Дело № 2-827/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 01 ноября 2012 года
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе председательствующего судьи Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Братусь Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Эжвинскому муниципальному унитарному предприятию «Жилкомхоз» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, обязании производить начисление заработной платы в соответствии с ОТС по ЖКХ РФ на 2011-2013 годы,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ЭМУП «Жилкомхоз» о взыскании недополученной заработной платы за период с **.**.** по **.**.** в размере ... руб., компенсации морального вреда в размере ... рублей, обязании производить начисление заработной платы в соответствии с ОТС по ЖКХ РФ на 2011-2013 годы с **.**.**. В обоснование требований указала, что работает в ЭМУП «Жилкомхоз», считает, что на предприятии занижена минимальная месячная базовая ставка рабочего первого разряда при работе в нормальных условиях труда, на основании которой делается расчёт заработной платы работникам. На предприятии установлена минимальная месячная тарифная ставка работника первого разряда при работе в нормальных условиях труда в размере 3505 руб. с 1 января 2010 года. Отраслевым тарифным соглашением по организациям ЖКХ, газификации и эксплуатации газового хозяйства РФ на 2008-2010 годы, пролонгированного на период 2011-2013 годы, месячная тарифная ставка рабочего первого разряда установлена с 1 января 2011 года не ниже 4200 руб., с 1 января 2012 года – не ниже 4473 руб., с 1 апреля 2012 года – не ниже 4557,5 руб., а также установлены повышающие коэффициенты особенности работ предприятия (приложение № 2 к ОТС по ЖКХ РФ). На период действия ОТС по ЖКХ РФ для многоотраслевых предприятий применяется коэффициент особенностей работ от 1,2 до 1,4 к базовой минимальной месячной тарифной ставке работника первого разряда и премии в размере 50%.
Судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».
Истица в судебное заседание не явилась, просила рассматривать дело в её отсутствие.
Представитель истца просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил заявление.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, в представленном суду отзыве с иском не согласился, а также ссылался на пропуск истцом срока исковой давности.
Представитель Рескома профсоюзов работников ЖКХ Республики Коми в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, в представленном отзыве поддержал доводы искового заявления.
Представитель Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании не участвовал, в письменном отзыве с иском не согласился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что **.**.** с ФИО2 заключен трудовой договор №... (временно на период декретного отпуска А.), согласно которому истица принята в ЭМУП «Жилкомхоз» на должность ..., установлен оклад (тарифная ставка) в размере ... руб. с районным коэффициентом ...%, северной надбавкой ...%, а также предусмотрено ежемесячное премиальное вознаграждение согласно коллективному договору. **.**.** заключено дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе на постоянное место работы истицы в должности ....
С **.**.** по **.**.** ФИО1 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, что подтверждается приказом ЭМУП «Жилкомхоз» от **.**.**.
В соответствии со ст. 256 Трудового кодекса РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, установлено, что ФИО1 является получателем государственного пособия по уходу за ребенком, порядок назначения и выплаты которого не регулируются нормами Трудового кодекса РФ и к заработной плате не относится, поскольку в соответствии со ст. 129 ТК РФ, под заработной платой понимается - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьёй 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
По мнению истца, заработная плата выплачивается ей не в полном размере, поскольку установленным на федеральном уровне Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы, утвержденным Росстроем, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, пролонгированным на период 2011-2013 годы, установлена месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в большем размере.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Согласно ст. 45 ТК РФ под соглашением понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. В соответствии со статьей 48 ТК РФ в тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключение данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Согласно частям третьей и четвертой статьи 48 Трудового кодекса РФ соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления, в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления.
В силу части седьмой статьи 48 Трудового кодекса РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время это министр здравоохранения и социального развития РФ), имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
В соответствии со статьями 45-59 Трудового кодекса РФ работодатель вправе заключать (присоединяться) к отраслевым (межотраслевым) территориальным и иным тарифным соглашениям, регулирующим особенности труда работников, права и обязанности работников и работодателей и устанавливающим дополнительные льготы, надбавки и компенсации за работу в определенной отрасли или на определенной территории.
В силу положений статей 9, 50 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2007 N 260 (в редакции от 09.04.2010), изданным в соответствии со ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержден Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению.
В соответствии с этим Приказом Федеральная служба по труду и занятости в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации в Минздравсоцразвития для размещения на официальном сайте Министерства и опубликования в газете "Ваше право". После опубликования в данной газете и размещения на официальном сайте Министерства стороны соглашения вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития РФ обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли, не участвующим в заключении соглашения, с предложением о присоединении к нему. Предложение работодателям о присоединении к соглашению составляется согласно приложению к настоящему Порядку и направляется Министерством здравоохранения и социального развития РФ для официального опубликования в "Российскую газету".
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то в соответствии с ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса РФ, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Установлено, что в 2007 году на федеральном уровне было заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы (ОТС РФ), действующее с 01 января 2008 года по 31 декабря 2010 года между Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения.
В соответствии с Соглашением его действие распространятся на работодателей Организаций и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном этим Соглашением. Организации отрасли, на которые не распространяются нормы Соглашения, вправе присоединиться к нему (п.п. 1.6; 10.4 ОТС).
Из пункта 1.7 Соглашения следует, что оно является обязательным к применению при заключение коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Указанное Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.
В случае отсутствия в Организации коллективного договора данное Соглашение имеет прямое действие.
Указанным Соглашением с 01.01.2008 установлена базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в размере не менее 2550 рублей, а с учетом повышающего коэффициента 1,4 – в размере 3570 рублей. Для многоотраслевых предприятий ЖКХ при расчете минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда производственного подразделения применяется коэффициент особенностей работ, соответствующий основной деятельности данного подразделения.
Соглашениями о внесении изменений и дополнений в ОТС от 12.08.2008 и 09.06.2010 базовая месячная ставка рабочего первого разряда была установлена с 01.01.2009 года в размере не менее 3500 рублей (4900 руб. с учетом повышающего коэффициента 1,4), а с 01.01.2011 в размере не менее 4200 рублей (5880 руб. с учетом повышающего коэффициента 1,4).
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (71/08-10 от 05 сентября 2007 года), опубликовано в журнале «Труд и Страхование» (№ 10/11, 2007) и размещено на официальном сайте Минздравсоцразвития России.
19.12.2007 в «Российской газете» № 484 опубликовано письмо Минздравсоцразвития РФ от 13.12.2007 года № 389-ТГ «О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 года», в котором работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, предложено присоединиться к нему и разъяснено, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Минздравсоцразвития России работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 8 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ о присоединении к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
По смыслу приведенной нормы следует, что действие соглашения распространяется на работодателей, не участвовавших в заключении соглашения, которые на момент опубликования предложения о присоединении осуществляли деятельность в соответствующей отрасли и в установленный законом срок не заявили о своём отказе от присоединения к нему.
Из пункта 1.6 Отраслевого соглашения следует, что действие Соглашения распространяется на работодателей Организаций (Приложение № 1 к указанному Соглашению) и работников, состоящих с ними в трудовых отношений, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном данным Соглашением.
Анализ Приложения № 1 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы свидетельствует о том, что ЭМУП «Жилкомхоз» относится к организациям, на которые, при выполнении определенных требований закона и соглашений, распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве.
27 декабря 2007 года ЭМУП «Жилкомхоз» направлен в адрес Министерства здравоохранения и социального развития РФ отказ от присоединения к ОТС РФ на 2008-2010 годы, с приложением протокола консультаций с профкомом ЭМУП «Жилкомхоз», однако данный отказ не свидетельствует о неприсоединении к Соглашению по следующим основаниям.
30.01.1997 создана Ассоциация муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, участником которой являлось и ЭМУП «Жилкомхоз».
Общим собранием членов Ассоциации муниципальных предприятий ЖКХ Республики Коми 6 октября 2004 года утверждена новая редакция Устава Ассоциации предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики.
Согласно указанному Уставу, целями и задачами Республиканского отраслевого объединения работодателей «Ассоциация предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми» являются:
- представительство законных интересов и защита прав членов объединения работодателей в сфере социально-партнёрских отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления (п. 2.1.1);
- участие от имени своих членов в комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений содействие заключению и реализации тарифных отраслевых (профессиональных) соглашений, разрешению коллективных трудовых споров (п. 2.1.3).
В силу пункта 3.1 Устава, для выполнения уставных целей и задач Ассоциация осуществляет представление интересов членов Ассоциации в органах законодательной и исполнительной власти, в отношениях с профсоюзом и другими общественными организациями.
01 февраля 2007 года проведено общее собрание членов Ассоциации МП ЖКХ РК, председателем ассоциации была избрана Ф., по результатам собрания исполнительному директору было предложено подготовить документы – заявление о вхождении в состав Общероссийского объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий» в качестве членской организации и письмо о делегировании прав (СКП) на подписание ОТС РФ на 2008-2010 годы. Представитель ЭМУП «Жилкомхоз», являющийся стороной учредительного договора Ассоциации муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства РК, заключенного 30 января 1997 года, в данном собрании участия не принимал.
01 февраля 2007 года за № 41 было подготовлено заявление в адрес Совета директоров Общероссийского отраслевого Объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий» о делегировании ассоциацией предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми «Союзу коммунальных предприятий» права подписания Отраслевого Тарифного Соглашения по РФ на 2008-2010 годы от имени ассоциации предприятий ЖКХ РК.
19 февраля 2007 года в адрес «Союза коммунальных предприятий» направлено заказное письмо.
Согласно уточнённым данным Общероссийского объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий», Ассоциация предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми делегировала ОООР «Союз коммунальных предприятий» право подписания ОТС в ЖКХ РФ на 2008-2010 годы заявлением № 41 от 1 февраля 2007 года.
В силу ч. 2 ст. 48 Трудового кодекса РФ срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Согласно п.п. 9.1, 10.7 ОТС в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по взаимной договоренности сторон, а в случае истечения срока действия Соглашения, установленные в нем нормы и положения сохраняют силу до заключения нового или изменения действующего Соглашения.
В феврале 2010 года Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения, в соответствии с ч. 2 ст. 48 ТК РФ, достигли договоренности о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы на три года с 01 января 2011 год по 01 января 2014 года, о чем 19 февраля 2010 года принято Соглашение, зарегистрированное 02 апреля 2010 года. Указанное Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, регистрационный № 145/11-14 от 02.04.2010 года (письмо Роструда от 02.04.2010 № 1611-ТЗ).
Соглашениями о внесении изменений и дополнений в ОТС от 12.08.2008, 09.06.2010, 24.03.2011 базовая месячная ставка рабочего первого разряда была установлена с 01.01.2009 - в размере не менее 3500 рублей, с 01.01.2011 - в размере не менее 4200 рублей, с 01.01.2012 в размере не ниже 4473 руб.
Учитывая, что Соглашениями от 12.08.2008, 19.02.2010, 09.06.2010, в ОТС в ЖКХ РФ на 2008-2010 годы были внесены изменения в части увеличения базовой месячной тарифной ставки, а также срока действия ОТС, то в отношении указанных Соглашений действует механизм присоединения, предусмотренный ст. 48 ТК РФ (ст. 49 ТК РФ), т.е. указанные соглашения действуют в отношении работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, лишь в том случае, если они уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключать такие соглашения либо присоединились к ним после их опубликования.
Предложение о присоединении к соглашению должно быть официально опубликовано в «Российской газете» в соответствии с п. 3 Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 г. № 260.
ЭМУП «Жилкомхоз» и Ассоциация предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми не являются членами ОООР «Союз коммунальных предприятий». В 2010 году ни ЭМУП «Жилкомхоз», ни Ассоциация предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми не делегировали ОООР «Союз коммунальных предприятий» право подписания Соглашения от 19.02.2010 о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы на три года с 01 января 2011 год по 01 января 2014 года, а также право подписания соглашений от 12.08.2008, от 09.06.2010 о внесении изменения в части увеличения базовой месячной тарифной ставки.
Кроме того установлено, что в нарушение ст. 48 Трудового кодекса РФ Соглашения от 12.08.2008, от 19.02.2010, от 09.06.2010 на сайте Минздравсоцразвития РФ не размещены, официально не опубликованы в газете «Ваше право» либо ином другом источнике публикации.
Предложения Минздравсоцразвития России работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства РФ о присоединении к Соглашениям о продлении на 2011 - 2014 годы действия ОТС в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008 - 2010 годы и об увеличении базовой месячной тарифной ставки не были официально опубликованы.
Указанные нарушения, допущенные в порядке осуществления механизма присоединения к Соглашению от 19.02.2010 о продлении на 2011-2014 годы действия ОТС в ЖКХ РФ на 2008-2010 годы, выразившиеся в несвоевременном официальном размещении и опубликовании текста соглашения, а также в отсутствии предложения о присоединении к соглашению, повлекли за собой нарушение права работодателя на отказ от присоединения к данному соглашению.
Отсутствие официально опубликованного предложения Минздравсоцразвития РФ о присоединении к Соглашению «О продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы» от 19.02.2010, а также к Соглашению о внесении изменений в раздел «Оплата труда» от 09.06.2010 в пролонгированное Соглашение, устанавливающее базовую месячную тарифную ставку рабочих первого разряда в организациях жилищно-коммунального комплекса РФ с 01.01.2011 не ниже 4200 рублей с применением коэффициента особенностей работ позволяет работодателю не применять условия пролонгированного соглашения на 2011-2013 годы, так как нарушен порядок его заключения.
Поскольку ЭМУП «Жилкомхоз» не участвовало в заключении Соглашения от 19.02.2010 о продлении срока действия ОТС в ЖКХ РФ на 2011-2013 годы и не уполномочило ОООР «Союз коммунальных предприятий» от его имени заключить данное Соглашение, а предложение о присоединении к нему не было официально опубликовано, действие данного Соглашения с последующими изменениями, внесенными в него Соглашениями от 09.06.2010, 24.03.2011, не может считаться распространенным на работодателя и работников, не участвовавших в его заключении. С учетом изложенного, Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2011-2013 годы не распространяется на ЭМУП «Жилкомхоз».
При таких обстоятельствах, требования ФИО1 о взыскании с ЭМУП «Жилкомхоз» недоначисленной заработной платы за период с **.**.** по **.**.** со ссылкой на нормы ОТС в ЖКХ РФ на 2011-2013 годы с изменениями, внесенными в него Соглашениями от 09.06.2010, 24.03.2011, не подлежат удовлетворению.
Кроме того, за требуемый период истица фактически заработную плату не получала, трудовую деятельность не осуществляла, оснований для взыскания с ответчика недополученной заработной платы, не имеется.
Так же, материалами дела подтверждается, что в суд с исковым заявлением истец обратилась в ... года, т.е. с пропуском срока обращения в суд.
В соответствии со статьёй 392 ТК РФ заявление о разрешении трудового спора подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Факт пропуска такого срока по неуважительным причинам служит самостоятельным основанием к отказу в иске.
При пропуске по уважительным причинам сроков для обращения с иском в суд, они могут быть восстановлены судом.
Истец указывает, что о нарушении работодателем её прав узнала от работников МУП «Жилкомуслуга», однако суд приходит к выводу, что истец имела возможность своевременно ознакомиться с действовавшими нормативно-правовыми актами, устанавливающими порядок оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008 - 2010 гг., Соглашением от 19.02.2010 о продлении срока действия ОТС в ЖКХ РФ на 2011-2013 годы, Трудовым кодексом РФ), которые были общедоступны, препятствий для выяснения порядка начисления ей заработной платы также не имелось. Кроме того, при получении заработной платы истцу выдавались расчетные листы, что также не лишало её возможности проверить правильность начисленной заработной платы либо своевременно обратиться за разъяснениями к специалистам.
Исходя из существа спора, суд считает что заявлены требования о порядке начисления заработной платы в соответствии с теми или иными нормативными актами, в связи с чем данные правоотношения не могут расцениваться как длящиеся и на них распространяется трехмесячный срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Причем исчисление этого срока должно осуществляться по истечении каждого очередного календарного месяца, за который работником была получена заработная плата, начисленная не в соответствии с ОТС.
Ходатайства о восстановлении данного срока от истца не поступало и не представлено уважительных причин для его восстановления. Юридическая неосведомленность работника не может служить основанием для восстановления пропущенного им срока для обращения в суд.
Статьёй 199 ГК РФ установлено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 198 ГПК РФ, в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к вводу об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Эжвинскому муниципальному унитарному предприятию «Жилкомхоз» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, обязании производить начисление заработной платы в соответствии с ОТС по ЖКХ РФ на 2011-2013 годы - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2012 года.
Судья А.А. Шерстнёва