УИД 11RS0010-01-2022-001349-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2022 года город Сыктывкар Республики Коми
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми
в составе судьи Петровой М.В.
при секретаре Баталовой В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1004/2022 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Коми к Дубровиной Анне Андреевне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование,
установил:
МИФНС России № 8 по Республике Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к Дубровиной А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за **.**.** в размере 19540,07 руб., пени за период с **.**.** по **.**.** в размере 4826,41 руб., обязательное медицинское страхование за **.**.** в размере 4298,89 руб., пени за период с **.**.** по **.**.** в размере 1061,81 руб. В обоснование иска указано, что Дубровина А.А. в период с **.**.** по **.**.** являлась индивидуальным предпринимателем, за **.**.** не внесла платежи по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию в связи с чем на недоимку налоговым органом начислены пени.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Дубровина А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, представила отзыв на иск, в котором заявленные требования не признала, указала, что требуемые суммы ею оплачены в установленные сроки.
В силу ч.3 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как следует из статьи 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии со ст. 430 Налогового кодекса РФ (в ред. действующей в расчетном периоде) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года.
Согласно ч. 1 ст. 432 Налогового кодекса РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 432 Налогового кодекса РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абз. 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абз. 2 настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В соответствии с ч. 5 ст. 432 Налогового кодекса РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Как следует из представленных материалов, Дубровина А.А. с **.**.** зарегистрирована в интернет-сервисе «Личный кабинет» налогоплательщика для физических лиц.
Согласно п. 2 ст. 11.2 Налогового кодекса РФ, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено названным пунктом.
Представленной выпиской из ЕГРИП подтверждается, что в период с **.**.** по **.**.** Дубровина А.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 1 ст. 430 Налогового кодекса РФ (в ред. действующей в расчетном периоде) размер фиксированных платежей в отношении вышеуказанных лиц составляет за **.**.**: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в размере 26 545 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (OMС) размере 5 840 руб..
За период с **.**.** по **.**.** ответчику исчислена сумма страховых взносов в фиксированном размере: по страховым взносам на ОПС в размере 19 540,07 руб. из расчета: (26545/12) * 8 + (26 545/12/30)*25 = 19 540,07 руб.; по страховым взносам на ОМС в размере 4 298,89 руб. из расчета: (5 840/12) * 8 + (5 840/12/30) *25 = 4 298,89 руб.
В связи с неуплатой страховых взносов по сроку уплаты **.**.** налоговым органом начислены пени в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ.
**.**.** налоговым органом Дубровиной А.А. выставлено требование №... об уплате недоимки и пени в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, которое направлено Дубровиной А.А. в личный кабинет **.**.** со сроком исполнения не позднее **.**.**.
Поскольку требование административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган обратился за взысканием задолженности в порядке приказного производства.
**.**.** мировым судьей Емвальского судебного участка Эжвинского района г.Сыктывкара Республики Коми выдан судебный приказ №... о взыскании с Дубровиной А.А. взысканы недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с **.**.**): налог в размере 19540,07 руб., пеня в размере 4826,41 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с **.**.**: налог в размере 4298,89 руб., пеня в размере 1061,81 руб., всего на общую сумму 29727,18 руб., госпошлина в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» в размере 545,91 руб.
Определением мирового судьи Емвальского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми от **.**.** судебный приказ по заявлению должника отменен, взыскателю разъяснено право на обращение с заявленным требованием в порядке искового производства.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление подано в Эжвинский районный суд Республики Коми **.**.**, то есть в пределах срока, установленного п. 3 ст. 48 Налоговым кодексом РФ.
Довод административного ответчика об истечении срока давности по истребуемой задолженности не может быть принят судом в силу следующего.
В связи с тем, что проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (части 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства РФ), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34 и 35 Кодекса административного судопроизводства РФ не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение, из чего следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Так как данный срок налоговым органом не пропущен, оснований для применения последствий пропуска срока для обращения в суд не имеется.
Согласно представленным материалам, за период с **.**.** по **.**.** Дубровиной А.А. начислена сумма страховых взносов в фиксированном размере на общую сумму 29 727,18 руб., в том числе страховые взносы за **.**.** на обязательное пенсионное страхование в размере 19 540,07 руб., а также пени в размере 4826,41 руб. за период с **.**.** по **.**.**; страховые взносы за **.**.** на обязательное медицинское страхование в размере 4 298,89 руб., а также пени в размере 1 061,81 руб. за период с **.**.** по **.**.**.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В представленных письменных возражениях Дубровина А.А. указывает, что задолженность по обязательным платежам ею погашена, но административным ответчиком не учтена.
Вместе с тем, отзывом на иск Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми подтверждается, что согласно предоставленным Дубровиной А.А. налоговому органу документам, ответчик **.**.** уплатила страховые взносы на общую сумму 23 845 руб. (период оплаты в платежном документе ответчиком указан не был).
В соответствии с Приказом Минфина России от 08.06.2021 № 75н (ред. от 22.02.2022) «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов) (Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2021 № 64794), по вышеуказанному КБК страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу; в том числе по отмененному) за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года).
Как следует из объяснений административного истца, Дубровина А.А. произвела оплату, указав в платежном поручении КБК №... (зачисление уплаченных сумм произведено в бюджет ПФР).
С **.**.** функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов переданы налоговому органу. Правильность и своевременность уплаты страхователем страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по их уплате с этой даты контролируются в порядке; установленном Налоговым кодексом Российской Федерации)
Согласно ст. 20 ФЗ № 250-ФЗ в редакции ФЗ № 250-ФЗ, действовавшей с 29.01.2018 по 01.01.2022, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 21 ФЗ № 250-ФЗ (в вышеуказанной редакции) установлены переходные положения, согласно которым решение о возврате сумм, излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных)) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В ответе на запрос **.**.**№... налогоплательщику Дубровиной А.А. разъяснено право на обращение с заявлением о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов по КБК пенсионного фонда к пенсионному фонду.
Таким образом, суммы страховых взносов считаются неуплаченными, так уплата произведена по неверному КБК, принадлежащему Пенсионному фонду, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми не располагает возможностью уточнения платежа.
Урегулировать ситуацию с уточнением платежей Дубровиной А.А. в соответствии п.7 ст. 45 Налогового кодекса РФ невозможно в связи с истечением трех лет с даты перечисления денежных средств.
Достоверных доказательств, свидетельствующих о погашении задолженности по состоянию на день рассмотрения дела, административным ответчиком суду не представлено.
При этом суд учитывает то обстоятельство, что Дубровина А.А. при проявлении должной степени осмотрительности и заботливости со дня перечисления денежных средств с неверным указанием КБК получателя денежных средств и до обращения МИФНС в суд с настоящим иском могла оценить риски ошибочного перевода денежных средств и обратиться к их получателю с заявлением о возврате.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в заявленном размере, поскольку исследованные материалы дела свидетельствуют о неисполнении административным ответчиком обязанности по уплате обязательных платежей и санкций в установленный законом срок в заявленном налоговым органом размере.
Согласно ч. 1 ст. 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку иск инициирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Коми, которая в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина, исчисленная в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с изложенным с административного ответчика в доход МО ГО «Сыктывкар» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 091,82 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Коми удовлетворить.
Взыскать с Дубровиной Анны Андреевны, **.**.** года рождения, уроженки ... в доход бюджета недоимку за период с **.**.** по **.**.** страховых взносов в фиксированном размере на общую сумму 29 727,18 руб., в том числе: страховые взносы за **.**.** на обязательное пенсионное страхование в размере 19 540,07 руб., а также пени в размере 4 826,41 руб. за период с **.**.** по **.**.**; страховые взносы за **.**.** на обязательное медицинское страхование в размере 4 298,89 руб., а также пени в размере 1 061,81 руб. за период с **.**.** по **.**.**.
Взыскать с Дубровиной Анны Андреевны в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 1 091,82 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми.
Судья М.В. Петрова