НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Феодосийского городского суда (Республика Крым) от 25.08.2022 № 2-1085/2022

Дело № 2-1085/2022

УИД: 91RS0022-01-2021-004816-41

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 августа 2022 года г. Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Тимохиной Е.В.,

при секретаре Джеляловой Э.И.,

с участием истца ФИО2, представителя ответчика ГУ-ОПФ РФ по РК –ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании действий и бездействий незаконным об обязании совершить определенные действия, третье лицо: Клиентская служба (на правах отдела) в г.Феодосии ГУ-ОПФР по РК, ОМВД России по г. Феодосии,

установил:

ФИО2, уточнив свои исковые требования, обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в котором просил признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в части не направления письменного ответа на обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (РПО:298Ю062202725) поступившего ДД.ММ.ГГГГ в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым; признать незаконным письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное), с ДД.ММ.ГГГГ правопреемник Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым за подписью заместителя начальника Управления ФИО5 в части предоставления вида на жительство в том числе в качестве удостоверения личности, в рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГФИО2 о назначении пенсии установленной формы в порядке письменных обращений граждан согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ; признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное), с ДД.ММ.ГГГГ правопреемник Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в части не направления уведомления, Приложение к Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГп на заявление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии установленной формы принятое у ФИО2; датой приёма заявления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии установленной формы ФИО2ФИО1 учреждением - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Республики Крым (межрайонное), с ДД.ММ.ГГГГ правопреемник Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым считать ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с возникновением права на пенсионное обеспечение, на основании талона записи на приём от ДД.ММ.ГГГГ он был на приёме в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Республики Крым (межрайонное) (далее-УПФР по Феодосии) с целью назначения пенсии, где предоставил заявление о назначении пенсии установленной формы, а также указанные в талоне от ДД.ММ.ГГГГ документы: паспорт, военный билет, Трудовую книжку, в качестве иных документов были представлены: СНИЛС, адресная справка отдела по вопросам миграции ОМВД России по , вид на жительство. Специалист клиентского отдела Рыбакова ознакомившись с указанными документами, изучив содержание записей его трудовой книжки, сняв с её страниц копии в приёме заявления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии установленной формы ему отказала, сославшись на истечение срока действия вида на жительство, при том что в согласно пункта 64 Регламента основанием для отказа в приёме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является не установление личности лица, обратившегося за оказанием услуги, кроме того вид на жительство не является удостоверением личности, согласно абзаца 8 статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» он подтверждает право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации. На приёме ему рекомендовано письменно обратиться с заявлением на имя начальника УПФР по Феодосии, что исполнено в этот же день. ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника УПФР по Феодосии им подано заявление о назначении пенсии, о чём свидетельствует отметка на первой странице его экземпляра с датой приёма и подписью должностного лица. К заявлению прилагались: заявление о назначении пенсии установленного образца и копии документов, подлинники которых несколькими часами ранее обозревались специалистом клиентского отдела УПФР по Феодосии. На поданное заявление в его адрес поступил письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя начальника Управления ФИО5 поименованный, как письменные разъяснения, им подтверждались факты его приёма клиентской службой ДД.ММ.ГГГГ и поступление в УПФР по Феодосии заявления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии установленной формы. В абзаце 1 страница 3 поступившего документа утверждалось о том, что заявление о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ в территориальный орган Пенсионного фонда РФ им направлено по почте, говорилось о непредставлении в течении пяти рабочих дней со дня подачи заявления оригиналов документов, что по мнению УПФР по Феодосии служило основанием для рассмотрения заявления в порядке письменных обращений граждан согласно закона №59-ФЗ. С письменным ответом от ДД.ММ.ГГГГ УПФР по Феодосии он согласен, так как просроченный вид на жительство, не является основанием для установления личности и назначения пенсии. ДД.ММ.ГГГГ согласно штемпеля на почтовом конверте из УПФР по Феодосии поступило приглашение от ДД.ММ.ГГГГ исх. на приём в отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц военным билетом, исполнено ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день через портал Госуслуг истцом получены Сведения о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, форма СЗИ-ИЛС утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГн ФИО2 с отсутствующим стажем для целей назначения пенсии. ДД.ММ.ГГГГ, после повторного получения Сведений, в них присутствовали 2 года и 8 дней из периода военной службы по призыву, таким образом истечение срока действия вида на жительство не послужило препятствием для внесения данных из предоставленного военного билета в индивидуальный лицевой счёт. ДД.ММ.ГГГГ истцом, через ФГУП «Почта Крыма» в ОПФР по РК, подана жалоба, согласно Отчёта об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором 29810062202725 бандероль отправитель ФИО2, получатель Отделение Пенсионного фонда РФ по РК получена адресатом ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 15 минут, ответ на данную жалобу не получен истцом до настоящего времени. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», как лицо, проживающее на территории Республики Крым, заявил о желании сохранить имеющееся у него гражданство Украины, после чего приобрел право проживания на территории Республики Крым, являясь гражданином Украины, зарегистрирован по адресу: , следовательно имеет право на назначение пенсии с момента обращения в ПФ РФ по РК. Ссылаясь на вышеизложенное, просил удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основания, изложенным в исковом заявлении и по представленным суду доказательствам, а также в письменных объяснениях.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым ФИО4, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, в материалы дела предоставлены письменные возражения, дополнения к письменным возражениям, указав, что паспорт гражданина Украины не является документом, подтверждающим право ФИО2 на пенсионное обеспечение в Российской Федерации и внесения корректирующих сведений индивидуального персонифицированного учета в базу данных Пенсионного фонда, а вид на жительство в РФ у истца просрочен и является не действительным.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.

Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, поскольку третье лицо в силу своего волеизъявления не воспользовался своим правом на участие в судебном заседании, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на обращение в суд, установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17, 18; части 1, 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение о судебной защите нарушенных или оспоренных гражданских прав.

В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены способы защиты гражданских прав, а также содержится указание на возможность применения иных способов, предусмотренных законом.

По смыслу указанных норм защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо, лежит на лице, обратившемся в суд.

При этом необходимо отметить то, что избираемый гражданином способ защиты права, которое лицо считает нарушенными, должен соответствовать нарушенному или оспариваемому праву, а также отвечать требованиям закона.

Следовательно, обращение в суд должно быть обусловлено необходимостью защиты (восстановления) нарушенных прав, должно обеспечивать восстановление нарушенного права обращающегося в суд с заявлением лица.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Украины, документирован паспортом гражданина Украины серии ЕЕ , выданным ДД.ММ.ГГГГ Феодосийским ГО ГУ МВД Украины в Крыму. В паспорте имеется отметка о регистрации по месту проживания с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: (т.1 л.д.76-77).

ФИО2, являясь лицом, постоянно проживающим на территории Республики Крым, в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», заявил о своем желании сохранить гражданство Украины, в результате чего, за ним закреплен статус лица, постоянно проживающего на территории Республики Крым, имеющего гражданство Украины.

6 июня 2014 года Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Крым было издано служебное письмо № МС-13/73 «О выдаче видов на жительство», адресованное подразделениям на местах, в котором, ссылаясь на положение части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», предлагается осуществлять выдачу видов на жительство лицам, заявившим о желании сохранить имеющееся у них иное гражданство.

ДД.ММ.ГГГГ Феодосийским отделением УФМС по Республике Крым ФИО2 выдан вид на жительство серии 82 действительный до ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 74).

Как следует из письма Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес ФИО2, служебным письмом УФМС по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № МС-13/73 предусматривался исключительный порядок выдачи видов на жительство гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым и г. Севастополя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которые в течение месяца после этого дня заявили о своем желании сохранить имеющееся у них иное гражданство. В дальнейшем продление видов на жительство, а также их замена осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Учитывая положения статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство», а также, что срок действия выданного ФИО2 вида на жительство в Российской Федерации закончился ДД.ММ.ГГГГ, заменить его на бессрочный вид на жительство не представляется возможным (т. 1 л.д.78-79).

Согласно ответу ОМВД РФ по г. Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес суда, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, значится зарегистрированным по адресу: ДД.ММ.ГГГГ как гражданин Украины по паспорту гражданина Украины серии ЕЕ , выданному Феодосийским ГОГУ МВД Украины в АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Также сообщили, что 2014 г., после вступления Республики Крым в состав Российской Федерации, гр-н ФИО2, на основании п. 1 ст. 4 - ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Севастополя» (со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами РФ, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства), отказался от приобретения российского гражданства, после чего получил вид на жительство гражданина Украины в Российской Федерации (серия 82 , выдать 910-001, Управление ФМС России по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ С заявлением о продлении срока действия вида на жительство гр-н ФИО2 в ОВМ ОМВД России по г. Феодосии не обращался (т. 1 л.д.158).

Согласно талону записи на прием УПФР в г. Феодосии (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГФИО2 записался на прием в Управление ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 54).

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Феодосии Республики Крым (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую), предоставив паспорт гражданина Украины, трудовую книжку, военный билет, заявление не содержит отметок о его принятии специалистом УПФР (т. 1 л.д.59-62).

ДД.ММ.ГГГГФИО2 направил в адрес ФПРФР в г. Феодосии РК (межрайонное) заявление о назначении пенсии с приложениями (л.д. 63-64).

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Феодосии Республики Крым (межрайонное) в письме от ДД.ММ.ГГГГ разъяснило ФИО2 положения законодательства, регламентирующего право и порядок обращения иностранных граждан и лиц без гражданства постоянно проживающих на территории РФ, а также разъяснено, что он имеет право обратиться за назначением пенсии после продления вида на жительство (т. 1 л.д. 65-66).

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с ДД.ММ.ГГГГ является правопреемником Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное).

В силу статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона РФ "О страховых пенсиях" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

13.03.1992 между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Как следует из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г., правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

Согласно ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с частью 1 статьи 4 которого право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство.

В силу положений пункта 2 статьи 21 данного закона, граждане могут обращаться с заявлениями об установлении (в том числе с указанием сведений о способе доставки страховой пенсии), о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

Обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг. При этом заявление о переводе на страховую пенсию, заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой, заявление о перерасчете размера страховой пенсии или заявление о выплате страховой пенсии, поданные в указанном порядке, принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае представления заявителем необходимых документов, подлежащих представлению с учетом положений части 7 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 настоящей статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств (часть 8.1).

Согласно ст. 21 постановления Правления ПФ РФ от 12.02.2019 N 38п (ред. от 23.09.2020) "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2019 N 54537) -основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются: неустановление личности лица, обратившегося за оказанием услуги (непредъявление данным лицом документа, удостоверяющего его личность, отказ предъявить документ, удостоверяющий личность, предъявление документа, удостоверяющего личность, с истекшим сроком действия).

Так, для предоставления государственной услуги гражданином представляются следующие документы: заявление по форме, установленной в Приложении № 1; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; документы, подтверждающие основания для корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, обязанность по представлению которых возложена на гражданина.

Согласно пункту 48 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги; истребование документов (сведений) в рамках межведомственного взаимодействия; рассмотрение заявления и определение наличия либо отсутствия оснований для корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет; принятие решения о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет или об отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет; корректировка сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.

Основанием для начала административной процедуры является личное обращение гражданина (представителя) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги (пункт 49 Административного регламента).

Таким образом, процедура предоставления указанной государственной услуги носит заявительный характер, то есть гражданин самостоятельно решает вопросы о целесообразности, вида, объема получения такой государственной услуги, наличия у заявителя необходимых документов.

Пунктом 53 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденных Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 N 35496) (действовавшим на момент обращения истца), предусмотрено, что документами, удостоверяющими личность, возраст и наличие гражданства Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, выданный территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО2, являясь иностранным гражданином, обратился лично на прием к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии, к которому были предоставлены: паспорт гражданина Украины, военный билет, трудовая книжка, в качестве иных документов были представлены: СНИЛС, адресная справка отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Феодосии, вид на жительство.

Как следует из пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются, в том числе постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает, помимо прочего, основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Согласно частям 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (действующим на дату возникновения спорных правоотношений) при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство, который выдается на пять лет.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 320-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ) вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Федеральным законом от 02 августа 2019 года № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство» в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу 01 ноября 2019 года.

Согласно статье 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с изменениями с 01 ноября 2019 года, вид на жительство выдается без ограничения срока действия, за исключением вида на жительство высококвалифицированному специалисту и членам его семьи, указанным в подпункте 9 пункта 2 настоящей статьи, который выдается на срок действия разрешения на работу, выданного указанному высококвалифицированному специалисту.

В течение срока действия вида на жительство, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства до дня вступления в силу Федерального закона от 02 августа 2019 года № 257-ФЗ, то есть до 01 ноября 2019 года, данный иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратится с заявлением о выдаче вида на жительство без срока действия.

В соответствие с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 02 августа 2019 года № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство» вид на жительство, выданный иностранному гражданину до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждает право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации и продолжает действовать в течение срока, на который он был выдан, либо до его аннулирования.

Как следует из представленного в материалы дела вида на жительство истца, срок его действия закончился 22 декабря 2019 года, за продлением вида на жительство истец не обращался.

В случае непредоставления заявителем оригиналов необходимых документов, подлежащих представлению, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления Заявление аннулируется.

Согласно Административному регламенту в досудебном (внесудебном) порядке застрахованное лицо вправе обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР, многофункциональный центр либо в соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления) публично-правового образования, являющийся учредителем многофункционального центра (далее - учредитель многофункционального центра): в вышестоящий территориальный орган ПФР - на решение и (или) действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР.

Не согласившись с ответом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым с жалобой, в которой просил отменить ответ, изложенный в письме Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) в письме от ДД.ММ.ГГГГ, осуществить действия, направленные на разрешение вопроса установления УПРФ пол г. Феодосии РК (межрайонное) ФИО2 страховой пенсии как лицу, приобретшему право проживания с гражданством Украины на территории РК (т. 1 л.д. 68-70).

Согласно предоставленному в судебное заседание представителем ответчика –ФИО4 ответу от ДД.ММ.ГГГГ № Ш-7033-1401/10451-21, направленному в адрес ФИО2, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым заявителю разъяснило, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, при соблюдении ими условий, предусмотренных ФЗ №400-ФЗ, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами РФ. Документом, удостоверяющим личность, возраст, постоянное проживание в РФ, период постоянного проживания на территории РФ, гражданство иностранного гражданина, является вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальным органом МВД РФ, а документом, подтверждающим его место жительства (п. 60 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии (т.2 л.д.139-140).

Довод ФИО2 о том, что данный ответ приобщен представителем ответчика в материалы дела несвоевременно, и отсутствуют доказательства о том, что данный ответ направлялся истцу и им получен, не принимается судом, так как в материалы дела предоставлен скрин-шот реестра отправки корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ, решение и получении или не получение лицом почтовой корреспонденции является правом стороны (т.2 л.д. 141).

Также следует отметить, что при рассмотрении обращений ФИО2 ответчиками были соблюдены требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

На основании изложенного, доводы истца ФИО2 о незаконности решений ответчиков, изложенных в виде письменных ответов, в части требований предоставить паспорт гражданина Российской Федерации или действительный вид на жительство подтверждающего право пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации, суд считает необоснованными, так как обращаясь с заявлениями ДД.ММ.ГГГГ в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Феодосии Республики Крым (межрайонное), ФИО2, являясь иностранным гражданином, не представил документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (вид на жительство), что является основанием для отказа в приеме заявления о назначении пенсии.

При этом, ответчиком в ответах на обращения ФИО2 было разъяснено заявителю о необходимости предоставить заявление о назначении пенсии установленной формы, а также документы, в том числе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, каковым, в том числе, является вид на жительство.

Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом по делу не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих правовые основания для обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии при отсутствии действительного вида на жительство в Российской Федерации, таким образом, при рассмотрении дела не установлено, что ответчик каким-либо образом нарушает права истца ФИО2, и доказательств обратного суду не представлено и по делу не добыто, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворении исковых требований ввиду недоказанности нарушения ответчиками прав истца.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании действий и бездействий незаконным об обязании совершить определенные действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.В. Тимохина