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 27-П от 30 ноября 2016 года.

23.10.2018 года административный истец обратился в пенсионный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, однако оспариваемым решением № 06-53/4926 от 02.11.2018 года административный ответчик отказал административному истцу в возврате излишне уплаченных страховых взносов, поскольку Постановление Конституционного Суда РФ, на которое ссылается административный истец, принято после расчета страховых взносов за 2014 - 2015 года, пенсионное законодательство не содержит норм, позволяющих для целей исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшать полученные нотариусом доходы на сумму понесенных расходов.

Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Административный ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.

Третье лицо представитель МИ ФНС России № 27 по Санкт-Петербургу в судебном заседании возражал против удовлетворения административного, в том числе по основанию пропуска срока давности для подачи заявления о возврате страховых взносов за 2014 год.

Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие административного истца, исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного ответчика, приходит к следующему.

Судом установлено, что доход административного истца, уменьшенный на сумму профессиональных налоговых вычетов, в 2014 году составил 3 366 770 руб. 91 коп., в 2015 году – 4246920 руб. 38 коп., что подтверждается данными представленной налоговой отчетности.

Административным истцом за 2014 год выплачено с суммы дохода превышающего 300 000 рублей страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в размере 60817 руб. 48 коп., что подтверждается платежным поручением от 07.03.2014 года, платежным поручением от 24.05.2016 года, платежным поручением от 26.03.2015 года; за 2015 год выплачено с суммы дохода превышающего 300000 рублей страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в размере 71442 руб. 80 коп., что подтверждается платежным поручением от 06.03.2015 года, платежным поручением от 28.03.2016 года, платежным поручением от 23.05.2016 года.

Размер страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за указанный период времени исчислен из общей (валовой) суммы полученных доходов, без учета документально подтвержденных расходов, в соответствии с письмом Пенсионного фонда РФ № НП-30-26/21 от 12.01.2015 года.

Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 год, сумма фактически произведенных расходов составила 1282088 руб. 48 коп. и не была учтена административным ответчиком при расчете страховых взносов; в декларации за 2015 год сумма фактически понесенных расходов составила 1336230 руб. 25 коп., и также не была учтена административным ответчиком.

Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты суммы страховых взносов (статья 25 Федерального закона № 212-ФЗ).

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен статьей 14 Закона № 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой, такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено этой статьей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. В целях применения положений части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 8).

За 2014 год административный должен был уплатить 47996 руб. 19 коп., исходя из следующего расчета: 17328 руб.48 коп. (1х5554 руб. х 26% х 12), а также 30667 руб. ((3366770 руб. 91 коп. – 300000 руб.) х 1%).

За 2015 год – 58080 руб., исходя из следующего расчета: 18610 руб. 80 коп. (1х5965 руб. х 26% х 12), а также 39469 руб. ((4246920 руб. 38 коп. – 300000 руб.) х 1 %).

Таким образом, излишне уплаченная сумма страховых взносов составит 27593 руб. 19 коп. (62226 руб. 58 коп. + 71442 руб. 80 коп.) – (47996 руб. 19 коп. + 58080 руб.).

Пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что сумма налога при определении налоговой базы определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

В соответствии с частью 9 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 этой статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2016 г. № 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате нотариусом, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход нотариуса, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Статьей 227 НК РФ, устанавливаются особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, предусматривает в подпункте 1 пункта 1, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 227 Налогового кодекса налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

При этом статьей 225 Налогового кодекса, определяющая порядок исчисления НДФЛ, с учетом взаимосвязанных положений статьей 210 и 221 Налогового кодекса, предусматривает право налогоплательщика при определении налоговой базы по НДФЛ уменьшить сумму полученных от предпринимательской деятельности доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

С учетом применения в совокупности положений статьи 227 Налогового кодекса РФ и взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 225 Налогового кодекса РФ, размер подлежащих уплате страховых взносов должен определяться исходя из полученных нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, в спорном периоде доходов, уменьшенных на суммы произведенных им в связи с осуществлением хозяйственной деятельности расходов. Соответственно, и расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию для рассматриваемой категории лиц подлежит исчислению на основании статьи 227 Налогового кодекса с учетом положений пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса.

Таким образом, нотариус вправе обратиться в орган ПФР в целях возврата взносов, излишне уплаченных в 2014 - 2015 годах (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»), поскольку переходные положения Закона № 250-ФЗ, устанавливающие специальный порядок возврата страховых взносов за периоды до 01.01.2017 года, не исключают возможность применения к рассматриваемым правоотношениям ранее действовавшего порядка возврата страховых взносов, предусмотренного статьей 26 Закона № 212-ФЗ.

Доводы пенсионного органа о том, что Постановление Конституционного Суда РФ № 27-П подлежит учету с 02.12.2016 года – со дня его опубликования, а также, что в силу положений п. 6.1. ст. 78 Налогового кодекса РФ возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится, признается судом несостоятельными, поскольку, исходя из положений п. 6.1 ст. 78 НК РФ, а также положений Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ограничения по возврату переплаты страховых взносов установлены в отношении страховых взносов, учтенных в отношении физических лиц, являющихся работниками нотариуса. Вместе с тем в рассматриваемом случае переплата возникла в связи с уплатой страховых взносов нотариусом как лицом, не производящим выплат иным лицам.

При этом суд считает необоснованными доводы третьего лица о пропуске нотариусом срока для подачи заявления о возврате страховых взносов за 2014 год, поскольку с учетом разъяснений Конституционного Суда РФ, содержащихся в Определении от 21.06.2001 № 173-О, пропуск налогоплательщиком срока, установленного ст. 78 НК РФ, не лишает его права на возврат переплаты в судебном порядке. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности, установленные п. 1 ст. 200 ГК РФ - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В данном случае административный ответчик в оспариваемом решении не ссылался на пропуск нотариусом срока для обращения с указанным заявлением, однако о нарушении своих прав административный истец узнал именно из оспариваемого решения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку в целях определения пенсионным органом размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2014, 2015 годы, подлежала учету информация о доходах нотариуса за этот период, уменьшенных на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, отраженных в налоговых декларациях за 2014, 2015 годы, в связи с чем решение пенсионного органа об отказе нотариусу Ивановой Н.Г. в возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов является незаконным, и на административного ответчика следует возложить обязанность принять решение о возврате переплаты страховых взносов за 2014-2015 годы в сумме 27593 руб. 19 коп.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 218-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск нотариуса нотариального округа Санкт-Петербург Ивановой Натальи Георгиевны удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга от 02.11.2018 года № 06-53/4927 об отказе нотариусу нотариального округа Санкт-Петербург Ивановой Наталье Георгиевне в возврате излишне уплаченных ею страховых взносов за 2014-2015 годы в размере 27593 руб. 19 коп.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга принять решение о возврате нотариусу нотариального округа Санкт-Петербург Ивановой Наталье Георгиевне суммы излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 годы в размере 27593 руб. 19 коп.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Н. Грибов

Мотивированное решение суда составлено 23 августа 2019 года.