НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара (Республика Коми) от 11.02.2016 № 12-204/2015

Дело № 12-8/2016

РЕШЕНИЕ

город Сыктывкар 11 февраля 2016 года

Судья Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми Шерстнёва А.А., при секретаре Косолапове К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1, являющегося ... ООО «Евросеть-Ритейл» на постановление начальника Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №... по Республике Коми от **.**.** по делу об административном правонарушении,

установил:

Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №... по Республики Коми от **.**.**№... должностное лицо – ... ООО «Евросеть-Ритейл» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Защитник ФИО1 - Руднева В.В., не согласившись с постановлением административного органа, обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить вынесенное постановление. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, а также на нарушение порядка привлечения его к административной ответственности.

В судебном заседании защитник должностного лица Руднева В.В. просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель административного органа Межрайонной ИФНС России №... по Республике Коми в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Выслушав защитника, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

**.**.** государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок №... Межрайонной ИФНС России №... по Республике Коми проведена проверка соблюдения ООО «Евросеть-Ритейл» в обособленном подразделении «...», расположенном по адресу ... порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций за период с **.**.** по **.**.**.

В ходе проверки выявлен факт ежедневного хранения в проверяемом периоде в кассе обособленного подразделения остатка наличных денежных средств, принятых от физических лиц при осуществлении деятельности платежного агента.

Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки полноты учета выручки, денежных средств №... от **.**.**.

**.**.** государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок Межрайонной ИФНС России №... по Республике Коми в отношении должностного лица – ... ООО «Евросеть-Ритейл» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения административного дела налоговым органом вынесено постановление от **.**.**№... о привлечении ... ООО «Евросеть-Ритейл» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере ... рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается, в частности, функция по определению порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.

Для определения порядка ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее - наличные деньги) на территории Российской Федерации в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения 11.03.2014 за N 3210-У Банком России утверждено Указание о порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства (далее – Указание).

В силу п. 2 Указания для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге ... суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).

Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.

Платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - платежный агент), банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - банковский платежный агент (субагент), при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).

Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного в соответствии с абзацами вторым - пятым настоящего пункта лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.

Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.

В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

В соответствии с п. 15 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

При этом, положения Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ не устанавливают лимита остатка наличных денег для ведения операций по приему от плательщиков наличных денежных средств, принятых при осуществлении деятельности платежного агента.

Указание о порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденное Банком России 11.03.2014 N 3210-У, также не устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, которая может храниться в кассе на конец рабочего дня.

Пункт 2 Указания, нарушение которого вменено заявителю, указывает лишь на необходимость определения лимита остатка денежных средств без учета денежных средств, принятых при осуществлении деятельности в качестве платежного агента.

Однако данный пункт не содержит указания об установлении лимита остатка наличных денег, полученных при осуществлении деятельности платежного агента.

Более того, данный пункт фактически не предоставляет возможность накопления указанных денежных средств, так как деньги, полученные при осуществлении деятельности платежных агентов, не учитываются при определении лимита остатка наличных денег.

На основании изложенного, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ - нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в накоплении в кассе платежного агента наличных денег сверх установленных лимитов, которое вменено заявителю.

При этом суд учитывает, что ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ устанавливающая ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, является общей нормой и имеет широкую сферу применения, за исключением деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, в отношении которой ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью, установлена в специальной норме.

Так, ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ содержит специальную по отношению к ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ норму, в которой установлена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Из материалов рассматриваемого дела усматривается наличие в действиях должностного лица ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ - нарушение платежным агентом обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.

При наличии объективной стороны административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, отсутствуют основания для квалификации допущенных нарушений по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, устанавливающей общие требования к соблюдению законодательства в области работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняется право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица, которое КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

В названном пункте Постановления указано, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Переквалификация действий (бездействия) ФИО1 при рассмотрении настоящего дела на ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ невозможна, поскольку постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №... по Республике Коми от **.**.**№... должностное лицо – ... ООО «Евросеть-Ритейл» ФИО1 уже привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение платежным агентом в период с **.**.** по **.**.** обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.

Решением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от **.**.** указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, постановление начальника Межрайонной ИФНС России №... по Республики Коми от **.**.**№..., вынесенное в отношении должностного лица – ... ООО «Евросеть-Ритейл» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по данному делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление начальника Межрайонной ИФНС России №... по Республики Коми от **.**.**№... в отношении должностного лица - ... ООО «Евросеть-Ритейл» ФИО1 по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.А. Шерстнёва