НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Фокинского городского суда (Приморский край) от 15.10.2018 № 2-382/18

дело № 2-382/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2018 года г. Фокино Приморского края

Фокинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Пинаевой А.С., при секретаре судебного заседания Буровой Н.А., с участием истца Сажиной И.В., представителей ответчиков: войсковой части (по доверенности) Притуляк О.С., ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» (по доверенности) Ковальчук А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Фокинского городского суда гражданское дело по иску ФИО1 к войсковой части 20885, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» о взыскании недоплаченных сумм, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к войсковой части 20885, ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому края» (с учетом уточнений) о взыскании недополученных выходного пособия и денежной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, судебных расходов, указав в обоснование, что в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности главного документоведа в отделении комплектования организационно-мобилизационного отдела войсковой части 20885. Оплата труда истца производилась в соответствии с приказом Министерства обороны РФ от 02.03.2001 №90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации». Была уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией организации на основании п.1 ст.81 ТК РФ. ДД.ММ.ГГГГ ей была выдана справка о среднем заработке, в соответствии с которой её средний заработок за последние три месяца составляет 16632,06 руб. С данным расчетом истец не согласна, поскольку при расчете не были учтены премии, начисленные и выплаченные на основании приказа Министерства обороны РФ от 26.07.2010 №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». В связи с неверным расчетом среднего месячного заработка и среднедневного заработка, которые были рассчитаны без учета вышеуказанных премий, истцу неверно были начислены выходное пособие при увольнении и денежная компенсация за неиспользованный отпуск. Недоплата выходного пособия составила 25000 руб., недоплата компенсации за отпуск – 5816,24 руб. Данные суммы недоплат истец просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке. Также просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб. и компенсацию судебных расходов по оплате услуг по составлению искового заявления – 2000 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 настаивала на исковых требованиях, просила их удовлетворить в полном объёме. Дополнительно пояснила, что по приказу у нее самый маленький оклад, поэтому государство предусмотрело приказ №1010. С 2013 года ей ежемесячно выплачивалась премия по приказу №1010, поэтому она должна быть включена в средний заработок.

Представитель ответчика войсковой части 20885 - Притуляк О.С. в судебном заседании с иском не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым при расчете среднего заработка истца законно и обоснованно не были учтены выплаты, предусмотренные приказом Министерства обороны РФ №1010, поскольку данные выплаты (премии) представляют собой часть экономии фонда оплаты труда. Данные выплаты не носят обязательный, гарантированный характер, не входят в систему оплаты труда. Просила отказать истцу в удовлетворении требований полностью.

Представитель ответчика ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» - Ковальчук А.Н. в судебном заседании, возражая против удовлетворения иска, поддержала письменные возражения, из которых следует, что для гражданского персонала войсковой части 20885 система оплаты труда установлена приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 №90. Ежемесячная премия, предусмотренная этим приказом, включена в расчет среднего заработка истица в полном объёме. Ежемесячная выплата в размере 25000 руб., начисленная истице, является дополнительным материальным стимулированием в соответствии с приказом Министра обороны РФ №1010 от 26.07.2010. Данная стимулирующая выплата системой оплаты труда не предусмотрена. Расходы на данную выплату осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах, доводимых Министерством обороны на оплату труда лиц гражданского персонала. Дополнительно пояснила, что приказ №1010 ни к приказу №90,ни к приказу №255 отношения не имеет.Просит отказать истцу в удовлетворении требований в полном объёме.

Выслушав доводы и пояснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 №922 утверждено Положение «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», которым предусмотрено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

При решении вопроса о том, должна ли учитываться при расчете среднего заработка та или иная выплата, необходимо в каждом конкретном случае определять, относится ли данная выплата к числу предусмотренных системой оплаты или стимулирования труда, применяемой в данной организации, или нет. При этом необходимо учитывать, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (п. 3).

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 №1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства», издан приказ Министра обороны РФ от 02.03.2001 №90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации», которым утверждены размеры должностных окладов гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ, согласованные с Министерством труда и социального развития РФ; Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны РФ; Положение о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ.

Пункт 2 «Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки...", предусмотрено, что гражданскому персоналу начисляются следующие выплаты: должностные оклады в размерах, утвержденных указанным выше приказом среднего фонда штатно-должностных окладов; ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада; ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу; премии по результатам работы - 25 процентов должностного оклада в расчете за месяц; материальная помощь; ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ - сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны; ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада.

Пунктом 2 приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» и пунктами 1 - 3 «Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного этим приказом, предусмотрены дополнительные ежеквартальные выплаты (дополнительное материальное стимулирование) за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с войсковой частью 20885 в должности главного документоведа отделения комплектования организационно-мобилизационного отдела в/части 20885 (л.д.9-10).

В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» истцу выплачены премии в марте, апреле и мае 2018 года.

Приказом командира войсковой части 20885 от ДД.ММ.ГГГГ истец была уволена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией организации (передислокация войсковой части 20885) на основании пункта 1 ст. 81 ТК РФ.

Средний заработок для выплаты выходного пособия и денежной компенсации за неиспользованный отпуск был исчислен истцу без учета выплаченных сумм премий по приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010.

Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиками.

Проанализировав вышеприведенные нормативные правовые акты, суд приходит к выводу, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда по приказу Министра обороны РФ от 02.03.2001 №90, так как осуществляется только за счет экономии бюджетных средств, в пределах лимитов, доводимых на указанные цели Министерством обороны РФ.

Поскольку названные дополнительные выплаты носят условный, необязательный характер, зависят от наличия экономии бюджетных средств и выделенных лимитов, следовательно они не должны учитываться при определении среднего заработка.

Доводы истца том, что Государственная инспекция труда в Приморском крае в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ указала не незаконность действий ответчиков в связи с не включением для расчета среднего заработка истца премий, начисленных на основании приказа №1010, судом отклоняются.

Судом установлено, что Государственная инспекция труда в своем ответе разъясняет истцу нормы ТК РФ и постановления Правительства РФ от 24.12.2007 №922, регламентирующие порядок исчисления среднего заработка, при этом, не давая оценки (правомерно, неправомерно) действиям ответчиков по исчислению среднего заработка истца.

Учитывая установленное, суд отказывает истцу в удовлетворении требований о взыскании недоплаченных сумм выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск (основные требования) и, соответственно, в удовлетворении производных требований – о компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 197- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к войсковой части 20885, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» о взыскании недоплаченных сумм, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы (с копиями по числу участвующих в деле лиц) через Фокинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Дата изготовления мотивированного решения – 19 октября 2018 года.

Председательствующий судья А. С. Пинаева