НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Феодосийского городского суда (Республика Крым) от 15.06.2022 № 2-2896/2021

Дело № 2-437/2022

УИД: 91RS0022-01-2021-005184-04

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,

с участием секретаря Аблязовой Э.Р.,

представителя истца Грушевской Н.В.,

ответчика Трубо Р.Т.,

представителя третьего лица Легостаевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым к Трубо ФИО6 (третье лицо – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым) о взыскании незаконно полученной страховой пенсии по старости,-

УСТАНОВИЛ:

В декабре 2021 года истец – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обратился в суд с иском к Трубо Р.Т., в ходе рассмотрения дела неоднократно уточнял исковые требования и в уточненном варианте исковых требований просил взыскать с ответчика в его пользу незаконно полученную за период с 01 января 2019 года по 31 мая 2021 года страховую пенсию по старости в сумме 60844,96 рублей.

В обоснование требований указано, что решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонного) от 17 июля 2015 года Трубо Р.Т. назначена страховая пенсия по старости с 01 января 2015 года в размере 8450,97 рублей ежемесячно. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми (застрахованными лицами в понимании Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования») считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее – индивидуальные предприниматели). С 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части регистрации в качестве страхователей в территориальных органах пенсионного фонда арбитражных управляющих, осуществляющих регулируемую Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. В силу положений Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действовавших до 01 января 2011 года, арбитражным управляющим мог быть гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. С 01 января 2011 года в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» внесены изменения в части исключения из обязательной государственной регистрации арбитражных управляющих в качестве индивидуальных предпринимателей, а также признания профессиональной деятельности арбитражных управляющих частной практикой. Вместе с тем, арбитражный управляющий, являясь членом только одной из саморегулируемых организаций, вправе заниматься, в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», иными видами профессиональной деятельности, при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных законодательством о банкротстве. Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к категории страхователей и одновременно застрахованных лиц относятся лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями). Права, обязанности и юридические последствия возникают у страхователей с момента регистрации в территориальном органе пенсионного фонда и прекращаются с момента снятия с учет. Основанием для регистрации в территориальном органе пенсионного фонда арбитражных управляющих в качестве страхователей по обязательному пенсионному и обязательному медицинскому страхованию считается включение в реестр членов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, обратившихся в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым по месту фактической регистрации с заявлением рекомендуемого образца с одновременным предоставлением подлинников документов, удостоверяющего личность и подтверждающего регистрацию по месту постоянного жительства и выписки из реестра членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» регистрация арбитражных управляющих является обязательной и осуществляется в территориальных органах пенсионного фонда по месту их жительства в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации в качестве страхователя. Согласно общедоступным сведениям на сайте / Трубо Р.Т. с 06 ноября 2014 года по 14 апреля 2017 года была зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве индивидуального предпринимателя. Выписка из реестра арбитражных управляющих саморегулируемой организации в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым не предоставлялась, заявление о регистрации в качестве арбитражного управляющего в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым не подавалось. Документами, подтверждающими, что гражданин не работает, не осуществляет работу и (или) иную деятельность, в период которой подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», являются сведения индивидуального (персонифицированного) учета. В связи с отсутствием сведений о регистрации в качестве арбитражного управляющего, Трубо Р.Т. с 01 января 2019 года значилась не работающим пенсионером и с 01 января 2019 года по 31 мая 2021 года размер ее пенсии ежемесячно индексировался. В связи с нарушением Трубо Р.Т. порядка регистрации в качестве арбитражного управляющего, начисленные и уплаченные страховые взносы не могли быть разнесены на лицевой счет застрахованного лица до момента его регистрации органах пенсионного фонда. В претензии от 21 января 2021 года в адрес Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым Трубо Р.Т. сообщила о регистрации с 15 апреля 2017 года в качестве субъекта независимой профессиональной деятельности – арбитражного управляющего. Сведения о постановке на учет в качестве арбитражного управляющего из Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым не поступали. Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым был направлен запрос в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым о подтверждении факта регистрации в качестве субъекта независимой профессиональной деятельности – арбитражного управляющего. Согласно полученному из Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым ответу, Центром по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым 23 апреля 2021 года Трубо Р.Т. поставлена на учет в Государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонном) в качестве субъекта независимой профессиональной деятельности – арбитражного управляющего. Тогда же Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Крым на Трубо Р.Т. предоставлены сведения об уплаченных страховых взносах, Трубо Р.Т. произведен перерасчет пенсии. В связи с установлением факта осуществления трудовой деятельности в качестве субъекта независимой профессиональной деятельности – арбитражного управляющего, с 01 января 2019 года по 31 мая 2021 года Трубо Р.Т. не имеет права на индексацию (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировку размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Кроме того, 06 июля 2015 года при подаче заявления о назначении пенсии, 03 октября 2017 года при подаче заявления о перерасчете пенсии, Трубо Р.Т. была предупреждена о необходимости извещения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонного) о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение, приостановление, продление ее выплаты, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или ее прекращение, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств, то есть о выполнении деятельности, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию. В связи с несообщением Трубо Р.Т. об осуществлении деятельности в качестве субъекта независимой профессиональной деятельности – арбитражного управляющего за период с 01 января 2019 года по 31 мая 2021 года образовалась переплата страховой пенсии по старости в размере 88185,45 рублей. 17 мая 2021 года Центром по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым Трубо Р.Т. направлено уведомление о наличии переплаты и необходимости погашения задолженности. 18 мая 2021 года Центром по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым принято решение № 91-15/205 о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру ежемесячно в размере 20% с 01 июня 2021 года. В связи с удержанными с Трубо Р.Т. суммами пенсии, не возмещенной осталась сумма в размере 60844,96 рублей.

Ссылаясь на вышеприведенное, на положения статей 1064, 1102, 1104 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывая, что сумма пенсии, излишне выплаченная ответчику, является неосновательным обогащением последней, данные денежные средства являются собственностью Пенсионного Фонда Российской Федерации и имеют строго целевой характер использования, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В отзыве на исковое заявление Трубо Р.Т. просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что расчет истца, приложенный к иску, не обоснованный и не соответствующий фактическим обстоятельствам дела; никаких злоупотреблений она, как пенсионер, не допускала, и действующим законодательством на нее не возложена обязанность предоставлять какие-либо сведения в территориальные органы пенсионного фонда. Также, указывает, что с 2015 года по 2021 год она являлась членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих Российской Федерации, сдавала отчетность в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, как арбитражный управляющий по форме 3-НДФЛ, платила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование до 01 января 2017 года, как работающий пенсионер, в Пенсионный фонда Российской Федерации, а с 01 января 2017 года, как работающий пенсионер, в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, однако, по каким-то причинам истец решил, что с 2018 года она не работает. Считает, что именно по халатности должностных лиц истца была допущена переплата ей пенсии путем проведения индексации, как неработающему пенсионеру, следовательно, она не должна нести ответственность на указанные действия.

В судебном заседании представитель истца – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым – Грушевская Н.В., действующая на основании доверенности исковые требования поддержала в полном объеме и дала суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Ответчик – Трубо Р.Т. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление, указав, что никаких злоупотреблений она, как работающий пенсионер, не допускала, и действующим законодательством на нее не возложена обязанность предоставлять какие-либо сведения в территориальные органы пенсионного фонда.

Представитель третьего лица – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым – Легостаева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснив, что сведения о членах саморегулируемых организаций арбитражных управляющих поступают в налоговые органы согласно пункту 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации от Росреестра, в связи с чем, налоговые органы не являются первоисточником данной информации, следовательно, не могут в полной мере отвечать за степень ее актуальности и достоверности при предоставлении третьим лица, полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Заслушав представителя истца, ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на основании представленных сторонами в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оцененных судом в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах.

В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основания иска определяет истец. При этом к основаниям иска относятся не только нормы права, на которые указывает истец, но и фактические обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.

В соответствии с требованиями статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установление правоотношений сторон, относится к компетенции суда.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на обращение в суд, установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17, 18; части 1, 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации).

При рассмотрении дела судом установлено, что решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонного) от 17 июля 2015 года Трубо Р.Т. назначена страховая пенсия по старости с 01 января 2015 года в размере 8450,97 рублей ежемесячно.

Как следует из данных о работе Трубо Р.Т., имеющихся в материалах пенсионного дела , последняя работает с 06 ноября 2014 года.

Кроме того, страховая пенсия по старости Трубо Р.Т. с 01 января 2015 года назначена решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонного) от 17 июля 2015 года на основании ее личного заявления от 06 июля 2015 года, в котором указано, что она работает.

На основании заявления Трубо Р.Т. от 03 октября 2017 года о произведении перерасчета размера пенсии на основании решения суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, распоряжением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонного) от 04 октября 2017 года Трубо Р.Т. с 01 ноября 2017 года произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости.

Из решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонного) /В от 08 мая 2019 года следует, что Трубо Р.Т. по состоянию на октябрь 2018 года работает.

Согласно решению о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонного) /В от 11 мая 2021 года, Трубо Р.Т. по состоянию на август 2018 года не работает.

Из решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонного) /В от 11 мая 2019 года следует, что Трубо Р.Т. по состоянию на май 2019 года работает.

Согласно решению о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонного) /В от 11 мая 2021 года, Трубо Р.Т. по состоянию на октябрь 2020 года работает.

Как следует из протокола о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и социальных выплат от 17 мая 2021 года , Государственное учреждение – Центр по выплате и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии) в отношении Трубо Р.Т. установило факт излишней выплаты пенсии за период с 01 января 2015 года по 31 мая 2021 года в сумме 88185,45 рублей.

Согласно решению об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) ФСД и ее устранении Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонного) от 17 мая 2021 года обнаружена ошибка в отношении выплаты пенсии Трубо Р.Т. с 01 ноября 2018 года по 31 мая 2021 года, причиной образования которой явилось трудоустройство.

Государственным учреждением – Центром по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в адрес Трубо Р.Т. направлено уведомление об образовании переплаты от 17 мая 2021 года, из которого следует, что у Трубо Р.Т., в связи с несвоевременным сообщением о поступлении на работу, за период с 01 января 2015 года по 31 мая 2021 года образовалась переплата пенсии в сумме 88185,45 рублей. Удержания переполученных сумм производится на основании решения о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру от 17 мая 2021 года в размере 20% страховой пенсии в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Также в данном уведомлении указано, что Трубо Р.Т. может в добровольном порядке погасить переплату в полном объеме путем перечисления на расчетный счет Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым или путем подачи заявления с размером удержания более 20%.

18 мая 2021 года Государственным учреждением – Центром по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым принято решение о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру , согласно которому у Трубо Р.Т. производить удержания из сумм пенсии, установленной в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 01 июня 2021 года ежемесячно в размере 20%.

Как установлено судом и следует из материалов дела Трубо Р.Т. с 2015 года по 2021 год являлась членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих Российской Федерации, сдавала отчетность в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, как арбитражный управляющий по форме 3-НДФЛ, оплачивала страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, как работающий пенсионер, до 01 января 2017 года – в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а с 01 января 2017 года – в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, что подтверждается налоговыми декларациями по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2018 отчетный год от 15 апреля 2019 года, за 2019 отчетный год от 04 апреля 2020 года, за 2020 отчетный год от 26 февраля 2021 года, направленными в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым – 15 апреля 2019 года, 04 апреля 2020 года и 26 февраля 2021 года соответственно; банковскими документами: платежными поручениями и квитанциями; сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица с 2015 года по 2019 год включительно, размещенные на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, как следует из информации, предоставленной суду Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым от 04 апреля 2022 года , в отношении Трубо Р.Т. по системе межведомственного электронного взаимодействия поступили сведения: 13 декабря 2019 года – о внесении сведений об арбитражном управляющем в сводный государственный реестр арбитражных управляющих (далее – Реестр) (дата внесения сведений в Реестр – 06 февраля 2015 года, уникальный реестровый номер, присваиваемый при внесении в Реестр первой записи – 14748); 02 декабря 2021 года – об исключении сведений об арбитражном управляющем из реестра (дата исключения сведений из Реестра – 02 ноября 2021 года).

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми (застрахованными лицами в понимании Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования») считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее – индивидуальные предприниматели).

С 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части регистрации в качестве страхователей в территориальных органах пенсионного фонда арбитражных управляющих, осуществляющих регулируемую Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

В силу положений Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действовавших до 01 января 2011 года, арбитражным управляющим мог быть гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

С 01 января 2011 года в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» внесены изменения в части исключения из обязательной государственной регистрации арбитражных управляющих в качестве индивидуальных предпринимателей, а также признания профессиональной деятельности арбитражных управляющих частной практикой.

18 марта 2014 года подписан и 21 марта 2014 года ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее – Договор).

С даты подписания Договора, то есть с 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1 Договора), и на основании статьи 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в редакции, действующей на момент регистрации физического лица (Трубо Р.Т.) в качестве плательщика в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (07 ноября 2014 года), застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой).

Статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в редакции, действующей на момент регистрации физического лица (Трубо Р.Т.) в качестве плательщика в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (07 ноября 2014 года), предусматривалось, что регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика: работодателей – организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (лиц, приравненных к ним в целях настоящего Федерального закона) и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, реестре членов саморегулируемых организаций и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, к категории страхователей и одновременно застрахованных лиц относятся лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей осуществляются в территориальных органах страховщика: нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, арбитражных управляющих, иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, а также выплачивающих по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления налоговыми органами в территориальные органы страховщика содержащихся в едином государственном реестре налогоплательщиков сведений о постановке на учет или снятии с учета физических лиц, указанных в настоящем подпункте, в порядке, определяемом соглашением между страховщиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статьей 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно положениям Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов, начиная с 1 января 2017 года.

С 01 января 2017 года, в соответствии с пунктом 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, – членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, по ведению единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и сводного государственного реестра арбитражных управляющих.

Обращаясь в суд с указанным иском о взыскании с Трубо Р.Т. неосновательно полученной пенсии за период с 01 января 2019 года по 31 мая 2021 года, Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым ссылается на то, что на основании полученного из Федеральной налоговой службы по Республике Крым ответа на запрос Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, последним 23 апреля 2021 года Трубо Р.Т. поставлена на учет в Государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонном) в качестве субъекта независимой профессиональной деятельности – арбитражного управляющего. Тогда же Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Крым на Трубо Р.Т. предоставлены сведения об уплаченных страховых взносах.

Именно на основании этого документа истцом принято решение о перерасчете размера пенсии ответчика без индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, в связи с установлением факта осуществления Трубо Р.Т. трудовой деятельности в качестве субъекта независимой профессиональной деятельности – арбитражного управляющего в период с 01 января 2019 года по 31 мая 2021 года.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.

В Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившем в силу с 1 января 2015 года, закреплены положения, определяющие порядок истребования у обратившегося за назначением пенсии гражданина документов для назначения страховой пенсии, а также устанавливающие обязанность пенсионера предоставлять достоверные сведения при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии и сообщать о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера страховой пенсии и прекращение выплаты страховой пенсии по причине утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (пункт 3 части 1 статьи 25, часть 7 статьи 21, часть 5 статьи 26 названного закона).

Назначение и выплата трудовой (страховой) пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление о назначении пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов и юридических лиц, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов. При этом на гражданина, обратившегося в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, возлагается обязанность представлять достоверные сведения в подтверждение права на указанную пенсию пенсионному органу, а после принятия пенсионным органом решения о назначении гражданину пенсии – безотлагательно извещать пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 – 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В случае установления недобросовестных действий гражданина, осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», направленных на получение пенсии с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, то есть в большем размере без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося пенсией в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-I, предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения).

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает, в том числе, контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-I).

Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-I, на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых, в том числе, за счет федерального бюджета.

Нормативные положения, определяющие полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации по контролю за правильным и рациональным расходованием его бюджета, судебным инстанциям необходимо учитывать во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что в период с 2015 года по 2021 года Трубо Р.Т. не прекращала свою трудовую деятельность в качестве арбитражного управляющего, оплачивала страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, как работающий пенсионер, сведения в отношении нее, как арбитражного управляющего, за указанный период имелись в налоговом органе, и, кроме того, с 01 января 2017 года, обязанность не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих – членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, законом возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; а также, действующим законодательством предусмотрено, что регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей осуществляются в территориальных органах страховщика, в частности, арбитражных управляющих, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления налоговыми органами в территориальные органы страховщика содержащихся в едином государственном реестре налогоплательщиков сведений о постановке на учет или снятии с учета физических лиц, в порядке, определяемом соглашением между страховщиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с чем, недобросовестности поведения ответчика в несообщении ею в территориальный пенсионный орган сведений об осуществлении ею деятельности в качестве субъекта независимой профессиональной деятельности – арбитражного управляющего за период с 01 января 2019 года по 31 мая 2021 года, не установлено, и доказательств, свидетельствующих об обратном суду истцом суду не представлено и при рассмотрении дела не добыто.

Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Доводы истца о том, что ответчиком выписка из реестра арбитражных управляющих саморегулируемой организации в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым не предоставлялась, заявление о регистрации в качестве арбитражного управляющего в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым не подавалось, в связи с чем, с 01 января 2019 года Трубо Р.Т. значилась не работающим пенсионером, и, ввиду недобросовестных действий ответчика с 01 января 2019 года по 31 мая 2021 года размер ее пенсии ежемесячно индексировался, в результате чего на ее стороне возникло неосновательное обогащение, суд не принимает во внимание, как несостоятельные, основанные на ошибочном понимании и толковании вышеприведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Что касается доводов истца о том, что в связи с нарушением Трубо Р.Т. порядка регистрации в качестве арбитражного управляющего, начисленные и уплаченные страховые взносы не могли быть разнесены на лицевой счет застрахованного лица до момента его регистрации органах пенсионного фонда, а также, что сведения о постановке на учет Трубо Р.Т. в качестве арбитражного управляющего из Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым не поступали, то суд также не принимает их во внимание, как несостоятельные, поскольку при рассмотрении дела установлено, что со стороны Трубо Р.Т. каких-либо нарушений не выявлено, в том числе, и порядка регистрации в качестве арбитражного управляющего в период с 01 января 2019 года по 31 мая 2021 года, поскольку, как следует из информации, предоставленной суду Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым от 04 апреля 2022 года , сведения в отношении Трубо Р.Т. как об арбитражном управляющем в сводный государственный реестр арбитражных управляющих внесены 06 февраля 2015 года и исключены 02 ноября 2021 года; а невозможность разнесения начисленных и уплаченных страховых взносов на лицевой счет застрахованного лица, равно, как и непоступление сведений из Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о постановке на учет Трубо Р.Т. в качестве арбитражного управляющего не может расцениваться как недобросовестность ответчика, поскольку, в силу норм действующего законодательства не могут являться обязанностями ответчика, а, с учетом компетенции и полномочий пенсионного органа, в том числе по обеспечению информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями, отнесены к полномочиям истца, а также иных государственных органов.

Доводы истца о невыполнении ответчиком обязанности, установленной статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а именно, не предоставление ею сведений об осуществлении в период с 01 января 2019 года по 31 мая 2021 года деятельности в качестве субъекта независимой профессиональной деятельности – арбитражного управляющего, несмотря на то, что при подаче заявления о назначении пенсии – 06 июля 2015 года и при подаче заявления о перерасчете пенсии – 03 октября 2017 года, Трубо Р.Т. была предупреждена о необходимости извещения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонного) о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение, приостановление, продление ее выплаты, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или ее прекращение, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств, то есть о выполнении деятельности, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию, суд не принимает во внимание ввиду следующего.

В соответствии с положениями статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, – за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (часть 1).

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3).

В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4).

Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 – 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения (часть 5).

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено отсутствие в период получения страховой пенсии Трубо Р.Т., а именно в период с 01 января 2019 года по 31 мая 2021 года, наступления каких-либо обстоятельств, которые впоследствии могли бы повлечь за собой изменение размера пенсии или прекращение, приостановление, продление ее выплаты, изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или ее прекращение.

Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что в период с 2015 года по 2021 года Трубо Р.Т. не прекращала свою трудовую деятельность в качестве арбитражного управляющего, оплачивала страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, как работающий пенсионер, сведения в отношении нее, как арбитражного управляющего, за указанный период имелись в налоговом органе, и, кроме того, с 01 января 2017 года, обязанность не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих – членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, законом возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; а также, действующим законодательством предусмотрено, что регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей осуществляются в территориальных органах страховщика, в частности, арбитражных управляющих, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления налоговыми органами в территориальные органы страховщика содержащихся в едином государственном реестре налогоплательщиков сведений о постановке на учет или снятии с учета физических лиц, в порядке, определяемом соглашением между страховщиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с чем, недобросовестности поведения со стороны ответчика в несообщении ею в территориальный пенсионный орган сведений об осуществлении ею деятельности в качестве субъекта независимой профессиональной деятельности – арбитражного управляющего за период с 01 января 2019 года по 31 мая 2021 года, не установлено, и, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств, свидетельствующих об обратном суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не добыто, с учетом компетенции и полномочий пенсионного органа, в том числе по обеспечению информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым ввиду недоказанности нарушения ответчиком Трубо Р.Т. прав истца.

Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2022 года.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым к Трубо ФИО7 (третье лицо – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым) о взыскании незаконно полученной страховой пенсии по старости – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись Чибижекова Н.В.