Дело №а-2569/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ город ФИО1 ФИО10 городской суд Республики ФИО11 в составе: председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Мурко Е.В., с участием представителя административных истцов Батяева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Набатова Дмитрия Валерьевича, Козлова Владимира Викторовича к Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании незаконным решений органа государственной власти, заинтересованные лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Попов М.Ю., УСТАНОВИЛ: Набатов Д.В., Козлов В.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании незаконным решений органа государственной власти, заинтересованные лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Попов М.Ю., мотивируя тем, что согласно договору аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенному между ФИО12 поселковым советом и ООО «ФИО13», земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>», площадью <данные изъяты> га предоставлен в срочное (сроком на <данные изъяты> лет с момента государственной регистрации договора - до ДД.ММ.ГГГГ ) платное пользование ООО «ФИО14» для строительства базы отдыха в целях рекреационного использования. В силу пункта 26 договора аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ№, предусматривающего право арендатора передавать земельный участок в субаренду, на основании договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ№, ООО «ФИО15» передало земельный участок, входящий в состав арендуемого у ФИО16 поселкового совета земельного участка общей площадью <данные изъяты> га по адресу: <адрес>» в срочное платное пользование гражданину РФ Набатову Д.В. для строительства базы отдыха в целях рекреационного использования. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 и Набатовым Д.В. заключен договор совместного строительства, в соответствии с пунктом 1 которого ФИО7 и Набатов Д.В. обязуются путем объединения своих усилии, денежных средств и имущества, которые принадлежат им на соответствующих правовых основаниях, совместно действовать для достижения общей хозяйственной цели - строительство нового среднеэтажного здания, на земельном участке площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>», кадастровый номер №. ДД.ММ.ГГГГ соглашением о замене стороны по договору совместного строительства от ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности ФИО7, в том числе и право собственности перешли к Козлову В.В. Строительство объекта недвижимости осуществлялось на основании выданной Набатову Д.В. декларации № № заказчика Набатова Д.В. о начале выполнения строительных работ «Строительство базы отдыха по адресу: <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ Службой государственного строительного надзора Республики Крым за № № зарегистрирована, поданная Набатовым Д.В. декларация о готовности к эксплуатации объекта «Строительство базы отдыха по адресу<адрес> Козловым В.В. ДД.ММ.ГГГГ были поданы соответствующие документы на государственную регистрацию права на недвижимое имущество - здание, расположенное по адресу: <адрес>, в ГБУ РК «ФИО17». Не получив никакого ответа, Козлов В.В., при посещении Госкомрегистра, ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление о приостановлении государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого истцам стало известно, что приказом начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым № ОД от ДД.ММ.ГГГГ отменена Декларация № № о готовности объекта к эксплуатации «Строительство базы отдыха по адресу: <адрес> в связи с выявлением недостоверных сведений, содержащихся в декларации. В этом же уведомлении указано, что на основании представления прокуратуры города ФИО21 об устранении нарушений градостроительного законодательства № № от ДД.ММ.ГГГГ, Служба государственного строительного надзора Республики Крым приказом №-ПД от ДД.ММ.ГГГГ прекратила действие на территории Республики ФИО19 декларации № № заказчика Набатова Д.В. о начале выполнения строительных работ «Строительство базы отдыха по адресу: <адрес>». Никаких уведомлений, копий приказов из Службы государственного строительного надзора Республики Крым об отмене Декларации № № о готовности объекта к эксплуатации и о прекращения действия Декларации № № о начале выполнения строительных работ, истцы не получали. Уведомление о приостановлении государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ получено Козловым В.В. ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует надпись на копии уведомления, выполненная государственным регистратором. Приказы об отмене декларации № № о готовности объекта к эксплуатации «Строительство базы отдыха по адресу: <адрес>» и о прекращении действия декларации № № о начале выполнения строительных работ «Строительство базы отдыха по адресу: <адрес>» истцами получены не были, возможность устранить недостатки им не была представлена. В связи с чем, обращаясь в суд, административные истцы просят признать незаконными приказы начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым № «ОД» от ДД.ММ.ГГГГ об отмене регистрации декларации № № от ДД.ММ.ГГГГ заказчика Набатова Д.В. о готовности объекта к эксплуатации «Строительство базы отдыха по адресу: <адрес><адрес>» и №-ПД от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении действия на территории Республики ФИО18 декларации № № заказчика Набатова Д.В. о начале выполнения строительных работ «Строительство базы отдыха по адресу: <адрес>». Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве второго административного ответчика привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Попов М.Ю. Административные истцы Набатов Д.В. и Козлов В.В. в судебное заседание не явились, направили в суд своего представителя Батяева А.А., действующего на основании доверенностей, который настаивал на удовлетворении административного иска по заявленным требованиям, изложенным в административном иске. Административный ответчик Служба государственного строительного надзора Республики Крым извещен судом надлежащим образом о времени, месте и дате рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, направил в суд письменное ходатайство о переносе рассмотрения дела на более поздний срок, в связи с большой загруженностью и занятостью в других процессах, которое в судебном заседании отклонено. Заинтересованные лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр) и государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Попов М.Ю. в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, направили в суд письменные возражения, в которых просят исключить из числа ответчиков Госкомрегистр и привлечь в качестве заинтересованного лица, исключить из числа ответчиков государственного регистратора Госкомрегистра Попова М.Ю., в случае отказа в привлечении Госкомрегистра в качестве заинтересованного лица – в удовлетворении требований административного иска отказать. В соответствии со статьями 150, 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал. Изучив доводы административного иска, письменные возражения заинтересованного лица, заслушав пояснения представителя административных истцов, исследовав материалы гражданского дела №, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд находит требования административных истцов Набатова Д.В. и Козлова В.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно статьи 3 КАС РФ, одной из задач административного судопроизводства, в частности, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Согласно части 2 статьи 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В силу части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет следующие обстоятельства: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" <адрес> принята в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а именно - с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно статье 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, статье 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Следовательно, по общему правилу законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. Согласно пункту 1.1 Положения о Службе государственного строительного надзора, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 169, Служба госстройнадзора является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление в пределах своей компетенции на территории Республики Крым государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым, постановлениями Государственного Совета Республики Крым, указами и распоряжениями Главы Республики Крым, постановлениями и распоряжениями Совета министров Республики Крым, другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере экологии и природопользования, а также настоящим Положением. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в <адрес>" разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора. В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 169» полномочия Службы государственного строительного надзора дополнены правом аннулирования (отмены) ранее выданных (зарегистрированных) Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым документы разрешительного характера. Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 2039-6/14 утвержден Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, пунктом 24 которого предусмотрено, что в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации, Служба вправе отменить регистрацию такой декларации путем издания соответствующего приказа и исключить запись о регистрации из Единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации. Из пунктов 2, 11 Порядка Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов следует, что декларация о готовности объекта к эксплуатации является разрешением на ввод в эксплуатацию объекта относящихся к I - III категориям сложности; этот документ удостоверяет выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и правом на земельный участок для такого строительства; регистрация такой декларации является основанием для заключения договоров о поставках на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов - воды, газа, тепла, электроэнергии, включения данных о таком объекте в статистическую отчетность и оформления права собственности на него. Судом установлено, что решением ФИО22 поселкового совета г. ФИО1№ сессии № созыва №ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект землеустройства по отводу и передачи в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> га ООО «ФИО23» для рекреационного назначения под строительство базы отдыха «ФИО24» в пгт <адрес> с правом субаренды сроком на <данные изъяты> лет, в том числе по угодьям: площадью <данные изъяты> га – застроенные и другие открытые земли, используемые для отдыха, в том числе под кемпинги, дома отдыха и проведения отпусков и площадью <данные изъяты> – открытые земли без растительного или с незначительным растительным покровом, в том числе и другие. ДД.ММ.ГГГГ сроком на <данные изъяты> лет между ФИО25 поселковым советом и ООО «ФИО26» заключен договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> га по адресу: <адрес><адрес> для строительства базы отдыха, целевое назначение земельного участка - для рекреационного использования, зарегистрированный в установленном порядке в филиале ФИО27ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды содержит ограниченное (обременение) в отношении использования земельного участка площадью <данные изъяты> га в виде условия о завершении осваивания земельного участка и окончания строительства базы отдыха в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ФИО28» и Набатовым Д.В. заключен договор субаренды № земельного участка площадью <данные изъяты> га сроком до ДД.ММ.ГГГГ для строительства базы отдыха, целевое назначение – рекреационное использование. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 и Набатовым Д.В. заключен договор совместного строительства, в соответствии с пунктом 1 которого, ФИО7 и Набатов Д.В. обязуются путем объединения своих усилий, денежных средств и имущества, которые принадлежат им на соответствующих правовых основаниях, совместно действовать для достижения общей хозяйственной цели - строительство нового среднеэтажного здания, на земельном участке площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», кадастровый номер № ДД.ММ.ГГГГ между истцами заключено Соглашение о замене стороны по данному договору, в соответствии с которым права и обязанности ФИО7 перешли к Козлову В.В. ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной <адрес> зарегистрирована декларация № № о начале выполнения строительных работ заказчик Набатов Д.В. о начале выполнения строительных работ «Строительство базы отдыха Автономная <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ Набатовым Д.В. в Службу государственного строительного надзора Республики Крым подана декларация о готовности объекта к эксплуатации. ДД.ММ.ГГГГ Службой государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрирована декларация № № о готовности объекта к эксплуатации «Строительство базы отдыха по адресу: <адрес> Приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым № «ОД» от ДД.ММ.ГГГГ отменена декларация № № от ДД.ММ.ГГГГ заказчика Набатова Д.В. о готовности объекта к эксплуатации «Строительство базы отдыха по адресу: <адрес>». Основанием для отмены указанной декларации является выявление недостоверных сведений, внесенных в пункт № декларации о готовности объекта к эксплуатации по объекту «Строительство базы отдыха по адресу: <адрес> В приказе начальнику отдела разрешительных и регистрационных функций дано указано исключить запись о регистрации данной декларации из Единого реестра о принятом решении сообщить заказчику строительства Набатову Д.В., Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в установленном порядке. На основании представления прокуратуры г.ФИО1 об устранении нарушений градостроительного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым №-ПД от ДД.ММ.ГГГГ прекратила действие на территории Республики ФИО29 декларация № № о начале выполнения строительных работ заказчик Набатов Д.В. о начале выполнения строительных работ «Строительство базы отдыха Автономная <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выдан кадастровый паспорт земельного участка №, присвоен кадастровый №. О вынесенных приказах Службы государственного строительного надзора Республики Крым административные истцы узнали при получении ДД.ММ.ГГГГ уведомления Государственного регистратора Госкомрегистра от ДД.ММ.ГГГГ№ о приостановлении государственной регистрации права на недвижимое имущество - здание, расположенное по адресу: <адрес><адрес>, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, поданному через ГБУ РК «ФИО30». Причинами для приостановления государственной регистрации права на недвижимое имущество послужили служебные записи в Едином государственном реестре недвижимости: - поручение Совета министров Республики Крым (письмо вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) о запрете совершения любых регистрационных действий в отношении данного объекта; - письмо начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ (об отмене регистрации декларации №№ о готовности объекта к эксплуатации на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выявлением недостоверных сведений); - письмо прокуратуры г.ФИО1№ от ДД.ММ.ГГГГ об отмене Декларации № №; - постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г.ФИО1 по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ; - приказ №-ПД от ДД.ММ.ГГГГ Службы государственного строительного надзора Республики Крым. В соответствии с пунктами 15,16,17 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, заказчик либо его уполномоченный представитель подает в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и Службой или направляет заказным письмом с описью вложения в Службу два экземпляра декларации по форме согласно Приложению 1. Поданная заказчиком в многофункциональный центр декларация не позднее следующего рабочего дня передается в Службу. В течение десяти рабочих дней, следующих за датой поступления в Службу декларации, Служба проверяет полноту указанных заказчиком в декларации данных, достаточных для внесения их в Единый реестр, и регистрирует декларацию. Один экземпляр зарегистрированной декларации возвращается заказчику, второй - остается в Службе. Заказчик отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации, в соответствии с законом. В случае если декларация подана или заполнена с нарушением настоящего Порядка, в срок, предусмотренный для регистрации, Служба возвращает такую декларацию заказчику на доработку для приведения ее в соответствие с требованиями настоящего Порядка. Согласно пункту 23 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов в случае выявления указанных заказчиком в декларации недостоверных данных Служба вправе уведомить об этом заказчика в течение одного рабочего дня со дня такого обнаружения для их устранения. Согласно пункту 24 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации, Служба вправе отменить регистрацию такой декларации. Служба отменяет регистрацию декларации, в которой выявлены указанные заказчиком недостоверные данные, путем издания соответствующего приказа и исключает запись о регистрации из Единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации. Служба отменяет регистрацию декларации также по решению суда об отмене регистрации декларации, вступившему в законную силу. Об отмене регистрации декларации заказчик письменно уведомляется в течение трех рабочих дней со дня отмены. После устранения причин, явившихся основанием для отмены регистрации декларации, заказчик вправе повторно подать исправленную декларацию в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком. Из пояснений представителя истцов судом установлено, что оспариваемые приказы не были ими получены. Вывод о недостоверности представленных истцами по делу сведений об окончании строительства объекта недвижимого имущества был сделан Службой госстройнадзора только лишь на основании проведенного визуального осмотра, без участия и извещения декларантов – истцов по делу, что также как указывает представитель истцов, не позволило им своевременно предоставить свои пояснения и при возможности исправить нарушения. Кроме того на официальном сайте Службы государственного строительного надзора Республики Крым декларация № № от ДД.ММ.ГГГГ заказчика Набатова Д.В. о готовности объекта к эксплуатации «Строительство базы отдыха по адресу: <адрес> значится зарегистрированной в Едином реестре, и данных о ее отмене не имеется. Кроме того согласно выводам судебного эксперта Центра судебных экспертиз им.ФИО8, изложенным в заключении судебной строительно-технической экспертизы №, проведенной во исполнение определения Верховного Суда Республики ФИО31 от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках рассмотрения гражданского дела № по иску Администрации города ФИО1 к Набатову Д.В., третье лицо ФИО7 о сносе объекта самовольного строительства, возложении обязанности привести земельный участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования, несоответствия строения строительным, противопожарным и другим нормам и правилам, действующим на момент осуществления строительства, не установлено. Постановлением Совета министров Республики ФИО32 от ДД.ММ.ГГГГ N 777 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики ФИО33 от ДД.ММ.ГГГГ N 169" Служба государственного строительного надзора Республики Крым для осуществления возложенных на нее задач и реализации полномочий и функций обладает следующими правами: 4.38. Аннулировать (отменять) ранее выданные (зарегистрированные) Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым документы разрешительного характера. 4.39. В случае выявления недостоверных сведений в документах, несоответствия документов требованиям законодательства, действовавшего на дату их регистрации или выдачи, подачи заказчиком заявления о прекращении действия либо об аннулировании разрешения на выполнение строительных работ либо сертификата о готовности законченного строительством объекта к эксплуатации, получения сведений о прекращении заказчиком юридического лица или субъекта предпринимательской деятельности, смерти физического лица - заказчика или признания его судом безвестно отсутствующим, препятствования заказчиком или лицами, ответственными за производство строительных работ, проведению на объекте проверки должностными лицами Службы, проводимой в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора, с соблюдением норм соответствующего регламента, утверждаемого Службой: - прекращать действие на территории Республики Крым уведомлений и деклараций о начале выполнения подготовительных и строительных работ, деклараций о готовности объектов к эксплуатации, разрешений на выполнение строительных работ, сертификатов готовности объектов к эксплуатации, регистрация и выдача которых осуществлена Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины и ее территориальным органом - Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной <адрес>; - аннулировать разрешения на выполнение строительных работ и сертификаты готовности объектов к эксплуатации, выданные Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым или Службой государственного строительного надзора Республики Крым. Судом также установлено, что получив представление прокурора г.ФИО1 об устранении нарушений градостроительного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ, Служба государственного строительного надзора Республики Крым, как орган, в полномочия которого входит решение вопроса об отмене регистрации декларации о готовности объекта в эксплуатацию, исполнила представление прокурора, издав соответствующий приказ. Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Согласно правовой позиции, сформированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 84-О, согласно которой само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. Таким образом, сам по себе акт прокурорского реагирования в форме представления не обладает силой принудительного исполнения, а лишь возлагает на адресата обязанность рассмотреть представление и принять в пределах своей компетенции законные и обоснованные меры с соблюдением установленной процедуры, которая в рассматриваемом случае предполагает установление оснований для отмены регистрации декларации путем их проверки и их изложение в оспариваемом приказе. При этом материалы административного дела не содержат доказательств проведения Службой государственного строительного надзора Республики Крым каких-либо проверочных мероприятий в установленном порядке, представленных в судебное заседание в том числе Госкомрегистром, а также в оспариваемом приказе не указаны документы, фиксирующие, что Службой была выявлена недостоверность каких-либо содержащихся в декларации сведений. Немотивированная отмена декларации № № о готовности объекта к эксплуатации «Строительство базы отдыха по адресу: <адрес>», зарегистрированной без каких-либо замечаний в установленном порядке и произведенной Службой государственного строительного надзора Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, а также декларации № № о начале выполнения строительных работ на территории Республики ФИО34, действие которой прекращено на территории Республики ФИО35 приказом №-ПД от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права и законные интересы административных истцов. Таким образом, издание немотивированного приказа № «ОД» от ДД.ММ.ГГГГ Службы государственного строительного надзора Республики Крым в отсутствие каких-либо доказательств наличия оснований для его принятия, является достаточным основанием для признания оспариваемого приказа незаконным. При таких обстоятельствах, Службой государственного строительного надзора при принятии оспариваемых приказов в нарушение части 9 статьи 226 КАС РФ не соблюдены требования нормативного правового акта, устанавливающего полномочия данного органа, а именно Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 169 и Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N №. С учетом изложенного, приказы начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым № «ОД» от ДД.ММ.ГГГГ об отмене регистрации декларации № № от ДД.ММ.ГГГГ и №-ПД от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении действия на территории Республики ФИО36 декларации № № заказчика Набатова Д.В. о начале выполнения строительных работ «Строительство базы отдыха по адресу: <адрес>» вынесены начальником Службы государственного строительного надзора Республики Крым с превышением своих полномочий, нарушают права и законные интересы административных истцов, как следствие являются незаконными и подлежат отмене. Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. С иском в суд истцы обратились ДД.ММ.ГГГГ, направили административный иск почтовой связью. Суд считает, что истцы в установленный законом 3-х месячный срок обратились с административным иском в суд со дня, когда им стало известно о нарушении их прав. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска. Суд не распределяет судебные расходы по делу, поскольку административные истцы на этом не настаивали. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, – РЕШИЛ: Административные исковые требования Набатова Дмитрия Валерьевича, Козлова Владимира Викторовича к Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании незаконным решений органа государственной власти, заинтересованные лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Попов М.Ю. удовлетворить. Признать незаконным приказ начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым № «ОД» от ДД.ММ.ГГГГ об отмене регистрации декларации № № от ДД.ММ.ГГГГ заказчика Набатова Д.В. о готовности объекта к эксплуатации «Строительство базы отдыха по адресу: <адрес>». Признать незаконным приказ начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым №-ПД от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении действия на территории Республики ФИО37 декларации № №№ заказчика Набатова Д.В. о начале выполнения строительных работ «Строительство базы отдыха по адресу: <адрес>». Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО38 через ФИО39 городской суд Республики ФИО40 в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья И.С.Глухова |