НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Фокинского районного суда г. Брянска (Брянская область) от 02.12.2016 № 2А-2334/2016

Дело № 2а-2334/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2016 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи Маковеевой Г.П.,

при секретаре Землячовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Брянску к Астаповой Н.В. о взыскании задолженности по налоговым платежам,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Брянску обратилась в суд с административным иском к Астаповой Н.В., указывая на то, что административный ответчик не надлежащим образом исполняла свои обязательства по уплате налогов, в связи с чем за ней числится задолженность по уплате НДС (пени) –<...> взносы в ПФ (налог) – <...> (пеня) –<...> ЕСН (налог)- <...> ЕСН (пеня) – <...> ЕСН ФФОМС (налог) – <...> ЕСН ФФОМС (пеня) – <...>, всего <...>

В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ административному ответчику были направлены требования об уплате налога и пени, однако свои обязательства Астапова Н.В.до настоящего времени не исполнила.

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Брянску просила взыскать с ответчика задолженность в указанном размере.

Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Астапова Н.В., будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, возражений на заявленные требования не представила.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени и штрафных санкций, в пределах сумм указанных в требовании.

Согласно ст. 48 п. 2 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В абз. 2 данного пункта установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Согласно ст. 48 п. 3 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Материалами дела установлено, что Астапова Н.В. не надлежащим образом исполняла свои обязательства по уплате налогов, в связи с чем за ней числится задолженность по уплате НДС (пени) –<...> взносы в ПФ (налог) – <...> (пеня) –<...> ЕСН (налог)- <...> ЕСН (пеня) – <...> ЕСН ФФОМС (налог) – <...> ЕСН ФФОМС (пеня) – <...> всего <...>

В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).

Сумма недоимок по налогам, как и сами налоги в установленный законодательством о налогах и сборах срок в бюджет не поступили.

В этой связи, на имеющуюся задолженность ИФНС по г. Брянску в соответствии с положениями ст. 69, 70 НК РФ административному ответчику направлено требование об уплате налога ( л.д.4)

Неисполнение ответчиком указанных требований послужили основанием для обращения ИФНС по г. Брянску в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с п. 2 ст. 48, ст. 115 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно материалов дела, срок уплаты налогов и пени исходя из представленного требования от 17 апреля 2006 г. установлен для административного ответчика до 27 апреля 2006 г., в связи с чем, в случае не исполнения указанного требования плательщиком, административный истец с настоящим иском имел право обратиться в суд, в течение шести месяцев, то есть до 27 октября 2006 г.

Однако ИФНС по г. Брянску обратилась с настоящим заявлением только 28 сентября 2016 г., то есть за пределами срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ и ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Административный истец ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока для подачи административного иска.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Каких – либо доказательств уважительности пропуска срока административный истец суду не представил, кроме того п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в случае пропуска пресекательного срока, установленного п. 2 ст. 48, ст. 115 Налогового кодекса, суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ИФНС по г. Брянску пропущен установленный законом срок подачи административного искового заявления, уважительных причин пропуска установленного законом срока, объективно исключающих возможность подачи административного иска, не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ИФНС России по городу Брянску к Астаповой Н.В. о взыскании задолженности по налоговым платежам в связи с пропуском без уважительной причины срока для обращения в суд, установленного ст. 48, 115 Налогового кодекса РФ и ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293-294 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Брянску к Астаповой Н.В. о взыскании задолженности по налоговым платежам - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Г.П. Маковеева